Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СИСТЕМНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ САЙТА АГЕНТСТВА «ТАСС» 2019-2021 ГГ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СИСТЕМНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ САЙТА АГЕНТСТВА «ТАСС» 2019-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РОССИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕДИАТЕКСТЫ НА САЙТЕ «ТАСС»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ли Сыюе

Имидж государства является важным отражением всесторонней силы страны. В то время, когда экологические проблемы приобретают все большее значение, экологический имидж, будучи важной составляющей целостного имиджа государства, отражает степень, в которой страна придает экологии и ее устойчивому развитию особое значение.В статье приводится целесообразность системной функциональной лингвистики в качестве теоретической основы для изучения конструирования имиджа государства. Также автором используется количественный анализ для изучения экологических медиатекстов ТАСС. Помимо этого в статье автором рассматривается фактическое и оценочное конструирование экологического имиджа государства российскими СМИ ТАСС с помощью тразитивности и теории оценки.В исследовании показано, что в экологических медиатекстах ТАСС используются различные лингвистические стратегии и дискурсивные средства для изображения позиции и поведения страны в ответ на экологические проблемы. В этих экологических медиатекстах прослеживается полное и глубокое представление об экологическом имидже России в четырёх аспектах: экологическая среда, экологическое сознание, экология и политика, экология и экономика. В рамках данного исследования также указываются размышления о формировании экологического имиджа России в освешенных медиатекстах СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TOOLS OF SYSTEMIC FUNCTIONAL LINGUISTICS IN DETERMINING THE ECOLOGICAL IMAGE OF RUSSIA: ON THE EXAMPLE OF MEDIA TEXTS OF THE WEBSITE OF THE AGENCY “TASS” 2019-2021

The image of a state is an important reflection of the comprehensive strength of a country. At a time when environmental issues are becoming increasingly important, environmental image, as an important component of the holistic image of the state, reflects the extent to which the country attaches special importance to ecology and its sustainable development.The article cites the appropriateness of systemic functional linguistics as a theoretical framework for studying the construction of a state’s image. The author also uses quantitative analysis to study the environmental media texts of TASS. In addition, the author examines the actual and evaluative construction of the environmental image of the state by the Russian TASS media using tractability and evaluation theory.The study shows that TASS environmental media texts use various linguistic strategies and discursive tools to portray the country’s position and behavior in response to environmental issues. These environmental media texts provide a full and in-depth picture of Russia’s environmental image in four aspects: ecological environment, ecological consciousness, ecology and politics, and ecology and economy. This study also points out reflections on the formation of Russia’s environmental image in the media texts covered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СИСТЕМНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ САЙТА АГЕНТСТВА «ТАСС» 2019-2021 ГГ»

Применение инструментов системной функциональной лингвистики при определении экологического имиджа России: на примере медиатекстов сайта агентства «ТАСС» 2019-2021 гг.

Ли Сыюе,

магистр, Даляньский университет иностранных языков, КНР E-mail: [email protected]

Имидж государства является важным отражением всесторонней силы страны. В то время, когда экологические проблемы приобретают все большее значение, экологический имидж, будучи важной составляющей целостного имиджа государства, отражает степень, в которой страна придает экологии и ее устойчивому развитию особое значение. В статье приводится целесообразность системной функциональной лингвистики в качестве теоретической основы для изучения конструирования имиджа государства. Также автором используется количественный анализ для изучения экологических медиатекстов ТАСС. Помимо этого в статье автором рассматривается фактическое и оценочное конструирование экологического имиджа государства российскими СМИ ТАСС с помощью тразитивности и теории оценки. В исследовании показано, что в экологических медиатекстах ТАСС используются различные лингвистические стратегии и дискурсивные средства для изображения позиции и поведения страны в ответ на экологические проблемы. В этих экологических медиатекстах прослеживается полное и глубокое представление об экологическом имидже России в четырёх аспектах: экологическая среда, экологическое сознание, экология и политика, экология и экономика. В рамках данного исследования также указываются размышления о формировании экологического имиджа России в освешенных медиатек-стах СМИ.

Ключевые слова: системная функциональная лингвистика; экологический имидж России; экологические медиатексты на сайте «ТАСС».

