Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционные технологии / интерактивная презентация / инструментальные средства / обучение / образовательная деятельность / distance technologies / interactive presentation / tools / training / educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здор Дмитрий Валерьевич, Журавлёв Дмитрий Михайлович, Федореева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена проблеме использования интерактивных презентаций в условиях реализации дистанционных технологий обучения. Отмечается, что процесс обучения, организованный в условиях с использованием исключительно дистанционных технологий, показал, что преподавателю нужно осваивать новый формат проведения занятий. При этом при реализации очного обучения в дистанционном формате необходимо сохранить предусмотренные формы обучения. Осуществление интерактивного обучения предполагает применение интерактивных методов, форм и средств организации обучения. Цель работы заключается в проведении анализа инструментальных программных средств, позволяющих создавать интерактивные презентации, а также в рассмотрении базовых технологических приемов их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Здор Дмитрий Валерьевич, Журавлёв Дмитрий Михайлович, Федореева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE PRESENTATIONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of using interactive presentations in the context of the implementation of distance learning technologies. It is noted that the learning process, organized in conditions using exclusively distance technologies, showed that the teacher needs to master a new format of conducting classes. At the same time, when implementing full-time training in a distance format, it is necessary to preserve the provided forms of training. Implementation of interactive training involves the use of interactive methods, forms and means of organizing training. The purpose of the work is to analyze the software tools that allow you to create interactive presentations, as well as to consider the basic technological methods of their creation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-320-324 ЗДОР Дмитрий Валерьевич,

кандидат педагогических наук, доцент инженерно-технологического института ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»,

e-mail: dmitriy.dv@inbox.ru

ЖУРАВЛЁВ Дмитрий Михайлович,

кандидат технических наук, декан инженерно-технологического института ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»,

e-mail: imsh@primacad.ru

ФЕДОРЕЕВА Ольга Евгеньевна,

старший преподаватель института землеустройства и агротехнологий, ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»,

e-mail: fedoreeva76@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования интерактивных презентаций в условиях реализации дистанционных технологий обучения. Отмечается, что процесс обучения, организованный в условиях с использованием исключительно дистанционных технологий, показал, что преподавателю нужно осваивать новый формат проведения занятий. При этом при реализации очного обучения в дистанционном формате необходимо сохранить предусмотренные формы обучения. Осуществление интерактивного обучения предполагает применение интерактивных методов, форм и средств организации обучения.

Цель работы заключается в проведении анализа инструментальных программных средств, позволяющих создавать интерактивные презентации, а также в рассмотрении базовых технологических приемов их создания.

Ключевые слова: дистанционные технологии, интерактивная презентация, инструментальные средства, обучение, образовательная деятельность.

ZDOR Dmitry Valerievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Engineering

and Technological Institute, Primorsky State Agricultural Academy

ZHURAVLYOV Dmitry Mikhailovich,

Candidate of Technical Sciences, Dean of the Engineering and Technological Institute, Primorsky State Agricultural Academy

FEDOREEVA Olga Evgenievna,

Senior Lecturer at the Institute of Land Management and Agricultural Technologies, Primorsk State Agricultural Academy

APPLICATION OF INTERACTIVE PRESENTATIONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF DISTANCE LEARNING

TECHNOLOGIES

Annotation. The article is devoted to the problem of using interactive presentations in the context of the implementation of distance learning technologies. It is noted that the learning process, organized in conditions using exclusively distance technologies, showed that the teacher needs to

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

master a new format of conducting classes. At the same time, when implementing full-time training in a distance format, it is necessary to preserve the provided forms of training. Implementation of interactive training involves the use of interactive methods, forms and means of organizing training. The purpose of the work is to analyze the software tools that allow you to create interactive presentations, as well as to consider the basic technological methods of their creation.

Key words: distance technologies, interactive presentation, tools, training, educational activities.

Дистанционные технологии обучения в течение длительного времени внедряются в систему образования, опираясь при этом на накопленный педагогический опыт [5; 6]. Элементы дистанционного обучения применяются при проведении традиционных занятий, находят более широкое использование электронные образовательные ресурсы, разрабатываются электронные информационно-образовательные среды, цель которых полностью или частично перевести процесс обучения в электронный формат [7, а 58 - 63; 8, с. 25 - 45; 9, с. 8 - 13; 10, с. 53 - 60; 11, с. 249 - 252].

Проблема модернизации высшего образования в части реализации дистанционных образовательных технологий получила активное осмысление в связи с массовым переходом образовательных учреждений на дистанционный формат обучения, связанным с мерами по профилактике и предотвращению распространения новой корона-вирусной инфекции [13].

