Фармакология и фармация
УДК 614.27:339.13:311.001.8 (571.56/.6) «2007/.2012»
А.С. Степанов
ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. СООБЩЕНИЕ 2. РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК ЛС
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-64-26, e-mail: [email protected];
Вычислительный центр ДВО РАН, 680000, ул. Ким Ю Чена, 65, тел.: 8-(4212)-22-72-67, e-mail: [email protected], г. Хабаровск
Резюме
Изучены особенности коммерческого розничного фармацевтического рынка Дальнего Востока. Проведена оценка потребления лекарственных средств на душу населения в каждом регионе ДВФО. Представлен анализ Дальневосточного розничного фармацевтического рынка в 2007-2011 гг. с учетом сегментирования по ценовым и АТХ-группам. Установлено, что в ДВФО, по сравнению с РФ, выше доля потребления лекарственных препаратов низких ценовых сегментов. Проведена оценка уровня цен на медикаменты в розничных аптечных учреждениях. Установлено, что уровень цен в нижнем ценовом сегменте г. Хабаровска соответствуют ценам аптек-дискаунтеров разных городов РФ. На Дальнем Востоке разброс в ценах на лекарственные средства на розничном рынке имеет достаточно большой диапазон, при этом максимальное отклонение от нижнего ценового сегмента г. Хабаровска наблюдается в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Камчатском крае.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, ДВФО, ценовое сегментирование, уровень цен.
A.S. Stepanov
FEATURES OF THE COMMERCIAL PHARMACEUTICAL MARKET IN THE FAR EAST. THE RETAIL MARKET FOR DRUGS
The Far Eastern state medical university;
Computing Center, Far Eastern Branch, Russian academy of sciences, Khabarovsk
Summary
We studied the features of the commercial retail pharmaceutical market in the Far East. We also estimation drug consumption per capita in each region of the Far East Federal District. The analysis of the Far East retail pharmaceutical market throughout 2007-2011 based on price segmentation and ATC-groups. It was found out that in the Far East Federal District, compared to Russia, a higher proportion of consumption of drugs of low price segments was observed. The estimation of the level of drug prices in retail pharmacies was carried out. The level of prices in the lower price segment of Khabarovsk is consistent with priced pharmacy discounter in different cities of Russia. In the Far East, prices of drugs in the retail market have a wide range. The highest prices are observed in the Magadan and Sakhalin regions, as well as in the Kamchatka region.
Key words: pharmaceutical market, the Far East Federal District, price segmentation, price level.
Специфика фармацевтического рынка Дальнего Востока тесно связана с особенностями географического положения, демографического и социально-экономического развития. Так, по ряду социально-экономических показателей Дальневосточный округ существенно уступает усредненным характеристикам Российской Федерации[1, 2]. В качестве обобщающего показателя оценки жизненного уровня населе-
ния обычно используется реальный доход населения. Прирост реального дохода населения в 2009 г. относительно 2005 г. в РФ составил 151,1%, в то время как в ДВФО в среднем 146,1% [3]. Помимо специфических особенностей социально-экономического развития, рассмотренных в сообщении 1, к факторам, влияющим на издержки фармбизнеса, можно отнести и нехватку кадров, особенно в удаленных от Хабаровска
и Владивостока территориях, и, как следствие, высокий уровень зарплат в розничном фармацевтическом секторе. Поэтому при проведении маркетингового исследования актуальным представляется не только оценить показатели, характеризующие емкость и сегментирование территориальных рынков, но и определить уровень цен на лекарственные средства (ЛС) в Дальневосточном регионе.
В настоящей статье были использованы статистические данные ЦМИ «Фармэксперт» (объем продаж на коммерческом рынке РФ, в субъектах ДВФО в период 2008-2010 гг.), Госкомстата РФ (численность населения в РФ и в субъектах ДВФО в 2010 г.). В период 2007-2012 гг. были проведены собственные исследования, заключавшиеся в мониторинге и статистической обработке данных розничных продаж ЛС с учетом ценовых сегментов и АТХ-групп в более чем 150 аптечных учреждениях Дальнего Востока. Для анализа уровня цен на розничном рынке в течение 2011-2012 гг. был проведен мониторинг цен на ЛС в более чем 200 аптеках региона.
По данным ЦМИ «Фармэксперт», продажи ЛС на коммерческом рынке РФ в 2008 г. составили 288 млрд руб., в 2009 г. - 375 млрд руб., в 2010 г. - 405 млрд руб. В ДВФО соответствующий показатель в 2008 г. находился на уровне 14,4 млрд руб., в 2009 г. - 18,3 млрд руб., в 2010 г. - 19,0 млрд руб. [5]. Таким образом, доля Дальневосточного региона в общем объеме продаж ЛС в России снизилась с 5% в 2008 г. до 4,7% в 2010 г.
