Научная статья на тему 'Применение инструментов стратегического управленческого учета в строительстве'

Применение инструментов стратегического управленческого учета в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УЧЕТ / ACCOUNTING / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / EFFICIENCY / УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ / COST MANAGEMENT / ТАРГЕТ-КОСТИНГ / TARGET COSTING / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE / PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жулькова Ю. Н.

Предмет/тема. В современных экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы применения инструментов стратегического управленческого учета в целях принятия управленческих решений на предприятиях строительной и смежных отраслей. В статье приведены некоторые наиболее часто применяемые в настоящее время как в России, так и за рубежом методы учета, но особое внимание уделяется вопросу совместного применения концепции формирования целевой себестоимости (таргет-костинг) и конджойнт-анализа. Подробно рассмотрена логика, возможность и актуальность применения указанных инструментов при строительстве и реализации объектов жилой недвижимости экономического класса. Выбор объекта исследования обусловлен сложившейся социально-экономической ситуацией. В статье исследуется вопрос снижения стоимости 1 м 2 площади объекта недвижимости на основе учета мнения потенциальных покупателей относительно определенных параметров строительной продукции. Представлена теоретическая модель, из которой следует, что для этого целесообразно использовать идею конджойнт-анализа. Этот метод ставит акцент на изучении полезности набора параметров проектируемой строительной продукции и анализе соотношения важность/цена по каждому параметру. Основная задача на этом этапе состоит в разработке строительного продукта с теми параметрами, которые являются приоритетными для потребителей. При предложении на рынок продукта с оптимальным набором необходимых потребителю характеристик и определении «полезности» для покупателя того или иного фактора и поиска дальнейших путей снижения стоимости 1 м 2 были выявлены виды работ, позволяющие снизить стоимость строительства объекта до требуемой. Выполненный расчет показал целесообразность использования этого метода на практике. Внесение соответствующих изменений в полученные согласно расчетам статьи затрат (в проектно-сметную документацию) позволят руководству строительного предприятия провести адресную корректировку затрат и достигнуть тем самым требуемого уровня стоимости. Цель и задачи. Цель представленной работы заключается в обосновании применения инструментов стратегического управленческого учета на предприятиях, участвующих в процессах создания и реализации строительной продукции. К основным задачам исследования относятся: определение места и значения стратегического управленческого учета для предприятий строительной отрасли; оценка необходимости применения в компаниях методов стратегического управленческого учета; финансовая целесообразность применения методик стратегического управленческого учета на различных этапах жизненного цикла строительной продукции. Методология. В исследовании были применены сравнительный анализ, систематизация и контент-анализ. Результаты. Представленные расчеты показали возможность и эффективность применения в практике организаций системы инструментов стратегического управленческого учета на различных этапах жизненного цикла строительной продукции. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами практического применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной сфере. Выводы. Управление на основе методов стратегического управленческого учета играет исключительную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятий строительной отрасли, что является основным источником их конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying the tools of strategic management accounting in construction

Importance Currently strategic management accounting gains special importance for taking managerial decisions in construction and related industries. The article illustrates the most common accounting methods applied in Russia and abroad, though special attention is given to combined application of the target costing concept and conjoint analysis. I scrutinize the logic, possibility and significance of applying the said tools in construction, sale of economy class residential property. The research introduces a theoretical model suggesting the use of the conjoint analysis. This method focuses on the importance of studying a set of parameters of designed construction products, and analyzing the importance to price ratio per each parameter. When offering a marketable product with the optimal set of characteristics required by customers, and when determining the ‘usefulness’ of a certain factor for customers and searching for further ways to decrease the cost of one square meter, I reveal certain types of works, which allow decreasing the construction cost down to the required level. Respective changes in cost items (in construction documents), which I obtain as a result of the calculations, will enable the management of construction companies to perform a targeted adjustment of expenses and, therefore, to achieve the required level of cost. Objectives The objective is to substantiate the use of strategic management accounting tools by enterprises involved in development and sale of construction products. The main tasks of the study are to determine the importance and place of strategic management accounting for construction companies, evaluate the need of strategic management accounting, show financial feasibility of using the said methods of strategic management accounting at different stages of construction products’ life cycle. Methods I applied the methods of comparative analysis, systematization, and content analysis to conduct the study. Results The presented calculations prove the possibility and efficiency of the practical use of strategic management accounting tools at different stages of construction products’ life cycle. The results of the study may be useful for a wide range of readers interested in practical implementation of strategic management accounting tools in the construction industry Conclusions and Relevance The management based on the methods of strategic management accounting plays a special role in efficient operations of construction enterprises; therefore, it is a primary source of their competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов стратегического управленческого учета в строительстве»

РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 334:657

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Ю.Н. ЖУЛЬКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и экономики E-mail: [email protected] Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет/тема. В современных экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы применения инструментов стратегического управленческого учета в целях принятия управленческих решений на предприятиях строительной и смежных отраслей. В статье приведены некоторые наиболее часто применяемые в настоящее время как в России, так и за рубежом методы учета, но особое внимание уделяется вопросу совместного применения концепции формирования целевой себестоимости (таргет-костинг) и конджойнт-анализа. Подробно рассмотрены логика, возможность и актуальность применения указанных инструментов при строительстве и реализации объектов жилой недвижимости экономического класса. Выбор объекта исследования обусловлен сложившейся социально-экономической ситуацией. В статье исследуется вопрос снижения стоимости 1 м2 площади объекта недвижимости на основе учета мнения потенциальных покупателей относительно определенных параметров строительной продукции. Представлена теоретическая модель, из которой следует, что для этого целесообразно использовать идею конджойнт-анализа. Этот метод ставит акцент на изучении полезности набора

параметров проектируемой строительной продукции и анализе соотношения важность/цена по каждому параметру. Основная задача на этом этапе состоит в разработке строительного продукта с теми параметрами, которые являются приоритетными для потребителей. При предложении на рынок продукта с оптимальным набором необходимых потребителю характеристик и определении «полезности» для покупателя того или иного фактора и поиска дальнейших путей снижения стоимости 1 м2 были выявлены виды работ, позволяющие снизить стоимость строительства объекта до требуемой. Выполненный расчет показал целесообразность использования этого метода на практике. Внесение соответствующих изменений в полученные согласно расчетам статьи затрат (в проектно-сметную документацию) позволят руководству строительного предприятия провести адресную корректировку затрат и достигнуть тем самым требуемого уровня стоимости.

