DOI 10.52170/2618-7949_2021_11_90 УДК 378.147
В. И. Мельников
Применение компьютерных практикумов по обработке социологических анкет в управлении персоналом
Предметом исследования является обработка социологических анкет компьютерными практикумами, представляющими собой разработанные автором в Excel компьютерные программы для обработки социологических анкет, тестов, применяемых в технологиях по управлению персоналом. Цель статьи - довести до специалистов по управлению персоналом информацию о наличии компьютерных практикумов, предназначенных для электронной обработки социологических анкет (анкета Егоршина, методика Фидлера, определение групповой мотивации), показать возможности представления результатов в виде таблиц и графиков.
В работе использовались методы измерения, практического моделирования, описания. Метод измерения применялся при проведении анкетирования работников (студентов) с использованием методики Фидлера. Практическое моделирование социологического предмета исследования осуществлялось компьютерными практикумами. Метод описания использовался для представления результатов, полученных в ходе исследования социологических анкет. Подробно описаны результаты обследования, выполненного компьютерным практикумом «Методика Фидлера», который способен обработать до трехсот анкет в одном диапазоне или по сто анкет в трех диапазонах с представлением результатов в таблицах и графиках. Все специалисты - 47 студентов заочного факультета и 85 студентов факультета «Управление персоналом» - прошли обучение по работе с компьютерными комплексами, изъявили желание использовать их в своей практической работе.
Компьютерные практикумы разработаны как простейшие компьютерные программы в Excel, занимают небольшой объем (до 100 Кб), могут использоваться на любом персональном компьютере, способствуют быстрой обработке социологических анкет, предоставляют полную и наглядную информацию. Они рекомендуются к применению как технологии управления персоналом по определению социально-психологического климата в коллективе.
Ключевые слова: социологическая анкета, обработка анкет, компьютерный практикум, Excel.
Социологическая анкета - система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования, способствующая сбору первичной социологической информации, нужной для управления персоналом. Для проведения социологических обследований студентов необходимо специально подготавливать [1]. В целях обработки большого массива информации следует использовать современные технологии автоматизации таких процессов [2].
Компьютерный практикум по обработке теста - это относительно простая компьютерная программа в MS Excel, способствующая обработке теста, выведению результатов обследования в текстовой, графической, табличной формах [3]. Применение компьютерных практикумов необходимо осуществлять в составе образовательных комплексов университета [4].
Для обработки большого массива анкет целесообразно использовать информационные технологии. Нами для обработки анкет разработаны компьютерные практикумы, ко-
торые зарегистрированы как объекты интеллектуальной собственности в Объединенном фонде электронных ресурсов науки и образования (ОФЭРНиО) (табл. 1).
Каждый компьютерный практикум имеет три отдельных листа в Excel:
- назначение методики;
- определение выборки из генеральной совокупности респондентов с применением доверительной вероятности, надежности (95, 90, 85 %) при выбранном доверительном интервале погрешности ±5 %;
- обработка методики.
На листе «Назначение методики» приводятся: назначение методики и особенности ее применения, текст самой методики, «ключи» к определению измеряемого качества.
На листе «Определение выборки из генеральной совокупности» приведена таблица, способствующая определению количества респондентов для обследования в зависимости от объема генеральной совокупности, надежности (95, 90, 85 %) при интервале погрешности ±5 % (табл. 2).
Таблица 1
Компьютерные практикумы по обработке анкет
Практикум Регистрация в ОФЭРНиО
1. Обработка методики Фидлера с применением 8-балльной шкалы (до 300 анкет) № 24548 от 7 июля 2020 года
2. Формирование положительной групповой мотивации (В. А. Розанова) № 24791 от 17 марта 2021 года
3. Анкета «Качество трудовой жизни» (А. П. Егоршин) № 24547 от 7 июля 2020 года
4. Оценка организационной культуры компании (К. Камерон, Р. Куинн) № 24658 от 9 ноября 2020 года
5. Изучение мотивационного профиля личности № 24551 от 9 июля 2020 года
Таблица 2
Определение выборки из генеральной совокупности респондентов с применением доверительной вероятности, надежности при выбранном доверительном интервале
погрешности ±5 %
Генеральная совокупность (всего респондентов) Выборка при доверительной вероятности, надежности
95 % 90 % 85 %
20 19 19 18
50 44 42 40
80 66 62 58
100 80 73 68
200 132 116 102
800 260 203 165
1 000 278 214 172
Таблица 3
Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе (пример)
Признак Оценка, баллы Признак
1 2 3 4 5 6 7 8
Дружелюбие * Враждебность
Согласие * Несогласие
Удовлетворенность * Неудовлетворенность
Продуктивность * Непродуктивность
Теплота * Холодность
Сотрудничество * Рассогласованность
Взаимоподдержка * Недоброжелательность
Увлеченность * Равнодушие
Занимательность * Скука
Успешность * Безуспешность
Используя табл. 2, специалист по управлению персоналом по объему генеральной совокупности может определить объем выборки, которую необходимо обследовать.
