Научная статья на тему 'Применение кейсов в процессе обучения на примере Сибирско-Американского факультета'

Применение кейсов в процессе обучения на примере Сибирско-Американского факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / СИТУАЦИЯ / САФ / СТУДЕНТЫ / РАЗРАБОТКА / ЭФФЕКТИВНОСТ / CASE / SITUATION / SAF / STUDENTS / DEVELOPMENT / EFFICIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимельштейн Евгения Александровна, Годван Дмитрий Федорович, Стецкая Диана Валерьевна

Современные студенты направления менеджмент сталкиваются с проблемой недостатка практического применения знаний, получаемых в университете. Решением может стать бизнес-кейс описание ситуации в бизнесе, взятой из реальной жизни. В данной работе рассмотрены и проанализированы кейс-программы на базе Сибирско-Американского факультета Иркутского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate stress management within workplace organization

Modern management students are faced with the problem of the lack of practical application of knowledge acquired at the university. The solution may be a business case a description of the situation in the business, taken from real life. In this paper, we reviewed and analyzed case programs based on the Siberian-American faculty of Irkutsk State University.

Текст научной работы на тему «Применение кейсов в процессе обучения на примере Сибирско-Американского факультета»

аспекта: стратегический контроллинг и оперативный. При каждом из них необходимо понимать различия. Целью стратегического контроллинга служит создание совокупной и единой системы управления и планирования, которая способствовала достижению всех поставленных стратегических целей.

В свою очередь, основное предназначение операционного контроллинга заключается в формировании рационального управления для достижения текущих целей организации. Т.е. его необходимость ощущается в операционной деятельности, т.к. на основании всех проведенных анализов и операций, своевременно происходит принятие решений по оптимизации соотношения прибыли и затрат предприятия. ■

1. Айрапетов А. Г. Теоретические аспекты функционирования предприятий на основе контроллинга // Экономика и управление. - 2007. - № 3. - С.141-145.

2. Ананькин Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькин, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 297 с.

3. Маликова С. Г., Матвеев С. Г. Курс лекций по дисциплине «Контроллинг»: учеб. пособие для студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» — M.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 51 с.

4. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью / Р. Манн, Э. Майер, М.: Финансы и статистика, 2004. 301с.

5. Контролинг как инструмент решения задачи экономии издержек [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент : Сайт. - URL https://www.cfm.ru/management/controlling/experiential.sht ml (Дата обращения: 27.12.2019)

6. Теория и практика бухгалтерского учета: научная школа Я. В. Соколова [Электронный ресурс] // Cyberleninka : Сайт. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teoriya-i-praktika-buhgalterskogo-ucheta-nauchnaya-shkola-ya-v-sokolova (Дата обращения: 27.12.2019)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Айрапетов А. Г. Теоретические аспекты функционирования предприятий на основе контроллинга // Экономика и управление. - 2007. -№ 3. - С.141-145.

Ананькин Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькин, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 297 с.

Маликова С. Г., Матвеев С. Г. Курс лекций по дисциплине «Контроллинг»: учеб. пособие для студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» — M.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 51 с.

Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью / Р. Манн, Э. Майер, М.: Финансы и статистика, 2004. 301с.

Контролинг как инструмент решения задачи экономии издержек [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент : Сайт. - URL https://www.cfin.ru/management/controlling/experienti al.shtml (Дата обращения: 27.12.2019)

Теория и практика бухгалтерского учета: научная школа Я. В. Соколова [Электронный ресурс] // Oyberleninka : Сайт. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-buhgalterskogo-ucheta-nauchnaya-shkola-ya-v-sokolova (Дата обращения: 27.12.2019)

Controlling as an enterprise management tool

© Gedrova A., Klementeva I., 2020

This article discusses the role of controlling in the life of an organization. Controlling itself is a new phenomenon that has arisen relatively recently. When introducing this system to an enterprise, it becomes possible to increase the quality of functioning of various services of the organization based on coordination and integration of units to achieve goals and objectives. For a deeper understanding of the concept of controlling, its concept, essence, was considered.