Цель и задачи. Цель представленной работы заключается в обосновании применения инструментов стратегического управленческого учета на предприятиях, участвующих в процессах создания и реализации строительной продукции. К основным

задачам исследования относятся: определение места и значения стратегического управленческого учета для предприятий строительной отрасли; оценка необходимости применения в компаниях методов стратегического управленческого учета; финансовая целесообразность применения методик стратегического управленческого учета на различных этапах жизненного цикла строительной продукции.

Методология. В исследовании были применены сравнительный анализ, систематизация и контент-анализ.

Результаты. Представленные расчеты показали возможность и эффективность применения в практике организаций системы инструментов стратегического управленческого учета на различных этапах жизненного цикла строительной продукции.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами практического применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной сфере.

Выводы. Управление на основе методов стратегического управленческого учета играет исключительную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятий строительной отрасли, что является основным источником их конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: управление, учет, управленческий учет, эффективность управления, управление себестоимостью, таргет-костинг, прибыль, строительство, недвижимость

На сегодняшний день наиболее актуально применение идей стратегического управленческого учета (strategic management accounting, SMA) различными предприятиями независимо от их размеров, форм собственности и сфер деятельности. Так, использование классического для большинства развитых стран управленческого учета не в полной мере способно обеспечить информацией как в количественном, так и в качественном ее выражении, что необходимо предприятию на всех уровнях его организационной структуры (от «рядовых» сотрудников до топ-менеджеров) для принятия стратегических решений, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.

Идея внедрения на предприятиях стратегического управленческого учета активно обсуждается с середины прошлого столетия и занимает определенное место в работах таких зарубежных ученых, как М. Бромуич (М. Bromwich) [14], А. Бхимани (А. Bhimani) [13], В. Говиндараджан (V. Govindarajan) [19], К. Друри (С. Drury) [5],

Р. Каплан (Р. Kaplan) [20], Д. Купер (D. Cooper) [16], Р. Рослендер (R. Roslender) [21], К. Симмондс (К. Simmonds) [23], Д. Шэнк (J. Shank) [22] и многих других.

В настоящее время вопросы теоретического характера по данной теме активно обсуждаются не только за рубежом, но и в крупных российских научных изданиях. Так, в 2014 г. М.А. Вахруши-ной [3] была организована научная дискуссия, посвященная проблеме развития управленческого учета в России. Идея дискуссии была поддержана многими авторами, в числе которых С.В. Булгаковой и Н.В. Подобедовой [2], Е.И. Костюковой и И.Г. Дерябиной [7], О.В. Котлячковой и Е.В. Мензоровой [8], М.И. Сидоровой и Е.И. Гор-деевой [10], Т.В. Федорович, В.О. Федорович и И.В. Дрожжиной [11].

Проведенный анализ указанных отечественных и зарубежных [15, 17, 18, 24] научных источников показал, что к наиболее часто используемым в практике организаций инструментам управленческого учета можно отнести:

— kaizen costing (кайзен-костинг — усовершенствование деятельности компании/подразделений с помощью внутренних резервов);

— standard-costing (стандарт-костинг — система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат);

— conjoint analysis (конджойнт-анализ — исследования предпочтений потребителей);

— ABC (Activity Based Costing) или функционально-стоимостный анализ (ФСА);

— target costing (таргет-костинг — управление на основе целевых затрат);

— balanced Scorecard (система сбалансированных показателей);

— бенчмаркинг (benchmarking);

— концепция учета затрат жизненного цикла;

— стратегическое управление затратами;

— контент-анализ;

— анализ цепочки создания стоимости.

Представленная статья направлена на исследование теоретических и практических возможностей применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной отрасли. Необходимо принять во внимание тот факт, что как любое предприятие, функционирующее в строительной сфере, так и их группа, имеют

Регулирование и стандартизация отчетности

Regulation

and Standardization of Reporting

своей главной стратегическом целью получение максимальной прибыли за счет удовлетворения нужд и потребностей своих клиентов.

В той или иной степени проблеме использования инструментов стратегического управленческого учета на различных этапах осуществления строительной деятельности посвящены работы М.М. Герасимова и О.А. Олениной [4], Л.В. Поповой и К.Э. Дудиной [9], В.П. Шегуровой и Е.В. Аниськиной [12] и многих других.

Применение инструментов стратегического управленческого учета является актуальным в любое время, но особую востребованность приобретает в сложных экономических условиях.

Необходимость применения в практике строительных компаний инструментов стратегического управленческого учета рассмотрим на примере объектов недвижимости экономического класса, поскольку строительству объектов именно этого класса уделяется особое внимание в Федеральном законе от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»1, в распоряжении Правительства РФ от 08.11.2014 № 2242-р «Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года»2, в постановлении СФ ФС РФ от 09.07.2014 № 390-СФ «О мерах по стимулированию развития жилищного строительства, темпах повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения»3 и ряде других документов.

