Научная статья на тему 'Применение кластерного анализа для определения уровня цен на розничном фармацевтическом рынке Дальнего Востока'

Применение кластерного анализа для определения уровня цен на розничном фармацевтическом рынке Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / АПТЕКИ-ДИСКАУНТЕРЫ / ЦЕНОВОЙ СЕГМЕНТ / DRUG / PRICING / DISCOUNT PHARMACIES / PRICE SEGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов А. С., Матвиенко Р. А., Сапожников А. А.

На этапе формирования розничного фармацевтического рынка Российской Федерации основными факторами, влияющими на предпочтения потребителей при выборе аптечного учреждения, являлись широта ассортимента и качество лекарственных средств (ЛС). Несколько позднее к ним добавилось наличие дисконтных и бонусных программ, а также ряд дополнительных услуг и специальных предложений. В последнее же время решающее значение для потребителя при покупке ЛС приобрел ценовой фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER ANALYSIS FOR THE EVALUATION OF PRICES IN THE RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET OF THE FAR EAST

In the process of formation of the Russian retail pharmaceutical market the main factors of consumer preference when choosing a pharmacy were assortment and quality of medicines. Later, to those the following factors were added: availability of discount and bonus programs, and additional services, special offers. Recently, price factor became critical for the consumer.

Текст научной работы на тему «Применение кластерного анализа для определения уровня цен на розничном фармацевтическом рынке Дальнего Востока»

рщщиим Х 51

А.С. СТЕПАНОВ, Р.А. МАТВИЕНКО, А.А. САПОЖНИКОВ, Вычислительный центр ДВО РАН, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Применение кластерного анализа

ЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЦЕН НА РОЗНИЧНОМ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

На этапе формирования розничного фармацевтического рынка Российской Федерации основными факторами, влияющими на предпочтения потребителей при выборе аптечного учреждения, являлись широта ассортимента и качество лекарственных средств (ЛС). Несколько позднее к ним добавилось наличие дисконтных и бонусных программ, а также ряд дополнительных услуг и специальных предложений. В последнее же время решающее значение для потребителя при покупке ЛС приобрел ценовой фактор.

Ключевые слова: лекарственное средство, ценообразование, аптеки-дискаунтеры, ценовой сегмент

Во многих крупных городах РФ открылись и продолжают открываться розничные аптечные предприятия, позиционирующие себя как аптеки-дискаунтеры с низкими ценами на медикаменты. Предполагаемая ценовая политика таких торговых организаций отражена в названиях и рекламных сообщениях: «Аптека низких цен», «Лекарства со склада», «Социальная», «Аптека-эконом», «Аптечный склад», «Лекарства могут быть дешевле» и т.п. Однако наряду с массовым открытием аптек-дискаунтеров успешно продолжают функционировать аптечные учреждения с «традиционными» подходами к формированию розничной наценки. С целью выявить соответствие заявленного уровня цен реальному в аптечных

дискаунтерах в 2008—2011 гг. нами был проведен кластерный анализ по ценовому фактору розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска [1]. Алгоритм подготовки ценового мониторинга в аптеках и оценки его результатов заключался в предварительном проведении АВС-анализа розничных продаж ЛС в регионе, определении границ ценовых сегментов, формировании случайной выборки в каждом ценовом сегменте, расчете ценовых отклонений в каждом аптечном учреждении от среднегородской цены, определении достоверности различий в уровне цен [1]. В 2008 г., когда на рынке не были широко представлены «аптеки низких цен», были выделены три кластера аптек с ценовым разбросом между крайними

таблица Г 1 Отклонение цен на ЛС в каждом кластере от средних цен в г. Хабаровске, % (январь-февраль 2012 )

Статистические показатели Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Кластер 4

Количество аптечных сетей/ (крупных аптек), участвовавших в ценовом мониторинге 5 6 4 4

Хср А Хср —11,3±1,4 -3,5±1,76 1,7±1,7 10,8±1,9

Б х ср 0,6 0,5 0,7 0,8

Критерий Шеффе (Ткр = 3,°) Ткл2-кл3=20,6; Ткл1-кл2=24,2; Ткл2-кл4=69,6; Ткл1-кл3=65,6; Ткл3-кл4=32,3; Ткл1-кл4=153,0

Keywords: drug, pricing, discount pharmacies,price segment

In the process of formation of the Russian retail pharmaceutical market the main factors of consumer preference when choosing a pharmacy were assortment and quality of medicines. Later, to those the following factors were added: availability of discount and bonus programs, and additional services, special offers. Recently, price factor became critical for the consumer.