С развитием мировой экономики и ростом населения, экологические и природоохранные проблемы становятся все более заметными и важными, а такие экологические кризисы, как потепление климата, опустынивание земель, вымирание видов животных и растений, а также загрязнение атмосферы происходит достаточно часто, чем представляет угрозу для среды обитания человека. За последние несколько лет экологические и природоохранные проблемы стали глобальным риском и проникли во многие сферы, но в особенности в политику, экономику и культуру. Как следствие, экологические и природоохранные проблемы сегодня перестали быть чисто экологическими, они приобрели сложный оттенок и стали глобально-общественными.

Основываясь на теории системной функциональной лингвистики, в статье анализируются медиатексты российских СМИ «ТАСС» на экологические темы, а также исследуется конструирование экологического имиджа России, выявляются недостатки медиатекстов и раскрываются его просвещение для конструирования экологического имиджа Китая.

Теоретическая основа

Понятие имиджа государства и экологического имиджа государства

Для того чтобы понять истинное значение понятия «имидж государства», для начала нужно раскрыть такие термины, как «государство» и «имидж». Понятие «имиджа государства» - это, прежде всего, «имидж». В «Толковом словаре русского языка» слово «имидж» трактуется следующим образом: «Представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе» [16]. Согласно «Словарю Вебстера», «имидж» имеет три основных значения: (1) визуальное представление объекта (например, подобие оригинального объекта, показанное с помощью фотографии, электронных дисплеев); (2) а: ентальная картина или впечатление чего-либо; б: ментальная концепция, разделяемая членами группы и символизирующая основное отношение и ориентацию; (3) публичная концепция (например, концепция человека, учреждения или страны), спроецированная, в частности, с помощью средств массовой коммуникации [1].

Следовательно, термин «имидж» имеет несколько значений: (1) он охватывает, как объект, так и понимание субъекта, которому он соответствует. «Имидж» обладает определенными харак-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

теристиками и свойствами самого объекта, к которому он относится, а также содержит понимание и оценку субъектом этих характеристик и свойств объекта. (2) Сам «имидж» представляет собой диалектическое единство субъекта и объекта, а также является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

Во-вторых, носителем «имиджа государства» является «государство». В «Толковом словаре русского языка» под «государством» понимается: (1) основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры; (2) страна, которая находится под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры [17]. Согласно «Словарю Вебстера», «государство» имеет два основных значения: (1) неопределенное, обычно протяженное пространство земли; (2) а: земля рождения, проживания или гражданства человека; б: политическое государство или нация, или его территория[2]. Помимо этого, государство включает в себя политическую и экономическую систему, а также территорию, законы, население, армию, географические условия, ресурсы, культуру и т.д. В связи с этим, имидж нации является проявлением и отражением всех этих факторов.

В данном исследовании предпринята попытка определить понятие «имиджа государства» на основе приведенных выше трактовок. Имидж государства - это сложный комплекс, который состоит из объективных и субъективных факторов. С объективной точки зрения, имидж государства формируется в результате взаимодействия нескольких объективных элементов, включая всестороннюю силу страны, поведение государственных властей и т.д. Субъективный элемент относится к общему отношению общественности к отдельной стране. Следовательно, имидж государства - это отношение общественности к стране в соответствии с ее полной силой и поведением государственных властей, а такое отношение и оценка часто вытекают из информации, передаваемой средствами массовой информации.

По причине того, что четкого определения понятия «экологического имиджа государства» в настоящее время нет, в данной работе предпринята попытка его сформулировать. Ученые Хао Синь и Цинь Шушэн предложили концепцию «социально-экономическо-природной составной экосистемы», которая представляет собой органическое сочетание управляемой человеком социально-экономической системы и природной экологической системы в конкретном регионе, содержащее три подсистемы: социальную, экономическую и природную. Отмечается, что страна представляет собой «социально-экономическо-5 природную составную экосистему», а экологиче-§ ский имидж государства является ее отражением Я в сознании людей и представляет собой общее

о - г-.

е^ восприятие и оценку этой экосистемы. В связи ав с этим, экологический имидж государства дол-

жен включать четыре аспекта, а именно: экологическая среда, экологическое сознание, экология и политика, экология и экономика. Конкретными проявлениями при этом являются: степень красоты и гармонии экологической среды; отношение взаимосвязи между человеком и природой, обществом и природой; уровень строительства системы экологической цивилизации; уровень экологической системы построения зеленого развития, и многое другое, что образует основу понятия «экологический имидж государства».