При проектировании, строительстве и реализации объектов недвижимости экономического класса в первую очередь решается проблема снижения себестоимости и, соответственно, цены

1 О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. от 24.11.2014). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Законодательство. (Версия Проф).

2 Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.11.2014 № 2242-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Законодательство. (Версия Проф).

3 О мерах по стимулированию развития жилищного строительства, темпах повышения доступности жилья и качества

жилищного обеспечения населения: постановление СФ ФС РФ от 09.07.2014 № 390-СФ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Законодательство (Версия Проф).

продажи 1 м2. жилья. В этом смысле оправданно применение концепции формирования целевой себестоимости, подробно рассмотренной автором ранее4.

Поскольку настоящая статья является логическим продолжением предыдущей публикации автора, необходимо изложить некоторые ключе -вые моменты предшествующего исследования.

Концепция формирования целевой себестоимости (таргет-костинг) опирается на принцип так называемого обратного отсчета, или обратной калькуляции, который можно представить в следующем виде:

Целевая себестоимость ^ Проектирование ^ Сметная себестоимость.

В процессе практической реализации данная концепция позволяет выразить не только пожелания существующих и/или потенциальных клиентов, но и технически воплотить эти пожелания в выпускаемой предприятием строительной продукции в виде объектов недвижимости (в рассматриваемом случае экономического класса) по принимаемой рынком цене, что ведет к созданию востребованной количественно и качественно строительной продукции.

На основе подробно рассмотренного в предыдущей публикации примера применения концепции таргет-костинга на основе последовательной оценки основных параметров, которые интересуют и имеют существенное значение для потенциальных покупателей строительной продукции (с учетом важности для потенциальных покупателей установленных параметров), были определены пути сокращения себестоимости строительства и, соответственно, рыночной стоимости предложения. Далее был проведен анализ несоответствий между существующими на рынке предложениями и основными (наиболее существенными) требованиями потенциальных заказчиков, что позволило определить концепцию будущего строительства.

Необходимо отметить, что основу ценообразования в строительстве составляет сметный порядок, разработанный в Методике определения стоимости строительной продукции на террито-

4 Жулькова Ю.Н. Внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 47. С. 12-25.

7 (349) - 2015 -

рии Российской Федерации МДС 81-35.20045, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (в ред. приказа Минстроя России от 16.06.2014 294/пр). Согласно п. 4.71 ч. IV «Составление сметной документации» указанной Методики отмечено, что документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства, являются сводные сметные расчеты стоимости строительства.

Сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»6, составляется с распределением средств по 12 главам, по большинству из которых возможно без потери качества осуществить экономию средств и тем самым сократить себестоимость строительства.

На основе составленной специально для данного исследования сметной документации был произведен расчет суммы, которая подлежит корректировке. Так, в табл. 5 предыдущей публикации «Расчет суммы, подлежащей корректировке (по методу таргет-костинг)» была рассчитана общая стоимость по 9 разделам локальной сметы, по объектной смете, а также по сводному сметному расчету. Принимая во внимание принцип обратного отсчета (обратной калькуляции), т.е. исходя из целевой себестоимости (3 млн руб.), была определена разница между сметной и целевой себестоимостью в размере 720 304 руб. Таким образом, согласно проведенным расчетам по методу таргет-костинга было установлено, что необходимо произвести сокращение затрат на сумму, равную 720 304 руб.

В качестве способов снижения себестоимости строительной продукции в числе исследуемых

5 Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации: постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Законодательство (Версия Проф).

6 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Законодательство (Версия Проф).

- 7 (349)

потребительских параметров были выбраны площадь строения, инфраструктурное наполнение, удаленность. Несколько меньшее влияние на себестоимость оказывают площадь земельного участка, «направление» и используемые материалы.

Таким образом, проведенное ранее исследование показало, что применение такого метода ценообразования, как таргет-костинг, позволяет выработать способы снижения себестоимости продукции; коллективно участвовать в разработке строительной продукции всем компаниям, занятым осуществлением проекта; а также обеспечить заданный уровень прибыли.

Однако, опираясь на теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных авторов, логично предположить, что использование методов стратегического управленческого учета должно быть не точечным, а носить комплексный характер. То есть необходимо добиться применения сочетания различных инструментов не только на конкретных этапах развития предприятия, но и на жизненном цикле его продукции [6].

При рассмотрении возможных вариантов изменения стоимости 1 м2 площади жилого помещения, кроме предложенной в предыдущем исследовании формы, необходимо учитывать мнения потенциальных покупателей (согласно проведенным маркетинговым исследованиям) относительно определенных параметров строительной продукции. Для этого целесообразно использовать идею конджойнт-анализа, когда основной акцент делается на изучении полезности набора параметров проектируемой единицы строительной продукции (или объекта в целом) и на анализе соотношения «важность/цена» по каждому параметру. Основная задача — разработать строительный продукт с теми параметрами, которые являются определяющими для потребителей.

Одним из более важных и одновременно тормозящих развитие рынка недвижимости факторов является стоимость квадратного метра. Далее в целях предложения на рынок продукта с оптимальным набором необходимых потребителю характеристик и определения «полезности» того или иного фактора (предпочтения условно обозначены серым цветом) и поиска дальнейших путей снижения стоимости 1 м2 представим идею дальнейших рассуждений (рис. 1)

- 2015 -

строительная продукция (вариант предложения) Атрибуты строительной продукции

Материал изготовления Застройка (инфраструктурная наполненность), % от желаемого потребителем Удаленность от границ города, км размер участка, сотка площадь дома (жилая/ общая), м2 стоимость 1 м2, тыс. руб.

