Научная статья на тему 'Применение концепций АОП в разработке расширяемых приложений'

Применение концепций АОП в разработке расширяемых приложений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
333
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / СЛОЙ / ASPECTJ / ASPECT-ORIENTED PROGRAMMING / LAYER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Калинин Сергей Юрьевич, Колоколов Иван Анатольевич, Литвиненко Александр Николаевич

Рассматриваются проблемы разработки и сопровождения программных проектов больших приложений. Показывается необходимость введения специальной единицы модульности проекта слоя. Описываются идеи аспектно-ориентированного программирования, на которых основан механизм слоёв. Проводится сравнительный анализ механизма слоёв с AspectJ аспектно-ориентированным расширением языка Java.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Калинин Сергей Юрьевич, Колоколов Иван Анатольевич, Литвиненко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING AOP CONCEPTS TO THE DEVELOPMENT OF EXTENDABLE APPLICATIONS

The paper deals with the problems of large program projects development and maintenance. The necessity of introduction of the special unit of projects modularity (called layer) is shown. The ideas of aspect-oriented programming on which the layer technique is based upon are described. The comparative analysis of the layer technique and AspectJ (aspect oriented extension to Java) is conducted.

Текст научной работы на тему «Применение концепций АОП в разработке расширяемых приложений»

Раздел II. Информационные технологии, управление

УДК 004.416.6

С.Ю. Калинин, И.А. Колоколов, АЛ. Литвиненко

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ АОП В РАЗРАБОТКЕ РАСШИРЯЕМЫХ

ПРИЛОЖЕНИЙ

Рассматриваются проблемы разработки и сопровождения программных проектов больших приложений. Показывается необходимость введения специальной единицы модульности проекта - слоя. Описываются идеи аспектно-ориентированного программирования, на которых основан механизм слоев. Проводится сравнительный анализ механизма слоев с AspectJ- аспектно-ориентированным расширением языка Java.

Аспектно-ориентированное программирование; AspectJ; слой.

S.Y. Kalinin, I.A. Kolokolov, A.N. Litvinenko

APPLYING AOP CONCEPTS TO THE DEVELOPMENT OF EXTENDABLE

APPLICATIONS

The paper deals with the problems of large program projects development and maintenance. The necessity of introduction of the special unit of project’s modularity (called layer) is shown. The ideas of aspect-oriented programming on which the layer technique is based upon are described. The comparative analysis of the layer technique and AspectJ (aspect oriented extension to Java) is conducted.

Aspect-oriented programming; AspectJ; layer.

Формулировка одной из самых главных проблем разработки «больших» приложений звучит банально: объём программного кода увеличивается и его становится сложно контролировать. C каждым вмешательством в проект программный код становится всё менее и менее читабельным, всё больше и больше времени тратится на то, чтобы выяснить, кем и для чего были сделаны некоторые изменения. Безболезненное изменение программного кода становится всё более сложной задачей («Метод изменения содержимого программного фонда называется безболез-,

ранее версий программы» [1. С. 12]). Для эффективного решения задач сопровождения и расширения приложения предлагается использовать специальный меха, ( -).

Недостаточность существующих решений. Не секрет, что модуляризация -один из важнейших инструментов создания "хорошего" приложения. Вслед за монографией [1] под модулем будем понимать выделенную по тем или иным мотивам часть первичного материала программного фонда [1. С. 42]. Модульность современного мейнстримового программирования основана на понятии объект. ООП с редкими примесями АОП, по сути, позиционируются сегодня как универсальный инструмент для решения практически любых задач программирования. Однако современный класс ООП не всегда хорошо играет роль модуля многократного использования. Существенный минус такого подхода заключается в том, что он по-

зволяет выделять модули только в исходных файлах, написанных на конкретном объектно-ориентированном языке. В то же время программный проект может включать код на языках, не являющихся объектно-ориентированными. К примеру, программный проект некоторого СУБД-приложения обычно содержит файлы с кодом на некотором диалекте SQL, текстовые файлы с описаниями на естественном, "человеческом" языке, конфигурационные XML-файлы и т.д. В этом случае , ,