Системная функциональная лингвистика

В исследовании системной функциональной грамматики язык рассматривается как систематическая сеть или набор взаимосвязанных значений [4]. Как подход социальной семиотики, системно-функциональная лингвистика формируется на основе следующих двух предположениях: пользователи языка делают выбор в системе и пытаются реализовать различные семантические функции; язык неотделим от социальной деятельности человека [3]. При этом Халлидей утверждает, что язык характеризуется тремя метафункциями: 1) концептуальная; 2) межличностная; 3) текстуальная. Первые две метафункции лежат в основе употребления языка, а третья обеспечивает значимость первых двух. Что касается текстуальной функции, то она «связана со структурированием речевых актов -выбором грамматически и ситуационно уместных предложений [12]. Одним из способов репрезентации опыта в концептуальной функции является транзитивность, которая интерпретирует мир в терминах различных типов процессов. Под транзитивностью понимает грамматическая система для представления концепций. Функция грамматической системы состоит в том, чтобы разделить то, что люди видят, слышат и делают в реальном мире, на ряд «процессов», а также она позволяет определить «участников» и «компоненты экологической среды», которые связаны с каждым процессом. Лексико-грамматической основой для изучения межличностных метафункций выступают «оценочные системы». В основном, данные системы выражают отношение говорящего, а также суждение и оценку вещей. Данное исследование посвящено фактологическому и оценочному конструированию экологического имиджа России, поэтому в следующей части работы будут указаны ключевые концепты и содержание транзитивности и оценочных систем.

На основе теории Хэллидея и с помощью транзитивности, человеческий опыт можно разделить на шесть процессов: материальный, психический, речевой, поведенческий процесс, и процесс взаимоотношений. Материальный процесс связан с выполнением чего-либо (как правило, с помощью динамических глаголов). Под психическими процессами понимаются процессы, используемые для описания мнений, мыслей и психических переживаний. Процесс взаимоотношений отражает отношения между вещами и выступает в качестве процесса о том, «что является чем, похоже

на что, есть где, имеет что и с чем связано». Поведенческий процесс - это внешние проявления внутренних функций организма человека, а также результаты бихевиоризации сознания и физиологических условий. Иными словами, поведенческий процесс - это процесс физиологической активности. Речевой процесс представляет собой процесс передачи смысла посредством речи: он передает медиатексты и обменивается информациями в речевой форме. Функция процесса существования состоит в том, чтобы доказать существование чего-либо или возникновение определенной деятельности. Грамматические особенности являются яркими и включают такие слова, как «есть», «нет», «существовать» и многие другие[6].

Теория оценки - это новая лексико-грамматическая рамка, разработанная в рамках изучения межличностного смысла в системно-функциональной лингвистике[7]. Система отношения является ядром теории оценки, и имеет три измерения: аффект, суждение и аппрециация. Аффект - это выражение личных чувств. Аффект подразделяется на следующие подкатегории: желающий/не желающий, приятный/неприятный, удовлетворенный/неудовлетворенный и безопасный/ опасный. Утвердительной и отрицательной оценкой поведения человека в соответствии с набором поведенческих норм, предписанных социальными нормами, является суждение. Суждение можно разделить на два аспекта: социальное разрешение и социальное достоинство [20]. Аппрециация - это система оценки продуктов и процессов. Данная система охватывает ценности в эстетической сфере, а также социальные оценки в неэстетической сфере, включая такие значения, как важное и вредное.

Имидж государства как социальный факт также конструируется дискурсом. Системная функциональная лингвистика - это своего рода анализ дискурса, который наследует идеи социального конструктивизма [5]. Системная функциональная грамматика подчеркивает тот факт, что говоря-

щие делают выбор из лексико-грамматического потенциала языка и действуют на других (общество и мир в целом). Используя системно-функциональную лингвистику для анализа дискурса в экологических медиатекстах, можно проанализировать, как журналисты выбирают нужную лексику и грамматику, а также как они вступают в союз с читателем, влияя на его восприятие, отношение, чем формируют соответствующий экологический имидж России. Таким образом, системная функциональная лингвистика, в рамках данной статьи, выбрана в качестве теоретической основы для исследования конструирования экологического имиджа России.

