Научная статья на тему 'Применение компетентностно-ориентированных заданий в инженерном образовании'

Применение компетентностно-ориентированных заданий в инженерном образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БАЗА ДАННЫХ / СУЩНОСТЬ / АТРИБУТ / СВЯЗЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE-ORIENRED TASK / ENGINEERING / DATABASE / ENTITY / ATTRIBUTE / RELATION / INFORMATION MODEL / LOGICAL MODEL / RELATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соколова Наталья Николаевна

В статье речь идет о применении компетентностного подхода при обучении в университете студентов инженерных направлений. Формирование компетенций у студентов предлагается осуществлять через выполнение компе-тентностно-ориентированных заданий в процессе обучения информатике, поскольку именно на широком применении информационных и телекоммуникационных технологий основаны все современные технологические решения в сфере инженерной деятельности. Под компетентностно-ориенированным понимают задание, в ходе выполнения которого обучаемый не только овладевает новыми умениями и навыками по предмету, но и приобретает компетенции, необходимые в дальнейшей учебе и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Соколова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED TASKS IN THE ENGINEERING EDUCATION

The article deals with the application of the competency-based approach to the students education in engineering. Formation of the necessary competences must be based on competence-oriented task’s implementation in the study of informatics, because modern technological solutions in the field of engineering are based exactly on wide application of informatiоn and telecommunication technologies. The term competence-oriented task means that during the task performance a student gets new skills and abilities in the school subject, and, moreover, gets further studying and life required competences.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий в инженерном образовании»

4 Программная реализация

На основе рассмотренных выше ER-моделей компонентов образовательных программ была разработана логическая модель данных, которая была программно реализована в формате схемы реляционной базы данных. Проект был доведен до уровня действующего макета информационной системы, включающей базу данных и компоненты клиентских web-приложений.

Программная реализация базы данных и клиентских приложений осуществлена студентом КГУ А.А.Павловым под руководством автора. Тестирование показало эффективность принятого подхода к разработке модели и достаточную её информативность на всех уровнях декомпозиции.

5 заключение

По результатам проведенного анализа структуры образовательного процесса, реализуемого вузами (в основном, на примере КГУ) разработана и1^-модель вариантов использования, позволившая сформулировать основные требования к функциональным характеристикам автоматизированной информационно-образовательной среды, в том числе функции формирования и поддержки в актуальном состоянии компонентов учебно-методического обеспечения образовательных программ.

Разработана иерархическая структура информационной модели образовательного процесса, детально проработаны модели её компонентов, выполнена программная реализация макета системы, показавшая эффективность принятого подхода к разработке электронной информационно-образовательной среды.

Рассмотренная модель масштабируема и может быть использована при различных вариантах развертывания системы (кафедра, факультет или вуз в целом), а также создает концептуальную основу и открыта для функционального расширения или интеграции с другими подсистемами.

Например, дополнение модели компонентом «Контингент студентов» (тривиальным по своей структуре) и связывание его с существующим компонентом «Тематические планы изучения дисциплин» позволит реализовать задачу оценивания и оперативного учета индивидуальных результатов освоения студентами тематических разделов учебных дисциплин. Примером другого тривиального расширения (скорее, углубления) модели может быть дальнейшая декомпозиция сущности «Учебные занятия» и её детализация до уровня дидактических единиц и поурочного планирования.

Менее тривиальное расширение модели может быть связано с реализацией функций автоматизированного обучения, что потребует внедрения в проблематику инженерии знаний и не входит круг проблем, рассматриваемых в настоящей статье.