Как видно из таблицы, прирост рынка ЛС в России в 2009 г. превышал 29% по отношению к предыдущему году, в 2010 г. темпы роста замедлились до 8,4%. В 2009 г. темпы изменения объема коммерческих продаж рынка медикаментов ДВФО в принципе соответствовали среднероссийским, в 2010 г. рынок ЛС в ДВФО развивался в два раза медленнее, чем в РФ. На Дальнем Востоке в 2010 г. уровень продаж ЛС только в трех регионах превышал соответствующий показатель 2009 г.: в Приморском крае прирост составил 24,2%, в Хабаровском крае - 17,6%, в Амурской области - 6,4%.
Изменения емкости коммерческого рынка ЛС в разных регионах ДВФО (в % к предыдущему году)
Регион ДВФО 2009 2010
РФ 29,3 8,4
ДВ 26,6 4,1
Приморский край 29,8 24,2
Хабаровский край 28,9 17,6
Республика Саха (Якутия) 27,9 -8,7
Амурская обл. 24,6 6,4
Сахалинская обл. 26,2 -26,9
Магаданская обл. 9,6 -40,8
Чукотский АО 23,6 -66,2
Камчатский край 18,1 -4,8
Еврейская АО 25,7 -10,5
При этом суммарная доля выручки в 2010 г. в двух самых крупных регионах ДВФО - Хабаровском и Приморском краях - в общем объеме продаж ЛС практически достигла 60% (рис. 1). Доля выручки коммерческого рынка ЛС в Республике Саха (Якутия) и Амур-
ской области составила соответственно 12,8 и 11,0%, в других регионах этот показатель не превышал 7%.
Рис. 1. Емкость региональных рынков ЛС (в % от общей емкости коммерческого рынка ЛС в ДВФО)
Рис. 2. Объем потребления ЛС на душу населения в 2010 г.
Результаты сравнительной оценки объема потребления ЛС на душу населения показали, что в среднем по РФ в 2010 г. этот показатель составлял 2850 руб., а в ДВФО - 3015 руб. (рис. 2). Однако и в этом случае наблюдались большие колебания значений данного показателя по территориям Дальнего Востока. В Амурской, Сахалинской областях, в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), в Еврейской АО объемы потребления ЛС на человека в 2010 г. были ниже среднероссийских, в то время как в Хабаровском, Приморском краях, Магаданской области значения показателя превышали 3000 руб., а на Чукотке - 6700 руб.
Важным в маркетинговом исследовании представляется анализ сегментирования рынка по ценовым и фармгруппам. На рис. 3 представлена доля выручки по ценовым сегментам от общего объема продаж в разных регионах Дальнего Востока в 2011 г. Рассматривались пять ценовых сегментов: до 50 руб., от 50 до 150 руб., от 150 до 300 руб., от 300 до 500 руб., свыше 500 руб. Как видно, доля продаж самого «дешевого» сегмента в каждом регионе превышает соответствующий показатель в РФ. При этом доля выручки данной ценовой группы в Еврейской АО и на севере Хабаровского края превышает 20%, а в Амурской области, Республике Саха (Якутия), в северной части Приморского края - 30%. С другой стороны, в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском АО доля выручки в самом «дорогом» сегменте превышает среднероссийский показатель (рис. 3).
Рис. 3. Доля выручки по ЦС от общей суммы выручки розничной реализации в регионах в 2011 г.
Необходимо отметить, что в 2007 г. доля сегмента «менее 50 рублей» в среднем по России составляла 21,7%, в то время как в ДВФО - 26,2%. За последние четыре года доля «дешевого» ценового сегмента на территории Дальнего Востока уменьшилась в 1,4-2 раза, за исключением Амурской области и Республики Саха (Якутия), где относительные продажи в сегменте «до 50 рублей» в 2011 г. остались на уровне 2007 г. Доля выручки в «дорогом» сегменте относительно общего объема продаж в среднем по РФ в 2011 г. выросла в 1,5 раза к уровню 2007 г. В пяти регионах Дальнего Востока (Хабаровский и Приморский края, Еврейская АО, Якутия, Амурская область) доля ценовой группы «свыше 500 рублей» увеличилась на 40-200% к 2007 г. В оставшихся четырех регионах рост доли «дорогого» ценового сегмента не превышал за последние четыре года 25%.
