Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения в формировании компетенций у студентов - бакалавров направления подготовки 15. 03. 02 - "Технологические машины и оборудование" в процессе обучения дисциплине "Автоматизация чертежно-конструкторских работ" в нефтегазовом вузе'

Применение интерактивных методов обучения в формировании компетенций у студентов - бакалавров направления подготовки 15. 03. 02 - "Технологические машины и оборудование" в процессе обучения дисциплине "Автоматизация чертежно-конструкторских работ" в нефтегазовом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / INTERACTIVE TEACHING METHODS / COMPUTER GRAPHICS / GEOMETRIC MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Марина Юрьевна, Бродская Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основные интерактивные методы обучения, которые применяются при подготовке студентов бакалавров направления подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» в рамках изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» в нефтегазовом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Марина Юрьевна, Бродская Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE FORMATION OF STUDENTS ' COMPETENCIES - BACHELORS OF DIRECTION OF PREPARATION 15.03.02 - "TECHNOLOGICAL MACHINES AND EQUIPMENT" IN THE PROCESS OF LEARNING THE SUBJECT "AUTOMATION OF DRAWING AND DESIGN WORKS" IN THE OIL AND GAS UNIVERSITY

The article deals with the main interactive teaching methods that are used in the preparation of bachelor students in the field of training 15.03.02 "Technological machines and equipment" in the study of the discipline "automation of drawing and design work" in the oil and gas University.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения в формировании компетенций у студентов - бакалавров направления подготовки 15. 03. 02 - "Технологические машины и оборудование" в процессе обучения дисциплине "Автоматизация чертежно-конструкторских работ" в нефтегазовом вузе»

В связи с тем, что войска национальной гвардии являются зеркалом общества, её составной частью, то и проблема негативного влияния средств массовой информации на психику военнослужащего никто не отменял, следовательно, процесс формирования гармонично и всесторонне развитой личности значительно затруднён. В подтверждении сказанному, можно привести пример высказывания французского философа Блеза Паскаля о разрушительной силе количественного превосходства сил зла: «Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко» [9].

Приведём ещё один пример, из военного журнала, кн. XVIII. Спб., 1812 года, «О нравственном образовании военных людей», из воспоминаний ветерана: «...словом, обязанности защитников Отечества столь многочисленны, что исполняющий оныя в точности заслуживает общее сограждан своих уважение.»,

- далее он изображает «себе защитника Отечества, не устрашимого, искусного и равнодушного во бранях, не утомимого в трудах, мудрого в советах и начертаниях, неусыпного в рачении о пользе общей, преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия, руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей, пекущегося о благе войск как отец и подавающего им пример соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями». Тут же ветеран надеется на истребление распространяемого мнения среди молодых офицеров о предрассудках, «будто военному человеку не надлежит быть просвещённым, вменяемости себе невежества и презрение добрых нравов, ибо военное состояние почтеннее всех прочих, когда исполняет все свои обязанности; но воин, не удовлетворяющий гражданским законам своего Отечества, не достоин, быть членом государства и жить под покровом верховной власти».

Выводы. Назрела необходимость менять ценности и ценностные ориентации, взяв за основу проверенные временем, профессиональные ценности офицера, которые гармонично сочетают в себе качества защитника Отечества и гражданина своей страны: любовь к Отечеству и людям, долг, честь, нравственность, уважение к себе и другим, товарищество, коллективизм, ответственность, эмпатию, трудолюбие, инициативу, целеустремлённость, отзывчивость и др.

Литература:

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие.

- М.: Гардарики, 2005. - С. 243.

2. Федосеева И.А. Особенности формирования русского характера // Alma mater № 8. - 2015. -С. 91-96.

3. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова. - М.: Воениздат, 1990. - С. 52-53.

4. http://rosgvard.ru/ru/page/index/zolotov-viktor-vasilevich // журнал «Военный» № 4. Генерал армии Виктор Золотов: «Росгвардия работает для людей».

5. https://moipriut.ru/blog/ 43198150259/TSitatyi-inostrantsev-o-nrave-Russkogo-naroda // Цитаты иностранцев о нраве русского народа.

6. https://histerl.ru/vse-mareriali/tablici/voini-v-kotorix-uchastvovala-rossia.htm // Войны и знаковые военные операции в истории государства Российского.

7. http://www.voskres.ru/army/spirit/slovar.htm // Духовные качества российского воинства: словарь.