. . получить возможность выделять в модуль функциональность, которая может быть разнесена по различным файлам, содержащих код на различных языках. Такой возможности не дают и современные реализации АОП. Хотя они и позволяют оформить сквозную функциональность [2. С. 2] в виде аспекта, но остаются привязанными к конкретному языку: аспект в них является просто особым видом объекта ООП и должен содержать код только на фиксированном языке. Поэтому в качестве единицы построения программного проекта рассматривается модуль, который мы будем называть слоем. Это некоторый аналог аспекта, объединяющий в себе элементы любых файлов проекта, а не только файлов с кодом на конкретном язы-. ( « », , -но в монографии АЛ. Фуксмана [4].)

АОП (аспектно-ориентированное программирование). Объ ектно-ориенти-рованное программирование предоставляет большой набор инструментов для

( , , ), некоторую функциональность с помощью предложенных методов принципиально невозможно выделить в отдельные модули. Такую функциональность обычно на, -граммы [2. С. 2]. Типичные задачи, приводящие к появлению сквозной функцио-, - . , -

лизующих журнализацию и обработку ошибок, обычно разбросаны по различным ,

логикой журнализации (или обработки ошибок) как единым модулем. АОП призвано решить эту проблему. С точки зрения АОП разработка приложения распадается на две задачи:

1) выделение функциональных компонентов, т.е. классов, функций;

2) , . . -, .

Объектно-ориентированные языки решают лишь первую задачу. Для решения второй задачи АОП предлагает использовать специальный вид модуля - аспект.

- -вия с другими функциональными компонентами. Другими словами, аспект есть собранная воедино сквозная функциональность, а также правила, определяющие, как и где эта функциональность в проекте должна работать. При аспектноориентированной разработке выделяются традиционные модули (классы, функ) . , -нальность аспектов на основе указанных в них правил "вплетается" в традиционные модули. Этот процесс принято называть вплетением (weaving), а механизм, который реализует вплетение, - интегратором аспектов (aspect weaver). В итоге , . код переплетённым представлением.

AspectJ как реализация идей АОП. Рассмотрим в качестве примера современной реализации идей АОП расширение языка Java под названием AspectJ [3]. AspectJ является не только самой распространённой на данный момент реализаци-

ей идей АОП, но и очень типичной - большинство прочих реализаций чрезвычай-AspectJ.

Ключевые понятия AspectJ:

♦ JoinPoint - строго фиксированная точ ка выполнения программы, к при-

, , , ;

♦ PointCut - набор точек JoinPoint, удовлетворяющих некоторому критерию

;

♦ Advice - набор инструкций языка (в данном случае java), выполняемых

, JoinPoint

PointCut;

♦ Introduction - .

AspectJ , -

ты PointCut и Advice. То есть аспект AspectJ - объект с некоторой функциональностью и условиями, при которых эта функциональность должна выполняться. Такие условия определяются двумя факторами:

♦ (JoinPoint)

;

♦ когда (по отношению к инструкциям точки JoinPoint) эта функциональность должна отработать.

Первая часть условия задаётся с помощь конструкции PointCut. Например,

call (public voidMyMethod (int))

является конструкцией PointCut, которая соответствует вызовам public'-метода MyMethod, принимающего в качестве параметра переменную типа int и возвращающего переменную типа void. В конструкциях PoitCut можно применять групповые символы (wildcards) и знаки логических операций &&, || и !. К примеру PointCut

call (public * * (..)) && ! call (public void MyMethod (int))

public- (

"*" означает произвольный возвращаемый тип, второй - произвольное имя метода, символы ".." в списке параметров - произвольные параметры) кроме public-метода MyMethod .

, , , следующими ключевыми словами:

♦ before. Функциональность, описанная в advice, выполняется до функцио-

JoinPoint;

♦ afterreturning. , advice,

JoinPoint;

♦ afterthrowing. , advice,

JoinPoint;

♦ after. , advice, -

JoinPoint;

♦ around. , advice,

JoinPoint.