Процесс обучения, организованный в таких условиях, с использованием исключительно дистанционных технологий, показал, что преподавателю нужно осваивать новый формат проведения занятий, т.к. в этом случае преподаватель является не только потребителем цифрового контента, но и его создателем [4, с. 93].

Специально проведенные исследования методической готовности преподавателя к организации процесса обучения в дистанционной форме показали, что преподаватели не в полной мере оказались готовы использовать в своей работе средства дистанционных образовательных технологий [3, с. 88].

При этом в качестве важного обстоятельства следует отметить, что при реализации очного обучения в дистанционном формате необходимо сохранить предусмотренные формы и методы обучения, в т.ч. активные [4, с. 87].

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в процессе обучения. Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть знаниями и умениями за счет сознательного формирования у них необходимых деятельностей [12, с. 201]. К

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

активным методам относят дискуссионные методы, тренинги, игровые методы, проблемные методы [6]. Среди активных методов обучения особое место в настоящее время занимают интерактивные методы.

Осуществление интерактивного обучения предполагает применение интерактивных методов и форм организации обучения, в т.ч. интерактивных средств контроля. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы рассмотрены в работе Л.А. Бурняшевой [1].

Вопросам применения информационных технологий для реализации интерактивных форм обучения посвящена работа О.Б. Воронковой [2]. Автором рассмотрены технологические приемы создания интерактивных заданий для интерактивной доски в программе NoteBook, а также описаны технологические приемы подготовки дидактических материалов средствами приложений Microsoft Office. В частности, в работе представлена технология создания презентаций с использованием гиперссылок, управляющих кнопок и эффектов анимации [2, с. 115].

Вместе с тем, следует отметить, что в работе О.Б. Воронковой технология создания интерактивных презентаций рассмотрена в качестве средства объяснения нового материала, но в определенных случаях презентация может использоваться при проведении других форм учебных занятий.

В связи с этим цель работы заключается в проведении анализа инструментальных программных средств, позволяющих создавать интерактивные презентации, а также в рассмотрении базовых технологических приемов их создания.

Для реализации интерактивных форм работы по своему прямому назначению используется интерактивная доска. В качестве шаблонов для создания дидактических материалов для интерактивной доски разработана коллекция интерактивных заданий Lat2.0, которая включена в программу Smart Notebook, входящую в комплект поставки интерактивной доски Smart Board. Вместе с тем, программа Smart Notebook может быть установлена локально на любой компьютер, а с ее помощью можно разрабатывать интерактивные задания. Эти интерактивные задания могут быть встроены как элементы интерактивной

презентации, работающей в режиме демонстрации экрана с компьютера преподавателя.

Приведем в качестве примера технологию создания викторины с помощью шаблона коллекции Lat2.0.

Для создания учебной викторины в программе Smart Notebook необходимо открыть коллекцию заданий, выбрать раздел Lat2.0, затем подразделы Занятия, Интерактивные средства и мультимедиа, а затем шаблон Викторина.

Пользователю остается лишь заполнить соответствующие поля в предложенном шаблоне, нажав на кнопку Правка.

При этом рассматриваемое инструментальное средство предполагает настройку каждого из заданий викторины путем задания сложности, скорости выполнения заданий, при необходимости защиту заданий паролем, автоматический подсчет баллов и т.д.

К недостаткам применения данного инструментального средства следует отнести то, что необходима специальная программа Smart Notebook, которая не получила такого значительного распространения, как, например, Microsoft PowerPoint, входящая в комплект поставки Microsoft Office.

В программе Microsoft PowerPoint можно создавать не только мультимедийные презентации и слайд-шоу для демонстрации учебного материала, но и полноценные интерактивные презентации. Дидактические возможности таких презентаций не ограничиваются только использованием их преподавателем при объяснении материала, они могут быть применены для закрепления знаний, отработки практических навыков обучающихся. В этом случае презентация должна работать в режиме демонстрации экрана на компьютере обучающегося.

Для создания интерактивных презентаций средствами программы Microsoft PowerPoint применяются макросы, например, DragAndDrop, MoveHim, MoveTo и т.д.

Перечисленные макросы позволяют перемещать графические объекты на слайдах презентации. Все объекты, для которых предусмотрено перемещение по слайду, должны быть подключены к макросу. Для этого необходимо на вкладке Вставка выбрать команду Действие в группе Связи. В появившемся диалоговом окне в поле со списком Запуск макроса выбрать соответствующий макрос.