Индивидуальный жилой дом Уровни атрибутов Кирпич 80 26 12 170 37

20 100

Пенобетон-ный блок 50 18 140 30 К

31 90

Квартира в многоквартирном доме Вариан тА -1 \ >

1/

к

Квартира в таунхаусе Вариан tN >

рис. 1. Применение некоторых идей конджойнт-анализа при разработке параметров строительной продукции

Более подробные рассуждения представим далее. Изначально необходимо определиться с атрибутами объекта недвижимости как товара и их уровнями (табл. 1).

Поскольку атрибуты должны быть выражены числовыми значениями, то некоторые из них необходимо закодировать (табл. 2).

Далее респонденту предоставляется набор продуктов с разными характеристиками и предлагается оценить, насколько вероятно, что он воспользуется каждым из представленных предложений. Максимальное количество продуктов с разными сочетаниями уровней атрибутов равно произведению числа уровней каждого

Таблица 1

Определение атрибутов и их уровней

№ п/п Атрибуты Уровни атрибутов

1 Тип жилья Индивидуальный жилой дом

Квартира в многоквартирном доме

Квартира в таунхаусе

2 Степень отделки Простая

Улучшенная

Высококачественная

3 Площадь участка*, сотка 10

11

12

13

14

15

4 Местоположение (направление) Борское

Кстовское

5 Материал Кирпич

Дерево

Блоки

Монолит

Металлический каркас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Стоимость 1 кв. м*, тыс. руб. 25

26

27

28

№ п/п атрибуты Уровни атрибутов

29

30

7 Площадь дома*, м2 120

130

140

150

8 Инфраструкту -ра* Автодорога, электричество, газоснабжение

Автодорога, электричество, газоснабжение, водоснабжение

Автодорога, электричество, газоснабжение, водоснабжение, канализация

9 Застройка Сформирована

В процессе формирования

10 Итоговая стоимость предложения*, тыс. руб. 2 000

2 500

3 000

3 500

4 000

Примечание. Уровни атрибутов, отмеченных знаком «*», приняты условно, поскольку в данном случае (в целях иллюстрации применения рассматриваемого метода) отсутствует необходимость учета всех возможных вариантов.

Таблица 2

Значения атрибутов

№ п/п Атрибуты Уровни атрибутов количество уровней

1 2 3 4 5 6 атрибутов

1 Тип жилья 1 2 3 - - - 3

2 Степень отделки 1 2 3 - - - 3

3 Площадь участка 10 11 12 13 14 15 6

4 Местоположение (направление) 1 2 - - - - 2

5 Материал 1 2 3 4 5 - 5

6 Стоимость 1 м2 25 26 27 28 29 30 6

7 Площадь дома 120 130 140 150 - - 4

8 Инфраструктура 1 2 3 - - - 5

9 Застройка 1 2 - - - - 2

10 Итоговая стоимость предложения, млн руб. 2 2,5 3 3,5 4 - 5

Примечание. В графе «Уровни атрибутов» принято напротив атрибутов, которые имеют числовое значение, проставлять это значение, а которые не имеют, — закодированное (например, согласно табл. 2 атрибут «Тип жилья» имеет следующие кодировки: 1 — индивидуальный жилой дом, 2 — квартира в многоквартирном доме, 3 — квартира в таунхаусе.

атрибута. Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в рассматриваемом примере возможны 388,8 тыс. комбинаций (3-3-6-2-5-6-4-3-2-5 = 388 800). Но настолько большое количество альтернативных вариантов потребитель оценить не в состоянии. Кроме того, отработать каждый из них в дальнейшем также не представляется возможным. Для уменьшения количества рассматриваемых атрибутов в целях уменьшения цены предложения, а также с учетом выявленных ранее предпочтений потребителей сознательно уменьшим количество уровней атрибутов (табл. 3).

Скорректированные значения атрибутов показаны в табл. 4.

корректировка

При сокращении размерности в данном случае было получено восемь вариантов (профилей) предложений (2ТТ^2ТТТТТ = 8). Изменения более наглядно показаны на рис. 2.

Вещественным воплощением профилей обычно служат карточки, на основании которых респонденты производят оценку важности различий между отдельными уровнями атрибутов. Например, для группы атрибутов «Тип жилья» образец карточки представлен в табл. 5.

При проведении исследования учитывались результаты проведенного ранее анкетирования [1], данные о продажах некоторых жилых комплексов, размещенные на интернет-сайтах соответствующих компаний, и результаты работы с респонден-

Таблица 3

атрибутов и их уровней

№ п/п атрибуты Уровни

1 Тип жилья Индивидуальный жилой дом

Квартира в многоквартирном доме

2 Степень отделки Простая

3 Площадь участка*, сотка 12

4 Местоположение (направление) Борское

Кстовское

5 Материал Кирпич

Дерево

6 Стоимость 1 м2*, тыс. руб. 30

7 Площадь дома*, м2 130

8 Инфраструктура* Автодорога, электричество, газоснабжение, водоснабжение

9 Застройка Сформирована

10 Итоговая стоимость предложения*, тыс. руб. 4 000

Примечание. Уровни атрибутов, отмеченных знаком «*», приняты условно, поскольку в данном случае отсутствует необходимость учета всех возможных вариантов.

Таблица 4

скорректированные значения атрибутов

атрибуты Уровни атрибутов количество уровней

1 2 3 атрибутов

Тип жилья 1 2 - 2

Степень отделки 1 - - 1

Площадь участка, сотка 12 - - 1

Местоположение (направление) 1 2 - 2

Материал 1 2 - 2

Стоимость тыс. руб./кв. м 30 - - 1

Площадь дома, кв. м 130 - - 1

Инфраструктура 1 - - 1

Застройка 1 - - 1

Итоговая стоимость предложения, млн руб. 4 - - 1

Таблица 5

карточка для атрибутов первой группы

Уровни в группе атрибутов степень привлекательности уровня Оценка привлекательности уровня

Индивидуальный жилой дом Привлекателен Крайне непривлекателен

Квартира в многоквартирном доме Непривлекателен Очень привлекателен

Примечание. Баллы устанавливаются исследователем самостоятельно (например, в данном случае по шкале от 0 (крайне непривлекателен) до 10 (очень привлекателен).