Теоретическая модель

Имидж государства - это отражение объективного состояния государства в общественном мнении [21 ]. Поэтому его можно рассматривать с объективной и субъективной точек зрения. Объективность имиджа государства заключается в поведении его правительства, различных учреждений и предприятий, а также народа; субъективность - в оценке инициатив государства со стороны общества, которая часто формируется под влиянием СМИ [19]. На основании вышеизложенного, подтверждена целесообразность применения транзитивности и теории оценки для изучения субъективных и объективных аспектов экологического имиджа России, представленного в российских СМИ ТАСС.

В данном исследовании будут классифицированы краткие предложения в экологических меди-атекстах, а после с помощью транзитивности проведен анализ медиатекстов по различным темам для получения фактического конструирования имиджа государства. Также в исследовании анализируются медиатексты по различным темам для получения оценочного конструирования имиджа государства. Теоретическая модель исследования проиллюстрирована на рисунке 1.

Экологический имидж России, конструированный в экологических медиатекстах «ТАСС» Рис. 1. Теоретическая модель данного исследования

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В 2019 году в России стартовал национальный проект «Экология», поэтому период выборки данного исследования установлен с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Собрав и проанализировав медиатексты ТАСС за указанный период, представляется возможным описать экологический имидж государства в медиатекстах «ТАСС».

В первую очередь, в рамках проводимого исследования на официальном сайте «ТАСС»,

в специальном разделе «Экология», были выбраны периодические издания за указанный временной промежуток, а также для каждого года выборки отобраны две структурные недели, которые могут представлять большую часть года [8]. В таблице 1 представлена следующая конкретная дата, включенная в образец.

Таблица 1. Конкретная дата, включенная в образец

Год Воскресенье Понедел ьник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

2019г 13 янв. 4 фев. 19 фев. 3 аир. 25 аир. 24 мая 15 июн.

7 июл. 5 авг. 20 авг. 25 сен. 17 окт. 8 ноя. 14 дек.

2020г 12 янв. 3 фев. 18 фев. 18 мар. 9 аир. 22 май 27 июн.

5 июл. 7 июл. 25 авг. 16 сент. 22 окт. 6 ноя. 26 дек.

2021 г 10 янв. 8 фев. 2 мар. 24 мар. 15 апр. 28 май 19 июн.

11 июл. 2 авг. 7 сент. 22 сен. 14 окт. 19 ноя. 25 дек.

Оистемный функционально-лингвистический анализ экологического имиджа России

В этом разделе теоретической основой выступает транзитивность и отношение. После осуществляется подсчет количества коротких предложений по различной теме, затем предложения маркируются трантизивностью и отношением. На завершающей стадии результаты анализируются для определения того, как ТАСС конструируют экологический образ России с объективной и субъективной точек зрения.

Таблица 2. Распределение тем коротких предложений в медиатекста

Тема Количество Процент

Экологическое законодательство и мониторинг 173 10,67%

Экологическое управление 195 12,03%

Сотрудничество между правительством и предприятиями 218 13,45%

Экотуризм и охраняемые территории 235 14,50%

Экотехнология 227 14,00%

Экологическое сознание 214 13,20%

Экологические проблемы 220 13,57%

Улучшение экологической обстановки 139 8,57%

Общее количество 1621 100,00%

Как показано в таблице 2, в экологических ме-5 диатекстах ТАСС насчитывается всего 1621 ко-5 роткое предложение. Эти предложения, в свою м очередь, подразделяются на восемь тем: «эколо-еЗ гическое законодательство и мониторинг», «эко-^ логическое управление», «сотрудничество между

правительством и предприятиями», «экотуризм и охраняемые территории», «экотехнология», «экологическое сознание», «экологические проблемы» и «улучшение экологической обстановки». Среди них больше всего таких предложений, которые связаны с темой - 235 (14,50%). А меньше всего представлено таких предложений, которые связаны с темой «улучшением экологической обстановки» - 139 (8,57%).

Анализ фактологического конструирования экологического имиджа России с помощью транзитивности

В данном разделе с помощью транзитивности проведен анализ экологического имиджа России. В таблице 3 представлено количество и соотношение различных «процессов».