AspectJ. -

public- LogMe

необходимо добавлять вызов метода logger.log, который осуществляет журнализацию.

,

этим правилам неоправданно усложнит каждый метод класса LogMe:

public void doMethod()

{

logger.log();

/* основной код метода */

}

AspectJ -

:

aspect AutoLog {

pointcut publicMethods(LogMe s):target(s) && call(public * *(..));

before(LogMe s): publicMethods(s)

{

Logger.log();

}

}

Интегратор аспектов построит (на этапе выполнения либо на этапе компиляции) переплетённое представление на основе этого аспекта. В итоге при выполне-

public- LogMe -

но будет выполняться метод logger.log.

. -ный минус. Он заключается в том, что аспект должен состоять из фрагментов, на. AspectJ, , Java,

оформить аспект, который кроме кода на Java содержал бы фрагменты на SQL, XML , .

Слой как единица модульности проекта. Главным мотивом при выделении каких-либо модулей является следующий: модуль должен наиболее полно соответствовать некоторой логически единой сущности. То есть модуль, описанный "компьютерным языком", должен наиболее естественно соответствовать некоторой "человеческой концепции". Однако при выделении модулей в объектноориентированном программировании играет роль и "неестественный" в некотором смысле мотив модуляризации: сделать модуль (функцию, объект) функциональ-. -стей компьютерных концепций и менее прозрачным с точки зрения концепций .

, , человеческой концепции, бизнес-объекту. При этом модуль может состоять из , . произвольными метками (о метках речь пойдёт ниже) и связывать в иерархии.

[4] . ,

проект будет распадаться на набор слоёв. При этом весь проект целиком (для ) , -ит на вершине иерархии слоёв. Установившееся в практике программирования деление СУБД-приложения на 3 части (слой данных (Data Access Layer - DAL), слой бизнес-логики (Business Logic Layer - BLL) и слой представления (Presentation Layer - PL))

.

, , . -собрать воедино весь текст, относящийся к некоторому бизнес-объекту, в едином .

код, но и комментарии, описания, документацию.

Можно дать следующее простое функциональное определение слоя: слой -( , ), , -щий за реализацию некоторого бизнес-объекта.

Слой может находиться в двух представлениях:

♦ весь текст, относящийся к данному бизнес-объекту, рассредоточен по проекту. Такое представление будем называть рассредоточенным пред.

остальным кодом проекта и компилируется вместе с ним;

♦ весь текст, относящийся к данному бизнес-объекту, собран в виде едино-

( ).

. -

лён от остального кода проекта и является временной некомпилируемой структурой. Механизм, который переводит слой из рассредоточенного представления в сосредоточенное и обратно, будем называть интеграто-.

AspectJ, -

. AspectJ :

1) ;

2) (aspect weaver) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевой момент здесь в том, что первичным объектом для работы является

,

.

Схема создания нового слоя отличается от схемы добавления нового аспекта:

1. , , , -щийся к слою. То есть первоначально формируется рассредоточенное представле-.

2. , -

ченное представление слоя.

З. , , -

доточенным представлением соответствующего слоя. Снова запуская интегратор

, -, .

. -, . , -граммист решает включить в некоторый слой, должно быть отмечено открывающей меткой, а конец - закрывающей. Можно дать следующее определение слоя, используя понятие меток: слой - это набор (вообще говоря, мультиязыковых) , -которого бизнес-объекта. Текст, заключенный в метки, будем называть фрагмен-. : -.

Если говорить о формальном описании общего вида меток (без привязки к ), ,

( ), :

<ашвол однострочного комментария>, <открыватций символ метки>, <шт слоя>, <номер фрагмента>, <тип фрагмента>, дополнительная информация>.

Закрывающая метка имеет симметричный вид:

<ашвол однострочного комментария>, Закрывающий символ метки>, <гшя слоя>, <номер фрагмента>, <тип фрагмента>, дополнительная информация>.

