Научная статья на тему 'Внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций'

Внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ / ТАРГЕТ-КОСТИНГ / ПРИБЫЛЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / НЕДВИЖИМОСТЬ / MANAGEMENT / ACCOUNTS / MANAGEMENT ACCOUNTS / MANAGEMENT EFFICIENCY / COST PRICE MANAGEMENT / TARGET COSTING / PROFIT / BUILDING / REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жулькова Ю.Н.

Современная практика функционирования предприятий независимо от их размеров и отраслевой принадлежности при реализации стратегии развития показывает необходимость рационального управления затратами. Все более динамичное развитие рыночной среды является основной причиной применения новых инструментов, необходимых менеджерам при разработке согласованной стратегии в рамках каждого конкретного предприятия или их группы. В соответствии с многолетним опытом зарубежных компаний вполне оправдано применение методов стратегического управленческого учета. В этом случае предприятия решают ряд задач, в числе которых обеспечение эффективного функционирования. Финансовый успех компании не в последнюю очередь зависит от удовлетворенности клиентов высоким качеством товаров и работ и от уровня затрат на производство продукции. Последнее актуально независимо от существующих экономических условий, поскольку как при росте конкуренции, так и в период кризиса вопросы снижения себестоимости продукции стоят наиболее остро. Для достижения основных целей компании представляется целесообразным на различных стадиях жизненного цикла продукции наряду с применением традиционных методов управления внедрять инструменты стратегического управленческого учета, что будет залогом и отправной точкой развития современного стратегического менеджмента на предприятии. Применение такого инструмента стратегического управленческого учета, как таргет-костинг, позволяет при решении снижении себестоимости продукции исходить из потребностей клиентов, определенных на ранних стадиях работы над проектом на основе современных маркетинговых технологий, что впоследствии приводит к снижению риска, связанного с реализацией. Исследование демонстрирует возможность адаптации для строительных организаций указанных методов и показывает их реализацию на примере строительной продукции. Показаны преимущества применения рассмотренных инструментов. Цель работы в определении возможности и актуальности применения методов стратегического управленческого учета на предприятиях, создающих и реализующих строительную продукцию. Основные задачи сводятся к следующему: установить место стратегического управления в развитии предприятий строительной отрасли; оценить необходимость организации в компаниях стратегического управленческого учета; показать целесообразность применения методик этого учета на этапе разработки строительной продукции. В исследовании применены сравнительный анализ, систематизация и контент-анализ. Представленные расчеты показали возможность и эффективность применения на практике таргет-костинга, что позволяет выявить пути снижения себестоимости строительной продукции. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами практического применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной сфере. Управление на основе таких методов играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия, поскольку предоставленная в рамках управленческого учета информация является основным источником определения конкурентных преимуществ компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing strategic management accounting methods in the practice of construction organizations

Importance The modern operation of enterprises, regardless of their size or sectoral affiliation, reveals the need for sound cost management when realizing development strategies. Dynamic development of market environment is the primary reason why managers apply new instruments to develop a coordinated strategy within each individual company or group of companies. Many years' experience of international companies shows that the use of strategic management accounting methods is fully justified. In this case, companies can solve a number of problems, including effective operation. A company's financial success depends, among other important things, on customer satisfaction with high quality of goods and works, and the level of production costs. The latter is relevant irrespective of existing economic conditions, as reduction of production cost is of particular importance either during increasing competition or in times of economic crisis. To achieve the primary goals of a company, it is reasonable, at different stages of production life cycle, to introduce instruments of strategic management accounting to complement traditional management methods. This will become a guarantee and a starting point for contemporary strategic management development at an enterprise. The use of target costing, a strategic management accounting tool, enables to reduce production cost based on customer needs, which are identified at early stages of project with the help of modern market technologies. Subsequently, this will result in mitigating the risk inherent in project implementation. The study demonstrates the possibility to adapt the described methods to the needs of construction companies, and describes their implementation on the case of construction products. It also shows the advantages of using the described instruments. Objectives The objective of the study is to determine a possibility and relevance of using strategic management accounting methods at enterprises producing and selling construction products. The primary goals of the study are as follows: to describe the role of strategic management in construction enterprises development; to evaluate the need for implementing strategic management accounting in companies; to demonstrate the practicability of using the strategic management accounting methods at the stage of construction product development. Methods To conduct the study, the author applied a comparative analysis, systematization, and the content analysis. Results The presented calculations proved the possibility and efficiency of practical implementation of target costing, which enables to identify the ways of reducing the cost of construction products. The results of the study may be useful for a wide range of readers interested in practical implementation of strategic management accounting tools in the construction sector. Conclusions and Relevance Strategic management accounting methods enable to ensure efficient operations of an enterprise, as the information provided within the framework of management accounting, is the primary source of determining competitive advantages of a company.

Текст научной работы на тему «Внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

УДК 334: 657

внедрение методов стратегического управленческого учета в практику строительных организаций

Ю.Н. ЖУЛЬКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и экономики E-mail: zhulkova@mail.ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Современная практика функционирования предприятий независимо от их размеров и отраслевой принадлежности при реализации стратегии развития показывает необходимость рационального управления затратами. Все более динамичное развитие рыночной среды является основной причиной применения новых инструментов, необходимых менеджерам при разработке согласованной стратегии в рамках каждого конкретного предприятия или их группы.

В соответствии с многолетним опытом зарубежных компаний вполне оправдано применение методов стратегического управленческого учета. В этом случае предприятия решают ряд задач, в числе которых обеспечение эффективного функционирования.

Финансовый успех компании не в последнюю очередь зависит от удовлетворенности клиентов высоким качеством товаров и работ и от уровня затрат на производство продукции. Последнее актуально независимо от существующих экономических условий, поскольку как при росте конкуренции, так и в период кризиса вопросы снижения себестоимости продукции стоят наиболее остро.