Тип жилья

Стоимость квадратного метра

• Количество уровней атрибутов до корректировки Количество уровней атрибутов после корректировки

рис. 2. Изменения количества уровней атрибутов до и после проведения корректировки

тами по карточкам. В результате потребовалась некоторая корректировка обозначенных ранее целей компании (рис. 3).

Основываясь на результатах проведенного анкетирования [1], определим основные параметры, которые являются определяющими для потенциальных покупателей строительной продукции.

Оценку потенциальными покупателями важности некоторых параметров представим в табл. 6.

Представленная оценка позволяет определить не только вес каждого параметра, но и его стоимостное выражение (табл. 7).

Далее в рамках разработанных предложений и на основании данных табл. 6 и табл. 7

Ранее определенная цель Скорректированная цель

Создание на земельном участке площадью около 12 соток, расположенном на расстоянии примерно 20 км от города, объекта недвижимости площадью не более 150 м2 при стоимости 1 м2 порядка 30 тыс. руб. Создание на земельном участке площадью 12 соток, расположенном на расстоянии примерно 20 км от города в Борском или Кстовском направлении индивидуального жилого кирпичного дома площадью не более 130 м2 с простой отделкой при стоимости 1 м2 порядка 30 тыс. руб. в организованной и инфраструктурно наполненной жилой застройке стоимостью не более 4 млн руб.

Рис. 3. Корректировка цели деятельности предприятий кластера производства и реализации строительной продукции

Таблица 6

Оценка покупателями важности параметров

Ранг параметра Параметр Требования потенциальных покупателей к параметру Вес параметра

1 Стоимость С, тыс. руб./м2 От 25 до 30 0,23

2 Площадь дома Пд, м2 От 120 до 150 0,18

3 Застройка, инфраструктура З Сформированная застройка и наличие инфраструктуры 0,15

4 Удаленность от границ города У, км 20 0,13

5 Площадь земельного участка Пз , сотка От 10 до 15 0,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Направление Н Борское, Кстовское 0,11

7 Материал изготовления М Дерево, кирпич 0,08

Итого... — — 1,00

Примечание. Темным фоном отмечены наиболее важные параметры.

Таблица 7

Примечание. Темным фоном отмечены наиболее важные параметры.

Таблица 7

Планируемая разбивка стоимостей всех исследуемых потребительских параметров

Параметр Требования потенциальных Вес Целевая себестоимость,

покупателей к параметру параметра млн руб.

Стоимость 1 м2 , тыс. руб./м2 От 25 до 30 0,23 0,166

Площадь дома, м2 От 120 до 150 0,18 0,130

Застройка, инфраструктура Сформированная, наличие объектов инфраструктуры 0,15 0,108

Удаленность от границ города, км 20 0,13 0,094

Площадь земельного участка, сотка От 10 до 15 0,12 0,086

Направление Борское, Кстовское 0,11 0,079

Материал изготовления Дерево, кирпич 0,08 0,058

Итого... - 1,00 0,720

Примечание. Расчет целевой себестоимости производится следующим образом: Целевая себестоимость (ед., млн руб.) (в данном случае 0,720 млн руб.) х Вес параметра (построчно).

(подробные рассуждения относительно указанных таблиц ранее автором уже были представлены7) определим взаимосвязь указанных параметров (рис. 4).

Хотя в данном случае расчеты показывают явную проблему — необходимость корректировки стоимости 1 кв. м (наибольший вес — 0,375) — это не означает, что другого рода составляющие стоимости допустимо оставить без внимания. Так,

7 Жулькова Ю.Н. Внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 47. С. 12-25.

- 7 (349)

например, на этом этапе имеет смысл прибегнуть к более подробному расчету расходов и определить долю каждого из них в общей стоимости единого объекта (табл. 8).

Воспользуемся данными, представленными на рис. 3, и, понимая, что на итоговую стоимость предложения оказывают влияние все рассмотренные ранее факторы, остановимся на параметре с наибольшим весом — 0,375 (согласно рис. 4) — на анализе стоимости 1 м2.

Отметим, что, поскольку расчет был произведен на основании средних величин показателей,

- 2015 -

Стоимость 1 м2 0 23 ^ 0 13 Удаленность от границ города

Площадь дома 0,18 - "\;х —0,12 Площадь земельного участка

Застройка, инфраструктура 0,15 4"--------- -------0,11 Направление

- - 0,08 Материал изготовления ,

1 0,56 ^ 1,00 ^ 0,33

Y

Параметр Вес параметра Целевая себестои-

Первоначальный Приобретенный Итоговый мость, млн руб.

Стоимость 1 м2 0,23 0,065 0,08 0,375 0,270

Площадь дома 0,18 0,12 0,30 0,216

Застройка, 0,15 0,065 0,11 0,325 0,234

инфраструктура

Итого: 1,00 0,720

Примечание. Параметр «Удаленность от границ города» влияет на два других, таким образом, его вес распределяется между параметрами «Стоимость 1 м2» и «Застройка, инфраструктура».

Рис. 4. Определение доли параметров в целевой себестоимости продукции

Таблица 8

Вариант формы для функциональной разбивки затрат

Параметр Общие расходы на создание параметра Затраты Поэлементные затраты Варианты сокращения затрат

Альтернативы

млн руб. % млн руб. % 1 2

Стоимость земельного участка Отвод

Межевание

Оценка

Итого... Z (<100) Z 100 - - -

Всего... хб общая 100 Информация, необходимая для разработки концепции, проектной документации, определения себестоимости и других работ

полученные вычисления несут исключительно смысловую нагрузку и показывают суть концепции. В каждом конкретном случае, т.е. на конкретной территории, с привлечением современных средств исследования рынка, с подробным изучением потенциального и реального потребителя будет определена своя возможная рыночная цена реализации, которая и будет являться исходной величиной, а также целью для последующей работы.