8. https://whatisgood.ru/press/books/knigi-druzya-spisok-detskoj- literatury-po-vozrastam/#i-22. // Научи хорошему. Книги-друзья: Список детской литературы по возрастам

9. https://ru.citaty.net/tsitaty/464778-blez-paskal-vospitatelnoe-vozdeistvie-vida-zla-silnee-primer // Цитаты известных личностей

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Филимонова Марина Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск); кандидат педагогических наук, доцент Бродская Татьяна Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 15.03.02 - «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЧЕРТЕЖНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ» В

НЕФТЕГАЗОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные интерактивные методы обучения, которые применяются при подготовке студентов - бакалавров направления подготовки 15.03.02 - «Технологические машины и оборудование» в рамках изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» в нефтегазовом вузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные методы обучения, компьютерная графика, геометрическое моделирование.

Annotation. The article deals with the main interactive teaching methods that are used in the preparation of bachelor students in the field of training 15.03.02 - "Technological machines and equipment" in the study of the discipline "automation of drawing and design work" in the oil and gas University.

Keywords: Competence approach, interactive teaching methods, computer graphics, geometric modeling.

Введение. Нефтяное производство диктует свои условия. Оно требует специалистов, готовых непрерывно повышать свою квалификацию и уровень своих знаний, развивающих свои интеллектуальные способности, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

Именно поэтому при организации учебного процесса от преподавателя требуется изменение структуры, форм организации деятельности, принципов и методов взаимодействия со студентами. Благодаря

компетентностному подходу формируются условия для подготовки специалиста, реализующего себя в профессиональном труде, способного адаптироваться в обществе и достигать профессионально значимых целей, готового к саморазвитию и постоянному повышению своей квалификации[2]. На сегодняшний день актуальным является разработка инновационных технологий обучения, в частности интерактивных методов обучения, использующих компетентностный подход и обеспечивающих качественную подготовку будущих специалистов в определенной предметной области.

Цель статьи и задачи. Целью формирования компетенций у студентов в процессе изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» в нефтегазовом вузе является использование интерактивных методов обучения[5], направленных на формирование знаний студентов в сфере компьютерного конструирования и инженерной деятельности, умений и навыков использования основ современного 3D-моделирования и конструирования в среде CAD/CAM системы «КОМПАС 3D V17».

Задачи, которые ставятся в процессе изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ»:

•Сформировать взгляд на компьютерную графику как на систематическую научно-практическую деятельность, имеющую как теоретический, так и прикладной характер.

•Сформировать базовые теоретические понятия, лежащие в основе компьютерной графики, освоить особенности восприятия графических изображений.

•Дать представление о структуре программного обеспечения и реализации алгоритмов компьютерной графики.

•Дать представление о методах геометрического моделирования, моделях графических данных и научить студентов использовать алгоритмы и методы компьютерной графики при проектировании деталей и механизмов.

Изложение основного материала статьи. Уровень профессиональной квалификации современного выпускника технического вуза характеризуется его способностью творчески решать поставленные задачи в условиях компьютеризации всех сфер жизни, а также успешное решение поставленных задач достигается использованием в учебном процессе информационных технологий, связанных с инженерным анализом и моделированием [4].

Был проведен анализ стандартов, рабочих программ, учебных планов подготовки бакалавров специальности 15.03.02 - «Технологические машины и оборудование». В процессе изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» приобретаются следующие компетенции подготовки специалистов:

УК-1. - Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ОПК-13 - Применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов технологических машин и оборудования.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий [3]. В Альметьевском государственном нефтяном институте на лабораторных занятиях по дисциплине «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» при подготовке бакалавров направления подготовки 15.03.02 - «Технологические машины и оборудование» используются интерактивные методы обучения: работа в малых группах, мозговой штурм, метод проектов. Использование этих методов помогает студентам взаимодействовать друг с другом, решая поставленные задачи, моделируя различные ситуации. Особенностью интерактивных методов является высокий уровень активности студентов, а задачей преподавателя - создание условий для их инициативы (подготавливает и формирует необходимые задания и вопросы (темы) для обсуждений в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана).

Работа в малых группах - это одна из самых распространенных методов интерактивного обучения, при котором студенты, участвующие в работе, практикуют навыки сотрудничества, межличностного общения, вырабатывают мнения, разрешают возникающие разногласия.

При организации данной работы, следует обращать внимание на следующее:

- убедиться, что студенты обладают необходимыми знаниями и умениями, для выполнения задания;

- требования, которые предъявляются по каждому заданию, должны быть четкими и понятными для их выполнения;

- на каждую группу отводится определенное количество времени для выполнения своего задания.

«Мозговая атака» («мозговой штурм») - это метод, при котором принимается любой вариант ответа

студентов на заданный вопрос. Преподаватель фиксирует и принимает каждое мнения, не давая им оценку. Студенты понимают, что от них не требуется обоснований или объяснений на их ответы. «Мозговая атака» является наиболее эффективным методом, если требуется обсудить спорные вопросы и наибольшее количество идей за короткий промежуток времени, а также стимулирует неуверенных студентов для принятия участия в обсуждении. Во время мозгового штурма студенты свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, при том, что каждый может развивать чужие идеи [6].