Для достижения основных целей компании представляется целесообразным на различных стадиях жизненного цикла продукции наряду с применением традиционных методов управления

-47(341)

внедрять инструменты стратегического управленческого учета, что будет залогом и отправной точкой развития современного стратегического менеджмента на предприятии.

Применение такого инструмента стратегического управленческого учета, как таргет-кос-тинг, позволяет при снижении себестоимости продукции исходить из потребностей клиентов, определенных на ранних стадиях работы над проектом на основе современных маркетинговых технологий, что впоследствии приводит к снижению риска, связанного с реализацией.

Исследование демонстрирует возможность адаптации для строительных организаций указанных методов и показывает их реализацию на примере строительной продукции. Показаны преимущества применения рассмотренных инструментов.

Цель работы - определение возможности и актуальности применения методов стратегического управленческого учета на предприятиях, создающих и реализующих строительную продукцию. Основные задачи сводятся к следующему: установить место стратегического управления в развитии предприятий строительной отрасли; оценить необходимость организации в компаниях стратегического управленческого учета; показать целесообразность применения методик

- 2014-

этого учета на этапе разработки строительной продукции.

В исследовании применены сравнительный анализ, систематизация и контент-анализ.

Представленные расчеты показали возможность и эффективность применения на практике таргет-костинга, что позволяет выявить пути снижения себестоимости строительной продукции.

Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами практического применения инструментов стратегического управленческого учета в строительной сфере.

Управление на основе таких методов играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия, поскольку предоставленная в рамках управленческого учета информация является основным источником определения конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова: управление, учет, управленческий учет, эффективность управления, управление себестоимостью, таргет-костинг, прибыль, строительство, недвижимость

Современные тенденции развития экономики в кризисные периоды делают более актуальным формирование новых инструментов, необходимых для разработки согласованной общей стратегии, внутренне и логически не противоречивой по отношению к каждой конкретной группе компаний (например, входящих в состав кластера).

Достижение конкурентных преимуществ возможно в случае принятия эффективных стратегических решений. Теоретически любое (верное или неверное) решение может быть ошибкой, т.е. любое решение, принятое в определенных рыночных условиях на определенном этапе жизненного цикла компании, может привести к возникновению проблем. В ряде случаев компаниям этого избежать не удается, однако стратегическое планирование, учет, анализ и контроль способны предотвратить или снизить уровень негатива в подобных ситуациях.

С учетом целей исследования рассмотрим более подробно теоретические основы и вариант применения методик стратегического управленческого учета.

Управленческий учет сегодня является одним из наиболее эффективных инструментов разви-

-47 (341)

тия компании. В нем основной акцент сделан на использовании данных бухгалтерского учета. Традиционно управленческий учет характеризуется как совокупность информации, необходимой менеджерам при решении вопросов оперативного характера (планирования, контроля и оценки показателей), направленных на повышение эффективности текущих операций, т.е. управленческий учет изначально имеет внутреннюю направленность. Он играет одну из ключевых ролей в повышении конкурентоспособности предприятий.

При всем многообразии работ и рассматриваемых аспектов анализ отечественных и зарубежных публикаций позволил выявить, что в последнее время наибольшую актуальность приобретает именно стратегический управленческий учет (strategic management accounting, SMA). Со временем становится понятно, что управленческий учет в его классическом понимании не дает того качественного и количественного объема информации, который необходим менеджерам для принятия решений, причем в первую очередь стратегических, связанных с динамичным развитием рыночной среды.

Поскольку в настоящее время на первое место выходят проблемы учета факторов внешней для предприятия среды, жизненно необходимы именно инструменты стратегического управленческого учета, так как для менеджеров информационной базой для принятия решений выступает наряду с внутренними данными внешние сведения как финансового, так и нефинансового содержания.

Идея внедрения на предприятиях различной отраслевой направленности стратегического управленческого учета активно обсуждается с середины прошлого столетия и занимает определенное место в работах таких зарубежных ученых, как К. Симмондс (К. Simmonds) [36], К. Друри (С. Drury) [7], Р. Каплан (Р. Kaplan) [29], Д. Купер (D. Cooper) [25], М. Бромвич (М. Bromwich) [22], А. Бхимани (А. Bhimani) [21], В. Говиндараджан (V. Govindarajan) [28], Дж. Шэнк (J. Shank) [35], Р. Рослендер (R. Roslender) [33], С. Харт (S. Hart) [34] и многих других.

В настоящее время вопросы наличия теоретической основы, а также практического применения стратегического управленческого учета активно обсуждаются на крупных откры-

- 2014-

тых электронных репозиториях научных статей (например, SCOPUS, SSRN, eLIBRARY), где среди прочих можно отметить работы Х. Кумбса (H. Coombs), Д. Хоббса (D. Hobbs) и Э. Дженкинс (E. Jenkins) [24] из Великобритании, Т. Малми (T. Malmi) и М. Грандланда (M. Granlund) [32] из Финляндии, Дж. Люфт (J. Luft) и М. Шилдс (M. Shields) [31] из США, Ш. Хаяви (Sh. Khajavi) и А. Наземи (A. Nazemi) [30] из Ирана и авторов из других стран.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволил выявить наиболее часто встречающиеся инструменты стратегического управленческого учета. К основным отнесем следующие:

- кайзен-костинг (kaizen costing) - усовершенствование деятельности компании (подразделений) с помощью внутренних резервов;

- метод исчисления накладных расходов по подразделениям (department-wide overhead application base);

- стандарт-костинг (standard-costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат;

- анализ результативности работы конкурента на основе данных публичной финансовой отчетности;

- глобальная цепь (цепочка) создания ценности или стоимости (Value Chain Analysis, VCA);

- конджойнт-анализ (conj oint analysis) - исследования предпочтений потребителей);

- функционально-стоимостной анализ (ФСА) (Activity Based Costing, ABC);

- таргет-костинг (target costing) - управление на основе целевых затрат);

- директ-костинг (direct costing, variable costing) -учет переменных затрат;

- методы учета клиентов или групп клиентов (Customer Accounting, СА);

- система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard);

- калькулирование по цепочке наращения стоимости;

- бенчмаркинг (benchmarking);

- учет затрат на обеспечение качества;

- концепция учета затрат жизненного цикла;

- стратегическое управление затратами;

- стратегическое ценообразование;

- реинжиниринг бизнес-процессов;

- анализ затрат конкурентов;

- контент-анализ;

- кластерный анализ;

- мониторинг конкурентных позиций;

- анализ цепочки создания стоимости.