Исходя из текста скорректированной цели (рис. 3) рассмотрим вариант готового жилого дома, принимая во внимание его параметры. Реализовать идею представленного метода возможно, как показали расчеты, на изменении стоимости 1 м2 площади (табл. 7).

Приведем итоги локальной сметы и рассчитаем вес работ каждого раздела в общей сумме затрат (табл. 9).

Анализ сметной документации свидетельствует о том, что наиболее затратными являются работы по устройству фундаментов, кровли, полов и отделочные работы, т.е. снижение затрат на этих работах будет играть ключевую роль в снижении стоимости 1 м2 объекта недвижимости рассматриваемого экономического класса, что, собственно, и будет соответствовать его уровню. Однако необходимо отметить следующее: снижение затрат на работы по устройству фундаментов возможно, например, в случае применения винтовых свай, которые характеризуются: — низкой стоимостью;

Таблица 9

Доля отдельных видов строительных работ в общем объеме

№ раздела локальной сметы Раздел Общая стоимость, руб. Доля работ в общем объеме, %

1 Земляные работы 32 182,4 1

2 Фундаменты 1 071 563,7 37

3 Перекрытия 82 604,11 3

4 Кровля 650 614,73 23

5 Перегородки 206 714,05 7

6 Проемы 227 451,13 8

7 Полы 275 968,14 10

8 Отделочные работы 297 998,05 10

9 Благоустройство 30 387,73 1

Итого общестроительные работы — 2 875 483,9 100

— высокой несущей способностью;

— оптимально низкими сроками монтажа;

— полным отсутствием земляных работ;

— возможностью строительства сооружений на любом рельефе местности и практически на любых грунтах;

— возможностью пристройки дополнительного сооружения к уже функционирующим объектам без потери надежности и нарушения общей целостности конструкции (что важно в случае недостатка запроектированной жилой или общей площади в рассматриваемом в работе случае — порядка 150 м2);

— возможностью их устройства в любое время года и т.д.8.

Согласно оценкам специалистов, это позволит сократить затраты примерно на 23%9.

Как показали проведенные расчеты, использование при устройстве кровель кровельного про-фнастила российского производства с двухлетней гарантией производителя, не ухудшая основных показателей в виде толщины оцинкованной стали и полезной ширины листа, снижает себестоимость работ примерно на 44%. Снижение себестоимости за счет перехода с заявленной в локальной смете улучшенной отделки на простую составляет порядка 19%, а изменение напольного покрытия с

8 Согласно информации, приведенной на сайте компании ФУНДЭКС — ведущего производителя винтовых свай в Российской Федерации. URL: http://www.fundex. su/about/.

9 По информации, представленной на сайте заво -да винтовых свай «БУЛАВА». URL: http://bulava.su/ ?lms=130&lmselement=2.

- 7 (349)

паркета мозаичного на паркет штучный без жилок — примерно на 29%10.

Расчет скорректированной стоимости представлен в табл. 10.

Выполненный расчет показывает незначительную разницу между сметной и целевой себестоимостью на единицу (в размере 720 304 руб.) и общей стоимостью и скорректированной общей стоимостью (в размере 669 380 руб.) — 50 923 руб. После внесения указанных изменений в сметную документацию, возможно, руководство сочтет необходимым проведение дальнейшей корректировки, однако разрыв менее чем в 10% можно считать вполне приемлемым.

Таким образом, совместное применение таких инструментов стратегического управленческого учета, как таргет-костинг и конджойнт-анализ, позволяет строительным и другим предприятиям, участвующим в реализации проекта, ориентироваться в происходящих рыночных изменениях, вовремя реагировать на запросы потребителей и выйти тем самым на новый уровень развития.

Приведенные как в настоящем, так и в предыдущем исследовании примеры применения методов стратегического управленческого учета показывают целесообразность применения именно комплекса различных методов для принятия стратегических управленческих решений.

10 Расчеты выполнены с применением программного комплекса «Гранд-Смета», разработанного группой компаний «ГРАНД». URL: http://www.grandsmeta.ru/aboutus.

- 2015 -

Таблица 10

Приведение скорректированной стоимости к целевой себестоимости

№ раздела Раздел Общая стои- Поправки, Скорректированная

локальной сметы мость, руб. % общая стоимость, руб.

1 Земляные работы 32 182,34 - 32 182,34

2 Фундаменты 1 071 5бЗ,70 23 825 104,05

3 Перекрытия 82 б04,11 - 82 б04,11

4 Кровля б50 б14,73 20 Зб4 344,25

5 Перегородки 20б 714,05 - 20б 714,05

6 Проемы 227 451,13 - 227 451,13

7 Полы 275 9б8,14 29 195 937,38

8 Отделочные работы 297 998,05 19 241 378,42

9 Благоустройство 30 387,73 - 30 387,73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого общестроительные работы - 2 875 483,90 - 2 20б 103,45

Разница между общей стоимостью - - - бб9 380,52

и скорректированной общей стои-

мостью, руб.

Разница между сметной и целевой - - - 720 304

себестоимостью на единицу, руб.

Сумма, требующая дальнейшей - - - 50 923,48

корректировки, руб.

Сумма, требующая дальнейшей - - - 7,07

корректировки, %

Список литературы

1. Арташина И.А., Жулькова Ю.Н., Круто-ва Н.Ю. Кластерный механизм реализации жилищной политики региона: монография Н. Новгород: НИМБ, 2013. 291 с.

