Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 5-6 КЛАССАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 5-6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакшина К.С.

Интерактивные технологии - новый инструментарий процесса обучения геометрии в 5-6 классах средней школы, позволяющий значительно повысить мотивацию учащихся к обучению, способствовать раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Геометрия - тот раздел математике, где необходима наглядная демонстрация чертежей, движений, изменений, разверток, свойств и много другого, что обуславливает целесообразность применения программных средств в процессе обучения геометрии на уроках в 5-6 классах, для этого в данной статье будут рассмотрены Web-технологии, которые можно применять при изучении геометрического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакшина К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 5-6 КЛАССАХ»

УДК 378

К.С. Шакшина

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 5-6 КЛАССАХ

Интерактивные технологии - новый инструментарий процесса обучения геометрии в 5-6 классах средней школы, позволяющий значительно повысить мотивацию учащихся к обучению, способствовать раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Геометрия - тот раздел математике, где необходима наглядная демонстрация чертежей, движений, изменений, разверток, свойств и много другого, что обуславливает целесообразность применения программных средств в процессе обучения геометрии на уроках в 5-6 классах, для этого в данной статье будут рассмотрены ШвЬ-технологии, которые можно применять при изучении геометрического материала.

Ключевые слова: технология, интерактивные технологии, ШвЬ-технологии, программные средства.

Педагогическая практика показывает, что изучение курса геометрии вызывает у учащихся больше затруднений, чем усвоение курса алгебры. Статистические результаты ЕГЭ показывают, что задания по геометрии выполняются учащимися реже, особенно во второй части экзамена, большинство обучаемых испытывают трудности при выполнении заданий геометрического характера и на математических олимпиадах. Одной из важных причин этого считается недостаточное развитие у учащихся пространственного воображения.

Мнения учителей-предметников и ученых-педагогов: обучение геометрии невозможно без средств наглядности. Программа ФГОС основного образования включает в себя раздел с названием "Наглядная геометрия". К средствам наглядности относятся не только традиционные: линейка, треугольник, таблицы, объёмные фигуры, но и современные (программные): Web-технологии, которых насчитывается достаточно много.

Каждый год существенно расширяется область программных средств наглядности, усложняется её инвентарь. Геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности, как отметил методист-математик В.К. Беллюстин еще в начале XX века: «Никакое отвлеченное сознание невозможно, если ему не предшествует обогащение сознания нужными представлениями». Основную методическую цель использования средств наглядности в процессе обучения предметов математического цикла педагоги видят в побуждении детей к познавательной самостоятельности и повышении их интереса к предмету, что является важнейшим условием успеха повышение активности работы учащихся на уроке. Однако, благодаря программным средствам обучения переход на новый, интерактивный уровень обучения, позволяет реализовать их новую функцию - управление познавательной деятельностью учащихся. Всё это обуславливает необходимость и целесообразность применения программных средств обучения геометрии на уроках математики в 5-6 классах.

В современной методической науке существует разбиение всех средств наглядности на три группы:

- натуральные наглядные средства;

- изобразительные наглядные средства;

- средства информационных и коммуникационных технологий.

Не принижая достоинств первых двух групп, преимуществ в использовании группы программных средств значительно больше:

1) программные средства значительно расширяют возможности представления учебной информации. Так, например, применение графики, цвета, звука, позволяет создавать реальные фигуры и действия с ними, тем самым выполняя функции натуральных и изобразительных наглядных средств обучения;

2) эти технологии повышают мотивацию учащихся к обучению, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

3) их использование в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения;

4) программные средства качественно изменяют контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, что способствует формированию у учащихся рефлексии.

© Шакшина К.С., 2020.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-4 (100)

Действительно, обучающая программа даёт возможность каждому учащемуся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить её.

Каждый учитель просто обязан шагать в ногу со временем. И какими бы замечательными не были наглядные средства, которые можно подержать в руках, использование современных программных средств позволяет повысить эффективность учебного процесса, экономить время на уроке на готовых чертежах, заготовках и развертках. Кроме того, современные дети растут на компьютерах, поэтому на уроках с использованием программных средств чувствуют себя уверенно и комфортно.

Программных средств по геометрическому материалу 5-6 классов, как уже отмечалось, большое количество, и почти каждое из них содержит: лекций, памятки, задания для закрепления, обучающие кве-сты, задания-тренировки, самостоятельные работы и задания повышенной сложности, что упрощает процесс организации индивидуального и дифференциального подхода к обучаемым.

Пример 1. «Математика. 5-6 класс» на базе 1С отлично подходит для закрепления геометрического материала и для использования его лекций как образца для открытия нового знания.

Пример 2. «Математика на компьютерах» замечательно подходит для знакомства и изучения свойств объёмных тел, для работы на готовых тренажерах закрепления, отличный редактор для геометрических построений.

Тела вращения

% ±

Пример 3. «ОеоОеЬга» более полно отражает и предусматривает все необходимое для саморазвития ученика, его самостоятельной работы с геометрическим материалом, предоставляющая возможность создания динамических чертежей.

При изучении всех учебных предметов идет накопление геометрических представлений о формах предметах, их взаимном расположении. Задача состоит в том, чтобы координировать все эти виды работ, которые служат одной цели и методически обоснованно внедрять в процесс обучения геометрии новые Web-технологии. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью Web-технологий способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений. Следует также учесть тот факт, что применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с ребятами.

Библиографический список:

1.Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения. - Журнал «Начальная школа» №4, 2000г.

2.http://school-collectюn.edu.m/

3. http://obr. 1c.ru/educational/Uchenikam/Matematika-5-klass/

4. http://www.geogebra.org/

ШАКШИНА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.