На лабораторных занятиях по дисциплине «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» широко применяется интерактивный метод обучения - метод проектов, который является простым и наиболее интересным для студентов способом генерирования идей. Работа студентов на лабораторном занятии состоит из нескольких этапов:

I этап - по предоставленному техническому заданию изделия студентам необходимо прочитать сборочный чертеж;

II этап - студенты разбиваются на группы по 3 человека;

III этап - каждый студент в группе должен создать в 3D проекции по 2 детали, входящие в сборочный узел, учитывая присоединительные размеры;

IV этап - создание 3D модели сборочной единицы по разработанным студентами 3D модели каждой детали;

V этап (итоговый) - студенты по созданной 3D модели сборочной единицы автоматически создают чертеж данного сборочного узла со всеми необходимыми размерами.

В формирования компетенций большую роль играют методические разработки [1], которые являются ее инструментами и помогают студентам лучше усвоить и применить технологию интерактивных методов. В

частности, на лабораторных занятиях по изучению дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ», широко применяется учебное пособие «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» для бакалавров направления подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» очной формы обучения, которое имеет следующие разделы:

Введение.

Теоретическая часть.

Модуль 1.

Модуль 2.

Модуль 3.

Варианты индивидуальных заданий (распределяются непосредственно преподавателем).

Список используемой литературы.

Во введении отмечено, что учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом, программой и календарно - тематическим планом по направлению подготовки бакалавров 15.03.02 - «Технологические машины и оборудование» и указано, что основной целью является закрепление знаний по дисциплине, формирование умений, способствующих формированию компетенций, необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Теоретическая часть разбита на три модуля.

Модуль 1. Общие сведения о назначении систем компьютерного конструирования и автоматизированного построения чертежей.

В этом модуле рассматриваются следующие вопросы:

•История развития системы «КОМПАС» и ее практическое предназначение.

•Знакомство с интерфейсом, системные требования.

•Приемы построения геометрических примитивов в системе «КОМПАС», настройки их параметров и их редактирование.

•Методика построения компьютерных чертежей, нанесение размеров и обозначений. Вывод чертежей на печать.

На лабораторных занятиях этого модуля студенты учатся чертить на компьютере, т.е. осваивается классическая 2D- технология построения чертежа, когда инструментом для черчения является не карандаш и бумага с циркулем и линейкой, а компьютер с пакетом «КОМПАС».

Модуль 2. 3D-технология конструирования и построения ассоциативного чертежа.

В этом модуле рассматриваются методы булевских операций 3D-технологий автоматизированного проектирования. Суть этой технологии заключается в том, что конструктор разрабатывает геометрическую объемную модель в ее естественном наглядном виде, а построение чертежа объекта выполняется на завершающем этапе, в значительной степени в автоматическом режиме, предусмотренном графическим редактором системы «КОМПАС» - современного пакета САПР.

Поскольку в основе 3D-технологии лежит создание виртуальной пространственной модели объекта, для которого создается чертеж, то в процессе обучения у студентов активно развиваются пространственное мышление и навыки пространственного моделирования.

Модуль 3. Методика компьютерного конструирования с применением специальных прикладных программ системы «КОМПАС» - библиотек.

В этом модуле изучаются приемы автоматизированного конструирования различных соединений: резьбовых, шлицевых, шпоночных и зубчатых [8].

В условиях компетентностного подхода большое количество часов уделяется на самостоятельную работу студентов. В частности, варианты индивидуальных заданий, представленные в пособии, направлены на:

• самостоятельное изучение учебного материала;

• повышение уровня самоконтроля;

• получение результатов выполненной работы;

• проведение самокоррекции своей последующей учебной деятельности.

Представленная в методическом пособии литература необходима студентам для самостоятельного изучения тем и организации внеурочной работы, а также совершенствует интеллектуальные умения у будущих специалистов (аналитические, проектировочные, конструктивные и др.), формирует творческий подход к составлению алгоритмов решения задач.

Выводы. Таким образом, использование интерактивных методов обучения в процессе изучения дисциплины «Автоматизация чертежно-конструкторских работ» способствует:

- ознакомлению, изучению и освоению студентами базовых понятий, методов и алгоритмов, применяемых для построения технических чертежей средствами компьютерной графики;

- формированию пространственного мышления;

- приобретению знаний конструкторского моделирования;

- улучшению качества подготовки выпускников и уровня профессиональной квалификации;

- расширению круга вопросов, используя методические пособия и разработки [7].