< > -комментария в том языке, на котором пишется данный фрагмент слоя. К примеру,

если фрагмент слоя относится к коду на Microsoft C#, то этим символом будет //, если к коду на Microsoft FoxPro, то *. Этот символ нужен для того, чтобы метки воспринимались компилятором как комментарий. <открывающий символ метки> и Закрывающий символ метки> - это произвольные символы, которые нужны для того, чтобы отличать открывающую метку от закрывающей. <шля слоя> задаёт имя слоя, к которому данный фрагмент относится. <номер фрагмента> задаёт номер данного фрагмента, который позволяет однозначно определить фрагмент. Пары <шля слоя>, <номер фрагмента> должны быть уникальными, для того чтобы метка однозначно определяла фрагмент текста. Такая уникальность должна контролироваться редактором среды разработки. Удобно, если такой редактор при

Intellisense -

тупный номер фрагмента слоя. <тип фрагмента> задаёт тип фрагмента слоя. Авторы данной работы предлагают разделять фрагменты на три типа: фрагменты

,

слоя (подробнее типы фрагментов рассматриваются ниже). Наконец дополнительная информация> - это некоторая дополнительная информация о фрагменте , .

, Microsoft FoxPro:

*(LOGGER 2 DEF журналирование при сохранении,

*) LOGGER 2 DEF журналирование при сохранении.

Здесь "*" - однострочный комментарий языка FoxPro, "(" и ")" - открывающий и закрывающий символы метки, "LOGGER" - имя слоя, "2" - номер фрагмента слоя, "DEF" - тип фрагмента, т.е. константа, указывающая, что данный фрагмент относится к определяющему вхождению, "журнадирование при сохранении"

- .

Типы фрагментов слоя. Будем выделять 3 типа фрагментов слоя:

1) ;

2) ;

3) .

Такое разделение не требуется для корректной работы механизма слоёв, а вводится лишь для удобства манипулирования слоем.

Фрагмент определяющего вхождения слоя - это фрагмент слоя, который содержит определения конструкций языка программирования (переменных, функ, , , , XML- . .), -

средственно к данному слою. Такие конструкции могут быть описаны в произвольных файлах проекта и должны заключаться в метки с фиксированным типом фрагмента, скажем, "DEF". В тексте проекта фрагментов определяющего вхождения может быть произвольное количество. К примеру, если мы описываем слой, отвечающий за журнализацию в системе, то функцию, которая эту журнализацию , :

*( LOGGER 1 DEF PROCEDURE LOGGER

*

ENDPROC *) LOGGER 1 DEF

, "DEF"

(в примере *( LOGGER 1 DEF и *) LOGGER 1 DEF), после интеграции слоя попадут в блок кода, который будем называть определяющим вхождением слоя.

, ( -нии) будет включать блок кода, содержащий все определения конструкций, относящихся к данному слою. Просмотр такого блока кода является чрезвычайно информативным и сильно проясняет логику работы слоя.

Фрагменты использующего вхождения слоя - это, как правило, фрагменты , , ,

. , , который не имеет смыла оформлять (или вообще нельзя оформить) в виде конструкции определяющего вхождения, но который также непосредственно относится . , в виде фрагмента использующего вхождения:

*(LOGGER 2 журнализация при сохранении;

DO LOGGER && вызвать процедуру журнализации;

*) LOGGER 2 журнализация при сохранении.

Поскольку фрагменты использующего вхождения используются чаще дру, -ментом использующего вхождения фрагмент с меткой без типа.

, -нить заголовок некоторой экранной формы. Вряд ли имеет смысл оформлять такой код в виде отдельной процедуры. Но фрагмент кода, который изменяет свойство Caption , , -

,

:

*(LOGGER 3 изменить заголовок формы,

ThisForm.Caption = ThisForm.Caption + " Журнализация",

*) LOGGER 3 изменить заголовок формы.

Все такие фрагменты (с метками без типа) после интеграции слоя попадут в , .