Перемещение объектами в режиме демонстрации слайдов презентации осуществляется с помощью команд, предусмотренных разработчиком макроса. На слайдах, где используется перемещение графических объектов с помощью макроса, должна быть отключена автоматическая

смена слайдов презентации, или смена слайдов по щелчку.

Следует отметить, что некоторые элементы интерактивности в презентации Microsoft PowerPoint можно создать с помощью стандартных эффектов анимации и триггеров. Этот процесс трудоемкий, требует больших затрат времени, т.к. необходима проработка анимации для каждого объекта, для которого предусмотрена интерактивность. К недостатку данного способа следует отнести то, что элементы интерактивности заранее предусмотрены, выполняются по сценарию, который, в отличие от использования макросов, не может быть изменен в ходе демонстрации слайдов презентации.

Возможности программы Microsoft PowerPoint позволяют создавать интерактивные презентации, которые можно применять в процессе обучения в качестве средства контроля при организации фронтального опроса. Вопрос (задание) в этом случае будет представлен на слайде презентации. Проверка ответа на вопрос либо выполнение задания осуществляется в интерактивном режиме. При этом разработчику такой презентации доступны все средства оформления слайдов, предоставляемые программой.

Рассмотрим технологию создания интерактивной презентации в программе Microsoft PowerPoint средствами Visual Basic for Applications (VBA). VBA представляет собой разновидность языка программирования Visual Basic, интегрированного в приложения пакета Microsoft Office. Таким образом, применение VBA расширяет стандартные возможности Microsoft PowerPoint при создании презентаций, в частности, при разработке интерактивных элементов слайдов презентации.

Для применения языка программирования VBA в документе Microsoft PowerPoint необходимо активизировать вкладку Разработчик в настройках параметров программы. Поле этого пользователю на вкладке Разработчик будет доступно использование элементов ActiveX непосредственно на слайдах презентации. К элементам ActiveX относятся надпись, текстовое поле, счетчик, кнопка, изображение, флажок, переключатель и др. Эти элементы представлены в панели инструментов Элементы управления на вкладке Разработчик.

Для элементов ActiveX, размещенных на слайде, необходимо задать свойства в окне Properties, вызываемого на экран кнопкой Свойства на панели инструментов Элементы управления. Затем необходимо написать обработчики событий для всех объектов ActiveX, для которых необходимо предусмотреть реакцию на событие.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Следует заметить, что использование VBA лишь расширяет стандартные возможности создания презентации, т.е. разработчику презентации остаются доступными графические средства оформления слайдов, использование анимации и видео, что делает работу при проведении фронтального опроса увлекательной интересной, позволяет реализовывать обучающую функцию контроля.

К недостаткам данного способа создания интерактивных презентаций следует отнести необходимость элементарных знаний языка программирования VBA и владение базовыми навыками программирования.

Таким образом, проанализировав инструментальные средства создания интерактивных презентаций, приходим к выводу о многообразии такого инструментария. Следует отметить, что только программа Microsoft PowerPoint позволяет разрабатывать интерактивные презентации разнообразными способами. Среди них: использование макросов, применение стандартных средств анимации и триггеров, а также программирование стандартных элементов ActiveX средствам языка программирования VBA. Для каждого из рассмотренных способов наряду с очевидными достоинствами приведены имеющиеся недостатки. Отдельно рассмотрен способ использования интерактивных заданий Lat2.0 в качестве элемента интерактивной презентации. Существует также большое число не столь распространенных программных средств, которые не нашли освещения в данной статье.

Для всех рассмотренных способов создания интерактивных презентаций приведены базовые технологические приемы разработки. При проведении анализа инструментальных программных средств, позволяющих создавать интерактивные презентации, был рассмотрен аспект о дидактических возможностях применения интерактивных презентаций в процессе обучения, в т.ч. в условиях дистанционного обучения.

Проведенная работа не является окончательным решением поставленной проблемы. В данной работе аспект сделан на инструментальных средствах создания интерактивных презентаций. Вместе с тем, приведенное описание позволяет получить общее представление о возможностях создания и использования интерактивных презентаций в контексте применения дистанционных технологий обучения, может служить технологической основой создания интерактивных презентаций. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем организации дистанционного обучения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Список литературы:

[1] Бурняшева Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. - М.: КноРус, 2016. -219 с.

[2] Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. -М.: Феникс, 2018. - 598 с.

[3] Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохва-лова А.Г. и др. Анализ методической готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению // Ярославский педагогический вестник. - 2020. -№ 5 (116). - С. 88 - 89.