Таблица 3. Количество и соотношение различных «процессов»

Тип процесса количество процент

Материальный процесс 812 50,09%

Психический процесс 142 8,76%

Процесс взаимоотношений 292 18,01%

Поведенческий процесс 2 0,12%

Речевой процесс 295 18,20%

Процесс существования 78 4,81%

Общее количество 1621 100,00%

В таблице 3 показано, что материальный и речевой процесс, а также процесс взаимоотношений

являются фундаментальными. При этом количество психологического и поведенческого процессов, а кроме того и процесса существования намного меньше, чем другие. Полученный результат можно обусловить тем, что в экологических меди-атекстах «ТАСС» наиболее важной является передача информации о самой новости, поэтому доля материальных процессов высока, что составляет почти половину всего количества предложений.

Процесс взаимоотношений используется по той причине, что в новостях, посвященных теме «экология», человек или событие, всегда находится в каких-то отношениях. Кроме того, речевой процесс используется по той причине, что в экологических медиатекстах соответствующая информация выражается не только через то, что делают люди, но и через то, что они говорят. В связи с этим, далее рассмотрена транзитивность при помощи таких процессов, как материальный и речевой процессы, а также процесс взаимоотношений.

1. В Приморском крае принят законопроект о запрете вырубки дуба, ясеня и липы.

Пример 1 - материальный процесс. Эта фраза говорит о том, как Россия на законодательном уровне запретила вырубку деревьев и защитила леса, тем самым сократив выбросы парниковых газов и защитив экологическую среду планеты.

2. Цель федерального проекта «Сохранение лесов» - обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году. Пример 2 - процесс взаимоотношений. Эта

фраза демонстрирует главную задачу указанного федерального проекта, которая состоит в обеспечении баланса площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших насаждений. Следовательно, подчеркивается, что Россия придает большое значение защите лесов.

3. Весной 2018 года в реке отмечалось изменение в цвете воды - она приобрела сине-зеленый оттенок, а жители ближайших районов жаловались на резкий запах.

Пример 3 - речевой процесс. Предложение показывает одновременно изменение цвета и запаха реки после ее загрязнения, чем демонстрирует серьезность и срочность решения экологической проблемы, и при этом выражает недовольство жителей.

Анализ оценочного конструирования экологического имиджа России с помощью системы отношения

В этом разделе, согласно классификации Мартина и описанием систем установок, проведено распределение в экологических тематических медиатекстах ТАСС. В таблице 4 представлено количество и соотношение различных типов «отношений».

Как показано в таблице 4, в экологических ме-диатекстах ТАСС насчитывается порядка 794 оценочных ресурсов, из которых 513 - ресурсы аппре-циаций, 194 - ресурсы аффекта и 87 - ресурсы суждения. Такие результаты обуславливаются тем,

что предметом данной работы является экологический имидж России, а аппрециация - это в основном оценки вещей, что соответствует теме исследования. Помимо этого стоит отметить, что в докладе приводится большое количество комментариев о текущей экологической ситуации о людях, правительственных чиновников и экспертов, которые содержат ресурсы аффекта. А суждение - это комментарий о людях, используемого для обозначения личности людей, фигурирующих в докладе, что не имеет особо отношения к данному исследованию, поэтому количество суждений минимально.

Таблица 4. Количество и соотношение различных типов «отношений»

Тип отношений Количество Общее количество

Аффект Положительный 107 194 794

Отрицательный 87

Суждение Положительный 68 87

Отрицательный 19

Аппрециация Положительный 332 513

Отрицательный 181

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Как прокомментировали в Правительстве Москвы, позитивная динамика по уровню загрязненности воздуха - это результат целого комплекса мер.

В примере 4 используется аппрециация. В данном случае количество используемых мер велико, они систематичны и эффективны.

5. РЭО - помощник для региональных властей, участник рынка и населения, и индикатор для населения качества и полноты услуги, которая оказывается в рамках проводимой реформы.

В примере 5 используется суждение - положительная оценка. В данном суждении говориться о том, что деятельность Российского экологического оператора (РЭО) направлена, как на представление интересов государства и народа, так и на оказание помощи бизнесу и участникам рынка, что положительно оценивается со стороны ТАСС.

6. «Мне очень понравилась наша поездка в национальный парк».