Keywords: controlling, organization management, management decisions, managerial analysis, strategic controlling, planning

УДК 371.4

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКО-АМЕРИКАНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© Гимельштейн Е. А., Годван Д. Ф., Стецкая Д. В., 2020

Иркутский государственный университет г. Иркутска

Современные студенты направления менеджмент сталкиваются с проблемой недостатка практического применения знаний, получаемых в университете. Решением может стать бизнес-кейс — описание ситуации в бизнесе, взятой из реальной жизни.

1G Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2020

В данной работе рассмотрены и проанализированы кейс-программы на базе Сибирско-Американского факультета Иркутского государственного университета.

Ключевые слова: кейс, ситуация, САФ, студенты, разработка,

Case-studies — учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора [4]. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Case берет свое начало в конце 19 века в Гарвардской школе права. В бизнесе же был введен в процесс обучения персонала в начале 1920-ых [1].

Преподаватели первых программ MBA (Master of Business administration) приняли решение о реорганизации учебного процесса, а именно, помимо классического обучения по литературе приглашать специалистов в области менеджмента, чтобы те показывали отчеты о проделанной в их компании работе и делились своим опытом по решению той или иной проблемы. В настоящее время метод кейсов используется не только как часть образовательного процесса студентов в университете, но и метод обучения персонала.

Особенность методики кейса в том, что он плюралистичен на заданную проблему существует несколько вариантов выхода из ситуации, различающиеся по истинности и эффективности. В данном случае цель куратора отойти от классического подхода решения задачи и найти в персонале мотивацию прибегать

к креативному мышлению. Oase-study позволяет применить полученные теоретические знания на практике. Метод способствует развитию стратегического мышления работников. В ходе работы участники кейса учатся принимать во внимание мнения. Кроме того, кейс требует понимания аналитического подхода в решении задачи [2]. Совершенствуя себя, участники команды совместными усилиями находят наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Таким образом, кейс — интерактивная часть любого

образовательного процесса. Грамотно составленные задания привлекают: такой формат дает свободу воображения, открывает возможности в изучении заданной тематики и позволяет в реальных условиях на практике обработать теоретическим материалом. Для грамотного составления необходимо изучение классификаций, чтобы подстроить кейс под целевую аудиторию.

В ходе исследования нами было рассмотрено более 11 классификаций. Проанализировав, были выбраны следующие из них: по уровню сложности, по цели и задачам, из классификации Н. Феданина и В. Давиденко и по сюжетности [3].

На базе Сибирско-американского факультета проводится множество практик для закрепления полученной на лекциях информации. За 2019 год на курсе САФ-2018 было проведено 5 практик решения кейсов: приглашенные университетом

представители компаний давали студентам задания из сферы деятельности своих организаций. Подобные задания входят в программу с целью применения студентами полученных знаний и развития компетенций менеджера. Кейсы были проанализированы с точки зрения наполненности и представления задания и условий, в которых происходило непосредственное его решение. Для выявления эффективности метода кейсов в процессе обучения был проведен опрос фокус-групп студентов 2 курса в количестве 16 человек. Респонденты были выбраны из числа победителей и лидеров команд, участвовавших в решении кейсов. По результату анализа ответов фокус-группы, нами были выявлены характеристики кейсов на Сибирско-американском факультете менеджмента Иркутского государственного университета. Результаты показали, что система кейсов на Сибирско-американском факультете на данный момент не доработана.

