Научная статья на тему 'Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования'

Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОУЧИНГ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ ОБЩЕНИЯ / УЧАЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

В статье раскрывается понятие манипуляции, приводятся взгляды на определение и критерии манипуляции. Актуализируется проблема ориентации на манипулятивные установки в системе образования. Обосновывается целесообразность применения коуч-технологий в работе с преподавателями системы дополнительного образования. Перечисляются коуч-технологии, используемые в работе с экспериментальной группой преподавателей. Приводятся результаты первичной и итоговой диагностики экспериментальной и контрольной групп, с применением диагностического инструментария: Методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА) (Р. Кристи), «Шкала манипулятивного отношения Банта» (Т. Бант), авторский тест для определения уровня манипуляционной зависимости. Формулируются выводы относительно эффективности применения коуч-технологий в работе со стратегиями манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application the coach technologies in work with the strategy of manipulative communication of teachers of the system of additional education

In the article, the concept of manipulation is revealed; the views on definition and criteria of manipulation are given. The problem of orientation to manipulative settings in an education system is updated. The expediency of application of the coach technologies is proved in work with teachers of the system of additional education. There are listed the coach-technologies, used in work with the experimental group of teachers. Results of the primary and total diagnostics of experimental and control groups, with use of diagnostic tools are given: the technique of measurement of level of the Machiavellianism of the personality (MACK-SCALE) (R. Christie), "The scale of the manipulative relation of the Bunt" (T. Bunt), the author's test for determination of the level of handling dependence. Conclusions concerning the efficiency of application of the coach technologies in work with the strategy of manipulative communication of teachers of the system of additional education are formulated.

Текст научной работы на тему «Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования»

УДК 159.9

ПРИМЕНЕНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СТРАТЕГИЕЙ

МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье раскрывается понятие манипуляции, приводятся взгляды на определение и критерии манипуляции. Актуализируется проблема ориентации на манипулятивные установки в системе образования. Обосновывается целесообразность применения коуч-технологий в работе с преподавателями системы дополнительного образования. Перечисляются коуч-технологии, используемые в работе с экспериментальной группой преподавателей. Приводятся результаты первичной и итоговой диагностики экспериментальной и контрольной групп, с применением диагностического инструментария: Методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА) (Р. Кристи), «Шкала манипулятивного отношения Банта» (Т. Бант), авторский тест для определения уровня манипуляционной зависимости. Формулируются выводы относительно эффективности применения коуч-технологий в работе со стратегиями манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, коучинг, макиавеллизм, манипуляция, образование, общение, преподаватель, психологическое воздействие, сотрудничество, стратегия общения, учащийся.

APPLICATION THE COACH TECHNOLOGIES IN WORK WITH THE STRATEGY OF MANIPULATIVE COMMUNICATION OF TEACHERS OF THE SYSTEM OF

ADDITIONAL EDUCATION

Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Annotation

In the article, the concept of manipulation is revealed; the views on definition and criteria of manipulation are given. The problem of orientation to manipulative settings in an education system is updated. The expediency of application of the coach technologies is proved in work with teachers of the system of additional education. There are listed the coach-technologies, used in work with the experimental group of teachers. Results of the primary and total diagnostics of experimental and control groups, with use of diagnostic tools are given: the technique of measurement of level of the Machiavellianism of the personality (MACK-SCALE) (R. Christie), "The scale of the manipulative relation of the Bunt" (T. Bant), the author's test for determination of the level of handling dependence. Conclusions concerning the efficiency of application of the coach technologies in work with the strategy of manipulative communication of teachers of the system of additional education are formulated.

Keywords: additional education, coaching, Machiavellianism, manipulation, education, communication, teacher, psychological influence, cooperation, strategy of communication, pupil.

ВВЕДЕНИЕ

Изобилие примеров самых разных манипуляций содержится в художественной и исторической литературе. Г.А. Ковалев считает, что всю историю психологии можно понимать как историю ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению объективных и субъективных детерминант этого процесса [4].

Интересно, что в отечественной психологической науке манипуляция чаще всего упоминалась в рамках общей проблематики воздействия (влияния) в качестве одного из его видов, но вместе с этим психологические особенности манипулятивного воздействия практически не были исследованы. Только в 1996 году вышла первая монография Е.Л. Доценко,

было сформулировано определение манипуляции, которая характеризовалась как вид психологического воздействия, успешное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими потребностями [3].