Литература:

1. Бродская Т.А. Методические указания как инструмент формирования компетенций студентов-бакалавров направления подготовки 13.03.02 - «Электроэнергетика и электротехника» в процессе обучения дисциплине «Высшая математика» в нефтегазовом вузе. Преподаватель года 2018: сборник статей Международного научно-методического конкурса. В 2-х частях. Часть 1. — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». - 2018. - С. 7-11

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42; Компетентностный подход... // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 6. - С. 20-26.

4. Карпенко М. Новая парадигма образования XXI в. // Высшее образование в России. - 2007. -№4. - С. 93.

5. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец // Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр. / под ред. Л. П.Лазаревой; ДВГУПС. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008 - С. 22-31.

6. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе / Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. - Томск, 2007. -177 с. - Библиогр.: с. 104 - 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426

7. Расторгуева Л.Г. Автоматизация чертежно-конструкторских работ: Учебное пособие для подготовки бакалавров очной формы обучения для направлений подготовки 15.03.02 «Технологические машины и оборудование». Альметьевск: АГНИ, 2016. - 92 с.

8. Филимонова М.Ю. Проектирование системы обучения инженерной графике с использованием новых информационных технологий (на примере подготовки инженеров-нефтяников) // Диссертация. - 2003.

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Филоненко Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кулькова Ирина Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет (МПГУ)» (г. Москва)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ШКОЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ СЛАБОВИДЯЩИХ

ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействие общеобразовательных организаций с родителями слабовидящих детей по вопросам создания условия для единого пространства, в целях полноценного развития детей с ограниченными возможностями. На основе социологического опроса родителей слабовидящих младших школьников, рекомендованы формы совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с членами семей, которые могут носить образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную, лечебную, рекреационную и соревновательную направленность.

Ключевые слова: слабовидящие дети, ограниченная двигательная активность, образовательные организации, анкетирование, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of interaction of general educational organizations with parents of visually impaired children on the creation of conditions for a single space in order to fully develop children with disabilities. Based on a sociological survey of parents of visually impaired younger schoolchildren, forms of joint physical fitness and recreation activities with family members who can be educational, correctional, developmental, recreational, therapeutic, recreational and competitive are recommended.

Keywords: visually impaired children, limited physical activity, educational organizations, questioning, sports and recreation activities.

Введение. Сегодня специалисты проявляют серьезную озабоченность по поводу слишком активного использования в повседневной жизни детьми раннего возраста электронных гаджетов, предпочитая пассивный досуг активному, в основе которого базируется физическая культура и спорт. Доказанными являются факты, что проблемы со зрением отрицательно сказываются на физическом развитии детей младшего школьного возраста, у большинства из них ограничивается двигательная и познавательная деятельность, нарушается координация движений [2, 4]. Зачастую у детей, имеющих болезни глаза отсутствует простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и даже навыки элементарного самообслуживания [3]. Но каждый родитель, несмотря на различные жизненные проблемы, хочет видеть ребёнка полноценным членом общества. В связи с чем, основная задача педагогического коллектива общеобразовательной организации заключается в том, чтобы помочь родителям детей с ограниченными физическими возможностями (далее ОВЗ) адаптироваться к нормальной повседневной жизни детей.

Формулировка цели статьи. Так как в современной действительности родители являются главными социальными заказчиками общеобразовательных организаций, предпринята попытка на основе социологического опроса выявить мнения родителей по совместной физкультурно-оздоровительной работе общеобразовательного учреждения с родителями слабовидящих детей 7-8 лет для совершенствования организационно-педагогической работы по физической культуре.

Изложение основного материала статьи. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций, начинаются далеко за пределами образовательной организации, и в первую очередь, конечно же, в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям с нарушением зрения имеет большое значение для их гармоничного развития [5]. Дети с патологией зрения довольно часто испытывают проблемы в повседневной жизни: в своем большинстве они не уверены в себе, часто раздражаются, порой без особой причины, имеют нарушение осанки, плохую ориентировку в пространстве, что приводит к дефициту движений, замкнутости. Но зачастую многие взрослые члены семьи осуществляют процесс психофизического воспитания слабовидящих детей, не имея для этого абсолютно ни каких знаний, не задумываясь о негативных последствиях.

При этом на пути к совместной работе педагогов с семьями слабовидящих детей возникают проблемы, которые сводятся к следующему:

• недоверие к педагогу;

• отсутствие веры в силы и способности своего ребенка;

• безразличие и бездействие родителей к здоровью ребенка;

• избыточная самоуверенность родителей;

• одержимые ожидания в быстрые результаты от методики педагога, которые не оправдываются;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.