Отметим, что зарубежные компании используют в своей деятельности обширный перечень инструментов, необходимых высшему руководству для принятия стратегических решений.

Результаты исследований данного вопроса за рубежом весьма интересны. Например, общепринятыми методами в Чехии являются таргет-костинг, калькуляция жизненного цикла и стратегического анализа затрат [37]. Проведенное изучение японских компаний [27] показало, что для анализа затрат и принятия решений по контролю активно используются такие методы управленческого учета, как таргет-костинг и реинжиниринг бизнес-процессов. Крупные итальянские компании, по некоторым данным [23], используют в своей деятельности многие технологии управленческого учета. В анкете исследований [26] было представлено 14 методов, при этом выявлено, что наибольшей популярностью пользуются конджойнт-анализ и анализ жизненного цикла.

В российской практике ряд методов успешно используется в винодельческой [10], автомобильной [13], сельскохозяйственной [19] и других отраслях.

Уделяя в рамках статьи особое внимание строительной отрасли, отметим, что сегодня существует длинный перечень инструментов, необходимых высшему руководству строительной компании для принятия стратегических решений. Как любое предприятие, так и группа имеют своей главной стратегической целью в первую очередь удовлетворение нужд и потребностей клиентов, что и означает по сути получение прибыли. Эта идея нашла свое отражение в работах Н.А. Адамова [1], Н.А. Адамова и В.Е. Чернышова [2], И.Б. Кулешовой [11, 12], Е.В. Новака [14], Ю.С. Сваталовой и И.В. Еремина [16], В.Я. Тка-ченко и О.Н. Максимовой [18] и многих других.

Анализ работ по применению методов управленческого учета в строительстве показал, что этот вопрос является довольно актуальным. Так,

в работе Л.В. Поповой и К.Э. Дудиной [15] был проведен функционально-стоимостный анализ оконной конструкции, а в работе В.П. Шегуровой и Е.В. Аниськиной [20] показано применение таргет-костинга на стадии проектирования полипропиленовых труб. Л.А. Зимакова, С.Н. Цыгу-лева и И.В. Серебренникова в совместной работе [8] определили методы и модели организации управленческого учета, позволяющие формировать эффективную информационную базу, обеспечивающую непрерывное управление затратами строительных организаций.

В последнее время в ряде авторитетных научных журналов, таких как «Бухучет в строительных организациях», «Управленческий учет», «Экономика строительства», «Экономический анализ: теория и практика» и другие, была развернута дискуссия на тему управленческого учета. В этом числе и журнал «Международный бухгалтерский учет», в котором только в 2014 г. более 20 статей были посвящены проблемам развития управленческого учета в России. Необходимо отметить работы М.А. Вахрушиной [4], М.И. Сидоровой и Е.И. Гордеевой [17], Е.И. Костюковой и А.Н. Бобрышева [9], М.А. Вахрушиной и Н.В. Малиновской [5] и многих других авторов.

Совершенно очевидно, что применение даже некоторых из представленных ранее или других инструментов стратегического управленческого учета в сложившихся экономических условиях объективно необходимо на предприятиях различных сфер деятельности. Определение степени необходимости их использования на различных этапах жизненного цикла как предприятия (предприятий), так и его (их) продукции, установление наиболее важных методов, а также отражение полученных данных в управленческой отчетности -наиболее актуальные вопросы для большинства, в том числе и российских, компаний.

Для выявления степени необходимости применения инструментов стратегического управленческого учета рассмотрим объекты недвижимости экономического

класса. В этом случае важно уделить внимание некоторым концептуальным моментам. Целевая стоимость определяется рынком и будет зависеть от цен конкурентов, а также требований и ценовой предрасположенности потребителей. По сути это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат в соответствии с рыночными реалиями.

Концепция формирования целевой себестоимости опирается на принцип так называемого обратного отсчета, или обратной калькуляции (рис. 1).

Таким образом, для успешной организации последующего сбыта (реализации) строительной продукции в виде отдельного объекта строительства или группы объектов (жилой комплекс, микрорайон) необходимо соблюсти приведенное на рис. 2 неравенство.

Будучи реализованной, концепция целевой себестоимости позволяет выразить единство пожеланий потенциальных клиентов и технических возможностей их удовлетворения в виде выпускаемой строительной продукции по принимаемой рынком цене. Это, по сути, и означает создание качественной и востребованной строительной продукции.

Для определения целевой себестоимости 1 м2 строительной продукции величина прибыли, которую прогнозирует организация, вычитается из ожидаемой рыночной цены продажи. Значит, все участники изготовления и реализации строительной продукции должны работать над такими ее вариантами, которые соответствовали бы целевой себестоимости.

Величина целевого сокращения затрат определяется в определенной последовательности (рис. 3).

Поскольку одной из особенностей строительной продукции является ее высокая материало-

Целевая ^^ Сметная

^^ Проектирование

себестоимость себестоимость

Рис. 1. Принцип обратной калькуляции

Индекс потребительской стоимости товара

>

Индекс цены нового изделия в сравнении с аналогичным

)

Индекс затрат нового изделия в сравнении с аналогичным

Рис. 2. Условие организации сбыта в строительстве

— 47 (341) - 2014-

Маркетинговые исследования Разработка концепции

Определение рыночной цены реализации строительной продукции

Определение целевой прибыли

Достижение целевой себестоимости

Проектирование продукции в соответствии с выявленными характеристиками Девелопмент недвижимости

Рис. 3. Процесс реализации концепции таргет-костинга

емкость, добиться целевого сокращения затрат можно одновременно по нескольким направлениям. Это выявляет определенную сложность при решении проблемы, но одновременно практически не ограничивает использования технологии.