A.S. STEPANOV, R.A. MATVIENKO, A.A. SAPOZH-NIKOV, Computer Centre of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk. CLUSTER ANALYSIS FOR THE EVALUATION OF PRICES IN THE RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET OF THE FAR EAST.

кластерами, не превышающим 12%. Проведенный ценовой мониторинг розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска в 2011 г. подтвердил формирование нового кластера аптечных учреждений с ценами на ЛС, существенно более низкими, чем среднерыночные.

Таким образом, в связи с динамичным изменением ценовых показателей торговых предприятий фармацевтического рынка представляет интерес, во-первых, определить границы и наполненность кластеров в г. Хабаровске в январе-феврале 2012 г. и оценить отклонения от средних рыночных цен для каждого кластера; во-вторых, сопоставить уровень цен в «дешевом» кластере г. Хабаровска с уровнями цен в аптеках-дис-каунтерах других городов России; в-третьих, оценить ценовую политику торговых аптечных предприятий в других городах Дальнего Востока. Для проведения ценового мониторинга в январе и феврале 2012 г. были выбраны 95 розничных аптечных учрежде-

52 3Тль РШШШМ 2(1 1 2

МЕНЕДЖМЕНТ

рисунок Г 1 Ценовые отклонения на ЛС от средних значений в кластере 1 в розничных аптечных учреждениях г. Хабаровска и аптеках-дискаунтерах РФ (январь-февраль 2012)

фианмисм ■ Ш. ■ 1ЧШННВ. -Ч

шсяр' ■

■ ■

ыэсттг ? ■ ■

¿л стф а ■ ■ ■

* X ьи. 11 1 К ■ ■

к х ..X____■ ■

К 1-ГГЛ ПЧ1ГЛ1|1Т

рисунок Г 2 Ценовые отклонения на ЛС от средних значений в кластере 1 в розничных АУ Дальнего Востока (январь-февраль 2012)

ний г. Хабаровска, представляющих аптечные сети либо являющихся крупными аптеками с большим оборотом (всего 19 аптечных сетей). На первом этапе рассчитывались отклонения цен на ЛС в каждой аптечной сети от среднегородского ценового значения. Однофакторный дисперсионный анализ полученных данных по всем участвовавшим в мониторинге товарным позициям показал, что различия в уровне цен между разными аптечными сетями являлись статистически значимыми. Было выделено четыре кластера, в каждый из которых вошло разное число аптек. С использованием критерия Шеффе была подтверждена статистическая достоверность различий уровней цен на ЛС в разных кластерах.

В таблице 1 представлены результаты статистической обработки отклонений цен на ЛС в четырех выделенных кластерах в 2012 г.

Как видно из таблицы, разница в уровне цен между крайними кластерами 1 и 4 превысила 21%, что соответствует результатам 2011 г. На рисунке 1 представлены ценовые отклонения в аптечных учреждениях г. Хабаровска, участвовавших в мониторинге, от средних цен в первом кластере аптек. В «дешевый» кластер вошли 5 аптечных предприятий, позиционировавших себя как аптеки-диска-унтеры. Однако еще две «аптеки низких цен» были отнесены ко второму и третьему кластерам, и следовательно, их реальный ценовой уровень намеренно или случайно не соответствует позиционируемому. На следующем этапе проводился ценовой мониторинг аптек-дискаунтеров, расположенных в разных субъектах РФ. Были выбраны три аптечных учреждения г. Москвы и по одной аптечной сети в следующих городах: Нижнем Новгороде, Перми, Челябинске, Владивостоке, Томске, Новосибирске, С.-Петербурге, Кемерово. Как показано на рисунке 1, 9 аптек перечисленных городов по уровню цен соответствовали «дешевому» кластеру г. Хабаровска, две аптечные сети были отнесены ко второму ценовому кластеру. Самые низкие цены на медикаменты были отмечены в городах Томске и Новоси-