Лист «Обработка методики» содержит:
- краткую инструкцию по обработке методики;
- диапазон ячеек, в которые вводится информация (числа), полученная в процессе анкетирования работников;
- диапазоны ячеек, в которых осуществляется обработка информации и ее представление в виде таблиц или графиков;
- диапазоны ячеек, в которых обрабатываются результаты анкетирования с целью определения правильности ввода чисел для обработки (выводятся логические выражения «ИСТИНА», «ЛОЖЬ») [5].
Рассмотрим работу специалиста по управлению персоналом по обработке методики Ф. Фидлера, которая используется для оценки психологической атмосферы в коллективе (таблица 3). Методика допускает анонимное обследование [6].
Как следует из табл. 3, в методике используются противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно определить
атмосферу в коллективе. Респондент по каждому из десяти признаков оценивает атмосферу в коллективе в диапазоне от 1 до 8 баллов знаком (*). Чем меньше балл, тем лучше психологическая атмосфера в исследуемом коллективе. Итоговый результат может находиться в пределах от 10 (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка). Специалист по управлению персоналом, используя результаты каждого обследуемого лица, определяет средний балл, свидетельствующий о психологической атмосфере в коллективе. Вручную определение средней оценки занимает много времени,
поэтому данная методика не находила широкого применения.
Разработанный компьютерный практикум по обработке результатов, полученных по методике Фидлера, выполнен так, что можно вводить данные трех коллективов (до 100 анкет в каждом). В этом случае выводятся результаты измерения психологической атмосферы трех коллективов в одной таблице (табл. 4) и одной лепестковой диаграмме (рис. 1).
Как следует из табл. 2, анализ результатов выборки ста испытуемых способствует изучению генеральной совокупности в количестве
Таблица 4
Усредненные оценки признаков трех групп испытуемых, определенные по методике Фидлера
(пример)
Признак Группа испытуемых Признак
1 (1-100) 2 (101-200) 3 (201-300)
Дружелюбие 2,0 5,0 7,0 Враждебность
Согласие 2,0 5,0 7,0 Несогласие
Удовлетворенность 1,0 3,0 5,0 Неудовлетворенность
Продуктивность 2,0 5,0 7,0 Непродуктивность
Теплота 2,0 5,0 7,0 Холодность
Сотрудничество 2,0 5,0 7,0 Рассогласованность
Взаимоподдержка 2,0 5,0 7,0 Недоброжелательность
Увлеченность 2,0 5,0 7,0 Равнодушие
Занимательность 2,0 5,0 7,0 Скука
Успешность 2,0 5,0 7,0 Безуспешность
Успешность-Безуспешност
Занимательность-Скука
Увлеченность-Равнодушие
Взаимоподдержка Недоброжелательность
Дружелюбие-Враждебность
Согласие-Несогласие
Удовлетворенность-Неудовлетворенность
Продуктивность-Непродуктивность
еплота-Холодность
Сотрудничество-Рассогласованность
Рис. 1. Распределение усредненных результатов трех групп испытуемых по методике Фидлера: точечная линия - 1 (1-100); пунктирная линия - 2 (101-200); сплошная линия - 3 (201-300)
200 человек с надежностью 85 %, при доверительном интервале погрешности ±5 %. По этой таблице также можно определить, что выборка из трехсот человек может быть репрезентативной для генеральной совокупности, включающей тысячу работников.
Компьютерный практикум представляет и усредненный профиль результатов трех диапазонов по сто анкет в каждом, т. е. по выборке в триста анкет можно определить психологическую атмосферу в коллективе, в котором работает более тысячи человек.
Анализируя результаты, представленные на рис. 1, можно определить психологическую атмосферу в каждом из трех коллективов. Так,
психологическая атмосфера в коллективе 1 (1100) значительно лучше, чем в коллективах 2 (101-200) и 3 (201-300).
Компьютерный практикум одновременно выводит в виде таблицы (табл. 5) и рисунка (рис. 2) усредненные результаты трех групп испытуемых, введенные в соответствующие диапазоны. Если в каждый диапазон введено по сто анкет, то представляются усредненные результаты трехсот испытуемых.
Разработанные компьютерные практикумы по обработке социологических анкет выполнены в одном стиле: в каждом из них диапазоны для введения информации по обработке анкет выделены желтым цветом, имеется логическая
Таблица 5
Усредненные оценки признаков по методике Фидлера группы испытуемых до 300 человек
(пример)
Признак Среднее Признак
Дружелюбие 4,7 Враждебность
Согласие 4,7 Несогласие
Удовлетворенность 3,0 Неудовлетворенность
Продуктивность 4,7 Непродуктивность
Теплота 4,7 Холодность
Сотрудничество 4,7 Рассогласованность
Взаимоподдержка 4,7 Недоброжелательность
Увлеченность 4,7 Равнодушие
Занимательность 4,7 Скука
Успешность 4,7 Безуспешность
Дружелюбие-Враждебность
Сотрудничество-Рассогласованность
Рис. 2. Пример распределения усредненных результатов одной группы испытуемых (до 300 анкет)
по методике Фидлера
защита для правильного ввода цифр, приведены инструкции по работе с компьютерными практикумами. Такая унификация способствует самостоятельному изучению студентами новых практикумов по обработке анкет или тестов.