Применение концепции таргет-костинга покажем на рис. 4.

Именно сумму в размереХ6 млн руб. с одного участка следует сократить, не снижая качества строительной продукции, что возможно, например, за счет применения современных методов производства строительной продукции, внедрения системы «точно в срок», снижения накладных расходов, поиска новых форм работы с поставщиками и некоторых других.

Основываясь на результатах проведенного анкетирования [20], определим на примере Нижегородской области основные параметры, интересующие и имеющие значение для потенциальных покупателей строительной продукции (рис. 5).

Оценка потенциальными покупателями важности некоторых параметров представлена в табл. 1.

Таким образом, принимая точку зрения потребителя (ОПП - оценка потенциального покупателя), можно следующим образом определить «формулу успеха» инвестора или застройщика, заинтересованного в реализации строительной

это определенный маяк, который призван помочь в работе всем организациям, участвующим в разработке конкретной строительной продукции, начиная с этапа проектирования и определения концепции и далее в процессе управления и ее развития.

продукции:

ОПП = 0,23С + 0,18П + 0,153 + 0,13У +

+0,12 Пз + 0,11Н + 0,08М. Приведенное выражение желаний (возможностей) потенциальных или реальных покупателей, по сути, позволяет определить пути сокращения себестоимости строительства и рыночной стоимости предложения. Полученный по итогам анкетирования [20] набор параметров и их ранг

-47 (341) - 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время работы над проектом независимо от стадии заинтересованные в нем лица должны периодически контролировать, чтобы продукт включал все функции (параметры), которые были определены как наиболее важные.

Для выявления тех стадий разработки строительной продукции, на которых было бы целесообразно применение концепции таргет-костинга, определим разрыв между требованиями заказчика и предложениями на рынке. По результатам проведенного исследования [20] было выявлено 55 предложений со средней удаленностью 34,52 км и средней площадью земельного участка 15,71 м2.

Предложений типа «Готовый дом с земельным участком» почти в два раза меньше - 28. Средняя удаленность - 36,56 км, а средняя площадь земельного участка - 15,02 сотки. Средняя площадь дома - 210,9 м2, при этом средняя его стоимость - 7,8 млн руб., т.е. средняя стоимость 1 м2 - 37 тыс. руб.

Исходные данные для последующих расчетов представлены в табл. 2.

Полученные данные позволяют предварительно определить цель функционирования предприятий следующим образом: создание на земельном участке площадью около 12 соток, расположенном на расстоянии примерно 20 км от города, объекта недвижимости площадью не более 150 м2 при стоимости 1 м2, близкой к 30 тыс. руб. В зависимости от ситуации на рынке недвижимости, общего экономического положения и других факторов количественные параметры цели могут быть изменены. При этом необходимо учитывать и контролировать факт неухудшения других параметров, указанных ранее, - материала изготовления, застройки, направления и других, полученных при обработке анкет.

Показатель Значение Пояснение

Возможная рыночная цена реализации земельного участка с готовым домом 4 млн руб. Исходные данные для дальнейших расчетов приняты согласно проведенному ранее исследованию рынка

Целевая норма прибыли 25%

Запланированный объем реализации 147 участков

Сметная стоимость Стоимость земельного участка Х\ млн руб. за участок На данном этапе принимается условно, а далее (после проведения дополнительных исследований)-согласно сметной документации, млн руб. Принята условно; на весь объем реализации равна X • 147

Сметная себестоимость жилого дома (квартиры)

Сметная себестоимость создания объектов инфраструктуры Вид (подвид) инфраструктуры Социальная Культурная Х2 млн руб. за участок Принята условно; на весь объем реализации равна Х2•147

Бытовая

Инженерная Электроснабжение Водоснабжение

Транспортная Автодорога Железная дорога

Сметная себестоимость единицы Х3 млн руб. за участок Х\ + Х2 — Х3

объема реализации Х4 млн руб. Принята условно; на весь объем реализации равна Хз • 147 — Х4

Целевая себестоимость единицы 3 млн руб. за участок Расчет сделан на условных значениях: 4 - (4 • 0,25) — 3 млн руб.

запланированного годового объема реализации 441 млн руб. 3 • 147 — 441 млн руб.

Разница между сметной и целевой себестоимостью объема реализации Х5 млн руб. Расчет сделан на условных значениях; Х4 - 441 — Х5

единицы Х6 млн руб. Х5 / 147 — Хб

Примечания. 1. Целевая норма прибыли для нового строительства принята в размере 25%, однако это значение может быть изменено руководством (например, по отношению к определенной строительной продукции или исходя из факторов рыночной среды и пр.).

2. Запланированный объем реализации принят, исходя из среднего количества земельных участков в поселках, предлагающих вариант «Готовый дом с земельным участком». Количество определено по данным предложения на территории Нижегородской области на основе данных сайта «Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области» [37] на III квартал 2012 г.