Е.В. Сидоренко считает, что основная причина того, что человек пытается воздействовать на других людей, заключается в его стремлении обрести чувство собственной значимости [5]. Человек стремится добиться внимания и признания со стороны других, власти над ними или возможности мщения за тот вред, который они ему ранее причинили. Э. Шостром отмечал, что манипуляции стали такой обычной и повседневной частью жизни, что их просто перестали замечать. Кроме того, в «невротическом современном обществе удобнее жить манипулятору, нежели актуализатору» [7]. По словам А. Адлера манипуляция возникает тогда, когда происходит компенсаторная реализация стремления к власти. «Убийца получает удовольствие, только действуя вопреки общественному чувству, а невротик использует других для достижения своих целей», - писал он [1].

Деятельность личности регулируется всей системой общественных отношений. Следовательно, предпосылки манипуляции надо рассматривать как обусловленные не только индивидуальными особенностями человека, но и той группой, в которую входит индивид, в том числе и профессиональной группой [6].

В контексте профессиональной деятельности можно предполагать, что должностные позиции, позволяющие реализовать стремление индивида к власти, не ведут к формированию манипулятивной установки у индивида. В то же время позиции, ограничивающие реализацию стремления индивида к власти, будут создавать предпосылки для формирования компенсаторной манипулятивной установки.

Вполне естественно, что манипулятивные стратегии взаимодействия, получающие всё большее распространение в различных сферах жизни человека, активно проявляются и в сфере образования, в частности в общении учителей с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Специфика деятельности организаций дополнительного образования уникальна не только возможностью развить детский досуг. Выявление и развитие заложенных в ребенке творческих способностей требует от преподавателя не только его компетенции, но и знания многих психологических аспектов. Для изменения манипуляци-онных установок в общении педагогических работников в сторону мотивирующего наставника необходимо содержательное обновление личности преподавателя. Изменения выражаются в способности преподавателя перестроить тактику проведения учебно-воспитательного процесса от манипулятивного влияния на учащегося, к стратегии сопровождения, при этом иметь возможность быть для своего воспитанника проводником в мир новых возможностей. Для решения данной задачи могут быть использованы технологии коучинга -относительного нового для нашей страны, но уже отлично себя зарекомендовавшего механизма индивидуальной и групповой работы. Основной принцип и условие коучинга - быть не «над», а «рядом». Работа коуча построена на стратегиях сотрудничества и сопровождения [2]. С целью изучения эффективности применения коуч-технологий в работе со стратегиями манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования на базе МБУ ДО «Детская школа искусств им. Н.Е. Сорокина» и МОУ ДО «Веселов-ский центр детского творчества» Ростовской области было проведено соответствующее исследование.

МЕТОДЫ

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 60 учителей, дифференцированных на экспериментальную и контрольную группы, в которых была проведена первичная диагностика при помощи следующих методов:

- для изучения макиавеллевской манипуляции и определения уровня макиавеллизма использована методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА)

(Р. Кристи);

- для выявления склонности к манипулированию другим людьми использована «Шкала манипулятивного отношения Банта» (Т. Бант);

- для выявления степени устойчивости к попыткам манипулирования разработан и использован авторский тест.

В экспериментальной группе проводили тренинги с использованием коучинговых технологий. Всего было проведено 3 занятия, на которых применялись следующие коуч-технологии: «Модель GROW»; «Колесо успеха»; «Ваши способности к искренности»; «Трёхступенчатая ракета»; «Интегральный подход по работе с проблемой»; «Рецепт идеального дня».

После данной работы в обеих группах была проведена итоговая диагностика, с использованием методического инструментария, аналогичного первичной диагностике.

На рисунке 1 представлены средние ранги выраженности макиавеллизма, манипулятивного отношения и манипуляционной зависимости в контрольной группе до и после реализации программы (по и-критерию Манна-Уитни).

1 - макиавеллизм; 2 - манипулятивное отношение; 3 - манипуляционная зависимость Рисунок 1 - Выраженность макиавеллизма, манипулятивного отношения и манипуляционной зависимости в контрольной группе до и после реализации программы (в ср.р.)

Для определения различий в показателях макиавеллизма, манипулятивного отношения и манипуляционной зависимости первичной и итоговой диагностики в контрольной группе преподавателей системы дополнительного образования использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Значимых различий выявлено не было, что свидетельствует о незначительных сдвигах (или их отсутствии) в измеряемых показателях.

На рисунке 2 представлены средние ранги первичной и итоговой диагностики (по И-критерию Манна-Уитни) в экспериментальной группе.

1 - макиавеллизм; 2 - манипулятивное отношение; 3 - манипуляционная зависимость Рисунок 2 - Выраженность макиавеллизма, манипулятивного отношения и манипуляционной зависимости в экспериментальной группе до и после реализации программы (в ср.р.)