Список литературы

1 Система Tandem University — Тиражное программное обеспечение, которое реализует комплексную автоматизацию образовательных учреждений: вузов, колледжей, училищ, техникумов.URL: http://www.quorus.ru/pages/ sistema-tandem-university/

2 Intranet: Academic - Система автоматизации управления учебным процессом ВУЗа. URL: http://softwareinc.ru/ solutions/intranet-academic/

3 Автоматизированная система управления учебным заведением (АСУВУЗ) Universys 1/VS5. URL: https://allsoft.ru/ software/vendors/gisoft/asu-uz-universys-ws-5/

УДК 378 Н.Н. Соколова

Курганский государственный университет

применение компетентностно-ориентированных заданий в инженерном образовании

Аннотация. В статье речь идет о применении компетентностного подхода при обучении в университете студентов инженерных направлений. Формирование компетенций у студентов предлагается осуществлять через выполнение компе-тентностно-ориентированных заданий в процессе обучения информатике, поскольку именно на широком применении информационных и телекоммуникационных технологий основаны все современные технологические решения в сфере инженерной деятельности. Под компетентностно-ориенированным понимают задание, в ходе выполнения которого обучаемый не только овладевает новыми умениями и навыками по предмету, но и приобретает компетенции, необходимые в дальнейшей учебе и жизни.

Ключевые слова: Компетентностно-ориентированное задание, проектирование, база данных, сущность, атрибут, связь, информационная модель, логическая модель, реляционная модель.

N.N. Sokolova Kurgan State University

COMPETENCE-ORIENTED TASKS IN THE ENGINEERING EDUCATION

Annotation. The article deals with the application of the competency-based approach to the students education in engineering. Formation of the necessary competences must be based on competence-oriented task's implementation in the study of informatics, because modern technological solutions in the field of engineering are based exactly on wide application of i n fo rmat i o n a n d te l e com mun i cat i o n te ch n o l ogies.

113

The term competence-oriented task means that during the task performance a student gets new skills and abilities in the school subject , and, moreover, gets further studying and life required competences.

Keywords: Competence-orienred task, engineering, database, entity, attribute, relation, information model, logical model, relational model.

Инженерная профессия, используя свою коммуникативную и межпредметную сущность, объединяет междисциплинарное знание, инновационные представления и образы среды с собственными возможностями синтеза разнородной информации для создания новой предметной реальности. Инженерная деятельность требует целостного представления об объекте проектирования, сформированного «многоэкранного» мышления, знания языка формул, чертежей и схем, сочетания научного и художественного стилей мышления.

Современная социально-экономическая ситуация определяет новое содержание ответственности специалиста инженерного профиля. Современному производству свойственна быстрая смена технологий, обновление оборудования, внедрение новых процессов и материалов. Современный инженер должен не только обеспечить нормальное функционирование отработанных технологических процессов, но и применять научные методы при их исследовании и разработке, а также совершенствовать организацию и управление производством.

Формирование необходимых компетенций у студентов целесообразно осуществлять через выполнение компетентностно-ориентированных заданий в процессе обучения информатике, поскольку именно на широком применении информационных и телекоммуникационных технологий основаны все современные технологические решения в сфере инженерной деятельности. Под компетентностно-ориенированным понимают задание, в ходе выполнения которого обучаемый не только овладевает новыми умениями и навыками по предмету, но и приобретает компетенции, необходимые в дальнейшей учебе и жизни.

Современное знание информационных систем не может быть полным без знания концепции баз данных. База данных - это динамическая целевая модель некоторого сегмента предметной области, описывающая множество факторов, существенных в рамках функционирования проектируемой информационной системы. Студенты на практике имеют возможность пройти этапы проектирования базы данных, начиная с разработки внешних моделей предметной области, информационной модели предметной области до разработки логической и физической модели данных.

Под внешней моделью понимается совокупность требований к проектируемой базе данных. Основное назначение этапа разработки внешней модел и - изуч е н и е и п одробное о п и са н и е основ-

114

ных технологических и информационных процессов предметной области, подлежащих автоматизации средствами проектируемой системы. Предметной областью называется часть реального мира, о которой собирается и хранится информация. Информационная или концептуальная модель разрабатывается на основе внешней модели и предназначена для формального описания объектной структуры предметной области. Известно, что фундаментальными реалиями в концептуальном моделировании являются данные с их свойствами и связи между ними. Такое моделирование помимо указания о наличии определенных данных и связей нуждается в указаниях относительно смыслового, семантического содержания. Составляющие модели - объекты, их свойства и связи между объектами. Результаты информационного моделирования представляются в виде простой и удобной для понимания и анализа графической диаграмме «сущность-связь».

