ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 687.03
Э. А. Хамматова, Г. И. Петушкова
ПРИМЕНЕНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ
Ключевые слова: устойчивые характеристики, семиотический подход, эволюционный подход, методология, дизайн,
статистика.
В статье предложен анализ моды в одежде с позиции семиотического и эволюционного подхода к формообразованию, где мода понимается как механизм смены значимых формообразующих параметров. Визуализирована структура колористической теории и на её основе исследованы устойчивые характеристики цветовых предпочтений в модных коллекциях европейского бренда Yohji Yamamoto.
Keywords: sustainable characteristics of the semiotic approach, evolutionary approach, methodology, design, statistics.
The clothes fashion with the position of semiotic and evolutionary approach to morphogenesis is analysis in this article. there is a fashion is understood as the mechanism of change of important forming parameters. Visualized structure of color theory and on the basis of its sustainable characteristics investigated color preferences in fashion collections of European brand Yohji Yamamoto.
Введение
Большое значение для формирования облика людей и выражения их внутреннего содержания имеет образ костюма. Именно костюм, его форма, концептуальный подход, внешние стилевые показатели- знак индивидуальности .
Одежда, сделанная из того или иного материала, подчиняется его законам. Форма неразрывно связана с цветом, фактурой, орнаментикой. Костюм -объект поиска новых выразительных форм, цветовых гамм и мельчайших нюансов, которые соответствовали бы функциональной нагрузке изделия, его визуальной подаче, и индивидуальным предпочтениям потребительского рынка. Поиск новых форм в основе своей опирается на тот или иной источник творчества, переработку или преобразование уже имеющихся форм и деталей, являющихся устоявшимися.
В статье предложен результат экспериментального исследования с позиции семиотического и эволюционного подхода к формообразованию, где мода понимается именно как механизм смены значимых формообразующих параметров. Выделен один из самых активных элементов формирования художественного образа - цвет.
Природа цвета, закономерности в области свето-цветовых явлений природы, особенности зрительного восприятия цвета, ассоциации, вызываемые разными цветами и их сочетаниями, закономерности гармонии цветовых отношений, возможности точного воспроизведения цветовых оттенков и их сочетаний издавна интересовали ученых, писателей, художников, архитекторов, искусствоведов и представителей многих других профессий, чья деятельность так или иначе связана с проблемами цвета и колори-стики. Это свидетельствует об огромном значении закономерностей цветовых явлений для многих сфер жизнедеятельности людей. Широта их приме-
нения объясняет многоаспектность колористической теории цвета и обусловливает необходимость рассмотрения и объяснения цветовых явлений с позиций различных областей научного знания: физики (ее раздела — оптики), математики, химии, психофизиологии зрения, психологии, эстетики, теории композиции и др. [1].
Исходным материалом являются модные коллекции дизайнера Yohji Yamamoto, как представителя мировой моды с ярко выраженным национальным колоритом и образно-пластической выразительностью.
Анализ цветовых характеристик проведен по методике, разработанной авторами на кафедре «Дизайн костюма» РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Она апробирована в учебном процессе кафедры, используется в курсовых заданиях, обобщающих творческую и исследовательскую деятельность студентов, магистров, аспирантов [2].
Экспериментальная часть
В русле семиотической теории по определению известного семиолога Р.Барта, модный костюм понимается как визуальная коммуникация, выражаемая в трех видах сообщений: текстовом, изобразительном (эскиз или фотография) и практическом, каждое из которых имеет свою специфику. Для нашего эксперимента использован фотографический (иконический) материал модных коллекций, опубликованный в СМИ, и представляющий собой рекламный продукт известного бренда, как его образно-пластический символ.
Опираясь на основные положения колористической теории, нами разработана её структурная модель, представленная в виде схемы на рисунке 1, согласно которой модная коллекция рассматривается как целостная система, образующая подвижное цвето-пространственное поле (ПЦПП), развиваемое
в пространстве и времени. Пространственное поле ПЦПП - это коллекция одного года, а временное поле - это коллекции в период 2005-2014 гг.
Рис. 1 — Схема структурной модели подвижного цвето-пространственного поля (ПЦПП) моды
Это поле формируется моделями одежды и фоном, на котором они представлены в рекламных коммуникациях. Первые образуют уровень активной полихромии, которая характеризуется структурой, хроматическим содержанием и динамикой. Вторые - пассивной полихромией, с присущей ей динамикой, цикличностью, разнообразием. В рекламной коммуникации моды эти два уровня взаимосвязаны и имеют как пространственную, так и временную динамику и связи, по- своему влияя на восприятие модного образа и его устойчивость.
Экспериментальное исследование проводилось методами математической статистики, результаты которого представлены в виде таблицы 1, а также диаграмм, представленных на рисунке 2. Цвет обозначается по атласу соответствующим символом.
Так в таблице 1 показан пример статистического пространства активной полихромии ПЦПП коллекции Yohji Yamamoto 2017 года с оценкой цветовых характеристик на базе белого и чёрного цвета. Как видим, черный цвет составляет 84,4% и варьируется в трёх оттенках.
По данным таблицы 1, на рисунке 2 построены диаграммы, которые более наглядно воспроизводят цветовую структуру моды мастера в 2017 году.
На рис. 3 -5 представлена динамика распределения монохромной гаммы в период 2005-2014гг. Как видим, белый цвет (рисунок 3) наиболее распространён в 2005, 2009,2010, 2014 гг.в пределах 1520%. Серый цвет используется в 2006, 2008, 2913 гг.