В примере 6 используется аффект, который описывает красивую экологическую среду и расслабляющую атмосферу Национального парка, и выражает удовольствие посетителя, что является положительной оценкой.

На основе проведенного анализа представляется возможным сформулировать вывод об определении экологического имиджа России в следующих аспектах:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

1. В аспекте экологической среды: экологический имидж с серьезными экологическими проблемами и начальными достижениями управления.

За 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 220 кратких предложений, связанных с экологическими проблемами, что составляет 13,57% от общего количества кратких предложений. Кроме того, в сообщениях ТАСС часто упоминаются лесные пожары, вырубка деревьев в крупных масштабах и выделение большого количества парниковых газов на территории России. Также в сообщениях ТАСС часто можно встретить наличие на территории России незаконных свалок, которые загрязняют воздух и почву. Что касается сохранения флоры и фауны, то в сообщения ТАСС можно встретить такие, которые говорят о случаях незаконной охоты на животных, в том числе и с целью наживы. Все это говорит о том, что экологическая ситуация в России не очень хорошая, и как следствие, это приводит к росту жалоб населения.

Однако экология на территории России улучшилась именно благодаря государственному управлению. Так, согласно проведенному исследованию, можно выделить порядка 139 кратких предложений, связанных с улучшением экологической обстановки в стране, что составляет 8,57% от общего количества.

Стоит отметить, что борьба за очищение атмосферы в промышленных городах России осуществляется в рамках федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». К 2024 году в 12 городах России планируется значительно снизить объем вредных выбросов и улучшить качество жизни миллионов людей. Предполагается, что в проект «Чистый воздух» войдет 41 город [11 ].

По федеральному проекту «Сохранение уникальных водных объектов» регионы России провели реабилитацию восьми рек и озер, а также организовали порядка 70 акций по расчистке водохранилищ и участков русел рек. Эффект от данного мероприятия, согласно итогам работы Общественного совета при Минприроды России по на-цпроекту «Экология», в 2020 году ощутили более 4,5 млн человек [14].

Следовательно, экологическая обстановка в России за последние несколько лет улучшилась благодаря реализации национальных экологических проектов.

2. В аспекте экологического сознания: экологический имидж с сильным экологическим сознанием и большим вниманием к экологическим проблемам.

За 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 214 кратких предложений, связанных с экологическим сознанием, что составляет 13,20% от общего количества. В этих кратких предложениях отражает-5 ся сильное экологическое сознание россиян. В ме-5 диатексте ТАСС «Треть опрошенных жителей ЛеЯ нобласти недовольна экологией из-за загрязнения ° водоемов» отмечается, что личное отношение жи-ав телей Ленинградской области к природе «серьёз-

ное, осторожное и внимательное». Порядка 93,2% опрошенных жителей региона заявили, что готовы отнести отработанные батарейки в специальный пункт сбора, если они появятся в их районе.

Более того, многие российские общественные организации и объединения также привержены делу сохранения экологической среды, в частности, они сотрудничают с рядом государственных ведомств, мобилизуя широкие массы на реальное участие в охране экологической среды. Все указанное говорит о сильном экологическом сознании населения страны.

3. В аспекте экологии и политики: экологический имидж с совершенными законами и правилами и всесторонними мерами управления.

За 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 173 кратких предложений, связанных с экологическим законодательством и мониторингом, что составляет 10,67% от общего количества.

Сегодня в России продолжается совершенствование экологического законодательства и наращивание усилий по борьбе с экологическими нарушениями. Например, в медиатекстах ТАСС от декабря 2021 года упоминается, что депутаты Государственной Думы единогласно приняли законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ». Согласно внесенным изменениям, собственники опасных предприятий несут ответственность за ликвидацию объектов накопленного вреда. В другом медиатексте ТАСС отмечается, что Госдума РФ на пленарном заседании в первом чтении приняла поправки в закон «Об охране озера Байкал», а также «О запрете продажи моющих средств и товаров бытовой химии с высоким содержанием фосфорнокислых соединений». Что касается охраны лесов, то в медиатексте ТАСС упоминается, что В.В. Путин поддерживает ужесточение санкций за сокрытие вырубки леса с помощью лесных пожаров. Все указанное демонстрирует высокую заинтересованность России в сохранении экологии, прежде всего, на законодательном уровне, а также говорит о решимости продолжить борьбу с экологическими нарушениями и стремлении обеспечить защиту экологии.