То есть после интеграции слой (в сосредоточенном его представлении) будет включать блок кода, содержащий все обращения к конструкциям определяющего вхождения (и прочий код, который не оформлен в виде определяющего ).

Фрагменты метаданных слоя - это фрагменты с некоторыми дополнительными данными о слое. Сюда включаются описания слоя на уровне пользователя и более детальное и глубокое описание слоя на уровне программиста. Метаданные слоя могут содержать некоторые произвольные тэги, маркирующие слой. С помощью таких тэгов можно, к примеру, организовывать быстрый поиск. Подобно фрагментам определяющего и использующего вхождений, фрагменты метаданных слоя могут быть описаны в произвольных файлах проекта и должны заключаться в метки с фиксированным типом фрагмента, скажем, "DESC". Таких фрагментов может быть произвольное количество. К примеру, описание процедур журнализации нашего гипотетического слоя можно поместить в следующих фрагментах:

*(LOGGER 4 DESC описание журнализации для пользователя

* Журнализация всегда включена при редактировании документов.

* Пользователь может просмотреть журнал изменения данных,

* запустив экранную форму "Журнализация" из меню "Сервис"...

*) LOGGER 4 DESC описание журнализации для пользователя

*(LOGGER 5 DESC описание журнализации для разработчика

* Ключевые моменты журнализации реализованы в процедуре LOGGER.

* Алгоритм её работы следующий...

*) LOGGER 5 DESC описание журнализации для разработчика

Все фрагменты, помеченные в тексте проекта метками с типом "DESC", после интеграции слоя попадут в блок .метаданных слоя. Ясно, что иметь под рукой блок с собранными воедино комментариями относительно работы слоя чрезвычайно удобно и информативно.

Общая структура слоя и схема работы механизма слоёв. В итоге после за, LOGGER -

щее сосредоточенное представление:

*( LOGGER СЛОЙ: LOGGER *(

C: \Projects\Test\PLUGIN\test.prg *) ФАЙЛЫ СЛОЯ *( ,

C: \Projects\Test\PLUGIN\test.prg *) ФАЙЛЫ, ЦЕЛИКОМ ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЛОЮ *( ###TAG MetaData

*(LOGGER 4 DESC описание журнализации для пользователя

* Журнализация всегда включена при редактировании документов.

* Пользователь может просмотреть журнал изменения данных,

* запустив экранную форму "Журнализация" из меню "Сервис"...

*) LOGGER 4 DESC описание журнализации для пользователя *(LOGGER 5 DESC описание журнализации для разработчика

* Ключевые моменты журнализации реализованы в процедуре LOGGER.

* Алгоритм её работы следующий...

*) LOGGER 5 DESC описание журнализации для разработчика *) ###TAG MetaData *(###TAG Definition *(LOGGER 1 DEF {\PLUGIN\test.prg}

PROCEDURE LOGGER

*

ENDPROC *) LOGGER 1 DEF *) ###TAG Definition *(###TAG Usage

*(LOGGER 2 журнализация при сохранении {\PLUGIN\test.prg}

DO LOGGER && вызвать процедуру журнализации

*) LOGGER 2 журнализация при сохранении

*(LOGGER 3 изменить заголовок формы {\PLUGIN\test.prg}

ThisForm.Caption = ThisForm.Caption + " Журнализация"

* ) LOGGER 3 изменить заголовок формы *) ###TAG Usage *) LOGGER

Блок кода внутри меток специального вида *(###TAGMetaData и *(###TAG MetaData содержит метаданные слоя. Метки *(###TAG Definition и *) ###TAG Definition ограничивают определяющее вхождение слоя, *( ###TAG Usage и *) ###TAG Usage - использующее вхождение. Кроме этих основных блоков кода в начале слоя содержится список файлов, в которых встретились фрагменты данного , , .

, - -гике работы журнализации, ему не придётся выискивать в проекте строки кода,

.

изменения непосредственно в сосредоточенное представление слоя, которое для удобства манипулирования разбито на три части.