Рассмотрим информационную модель предметной области «Учет успеваемости студентов». Студентам в течение нескольких аудиторных занятий предлагается спроектировать базу данных, в которой содержатся сведения о студентах, факультетах, направлениях, группах и дисциплинах, преподаваемых в университете. Также в базе данных должна быть предусмотрена возможность формирования расписания занятий и учета успеваемости студентов. Отметим, что данная предметная область хорошо знакома студентам.

Решение данной задачи проектирования базы данных походит в два этапа. Первый этап занимает две пары - одно лекционное и одно лабораторное занятие. На данном этапе студенты занимаются собственно проектированием базы данных, т.е. разрабатывают информационную модель предметной области в виде диаграммы «сущность-связь». Часто ее называют ER-моделью (Entity - сущность, Relation - связь). Рассмотрим очередность построения диаграммы «сущность-связь»:

1 Сначала выделяются сущности предметной области. Сущность - это некоторый объект реального мира, который может существовать независимо. Сущность должна быть четко идентифицирована, т.е. у нее должно быть уникальное имя и должен быть способ отличить одну сущность от другой. На диаграмме «сущность-связь» сущности соответствует прямоугольник с вписанным внутри именем сущности, причем имя сущности должно быть существительным. В нашем примере сущности: студенты, факультеты, направления, группы, дисциплины, виды испытаний (зачет, экзамен, контрольная работа и др.).

2 У каждой сущности есть характеристики, которые называются атрибуты. Атрибуты обозначаются на диаграмме прямоугольниками с закруглёнными краями, внутри которых вписаны имена атрибутов. Особое значение имеет ключевой ат р и бут, которы й у н и ка л ь н ы м о б разо м и д е нтиф и -

цирует экземпляр сущности. Ключевой атрибут должен быть у каждой сущности. На диаграмме он выделяется подчеркиванием. Например, сущность «Студент» характеризуется атрибутами: № зачетной книжки, ФИО, Домашний адрес, Дата рождения. Особым способом, с помощью двойной рамки, выделяется многозначный атрибут - Номер телефона. Для него впоследствии будет создана отдельная таблица. Каждый экземпляр сущности представляет собой конкретного студента и будет обозначен строкой таблицы. «№ зачетной книжки» является ключевым атрибутом сущности, т.к. он однозначно идентифицирует каждого студента. (рисунок 1).

Рисунок 1 - Определение атрибутов сущности

3 Между сущностями должны быть созданы связи. Связь характеризует отношение между сущностями и отображает взаимосвязи между реальными объектами. Связь на диаграмме «сущность-

связь» представлена ромбом с вписанным внутри именем связи, которое обозначается глаголом. В общем случае между двумя сущностями может быть создана одна из трех видов связей: один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим. В нашей работе мы не будем использовать тип связи один-к-одному. Пример связи один-ко-многим: в одной группе учится много студентов (рисунок 2), многие-ко-многим: один студент сдает много дисциплин, на одну дисциплину сдают много студентов (рисунок 3).

Рисунок 2 - Связь один-ко-многим

Рисунок 3 - Связь многие-ко-многим

Итогом работы на первом этапе является созданная информационная модель данных представленная диаграммой «сущность-связь» (рисунок 4). На этом первый этап проектирования базы данных завершен.

Рисунок 4 - Диаграмма «сущность-связь» предметной области «Учет успеваемости студентов»

В информационной модели сущности-объекты - это факультеты, направления, группы, студенты, дисциплины и виды испытаний. У каждой сущности прямоугольниками с закруглёнными краями обозначены атрибуты - характеристики сущности. Так, характеристиками студента выступают «№ зачетной книжки», его фамилия с именем и отчеством, дата рождения, домашний адрес и номер телефона. В качестве ключевого атрибута выступает «№ зачетной книжки», т.к. он однозначным образом идентифицирует каждый экземпляр сущности. Предположим, что у один студент может предоставить несколько номеров телефонов, следовательно, атрибут «Номер телефона» является многозначным и поэтому заключается в двойную рамку. Аналогично для каждой сущности подобраны свои характеристики.