бирске: отклонение -3,3% и -3,1%, соответственно, от средних цен кластера 1 г. Хабаровска (табл. 2). Дополнительно в таблице 2 представлены отклонения по группе ЖНВЛП, наценки на которые жестко регламентированы правительством. Схожие показатели с группой ЛС, скорее всего, свидетельствуют о том, что аптеки-дискаунтеры не используют всю разрешенную по каждому товару наценку. На следующей диаграмме представлены средние отклонения цен на ЛС в 40 аптечных сетях или крупных оди-

ночных аптеках разных территорий Дальнего Востока (рис. 2). В январе и феврале 2012 г. был проведен мониторинг цен на ЛС в 19 розничных аптечных учреждениях г. Магадана, в 18 аптеках г. Комсомольска-на-Амуре, в 17 аптечных предприятиях г. Южно-Сахалинска, в 9 аптеках г. Биробиджана, в 23 аптечных предприятиях г. Благовещенска и в 18 аптечных учреждениях г. Советская Гавань и п. Ванино. На рисунке 2 отражено, что реально соответствуют кластерной модели г. Хабаровска только аптечные сети ЕАО (г. Биробиджан).

РШЩЦЦМ ^Г 53

таблица Г 2 Отклонение цен на ЛС в аптеках-дискаунтерах РФ от средних цен ценового кластера 1 г. Хабаровска, % (январь-февраль 2012)

Город ЛС ЛС без ЖНВЛП ЖНВЛП

Хср^ср 5х ср Хср^ср 5х ср "сЛ 5х ср

Челябинск 7,2±1,1 0,6 7,3±1,4 0,7 7,1±2,0 1,0

Н.Новгород 2,2±1,1 0,6 2,6±1,4 0,7 1,7±1,9 1,0

С.-Петербург 5,8±1,4 0,7 6,6±1,8 0,9 4,5±2,4 1,2

Кемерово 1,4±1,5 0,7 1,7±2 1,0 0,9±2,1 1,0

Москва 1 -0,7±1,7 0,8 -0,2±2,3 1,1 -1,4±2,7 1,3

Новосибирск -3,1±1,6 0,8 -3,1±2,1 1,0 -3,1±2,5 1,2

Пермь 1,3±1,5 0,7 0,9±1,9 1,0 2,0±2,3 1,1

Москва 2 0,0±2,0 1,0 -0,4±2,9 1,4 0,7±2,3 1,1

Томск -3,3±1,0 0,5 -3,7±1,3 0,7 -2,5±1,8 0,9

Москва 3 0,8±1,6 0,8 1,6±2,3 1,1 -0,2±2,1 1,0

Владивосток 3,0±1,4 0,7 3,5±1,8 0,9 2,3±2,3 1,1

Высокие средние цены в аптеках городов Южно-Сахалинск, Магадан, Советская Гавань и Ванино обусловлены в т.ч. отсутствием оптовых складов крупных национальных и региональных дистрибьюторов, а также большой долей транспортных, коммунальных и иных

издержек в конечной цене на ЛС. В качестве аптек-дискаунтеров позиционируют себя несколько учреждений г. Биробиджана и г. Благовещенска, однако реальный уровень цен в «аптеках низких цен» г. Благовещенска не соответствует 1 и 2 кластеру г. Хабаровска.

Подводя итоги, отметим, что кластерная модель, построенная по результатам ценового мониторинга розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска, может быть использована в анализе аптечного рынка России. Большая часть аптек-дискаунтеров РФ имеют схожие уровни цен на ЛС и соответствуют своему позиционированию на рынке. В некоторых городах и районах Дальнего Востока «аптеки низких цен» отсутствуют как класс аптечных учреждений, а уровень цен в прочих аптеках очень высок относительно нижней ценовой планки розничного фармацевтического рынка России.

Ф

ИСТОЧНИКИ

1. Степанов А.С. Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях /А.С. Степанов // Практический маркетинг. — 2011. — №11. — С. 56—61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.