Сосредоточенное представление слоя, вообще говоря, является временной структурой, которая не компилируется. Если она хранится в некотором файле (от-

), -но "пересобрать", т.е. запустить интегратор слоев и получить актуальное сосредо-, , -екта. После того как программист внёс необходимые ему изменения в сосредоточенное представление слоя, он снова запускает интегратор слоёв, который "вплетает" изменения в файлы проекта. Пусть, к примеру, в приведённом выше сосредо-

*( LOGGER 3.

Чтобы эти изменения были внесены в проект, программист запускает интегратор слоёв. Интегратор ищет в коде проекта фрагмент, помеченный такой же меткой ( , ). -го код найденного фрагмента заменяется кодом, который содержится в сосредото-

*( LOGGER 3, . . , -

рый программист менял. В итоге изменения, внесённые в сосредоточенное пред, .

Детали реализации механизма слоёв. Если говорить о конкретных деталях реализации, то авторы пользуются интегратором слоёв, реализованным в виде плагина для свободно распространяемого текстового редактора Notepad++ (http://notepad-plus.sourceforge.net/ru/site.htm). Кроме того, в виде плагина к Notepad++ -

екта и манипулирования ими. Программист имеет возможность совершать следующие основные действия со слоями:

♦ получить список слоёв проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ получить сосредоточенное представление некоторого слоя из списка;

♦ "вплести" изменения, внесённые в сосредоточенное представление слоя в

;

♦ переходить от фрагментов проекта к фрагментам сосредоточенного представления слоя и наоборот;

♦ отключить (закомментировать) и включить слой.

Сам редактор Notepad++ чрезвычайно удобно настроить так, чтобы он позволял использовать "сворачивание" (folding) фрагментов слоя. Это делает просмотр кода слоя куда более комфортным и информативным.

Сравнительный анализ AspectJ и механизма слоёв. Проведём сравнитель-

AspectJ . -

AspectJ . ,

применения слоя - собрать в виде единого модуля всё, что относится к некоторому бизнес-объекту в проекте. Цель применения аспекта AspectJ - гарантир ованно выполнить некоторый код после (до или вместо) определённых точек JointPoint проекта, не затрагивая код самого проекта (кроме, собственно, кода самого аспекта). Как уже отмечалось выше, отличается алгоритм добавления нового слоя и нового AspectJ . AspectJ -

ставления кода вторична и оно не предназначено для просмотра и редактирования. При использовании же слоёв переплетённое представление кода вторичным не . AspectJ, ( )

состоит из двух элементов:

♦ функциональность, относящаяся к некоторой логически единой задаче;

♦ правила "вплетения" этой функциональности в файлы проекта.

Однако в случае слоя правила вплетения очень простые и не требуют струк-PointCut. " " ,

. AspectJ advice -

JointPoint, ,

, . -

рукций к произвольному месту в коде невозможно. Кроме того, действие аспекта AspectJ , Java. -

низм слоёв позволяет привязывать некоторые инструкции к произвольному месту в коде проекта, причём независимо от языка, на котором этот код написан. Однако такая гибкость достигается путём дополнительных усилий программиста по расстановке меток в коде проекта.

AspectJ -

ний, поскольку программист вносит изменения лишь в код аспекта и не затрагивает отлаженного кода проекта.

Заключение. Посредством меток слои можно связывать в иерархии. Это приводит к тому, что код программного проекта, разделанный на слои, перестаёт быть . , сопровождения. Такая структура даёт возможность взглянуть на проект с необходимой точки зрения и получить в удобном виде весь текст, относящийся к некоторому

- . , , ,

, -ходимого слоя и всё, что отвечает за журнализацию, будет перед нашими глазами. Причём в удобном виде: отдельным блоком все комментарии (и прочие метадан-), -пользования этих структур. В более сложном случае можно пойти ещё дальше -реализовать гибкие механизмы для выборки и писать специальные запросы (аналогичные SQL) к коду проекта и получать слои и фрагменты слоёв, удовлетворяющие . -спективным. А простейший механизм работы со слоями уже оправдывает себя, сокращая затраты труда по сопровождению реально работающих СУБД-приложений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горбунов-Пжадов М.М. Расширяемые программы. - М.: Полиптих, 1999. - 336 с.