в пределах 20-30 % (рис. 4). Модель распределения чёрного цвета показывает, что самые высокие его показатели приходятся на 2005, 2007, 2011 гг., они колеблются в пределах 60-80 и более % (рис. 5). Черный цвет является самой устойчивой характеристикой модных коллекций мастера на протяжении всего времени. Это его визитная карточка, архетип национальной принадлежности.
Таблица 1 - Расчет оттенков цветов в коллекции повседневной одежды Yohji Yamamoto 2017г
1 Оттенки цветов Общее Количество мо-
число делей данного
моделей в оттенка
коллекции в шт. в %
Оттенки белого 32 5 15,6
Pantone 32 5 15,6
Cool Gray
1 EC
Оттенки черного 32 27 84,4
Pantone 32 8 25,0
426 EC
Pantone 32 10 31,2
432 EC
P. Process 32 9 28,1
Black EC
Рис. 1 — Схема структурной модели подвижного цвето-пространственного поля (ПЦПП) моды
Рис. 3 — Статистическая модель распределения белого цвета в пределах ПЦПП 2005-2014 гг.
Яркие цвета служат акцентами выявления значимых параметров формы, они неожиданны и конструктивны, предвосхищены своим появлением в фоновом окружении моделей, образуя подвижное поле пассивной полихромии. Как правило, это время смены пропорций, появления нового ассортимента одежды и аксессуаров, смены пластического образа.
Цветовая палитра в целом очень разнообразна, но самым устойчивым в ней является монохромная гамма с преобладанием чёрного.
9,2
27 ,8 2Í .5
19,1
6,8 о í 1
2,4 1 2,4 П 2,4 П
,|Н| \Щ 14 14 |П| |ПР1 |П,
$ / Ф $ $ $ 4' / $ i $ ¿ $ $ 4' / 4
Рис. 4 - Статистическая модель распределения серого цвета в пределах ПЦПП 2005-2014 гг.
87, й/1 л Mfi ОЛ 0
78,1 7/1 Т 78,6 78
69,8 66 70,6 69
щ г ш .0 61 ,1 51 J 3S .6
I
////////////////////
Рис. 5 - Статистическая модель распределения чёрного цвета в пределах ПЦПП 2005-2014 гг.
Не менее устойчивы и параметры формы. На рисунке 6 показаны статистические модели распределения значимых параметров формы, это: эталонные значения: 0-в лифе (а), 0-в рукаве (б), 0-в юбке (в). Они выявляют антропологические характеристики тела в форме в естественных пропорциях, минимальных объёмах и членениях. Подчёркивают антропологическую линию талии, антропологическую плечевую точку, отличаются простотой конструкции, минимальным объёмом формы, естественными пропорциями тела;4 - заниженная линия талии (г); 7-увеличенный объём формы в части лифа (д). тела;4 - заниженная линия талии (г); 7- увеличенный объём формы в части лифа (д).
Как показывают статистические модели динамики развития в моде этих параметров, в рассмотренный период времени наибольшее предпочтение мастер отдаёт естественным характеристикам тела человека, эталонные значения параметров составляют 40, 50 и более %; удлинение линии талии
а) признак о-в лифе
весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето 2011 2011-12 2012 2012-13 2013 2013-14 2014 б) признак о-в рукаве
в) признак о-в юбке
весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето 2011 2011-12 2012 2012-13 2013 2013-14 2014
г) признак 4 - заниженная линия талии
11,¡ i п.? 11,4
и i 1
П V п
весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето осень-зима весна-лето 2011 2011-12 2012 2012-13 2013 2013-М 2014
д) признак 7 - увеличенный объём формы в части лифа
Рис. 6 - Статистические модели распределения значимых параметров формы
в моделях составляют 10, 20, 30 %; увеличенный объём в форме плечевой одежды составляет небольшую часть в коллекциях, всего 10-15 %.
Рассматривая эту динамику, можно говорить об устойчивых архетипах, присущих мастеру, по которым всегда можно отличить его почерк как органи-
ческий сплав цвета, формы, пластики и фантазии, определённым образом вписанных в проектную культуру как самобытное явление.
Но процессы модных изменений нельзя назвать линейными. Напротив, одновременно сосуществует ряд вариаций и проходящих решений, комбинаторно сочетающих уходящие и новые тенденции, которые и позволяют выявлять устойчивые архетипы.
Заключение
1. Семиотический подход к анализу иконическо-го материала моды позволяет вычленить знаковые характеристики формы, как рекламного продукта с ярка выраженными цвето-пластическими характеристиками и определить характерные архетипы, присущие мастеру и проектной культуре в целом.
2. Эволюционный подход к смене модных архетипов даёт возможность наблюдать временную ди-
намику развития модных архетипов и их вариаций с учётом устойчивых факторов целостной системы, которые подтверждаются статистическим анализом количественных показателей.
3. В познавательном плане рассмотренный пример можно считать структурной моделью аналогичного подхода к проектированию отечественных брендов с учётом устойчивых характеристик национального культурного наследия с его неповторимой элегантностью, благородством колорита, пластики и самобытной гармонии.
Литература
1. Роль цвета в формировании художественного образа: http: //revolution. allbest.ru /pedagogics /00520563_0.html.
2. Петушкова Т.А., Шибаева С.А. Колористические особенности формообразования коллекций одежды на примере модного дома Дольче & Габбана.
© Э. А. Хамматова - кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, КНИТУ, [email protected]; Г. И. Петушкова -доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой дизайна костюма, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), [email protected].
© E. A Khammatova - Candidate of technical sciences, associate professor of the department «Design», of the «Kazan State Technological University», [email protected]; G. I. Petushkova - Doctor of Art History, Professor, Head of the Department «Design of Costume», of the «Moscow state University. A. N. Kosygin (Technology. Design. Art)», [email protected].