Также в период 2007 - 2011 гг. проводился анализ продаж ЛС в Дальневосточном регионе с учетом АТХ-классификации. В 2011 г., в целом по всей территории Дальнего Востока, 1-е место с долей в 18,8% в общем объеме продаж заняла группа А1, 2-е место - группа Я2 (16,4%), на 3-м месте (с примерно равными показателями 11,9 и 11,4%) находились группы С3 и №. Для сравнения: в РФ доли категорий А, Я, С, N в общем объеме продаж коммерческого рынка в 2011 г. составляли соответственно 19,7; 11,7; 12,6 и 12,8%. В целом по ДВФО в 2011 г. по отношению к 2007 г. доля в общем объеме продаж группы Я снизилась как в стоимостном выражении, так и в сумме проданных упаковок, в то время как в РФ значение этого показателя за последние пять лет существенно не изменилось. Также в 2007-2011 гг. в лидирующей тройке категорий АТХ-классификации на Дальнем Востоке отмечался прирост доли группы А в стоимостном выражении
1 Пищеварительный тракт и обмен веществ.
2 Дыхательная система.
3 Сердечно-сосудистые.
4 Нервная система.
при сохранении доли в натуральных показателях, что свидетельствовало о повышении средней стоимости упаковки в категории.
Немаловажным фактором с точки зрения конечного потребителя ЛС является уровень цен в аптечных учреждениях. Так, в 2011 и в 2012 гг. в крупных населенных пунктах ДВФО стали открываться аптеки «низких цен», или аптеки-дискаунтеры. В конце 2011 и начале 2012 гг. был проведен мониторинг цен на ЛС во всех регионах ДВФО, за исключением Республики Саха (Якутия) и Чукотского АО. По описанной ранее методике [4] были определены границы и рассчитаны средние ценовые значения ЛС нижнего ценового кластера аптек г. Хабаровска. Было установлено, что, несмотря на более высокие издержки аптечного бизнеса на Дальнем Востоке, уровень цен в нижнем ценовом сегменте г. Хабаровска соответствовал уровню цен в аптеках-дискаунтерах разных городов РФ. В других аптечных учреждениях отклонения в ценах от средних цен дешевого сегмента в городах Хабаровске, Владивостоке, Находке, Комсомольске-на-Амуре, Спас-ске-Дальнем, Дальнереченске, Дальнегорске, Артеме и Биробиджане не превышали 30%, в г. Благовещенске и Ванино-Советскогаванской экономической зоне -40%. Уровень цен на ЛС в аптеках-дискаунтерах южной части региона в принципе также соответствовал ценам в «дешевом» ценовом сегменте г. Хабаровска, за исключением городов Благовещенска (превышение составило более 10%), Дальнегорска и Артема (отсутствовали аптеки «низких цен»). В удаленных регионах в аптечных сетях и крупных одиночных аптеках, не позиционирующих себя как аптеки-дискаунтеры, уровень цен на ЛС значительно превышал уровень цен нижнего сегмента. Так, в Магаданской области ценовые отклонения находились в пределах 30-50%, Сахалинской области - 25-40%, Камчатском крае - 35-60%. Уровень цен в аптеках «низких цен» городов Петро-павловска-Камчатского и Южно-Сахалинска в феврале 2012 г. был на 18-25% выше уровня цен нижнего сегмента г. Хабаровска.
Таким образом, неравномерность транспортно-ин- ное влияние на розничный фармацевтический рынок, фраструктурного, демографического и социального обеспечивая его территориальные особенности. развития регионов ДВФО оказывает непосредствен-
Литература
1. Минакир П.А., Прокапало О.М. Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. - Хабаровск: ДВО РАН, 2010. - 304 с.
2. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Население и социальное развитие Дальнего Востока // Пространственная экономика. - 2009. - № 2. - С. 37-46.
3. Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Федеральная служба гос. статистики; ред. В.Я. Роговая - Электрон. дан. - М., 2001-2012. - Режим досту-
па: http://www.gks.ru, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус., англ.
4. Степанов А.С. Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях // Практический маркетинг - 2011. - № 11. - С. 56-61.
5. Pharmexpert. Market research center [Электронный ресурс] / ЦМИ Фармэксперт. - Электрон. дан. - М., 2006-2012.- Режим доступа: http://www.pharmexpert. ru.- Загл. с экрана.- Яз. рус., англ.
— ст. науч. сотр. ЦНИЛ ДВГМУ, тел.:
Координаты для связи с автором: Степанов Алексей Сергеевич +7-924-210-91-02, e-mail: [email protected].
□□□