2. Kiczales G., Lamping J, Mendhekar A., Maeda C, Lopes C, Loingtier J, Irwin J. Aspect-oriented programming. Published in preceedings of the European Conference on Object-Oriented Programming (ECOOP), Jyvaskyla, Finland, 1997 URL: http://people.cs.ubc.ca/~gregor/papers/kiczales-ECOOP1997-AOP.pdf (дата обращения 15.09.2009).

3. Kiczales G., Hilsdale E., Hugunin J., Kersten M., Palm J., Griswold W. An Overview of As-pectJ. Published in preceedings of the European Conference on Object-Oriented Programming (ECOOP), Budapest, Hungary, 2001. URL: http://people.cs.ubc.ca/~gregor/papers/kiczales-ECOOP2001-AspectJ.pdf (дата обращения 15.09.2009).

4. Фуксман А.Л. Технологические аспекты создания программных систем. - М.: Статистика, 1979. - 184 с.

Калинин Сергей Юрьевич

Южно-Российский региональный центр информатизации (ЮГИНФО) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" в г. Ростове-на-Дону.

E-mail: the_distance@mail.ru.

344015, г. Ростов-на-Дону, ул. 339 стрелковой дивизии, 17.

Тел.: 89185961472.

Колоколов Иван Анатольевич

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального " " . - - .

-mail: i__one@list.ru 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 60/2.

Тел.: 89044456227.

Литвиненко Александр Николаевич

-mail: litva@rsu.ru.

Kalinin Sergey Yurievich

South Russian Regional Center of Informatization (UGINFO) of the Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education "Southern Federal University". E-mail: the_distance@mail.ru.

17, 339 rifle division street, Rostov-on-Don, 344015, Russia.

Phone: 89185961472.

Kolokolov Ivan Anatolevich

Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education "Southern Federal University".

E-mail: i one@list.ru.

60/2, Eremenko street, Rostov-on-Don, 344015, Russia.

Phone: 89044456227.

Litvinenko Alexander Nikolaevich

E-mail: litva@rsu.ru.

УДК 681.325.3

..

ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Предлагается аппаратное решение для оконечного устройства телеметрических систем, создаваемых на базе современных интерфейсов обмена данными. Децентрализация процессов преобразования сигналов дает новые возможности для формирования потоков данных в зависимости от динамических свойств первичных сигналов в каждом канале.

Дискретизация; частота дискретизации; информационно-измерительная система.

V.V. Sarychev

TELEMETERING SYSTEM ON THE BASIS OF INTELLECTUAL

INTERFACES

Hardware solution for the terminal of the telemetering systems created on the basis of modern interfaces of data exchange is offered. Decentralisation of processes of conversion of signals gives new possibilities for creation of data flows depending on dynamic properties of primary signals in each channel.

Dgitization; sampling rate; informational-measuring system.

В процессе телеметрических измерений параметров объекта наиболее информативными считаются моменты смены состояний объекта, а также аварийные .

требуют предельных значений частот дискретизации сигналов с датчиков. Большую часть периода контроля объект находится в штатном режиме, когда информативность данных низкая, а каналы связи, память, вычислительные ресурсы продолжают работать в режиме предельных нагрузок. Для сохранения общей работоспособности телеметрии предельные нагрузки снижают путем уменьшения частот дискретизации до значений, определяемых условиями штатного режима, в ущерб информативности для периодов критических состояний объекта [1]. В большей степени такое положение определяется традиционной архитектурой телеметрических систем: датчики - фильтры - коммутатор - АЦП - канал связи, которая подразумевает синхронный режим работы без учета изменения состояния объекта. Применение процедур программно-адресного опроса датчиков позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.