Значимые различия были выявлены по всем оцениваемым показателям, что представлено в таблице 1.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3

3

Таблица 1 - Wilcoxon Signed Ranks Test показателей экспериментальной группы до и после

реализации программы

Макиавеллизм Манипулятивное отноше- Манипуляционная зависи-

ние мость

Z -4,480(a) -3,108(a) -2,956(a)

Asymp. Sig. (2-tailed) 0,000 0,002 0,003

Положительные сдвиги наблюдаются в проявлении макиавеллизма, где Ъ = -4,480, при р=0,000; склонности к манипулированию другим людьми, где Ъ = -3,108, при р=0,002; и в степени зависимости от скрытых психологических воздействий окружающих, Ъ = -2,956, при р=0,003 у преподавателей дополнительного образования.

Проявление макиавеллизма (рисунок 3) снизилось у 6% преподавателей, т.е. они стали более мягче в общении, направлены на процесс творчества и сотрудничества, больше ориентированы на компромисс и взаимодействие.

60 50 40 30 20 10 0

55

51 49

45

□ До

□ После

Низкий уровень

Высокий уровень

1 - Низкий уровень макиавеллизма; 2 - Высокий уровень макиавеллизма Рисунок 3 - Уровень макиавеллизма в экспериментальной группе до и после проведения программы в экспериментальной группе (в %)

Склонность к манипулированию другими людьми (рисунок 4) у преподавателей после участия в программе снизилась. Так, в обсуждениях они указывали на то, что ответственность за происходящее несет сам человек и сотрудничество, взаимопомощь, открытость и доверие те качества, которые помогают добиваться успеха. Особенно данные качества важны в работе преподавателя дополнительного образования, т.к. здесь процесс образование направлен больше на развитие и творчество детей.

60 50

40 32

30 "

20 ^ 14

10 0

48

19

19

25

17

26

□ 1 □ 2

□ 3

□ 4

После

До

1 - высокий показатель манипулятивного отношения; 2 - средний показатель с тенденцией к высокому манипу-лятивного отношения; 3 - средний показатель с тенденцией к низкому манипулятивного отношения; 4 - низкий показатель манипулятивного отношения.

Рисунок 4 - Уровень манипулятивного отношения в экспериментальной группе до и после проведения программы (в %)

Степень зависимости от скрытых психологических воздействий окружающих также значимо изменилась (рисунок 5). У преподавателей повысился уровень устойчивости к попыткам манипулирования со стороны окружающих. Они стали более уверенно отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», если их что-то не устраивает и искать новые решения, чаще обращаться за помощью и приняли позицию, что «отрицательного» опыта не бывает.

60 50 40 30 20 10 0

48

35

28

18

19 18

11

23

□ 1 □ 2

□ 3

□ 4

После

До

1 - высокий показатель устойчивости к попыткам манипулирования; 2 - средний показатель устойчивости к манипуляции с тенденцией к высокому; 3 - средний показатель устойчивости к манипуляции с тенденцией к низкому; 4 - низкий показатель устойчивости к манипуляции.

Рисунок 5 - Уровень манипуляционной зависимости до и после проведения программы в экспериментальной

группе (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, использование коуч-технологий способствует изменению стратегий манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования, о чём свидетельствуют полученные результаты:

- в контрольной группе проявление макиавеллизма, склонность к манипулированию другим людьми и степень зависимости от скрытых психологических воздействий окружающих значимо не изменились;

- в экспериментальной же группе были выявлены значимые сдвиги по всем трем измеряемым показателям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - СПб. : Питер, 1999. - 54 с.

2. Аткинсон, М. Наука и искусство коучинга: пошаговая система коучинга / М. Аткинсон, Р.Т. Чойс. - М. : Альпина Бизнес Бук, 2012. - 80 с.

3. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — М. : Юрайт, 2000. - 344 с.

4. Ковалев, С.В. Основы нейролингвистического программирования / С.В. Ковалев. - М. -КСП+, 2007. - 135 с.

5. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 127 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Таранов, П.С. Секреты поведения людей / П.С. Таранов. - М. : Фаир - Пресс, 2007. - 95

с.

7. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск : Полифакт, 1992. - 124 с.

REFERENCES

1. Adler, A. (1999), The science to live, Peter, St. Petersburg.

2. Atkinson, M. and Choys, R.T. (2012), Science and art of coaching: Step-by-step system of coaching, Alpina Business Book, Moscow.

3. Dotsenko, E.L. (2000), Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection, Yurayt publishing house, Moscow.

4. Kovalyov, S.V. (2007), Bases of neurolinguistic programming, KSP+, Moscow.

5. Sidorenko, E.V. (2001), A training of influence and opposition to influence, Speech, St. Petersburg.

6. Taranov, P.S. (2007), Secrets of behavior of people, Fair-press, Moscow.

7. Shostr, E. (1992), Anti-Carnegie, or the person manipulator, Polyfact, Minsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.