Кейс 1. Сельское хозяйство Кейс 2. Спорт Кейс 3. Медицина Кейс 4. Маркетинг Кейс 5. Создание бреда Кейс 6. Личный бренд Кейс 7. Учебная программа

Организация процесса решения кейса Лидеры(0,6) 6 6 6 6 6 10 10

Группа(0,8) 10 7 7 10 7 9 10

Обратная связь (0,9) 8 4 4 2 2 8 8

Время(0,7) 10 5 5 5 5 8 9

Награждение (0,8) 8 3 10 2 2 5 5

№ 1 • 2020

Бизнес-образование в экономике знаний 11

Наполненность кейса Актуальность темы(0,8) 8 5 3 7 9 9 10

Доп. Mатериалы(0,6 ) 9 4 9 2 5 4 5

Четкость(0,9) 9 8 8 10 2 5 10

Полнота(0,8) 9 7 6 9 2 9 8

Эффекти вность Mакс = 69 59,3 37,9 44,1 41,5 29,7 51,3 57,9

Рис. 1. Анализ кейсов в образовательной программы САФ ИГУ

Популярность и полезность кейсов создают необходимость в обучении будущих кадров практике решения подобных задач, такой вывод был сделан в ходе исследования. Для улучшения эффективности работы с подобными проектами нами была поставлена цель разработать шаблоны для написания и решения кейсов. На Сибирско-Американском факультете студенты уже ознакомлены с подобным форматом решения задач — в течение учебного процесса студенты разрабатывают работы по проектам, предоставляемых приглашенными компаниями. В ходе работы было подробно изучено 4 и в целом рассмотрено 7 кейсов, предоставленных студентам. Для изучения был проведен опрос фокус-группы в составе 16 человек для определения основных критериев наполненности кейса и организации процесса его выполнения в ходе практики.

Таким образом, в рамках исследования был проанализирован метод кейсов в менеджменте на примере образовательной деятельности студентов 1-2 курсов Сибирско-Американского факультета (далее САФ) Иркутского государственного университета. Разбор классификаций кейсов показал, что универсальность такой технологии делает возможным применение кейса во многих сферах. Особенно актуальным это остается в бизнесе и уже активно используется компаниями мира. ■

1. Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны [Электронный ресурс] // Changellence: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/ (Дата обращения: 25.11.2019)

2. Кейсы клиентов [Электронный ресурс] // Yandex: информ. Портал. - Электрон. дан. - URL: https://yandex.ru/adv/solutions/cases (Дата обращения: 01.12.2019)

3. Коротовских Л. С. Кейс-метод как способ повышения компетентности, обучающихся на кафедре фармакологии [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГМУ - 2018. - №4. - Электорн. версия печат. публ. -

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sposob-povysheniya-kompetentnosti-obuchayuschihsya-na-kafedre-farmakologii (Дата обращения: 20.12.2019).

4. Косентино М. П. Про кейсы / М. П. Косентино; -Пер. с англ. Гиренко Е. А. -М.: Москва, 2013. - 228 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны [Электронный ресурс] // Changellence: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/ (Дата обращения: 25.11.2019)

Кейсы клиентов [Электронный ресурс] // Yandex: информ. Портал. - Электрон. дан. - URL: https://yandex.ru/adv/solutions/cases (Дата

обращения: 01.12.2019)

Коротовских Л. С. Кейс-метод как способ повышения компетентности, обучающихся на кафедре фармакологии [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГМУ - 2018. - №4. - Электорн. версия печат. публ. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sposob-povysheniya-kompetentnosti-obuchayuschihsya-na-kafedre-farmakologii (Дата обращения: 20.12.2019).

Косентино М. П. Про кейсы / М. П. Косентино; -Пер. с англ. Гиренко Е. А. -М.: Москва, 2013. - 228 с.

Corporate stress management within workplace organization

© Godvan D, Gimelshtein E., Stetskaya D., 2020

Modern management students are faced with the problem of the lack of practical application of knowledge acquired at the university. The solution may be a business case — a description of the situation in the business, taken from real life. In this paper, we reviewed and analyzed case programs based on the Siberian-American faculty of Irkutsk State University.

Keywords: case, situation, SAF, students, development, efficience

УДК 37.047

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

12 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.