Рис. 4. Реализация концепции таргет-костинга

Параметр Требования

Вариант предложения Готовый дом с земельным участком

Материал изготовления Дерево, кирпич

Застройка, инфраструктура Сформированная, наличие основных объектов инфраструктуры

Направление Борское, Кстовское

Денежные средства Собственные, заемные

Максимальная удаленность от границ города 20 км

Площадь земельного участка От 10 до 15 соток

Площадь дома От 120 до 150 м2

Стоимость От 25 до 30 тыс. руб. за 1 м2

Рис. 5. Основные выявленные требования потенциальных заказчиков

Таблица 1

Оценка покупателями важности параметров*

Ранг Параметр Требования потенциальных покупателей Вес

параметра к параметру параметра

1 Стоимость С От 25 до 30 тыс. руб. за 1 м2 0,23

2 Площадь дома Пд От 120 до 150 м2 0,18

3 Застройка, инфраструктура З Сформированная, наличие инфраструктуры 0,15

4 Удаленность от границ города У 20 км 0,13

5 Площадь земельного участка Пз От 10 до 15 соток 0,12

6 Направление Н Борское, Кстовское 0,11

7 Материал изготовления М Дерево, кирпич 0,08

Итого... - - 1,00

* Серым фоном отмечены наиболее важные параметры.

Таблица 2

Несоответствия между предложениями рынка и некоторыми требованиями потенциальных заказчиков при рассмотрении варианта «Готовый дом с земельным участком»

Параметр Требования согласно анкете Предложения на рынке Расхождение, %

Максимальная удаленность от границ города, км 20 36, 56 45,29

Площадь земельного участка, соток От 10 до 15 15,02 До 33,41

Площадь дома, м2 От 120 до 150 210,9 От 28,88 до 43,10

Стоимость 1 м2, тыс. руб. От 25 (предпочтительно) до 30 37 От 9 до 24,25

В строительстве система калькулирования содержит информацию о каждой единице продукции (индивидуальном жилом доме, квартире в многоквартирном доме), которая является объектом калькулирования. Основу ценообразования в строительстве составляет сметный порядок, разработанный в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее -Методика), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному

комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (в ред. приказа Минстроя России от 16.06.2014 № 294/пр).

В п. 4.71 ч. IV «Составление сметной документации» указанной Методики отмечено, что документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом, являются сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей.

Сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный постановлением

-47 (341) - 2014-

Международный бухгалтерский учет International accounting

Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ред. от 10.12.2014), составляется с распределением средств по следующим главам:

- подготовка территории строительства (гл. 1);

- основные объекты строительства (гл. 2);

- объекты подсобного и обслуживающего назначения (гл. 3);

- объекты энергетического хозяйства (гл. 4);

- объекты транспортного хозяйства и связи (гл. 5);

- наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (гл. 6);

- благоустройство и озеленение территории (гл. 7);

- временные здания и сооружения (гл. 8);

- прочие работы и затраты (гл. 9);

- содержание службы заказчика, строительный контроль (гл. 10);

- подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (гл. 11);

- публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы (гл. 12).

В главу «Основные объекты строительства» включается сметная стоимость зданий, которая за рамками статьи определена на основании сметной документации, базирующейся на проектной доку-

ментации. Сводный сметный расчет стоимости строительства включает основные из указанных выше глав, а стоимость работ определена в данном случае в процентах, денежное выражение которых показывает средний уровень затрат (в реальности сводный сметный расчет также составляется на основе локальных смет).

Обращаясь к данным сметной документации, выделим основные итоги и представим расчеты (табл. 3, 4) согласно алгоритму, показанному на рис. 4.

Таким образом, согласно проведенным расчетам по методу таргет-костинга необходимо сократить затраты на 720 304 руб., например за счет указанных ранее мероприятий. Для этого должно соблюдаться тесное взаимодействие между различными подразделениями в каждой компании (или в случае сотрудничества в форме кластера компании - участника кластера и, соответственно, между ними, т.е. кластера в целом). Однако реализация данных мероприятий не имеет смысла, если не будут выявлены на основе предпочтения покупателей пути снижения себестоимости строительной продукции (табл. 5).

Таким образом, применение таргет-костинга позволяет:

• выработать пути снижения себестоимости продукции;

• участвовать в разработке строительной продукции всем подразделениям каждой

Таблица 3

Расчет суммы, подлежащей корректировке по методу таргет-костинга

Сметная документация Раздел Общая стоимость, руб.

Локальная смета 1. Земляные работы 32 182,34

2. Фундаменты 1 071 563,70

3. Перекрытия 82 604,11

4. Кровля 650 614,73

5. Перегородки 206 714,50

6. Проемы 227 451,13

7. Полы 275 968,14

8. Отделочные работы 297 998,05

9. Благоустройство 30 387,73

Итого общестроительные работы 2 875 483,90

Объектная смета Итого (с учетом водопровода, канализации, отопления, вентиляции, газоснабжения, электромонтажных работ и работ по слаботочным устройствам) 3 720 304,00

Сводный сметный расчет Итого (с учетом подготовки территории, освещения, связи, временных зданий, проектных работ, непредвиденных и других затрат) 5 719 696,00

Управленческий учет Management Accounts - 20 -

Таблица 4

Итоговые расчетные значения, млн руб.

Показатель Затраты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на единицу на весь объем (147 участков)

Сметная стоимость Х1 2 875 483 422 696 001

Сметная себестоимость создания объектов инфраструктуры Х2 844 821 124 188 687

Сметная себестоимость Х3 3 720 304 -

Сметная себестоимость Х4 - 546 884 688

Целевая себестоимость 3 000 000 441 000 000

Разница между сметной и целевой себестоимостью Х5 - 105 884 688

Разница между сметной и целевой себестоимостью Х6 720 304 -

Таблица 5

Планируемая разбивка стоимостей всех исследуемых потребительских параметров*

Параметр Требования потенциальных покупателей к параметру Вес параметра Целевая себестоимость, млн руб.

Стоимость 1 м2 От 25 до 30 тыс. руб. 0,23 0,166

Площадь дома, м2 От 120 до 150 0,18 0,130

Застройка, инфраструктура Сформированная, наличие объектов инфраструктуры 0,15 0,108

Удаленность от границ города, км 20 0,13 0,094

Площадь земельного участка От 10 до 15 соток 0,12 0,086

Направление Борское, Кстовское 0,11 0,079

Материал изготовления Дерево, кирпич 0,08 0,058

Итого... - 1,00 0,720

* Расчет целевой себестоимости производится по формуле: Целевая себестоимость единицы, млн руб. (в данном случае - 0,720 млн руб.). Вес параметра (построчно).