Особое место в диаграмме «сущность-связь» занимают связи между сущностями-объектами. Поскольку, как было отмечено ранее, связи отражают реальную взаимосвязь между объектами, студентам необходимо проанализировать внешнюю модель и выделить эти взаимосвязи. На диаграмме присутствуют пять связей с различной кардинальностью. Поясним их. Между сущностями «Факультеты» и «Направления» образуется связь один-ко-многим - на одном факультете сформировано несколько направлений, но одно направление только на одном факультете, что представлено на диаграмме связью «сформированы» между сущностями «Факультеты» и «Направления». Этот же вид связи один-ко-многим между сущностями «Направления» и «Группы» также представлен связью «сформированы» - на одном направлении сформировано много групп, но одна группа только на одном направлении. Между сущностями «Группы» и «Студенты» также связь один-ко-многим - в одной группе учатся много студентов, но один студент учится только в одной группе, что представлено на диаграмме связью «учатся». Между сущностями «Группы» и «Дисциплины» кардинальность связи многие-ко-многим - одна группа изучает много дисциплин и одну дисциплину изучают много групп, что представлено на диаграмме связью «изучают». Данная связь представляет расписание занятий групп по дисциплинам и имеет свои атрибуты - характеристики связи. В данном случае характеристиками связи «изучают» являются атрибуты «День недели», «Номер пары» и «Номер аудитории. Связь «сдают» также имеет кардинальность многие-ко-многим и собственные атрибуты - «Дата сдачи» и «Оценка». В этой связи участвуют зразу три сущности - «Студенты», «Дисциплины» и «Виды испытаний». Она позволяет вести индивидуальный учет успеваемости студентов по дисциплинам.

Следующий этап проектирования - преобразование информационной модели в логическую модель, которую можно реализовать в заданной системе управления базами данных (СУБД). Из множест ва существую щих моделей мы вы б рал и 116

для реализации реляционную модель данных, поскольку эта модель занимает лидирующее место и довольно проста в реализации на примере СУБД MS Access. Второй этап может занимать от четырех до восьми часов аудиторных занятий в зависимости от количества вводимых данных и сложности проектируемых запросов, форм и отчетов.

Второй этап начинается с преобразования информационной (концептуальной) модели в реляционную. Для этого для каждой сущности диаграммы «сущность-связь» создается базовое отношение (таблица, в которую будут занесены данные), причем каждому атрибуту сущности соответствует столбец таблицы. Ключевой атрибут сущности становится первичным ключом таблицы. Для сущностей, участвующих в связи один-ко-многим, в таблицу, представляющую сущность с кардинальностью «многие», добавляется столбец первичного ключа сущности с кардинальностью «один», и он становится внешним ключом таблицы. В нашем примере это сущности «Факультеты» и «Направления», «Направления» и «Группы», а также «Группы» и «Студенты». Для сущностей, которые участвуют в связи многие-ко-многим, создается отдельная таблица, и в нее помещаются ключевые атрибуты сущностей, участвующих в связи, и атрибуты связи. В нашем примере это сущности «Группы» и «Дисциплины» и сущности: «Студенты», «Дисциплины» и «Виды испытаний». Также отдельная таблица создается для многозначного атрибута, в эту таблицу помещается ключевой атрибут сущности и многозначный атрибут, первичным ключом становится сочетание этих атрибутов.

После того, как реляционная модель нарисована на бумаге, расставлены все первичные ключи и обозначены связи, наступает время работы на компьютере. Студенты запускают пакет MS Access, входящий в состав MS Office, и в режиме конструктора создают пустые таблицы базы данных. Затем в окне «схема данных» необходимо задать связи между таблицами и обязательно поставить галочку «обеспечение целостности данных» при задании связи. Только когда реляционная модель полностью создана в редакторе связей «схема данных» (рисунок 5), можно заполнять данными таблицы.

Информационное и логическое проектирование базы данных «Учет успеваемости студентов» относится к компетентностно-ориентированным заданиям, формирующим информационные, проблемно-исследовательские, инструментальные и коммуникативные компетенции. Опыт работы в области информационного моделирования повышает интеллектуальный уровень обучающихся и является одним из основополагающих факторов воспитания грамотных специалистов в инженерном образовании.

Рисунок 5 - Схема данных БД «Учет успеваемости студентов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.