Все специалисты - 47 студентов заочного факультета и 85 студентов факультета «Управление персоналом» - прошли обучение по работе с компьютерными комплексами, изъявили желание использовать их в своей практической работе.
Применение компьютерных практикумов в практической деятельности специалистов по управлению персоналом обусловлено:
- невысокими системными требованиями по обработке социологических анкет на персональном компьютере, на котором установлен MS Excel (объем компьютерных практикумов не превышает 100 Кб);
- простотой обучения (необходимо знать основы работы с Excel) [7];
- быстрым введением «вручную» результатов испытуемых, представленных в анкете в виде цифр (чтобы ввести результаты трехсот
испытуемых, расположенных в анкетах, необходимо менее четырех часов);
- их востребованностью в качестве инструментария по обработке анкет при написании выпускных квалификационных работ;
- условиями самоизоляции, когда студент не может посещать университет и обрабатывать анкеты при помощи компьютерных комплексов.
Управление персоналом - это сфера деятельности организации, способная повысить ее эффективность. Для эффективного управления работниками целесообразно изучать взаимоотношения в коллективе, мотивацию работников, их психологические качества и т. д. Быстро получить результаты обследований можно путем использования информационных технологий [8].
Применение сравнительно простых и удобных компьютерных практикумов по обработке анкет и тестов в учебном процессе позволит формировать социально-психологическую компетентность студентов [9] и будет способствовать повышению организационной культуры университета [10].
Библиографический список
1. Николаенко В. М., Мельников В. И., Успенская О. А. О подготовке студентов направления «Управление персоналом» к социально-психологической деятельности // Системное обеспечение условий достойного труда : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. И. Мельников ; Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2020. С. 156-164.
2. Фадейкина В. С., Андреева Н. Н. Современные технологии автоматизации процессов подбора персонала в организацию // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 142-150.
3. Мельников В. И. Электронная информационно-образовательная среда университета как фактор повышения качества образования студентов // Образование как единство обучения и воспитания : материалы между-нар. науч.-метод. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2016. С. 207-210.
4. Гилева К. В., Солоусова К. В., Сафронова О. Л. Роль образовательных комплексов в реализации партнерской модели формирования национальной системы квалификаций // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 22-37.
5. Мельников В. И. Роль логических функций в компьютерных практикумах по обработке тестов в прикладной социологии // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia'2020) : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 141-146.
6. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2008. 447 с.
7. Мельников В. И., Баданов А. А. Математические методы и вычислительные возможности MS Excel для психологов : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2010. 111 с.
8. Управление персоналом : учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.] ; под ред. А. А. Литвинюка. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2021. 498 с.
9. Ханагян Т. А. Формирование социально-психологической компетентности будущих логистов // Политранспортные системы : материалы X Междунар. науч.-техн. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2019. С. 501-504.
10. Мубаракшина О. А., Марченко Н. В. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 108-118.
V. I. Melnikov
Application of Computer Software for Processing Sociological Questionnaires
in Personnel Management
Abstract. The subject of the research is the processing of sociological questionnaires by newly developed computer software. The new application software is a computer program developed by the author in Excel for processing sociological questionnaires and tests used in personnel management practice. The purpose of the article is to introduce to human resources managers the presence of computer software that can contribute to the electronic processing of sociological questionnaires, e.g., Egorshin's questionnaire, Fiedler's technique, determination of group motivation, as well as to demonstrate the way of presenting results of a survey in the form of tables and graphs.
The research methods used include measurement, practical modeling, and description. The measurement method was used when conducting a survey among employees (students) using Fiedler's methodology. The practical modeling of the subject of sociological research was carried out by computer application programs. The description method was used to present the results obtained through the survey using sociological questionnaires. The results of the survey processed by the computer software "Fiedler's Method", which is able to process up to three hundred questionnaires in one range or one hundred questionnaires in three ranges with the following presentation of the results in tables and graphs, are described in detail. 47 students of the Correspondence Faculty and 85 students of the Personnel Management Faculty were trained in working with the computer systems and further expressed their desire to use this type of software in practical work.
The specialized applications have been designed as simple computer programs in Excel, they require a small amount of memory (up to 100 Kb) and can be used on any personal computer. These apps facilitate quick processing of sociological questionnaires and provide complete visual information on the results of a survey. The recommended field of application is the use of technology in personnel management in order to identify the socio-psychological climate in a working team.
Key words: sociological questionnaire; questionnaire processing; application software; Excel.
Мельников Владимир Иванович - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная психология управления» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: mvi-377@ngs.ru