конкретной организации, а также различных компаний, работающих совместно над осуществлением какого-либо проекта;

• обеспечить заданный уровень прибыли;

• определить количество и внутриотраслевую направленность предприятий в зависимости от вида строительной продукции.

Как было отмечено, произошедшие изменения на рынке и в сознании людей заставляют предприятия, входящие в инфраструктуру рынка недвижимости как страны в целом, так и конкретного региона в частности, более внимательно относиться к происходящим изменениям и более полно соответствовать потребностям и запросам потенциальный и (или) реальных потребителей.

Чтобы понять требования заказчика - будущего покупателя объекта недвижимости - и определить его особенности, целесообразно в своей практике использовать идеи стратегического управленческого учета, которые позволяют выйти на качественно новый уровень развития.

Приведенные в исследовании примеры применения методов стратегического управленческого учета не являются исчерпывающими, но указывают на целесообразность применения системы различных методов для принятия взвешенных управленческих решений.

На каждом этапе жизненного цикла предприятий и их продукции необходимо применение большинства технологий, что определяется непосредственно стратегией.

Список литературы

1. Адамов Н.А. Управленческий учет в строительстве // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 2. С. 16-20.

2. Адамов Н.А., Чернышев В.Е. Особенности калькулирования себестоимости строительной продукции // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 4. С. 13-20.

3. Арташина И.А., Жулькова Ю.Н., Кру-това Н.Ю. Кластерный механизм реализации жи-

лищной политики региона: монография. Нижний Новгород: НИМБ, 2013.

4. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. N° 33. С.12-23.

5. Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Управленческий учет деятельности медицинских государственных (муниципальных) учреждений: организационные подходы // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 41. С. 2-16.

6. Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области. URL: http://www.gipemn. ru/kottedzhnye-poselki.html

7. Друри К. Управленческий и производственный учет. М.: Юнити-Дана, 2005. 735 с.

8. Зимакова Л.А., Цыгулева С.Н., Серебренникова И.В. Применение методов и моделей управленческого учета на разных стадиях строительной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 42. С. 2-12.

9. Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. Перспективы и закономерности развития отечественной системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 40. С. 23-31.

10. Костюкова Е.И., Феськова М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности // Международный бухгалтерский учет.

2013. № 34. С. 2-8.

11. КулешоваИ.Б. Методика управленческого анализа составляющих стоимости строительства // Управленческий учет. 2014. № 6. С. 29-38.

12. Кулешова И.Б. Роль управленческого контроля в системе управленческого учета, анализа и бюджетирования стоимости строительства // Управленческий учет. 2013. № 11. С. 80-89.

13. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Использование системы таргет-костинга для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2014. № 3. С. 50-54.

14. Новак Е.В. Управленческий учет строительной компании. Актуальность и подходы // Экономика строительства. 2010. № 4. С. 9-16.

15. Попова Л.В., Дудина К.Э. Особенности проведения функционально-стоимостного анали-

за в России и США // Управленческий учет. 2013. № 11. С. 42-56.

16. Сваталова Ю.С., Еремин И.В. Управленческий учет и анализ как основа финансовой политики строительной организации // Бухучет в строительных организациях. 2009. № 3. С. 22-26.

17. Сидорова М.И., Гордеева Е.И. Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 35. С. 2-15.

18. Ткаченко В.Я., Максимова О.Н. Управленческий учет в строительстве как необходимое условие перехода к контроллингу // Сибирская финансовая школа. 2009. № 2. С. 109-112.

19. Удалова З.В., Пошелюк Л.А. Стратегический анализ затрат в сельскохозяйственных организациях. URL: http://xn--80aaak3h.xn--p1ai/ files/vestnik/VD4_12.pdf.

20. Шегурова В.П., Аниськина Е.В. Практика применения системы таргет-костинга в сфере обслуживания в регионе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5-1. С.278-281.

21. Bhimani A. Risk management, corporate governance and management accounting: Emerging interdependencies // Management Accounting Research. 2009. Vol. 20. № 1. P. 2-5.

22. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets // Accounting, Organizations and Society. 1990. Vol. 15. № 1-2. P. 27-46.

23. CinquiniL., TenucciA. Strategic management accounting and business strategy: a loose coupling? // Journal of Accounting & Organizational Change. 2010. Vol. 6. Iss. 2. P. 228-259.

24. Coombs H., Hobbs D., Jenkins E. Management Accounting: Principles and Applications. London: SAGE Publications, 2005.

25. Cooper D. Discussion of Towards a Political Economy of Accounting // Accounting. Organisation and Society. 1980. Vol. 5. № 1. P. 161-166.

26. Cravens K.S., Guilding C. An Empirical Study of the Application of Strategic Management Accounting Techniques // Advances in Management Accounting. 2001. № 10. P. 95-124.

27. Ghozali I. The application of advanced management accounting: does it improve company performance? URL: http://ro.uow.edu.au/theses/1006.

28. Govindarajan V. A contingency approach to strategy implementation at the business-unit level: integrating administrative mechanisms with strategy // The Academy of Management Journal. 1988. Vol. 31. № 4. P. 828-853.

29. Kaplan R.S. Management accounting (19841994): development of new practice and theory // Management accounting Research. 1994. Vol. 5. № 3-4. P. 247-260.

30. Khajavi Sh., Nazemi A. Innovation in Management Accounting: The Needs of World-Class Firms. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=949200.

31. Luft J.L., ShieldsM.D. Mapping Management Accounting: Graphics and Guidelines for Theory-Consistent Empirical Research. URL: http://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=305959.

32. Malmi T., Granlund M. In Search of Management Accounting Theory. URL: http://papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=804004.