2. Булгакова С.В., Подобедова Н.В. Дис-позитивные свойства управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 41 С.17-28.

3. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С.12-23.

4. Герасимов М.М., Оленина О.А. Учет рисков при реализации инвестиционных проектов в транспортном строительстве // Транспортное дело России.2013.№ 1. С. 94-98.

5. Друри К. Управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 735 с.

6. Коробейников И.О., Арташина И.А., Жулькова Ю.Н. Проблемы формирования современной концепции стратегического учета // Управленческий учет. 2014. № 9. С. 9-14.

7. Костюкова Е.И., Дерябина И.Г. Опыт внедрения метода АВС на примере сельскохозяйственных организаций // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 37. С. 2-10.

8. Котлячков О.В., Мензорова Е.В. Основные направления развития управленческого учета в цветоводстве защищенного грунта // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 38. С. 24-42.

9. ПоповаЛ.В., ДудинаК.Э. Особенности проведения функционально-стоимостного анализа в России и США // Управленческий учет. 2013. № 11. С. 42-5б.

10. СидороваМ.И., Гордеева Е.И. Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 35. С. 2-15.

11. Федорович Т.В., Федорович В.О., Дрож-жина И.В. Стратегический управленческий учет корпоративной прибыли // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 38. С. 10-23.

12. Шегурова В.П., Аниськина Е.В. Практика применения системы таргет-костинг в сфере обслуживания в регионе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5-1. С.278-281.

13. Bhimani A. Risk management, corporate governance and management accounting: Emerging interdependencies // Management Accounting Research. 2009. V. 20. №. 1. P. 2-5.

14. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting

information for strategy in competitive markets // Accounting, Organizations and Society. 1990. Vol. 15. № 1-2. P. 27-46.

15. Cinquini L., Tenucci A. Strategic management accounting and business strategy: a loose coupling? // Journal of Accounting & Organizational Change. 2010. Vol. 6 Iss. 2. P. 228-259. URL: http://ssrn. com/abstract=1012881.

16. Cooper D. Discussion of "Towards a Political Economy of Accounting" // Accounting, Organizations and Society, 1980, vol. 5, no. 1, pp. 161-166.

17. Cravens K.S., Guilding C. An Empirical Study of the Application of Strategic Management Accounting Techniques // Advances in Management Accounting. 2001. № 10. P. 95-124.

18. Ghozali I. The application of advanced management accounting: does it improve company performance? University ofWollongong, 1995. URL: http://ro.uow.edu.au/theses/1006.

19. Govindarajan V. A contingency approach to strategy implementation at the business-unit level: integrating administrative mechanisms with strategy //

The Academy of Management Journal. 1988. Vol. 31. № 4. P. 828-853.

20. Kaplan R.S. Management accounting (19841994): development of new practice and theory // Management accounting Research. 1994. Vol. 5. № 3-4. P. 247-260.

21. Roslender R. Relevance Lost and Found: Critical Perspectives on the Promise of Management Accounting // Critical Perspectives on Accounting. 1996. Vol. 7. № 5. P. 533-561.

22. Shank J.K. Analysing technology investments — from NPV to Strategic Cost Management (SCM) // Management Accounting Research. 1996. Vol. 7. № 2. P. 185-197.

23. Simmonds K. Strategic Management Accounting // Management Accounting (UK). 1981. Vol. 59. № 4. P. 26-29.

24. Soljaková L. Strategic Management Accounting. Development during Last 30 Years // European Financial and Accounting Journal. 2012. Vol. 7. Iss. 2. P. 24-35. URL: http://econpapers.repec.org/arti-cle/prgjnlefa/v_3a2012_3ay_3a2012_3ai_3a2_3aid_ 3a8_3ap_3a24-35.htm .//12.

International Accounting Regulation and Standardization of Reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

APPLYING THE TOOLS OF STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING

IN CONSTRUCTION

Yuliya N. ZHUL'KOVA

Abstract

Importance Under modern economic conditions, the issues related to the use of strategic management tools for management decision-making in construction and related industries become particularly important. The article describes the most frequently applied methods of accounting, both in Russia and abroad, however, the focus is on combined use of the target-costing concept and the conjoint analysis. There is a detailed consideration of the logic and the possibility and significance of using the said instruments in construction and sale of economy-class residential property. The current social and economic situation dictates the

choice of the research subject. The article considers a decrease in the cost of one square meter of real property based on the viewpoints of potential buyers against certain parameters of construction products. The work introduces a theoretical model, which suggests that in order to reach the above-stated purpose it makes sense to use the idea of the conjoint-analysis. This method focuses on the importance to study a set of parameters of projected facilities of the construction industry and to analyze the importance/price ratio per each parameter. At this stage, the main purpose is to develop a certain construction product with the parameters that are of higher priority for customers.

When offering a marketable product with the optimal set of characteristics required by customers, and when determining the 'usefulness' of a certain factor for customers and searching for further ways to decrease the cost of one square meter, I revealed certain types of works, which allow decreasing the construction cost down to the required level. The performed calculation showed the advisability to use the said method in practice. Corresponding changes to the cost items (of the construction documents), which I obtained as a result of the calculations, will enable the management of construction companies to perform a targeted adjustment of expenses and, therefore, to achieve the required level of cost.

Objectives The objective is to substantiate the use of strategic management accounting tools by enterprises involved in development and sale of construction products. The main tasks of the study are to determine the importance and place of strategic management accounting for construction companies; to evaluate the need for using the strategic management accounting at the companies; to show the financial feasibility of using the said methods of strategic management accounting at different stages of construction products' life cycle.

Methods I applied the methods of comparative analysis, systematization, and content analysis to conduct the study.