[4] Вьюненко Л.Ф., Гадасина Л.В., Егорова Л.В., Юрков А. Опыт, который нельзя потерять: дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19 // Компьютерные инструменты в образовании. - 2020. - № 3. - С. 86-99.

[5] Егоров А.И., Егорова Ю.А. Роль стереотипов речевого поведения в формировании навыков межкультурной коммуникации // Современные подходы в преподавании иностранных языков в свете ФГОС: материалы Всеросс. очно-заочной науч.-практ. конф., 3 марта 2017 г. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017. - С. 42 - 45.

[6] Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.

[7] Здор Д.В. Интерактивная доска как средство реализации интерактивных форм обучения // Роль аграрной науки в развитии лесного и сельского хозяйства Дальнего Востока: материалы III Национальной (Всероссийской) науч.-практ. конф., 26 - 27 ноября 2019 г.: в 3 ч. Ч. III - Педагогические, исторические, философские, юридические, экономические науки. - Уссурийск: Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. - С. 58 - 63.

[8] Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования.

- 2018. - Т. 22. - № 1. - С. 25 - 45.

[9] Петрищев И.О. Создание цифровой среды - путь повышения качества образования // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 6 (117). - С. 8 - 13.

[10] Тарханова И.Ю., Зайцева М.А., Пяту-нина В.М. Дистанционное обучение в вузе: новые дидактические решения // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 5 (116). - С. 53

- 60.

[11] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских ВУЗов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249 - 252.

[12] Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - 412 с.

[13] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krotkova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239 - 250. DOI: https://doi. org/10.46398/cuestpol.382e.18

Spisok literatury:

[1] Burnyasheva L.A. Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. - M.: KnoRus, 2016. - 219 c.

[2] Voronkova O.B. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii. Interaktivnye metody. - M.: Feniks, 2018. - 598 c.

[3] Voroncova A.V., Voroncov D.B., Samohval-ova A.G. i dr. Analiz metodicheskoj gotovnosti prepo-davatelya vuza k distancionnomu obucheniyu // Yaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2020. - № 5 (116). - S. 88 - 89.

[4] V'yunenko L.F., Gadasina L.V., Egorova L.V., Yurkov A. Opyt, kotoryj nel'zya poteryat': distan-cionnoe obuchenie v vuze v usloviyah pandemii COVID-19 // Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii. - 2020. - № 3. - S. 86-99.

[5] Egorov A.I., Egorova Yu.A. Rol' stereotipov rechevogo povedeniya v formirovanii navykov mezh-kul'turnoj kommunikacii // Sovremennye podhody v prepodavanii inostrannyh yazykov v svete FGOS: materialy Vseross. ochno-zaochnoj nauch.-prakt. konf., 3 marta 2017 g. - Tula: TGPU im. L.N. Tols-togo, 2017. - S. 42 - 45.

[6] Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psiho-logicheskoe obuchenie. - L.: Izd-vo LGU, 1985. - 167

[7] Zdor D.V. Interaktivnaya doska kak sredstvo realizacii interaktivnyh form obucheniya // Rol' agrar-noj nauki v razvitii lesnogo i sel'skogo hozyajstva Dal'nego Vostoka: materialy III Nacional'noj (Vserossijskoj) nauch.-prakt. konf., 26 - 27 noyabrya 2019 g.: v 3 ch. Ch. III - Pedagogicheskie, istorich-eskie, filosofskie, yuridicheskie, ekonomicheskie nauki. - Ussurijsk: Primorskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya, 2019. - S. 58 -63.

[8] Noskova T.N., Pavlova T.B., Yakovleva O.V. IKT-instrumenty professional'noj deyatel'nosti peda-goga: sravnitel'nyj analiz rossijskogo i evropejskogo opyta // Integraciya obrazovaniya. - 2018. - T. 22. - № 1. - S. 25 - 45.

[9] Petrishchev I.O. Sozdanie cifrovoj sredy -put' povysheniya kachestva obrazovaniya // Yaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2020. - № 6 (117).

- S. 8 - 13.

[10] Tarhanova I.Yu., Zajceva M.A., Pyatunina V.M. Distancionnoe obuchenie v vuze: novye didak-ticheskie resheniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2020. - № 5 (116). - S. 53 - 60.

[11] Shagbanova H.S., Shagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nyj process rossijskih VUZov // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 6. - S. 249

- 252.

[12] Shchedrovickij G., Rozin V., Alekseev N., Nepomnyashchaya N. Pedagogika i logika. - M.: Kastal', 1993. - 412 s.

[13] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krot-kova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239 - 250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.