33. Roslender R. Relevance Lost and Found: Critical Perspectives on the Promise of Management Accounting // Critical Perspectives on Accounting. 1996. Vol. 7. № 5. P. 533-561.

34. Roslender R., Hart S.J. Integrating Management Accounting and Marketing in the Pursuit of Competitive Advantage: The Case for Strategic Management Accounting // Critical Perspectives on Accounting. 2002. Vol. 13. № 2. P. 255-277.

35. Shank J.K. Analysing technology investments - from NPV to Strategic Cost Management (SCM) // Management Accounting Research. 1996. Vol. 7. № 2. P. 185-197.

36. Simmonds K. Strategic Management Accounting // Management Accounting (UK). 1981. V. 59. № 4. P. 26-29.

37. Soljaková L. Strategic Management Accounting Development during Last 30 Years // European Financial and Accounting Journal. 2012. Vol. 2012. Iss. 2. P. 24-35.

International Accounting Management Accounts

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

IMPLEMENTING STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING METHODS IN THE PRACTICE OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Yuliya N. ZHUL'KOVA

Abstract

Importance The modern operation of enterprises, regardless of their size or sectoral affiliation, reveals the need for sound cost management when realizing development strategies. Dynamic development of market environment is the primary reason why managers apply new instruments to develop a coordinated strategy within each individual company or group of companies. Many years' experience of international companies shows that the use of strategic management accounting methods is fully justified. In this case, companies can solve a number of problems, including effective operation. A company's financial success depends, among other important things, on customer satisfaction with high quality of goods and works, and the level of production costs. The latter is relevant irrespective of existing economic conditions,

as reduction of production cost is of particular importance either during increasing competition or in times of economic crisis. To achieve the primary goals of a company, it is reasonable, at different stages of production life cycle, to introduce instruments of strategic management accounting to complement traditional management methods. This will become a guarantee and a starting point for contemporary strategic management development at an enterprise. The use of target costing, a strategic management accounting tool, enables to reduce production cost based on customer needs, which are identified at early stages of project with the help of modern market technologies. Subsequently, this will result in mitigating the risk inherent in project implementation. The study demonstrates the possibility to adapt the described methods to the needs of construction

companies, and describes their implementation on the case of construction products. It also shows the advantages of using the described instruments. Objectives The objective of the study is to determine a possibility and relevance of using strategic management accounting methods at enterprises producing and selling construction products. The primary goals of the study are as follows: to describe the role of strategic management in construction enterprises development; to evaluate the need for implementing strategic management accounting in companies; to demonstrate the practicability of using the strategic management accounting methods at the stage of construction product development. Methods To conduct the study, the author applied a comparative analysis, systematization, and the content analysis.

Results The presented calculations proved the possibility and efficiency of practical implementation of target costing, which enables to identify the ways of reducing the cost of construction products. The results of the study may be useful for a wide range of readers interested in practical implementation of strategic management accounting tools in the construction sector.

Conclusions and Relevance Strategic management accounting methods enable to ensure efficient operations of an enterprise, as the information provided within the framework of management accounting, is the primary source of determining competitive advantages of a company.

Keywords: management, accounts, management efficiency, cost price management, target costing, profit, building, real estate

References

1. Adamov N.A. Upravlencheskii uchet v stroitel'stve [Management accounting in the construction sector]. Bukhuchet v stroitel'nykh organizatsi-yakh = Accounting in Construction Organizations, 2009, no. 2, pp. 16-20.

2. Adamov N.A., Chernyshev V.E. Osobennosti kal'kulirovaniya sebestoimosti stroitel'noi produktsii [Specifics of construction production cost accounting] . Bukhuchet v stroitel 'nykh organizatsiyakh = Accounting in Construction Organizations, 2009, no. 4, pp. 13-20.

3. ArtashinaI.A., Zhul'kova Yu.N., KrutovaN.Yu. Klasternyi mekhanizm realizatsii zhilishchnoipolitiki regiona: monografiya [A cluster mechanism to implement the housing policy of a region: a monograph]. Nizhny Novgorod, NIMB Publ., 2013.

4. Vakhrushina M.A. Problemy i perspektivy razvitiya rossiiskogo upravlencheskogo ucheta [Problems and prospects for Russian management accounting development]. Mezhdunarodnyi bukhgal-terskii uchet = International Accounting, 2014, no.33,pp. 12-23.

5. Vakhrushina M.A., Malinovskaya N.V. Upravlencheskii uchet deyatel'nosti meditsinskikh gosudarst-vennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenii: organizatsion-nye podkhody [Management accounting for medical State (municipal) institutions' activity: organizational approaches]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 41, pp. 2-16.

6. Gipermarket nedvizhimosti Nizhnego Novgoro-da i oblasti [Real estate hypermarket in the city of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region]. Available at: http://www.gipernn.ru/kottedzhnye-poselki.html. (In Russ.)

7. Drury C. Upravlencheskii i proizvodstvennyi uchet [Management and Cost Accounting]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2005, 735 p.

8. Zimakova L.A., Tsyguleva S.N., Serebren-nikova I.V. Primenenie metodov i modelei uprav-lencheskogo ucheta na raznykh stadiyakh stroitel'noi deyatel'nosti [Applying models and methods of management accounting at different stages of building activities]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 42, pp. 2-12.

9. Kostyukova E.I., Bobryshev A.N. Perspektivy i zakonomernosti razvitiya otechestvennoi sistemy upravlencheskogo ucheta [Prospects for and patterns of the national management accounting system development]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 40, pp. 23-31.

10. Kostyukova E.I., Fes'kova M.V. Ispol'zovanie razlichnykh kal'kulyatsionnykh sistem v deyatel'nosti predpriyatii alkogol'noi promyshlennosti [Using different calculation systems at enterprises operating in the industry of alcoholic products]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 34, pp. 2-8.