Results The presented calculations proved the possibility and efficiency of practical use of strategic management accounting tools at different stages of construction products' life cycle. The results of the study may be useful for a wide range of readers interested in practical implementation of strategic management accounting tools in construction industry. Conclusions and Relevance The management that is based on the methods of strategic management accounting plays a significant role in efficient functioning of construction enterprises; therefore, it is a primary source of their competitive advantages.

Keywords: management, accounts, efficiency, cost price, target-costing, conjoint analysis, profit, building, construction, real estate, property

References

1. Artashina I.A., Zhul'kova Yu.N., Krutova N.Yu. Klasternyi mekhanizm realizatsii zhilish-

chnoi politiki regiona: monografiya [A clustered mechanism for implementing the housing policy of a region: a monograph]. N. Novgorod, NIMB Publ., 2013,291 p.

2. Bulgakova S.V., Podobedova N.V. Dispozi-tivnye svoistva upravlencheskogo ucheta [Optional properties of management accounting]. Mezhdunar-odnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 41, pp. 17-28.

3. Vakhrushina M.A. Problemy i perspektivy raz-vitiya rossiiskogo upravlencheskogo ucheta [Problems and development prospects for Russian management accounting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 33, pp. 12-23.

4. Gerasimov M.M., Olenina O.A. Uchet riskov pri realizatsii investitsionnykh proektov v transport-nom stroitel'stve [Considering risks when implementing investment projects in transport construction]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2013, no. 1, pp. 94-98.

5. Drury C. Upravlencheskii i proizvodstvennyi uchet [Management and Cost Accounting]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2005, 735 p.

6. Korobeinikov I.O., Artashina I.A., Zhul'kova Yu.N. Problemy formirovaniya sovremennoi kontseptsii strategicheskogo ucheta [Problems of building a modern concept of strategic accounting]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2014, no. 9, pp. 9-14.

7. Kostyukova E.I., Deryabina I.G. Opyt vnedreni-ya metoda AVS na primere sel'skokhozyaistvennykh organizatsii [Experience in implementing the ABC method on the case of farms]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 37, pp. 2-10.

8. Kotlyachkov O.V., Menzorova E.V. Osnovnye napravleniya razvitiya upravlencheskogo ucheta v tsvetovodstve zashchishchennogo grunta [Main areas of management accounting development in floriculture greenhouses]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 38, pp.24-42.

9. Popova L.V., Dudina K.E. Osobennosti provedeniya funktsional'no-stoimostnogo analiza v Rossii i SShA [Specifics of performing the Activity-Based Costing analysis in Russia and the USA].

Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2013, no. 11, pp. 42-56.

10. Sidorova M.I., Gordeeva E.I. Uprav -lencheskii uchet i menedzhment: voprosy kross-funktsional'nogo vzaimodeistviya [Management accounting and management: issues of cross-functional interaction]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 35, pp. 2-15.

11. Fedorovich T.V., Fedorovich V.O., Dro-zhzhina I.V. Strategicheskii upravlencheskii uchet korporativnoi pribyli [Strategic management accounting for corporate profit]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no.38, pp.10-23.

12. Shegurova V.P., Anis'kina E.V. Praktika primeneniya sistemy target-kosting v sfere obsluzhiv-aniya v regione [Practical application of target-costing in the services sector of a region]. Aktual'nye prob-lemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2014, no. 5-1, pp.278-281.

13. Bhimani A. Risk Management, Corporate Governance and Management Accounting: Emerging Interdependencies. Management Accounting Research, 2009, vol. 20, no. 1, pp. 2-5.

14. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets. Accounting, Organizations and Society, 1990, vol. 15, no. 1-2, pp.27-46.

15. Cinquini L., Tenucci A. Strategic manage -ment accounting and business strategy: a loose coupling? Journal of Accounting & Organizational Change, 2010, vol. 6, iss. 2, pp. 228-259. Available at: http://ssrn.com/abstract=1012881.

16. Cooper D. Discussion of 'Towards a Political Economy of Accounting". Accounting, Organizations and Society, 1980, vol. 5, no. 1, pp. 161-166.

17. Cravens K.S., Guilding C. An Empirical Study of the Application of Strategic Management

Accounting Techniques. Advances in Management Accounting, 2001, no. 10, pp. 95-124.

18. Ghozali I. The application of advanced management accounting: does it improve company performance? University ofWollongong, 1995. Available at: http://ro.uow.edu.au/theses/1006.

19. Govindarajan V. A contingency approach to strategy implementation at the business-unit level: integrating administrative mechanisms with strategy. The Academy of Management Journal, 1988, vol. 31, no.4, pp. 828-853.

20. Kaplan R.S. Management accounting (1984-1994): development of new practice and theory. Management Accounting Research, 1994, vol. 5, no. 3 - 4, pp. 247-260.

21. Roslender R. Relevance Lost and Found: Critical Perspectives on the Promise of Management Accounting. Critical Perspectives on Accounting, 1996, vol. 7, no. 5, pp. 533-561.

22. Shank J.K. Analysing technology investments — from NPV to Strategic Cost Management (SCM). Management Accounting Research, 1996, vol. 7, no. 2, pp. 185-197.

23. Simmonds K. Strategic Management Accounting. Management Accounting (UK), 1981, vol. 59, no. 4, pp. 26-29.

24. Soljaková L. Strategic Management Accounting. Development during Last 30 Years. European Financial and Accounting Journal, 2012, vol. 7, iss. 2, pp. 24-35. Available at: http://econpapers. repec.org/article/prgjnlefa/v_3a2012_3ay_3a2012_ 3ai_3a2_3aid_3a8_3ap_3a24-35.htm.//12.

Yuliya N. ZHUL'KOVA

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.