11. Kuleshova I.B. Metodika upravlencheskogo analiza sostavlyayushchikh stoimosti stroitel'stva

[Methods of management analysis of construction cost elements]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2014, no. 6, pp. 29-38.

12. Kuleshova I.B. Rol' upravlencheskogo kon-trolya v sisteme upravlencheskogo ucheta, analiza i byudzhetirovaniya stoimosti stroitel'stva [The role of management control in the system of management accounting, analysis and budgeting of a construction project]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2013, no. 11, pp. 80-89.

13. Kurilov K.Yu., Kurilova A.A. Ispol'zovanie sistemy target-kostinga dlya povysheniya effektivnos-ti deyatel'nosti predpriyatii rossiiskoi avtomobil'noi promyshlennosti [Using the target costing system to improve the performance of the Russian automotive industry enterprises]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Research: Economics and Management, 2014, no. 3, pp. 50-54.

14. Novak E.V. Upravlencheskii uchet stroitel'noi kompanii. Aktual'nost' i podkhody [Management accounting in a construction company. Relevance and approaches]. Ekonomika stroitel'stva = Economics of Construction, 2010, no. 4, pp. 9-16.

15. Popova L.V., Dudina K.E. Osobennosti provedeniya funktsional'no-stoimostnogo analiza v Rossii i SShA [Specifics of the cost-benefit analysis in Russia and the USA]. Upravlencheskij uchet = Management Accounting, 2013, no. 11, pp. 42-56.

16. Svatalova Yu.S., Eremin I.V. Upravlencheskii uchet i analiz kak osnova finansovoi politiki stroitel 'noi organizatsii [Management accounting and analysis as a basis of financial policy of a construction company]. Bukhuchet v stroitel'nykh organizatsiyakh = Accounting in Construction Organizations, 2009, no. 3, pp. 22-26.

17. Sidorova M.I., Gordeeva E.I. Upravlencheskii uchet i menedzhment: voprosy kross-fonktsional'nogo vzaimodeistviya [Management accounting and management: matters of cross-functional cooperation]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 35, pp. 2-15.

18. Tkachenko V.Ya., Maksimova O.N. Upravlencheskii uchet v stroitel'stve kak neobkhodimoe uslovie perekhoda k kontrollingu [Management accounting in the construction sphere as a precondition of transition to controlling]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2009, no. 2, pp.109-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Udalova Z.V., Poshelyuk L.A. Strategicheskii analiz zatrat v sel 'skokhozyaistvennykh organizatsiyakh [Strategic analysis of expenses in agricultural organizations]. Available at: http://xn--80aaak3h. xn--p1ai/files/vestnik/VD4_12.pdf. (In Russ.)

20. Shegurova V.P., Anis'kina E.V. Praktika primeneniya sistemy target-kostinga v sfere obs-luzhivaniya v regione [Practical implementation of the target costing system in the regional service sector]. Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i est-estvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Natural Sciences, 2014, no. 5-1, pp. 278-281.

21. Bhimani A. Risk management, corporate governance and management accounting: Emerging interdependencies. Management Accounting Research, 2009, vol. 20, no. 1, pp. 2-5.

22. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets. Accounting, Organizations and Society, 1990, vol. 15, no. 1-2, pp. 27-46.

23. Cinquini L., Tenucci A. Strategic management accounting and business strategy: a loose coupling? Journal of Accounting & Organizational Change, 2010, vol. 6, iss. 2, pp. 228-259.

24. Coombs H., Hobbs D., Jenkins E. Management Accounting: Principles and Applications. London, SAGE Publications, 2005.

25. Cooper D. Discussion of Towards a Political Economy of Accounting. Accounting, Organizations and Society, 1980, vol. 5, no. 1, pp. 161-166.

26. Cravens K.S., Guilding C. An Empirical Study of the Application of Strategic Management Accounting Techniques. Advances in Management Accounting, 2001, no. 10, pp. 95-124.

27. Ghozali I. The application of advanced management accounting: does it improve company performance? Doctor of Philosophy thesis. Department of Accountancy, University of Wollongong, 1995. Available at: http://ro.uow.edu.au/theses/1006.

28. Govindarajan V. A contingency approach to strategy implementation at the business-unit level: integrating administrative mechanisms with strategy. The Academy of Management Journal, 1988, vol. 31, no.4, pp.828-853.

29. Kaplan R.S. Management accounting (19841994): development of new practice and theory. Management Accounting Research, 1994, vol. 5, no. 3-4, pp. 247-260.

30. Khajavi Sh., Nazemi A. Innovation in Management Accounting: The Needs of World-Class Firms. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/pa-pers.cfm?abstract_id=949200.

31. Luft J.L., Shields M.D. Mapping Management Accounting: Graphics and Guidelines for Theory-Consistent Empirical Research. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=305959.

32. Malmi T., Granlund M. In Search of Management Accounting Theory. Available at: http://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=804004.

33. Roslender R., Hart S.J. Integrating Management Accounting and Marketing in the Pursuit of Competitive Advantage: The Case for Strategic Management Accounting. Critical Perspectives on Accounting, 2002, vol. 13, no. 2, pp. 255-277.

34. Roslender R. Relevance Lost and Found: Critical Perspectives on the Promise of Management

Accounting. Critical Perspectives on Accounting, 1996, vol. 7, no. 5, pp. 533-561.

35. Shank J.K. Analysing technology investments - from NPV to Strategic Cost Management (SCM). Management Accounting Research, 1996, vol. 7, no. 2, pp. 185-197.

36. Simmonds K. Strategic Management Accounting. Management Accounting (UK), 1981, vol. 59, no. 4, pp. 26-29.

37. Soljaková L. Strategic Management Accounting Development during Last 30 Years. European Financial and Accounting Journal, 2012, vol. 2012, iss. 2, pp. 24-35.

Yuliya N. ZHUL'KOVA

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation zhulkova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.