Кроме того, для улучшения экологической обстановки, российское правительство приняло ряд мер управления. Так, за 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 195 кратких предложений, связанных с экологическом управлением, что составляет 12,03% от общего количества. Для того, чтобы реализовать цели, поставленные в рамках проекта «Чистый воздух» правительство выделило почти 9 млрд рублей. Выделенные средства распределены между 10 регионами страны [15]. При этом для реализации цели проекта «Чистая страна», правительством России выделяется свыше 28 млрд. рублей на проведение генеральной уборки в период 2022-2024 гг. [9]. Вышеуказанное говорит о национальных усилиях России, способствующих улучшению экологической обстановки.

4. В аспекте экологии и экономики: экологический имидж, который стремится к трансформации модели экономического развития и инновационному решению экологических проблем.

В настоящее время Россия пытается развивать третичный сектор - экотуризм. И за 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 235 кратких предложений, связанных с экотуризмом и охраняемыми территориями, что составляет 14,50% от общего количества. Ресурсы природного туризма в России уникальны. Данная область является перспективной ресурсной базой для развития экологического туризма, на территории которой более 12 тысяч уникальных охраняемых природных территорий и множество памятников природы. В медиатексте ТАСС также упоминалупоминается, что в Москве построили 18 новых особо охраняемых природных территорий и их общая площадь оставляет более 1739 гектар, что также формирует ресурсную базу, необходимую для развития экотуризма в стране.

Более того, В России разрабатываются инновационные решения экологических проблем.

Во-первых, в России стараются развивать сотрудничество между государством и бизнесом. Так, за 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 218 кратких предложений, связанных с сотрудничеством государства и бизнеса, что составляет 13,45% от общего количества. В медиатексте ТАСС «В Мурманском порту установили конструкцию для защиты города от угольной пыли» компания инвестировала порядка 663,3 млн рублей в Мурманский порт и профинансировала 3 млрд. рублей для того, чтобы установить конструкцию для защиты города от угольной пыли. Российские компании в 2021 проинвестировали денежные средства в экологические проекты в размере более 1 трлн. рублей, что на 151 млрд. рублей больше, в сравнении с 2020 годом [10]. Также стоит отметить, что национальный проект «Экология» на 79,8% финансируется внебюджетными источниками (порядка 3 206 126 млн. рублей), а большинство спонсирующих компаний являются российскими или государственными [18].

По нашему мнению, такой тренд на экологизацию российского бизнеса следует продолжать и в будущем, а также оказывать поддержку на всех уровнях.

Во-вторых, в России ценят экологические технологии. За 2019-2021 гг. в ТАСС представлено 227 кратких предложений, связанных с экотехнологи-ей, что составляет 14,00% от общего количества.

Россия высоко оценивает значение науки и техники в экологическом плане. Так, 21 июля 2020 г. в рамках комплекса мероприятий, посвященных 75-летию деятельности Организации Объединенных Наций, состоялся международной онлайн-диалог на тему «Зеленые города и зеленая экономика: решения академических кругов». На данном мероприятии с докладом выступил Сергей Корот-ков - директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. Стоит отметить, что Сергей Коротков

подчеркнул высокую значимость природоподоб-ных технологий и природоохранных практик, а также рассказал о мероприятиях и действиях ЮНИДО и других связанных с ней организаций, направленных на широкое распространение в мире энергоэффективных и «зеленых» технологий, на трансферт природоохранных технологий и лучшие природоохранные практики в регионах с наибольшее сложной экологической нагрузкой и т.д. [13].

Все это отражает усилия России по совершенствованию экологических технологий в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в экологических медиатекстах «ТАСС» имеются свои недостатки, например: отсутствие устойчивости в медиатекстах, отсутствие глобальной перспективы и неразвитое экологическое сознание в экологических медиатекстах. Для устранения выявленных недостатков, следует увеличить частоту и глубину медиатекстов; расширить глобальную перспективу и усилить международное влияние; изменить взгляд на природу.

Литература

1. Dictionary by Merriam-Webster: America's most-trusted online. https://www.merriam-webster.com/dictionary/image (дата обращения: 12.03.2023)

2. Dictionary by Merriam-Webster: America's most-trusted online dictionary. https://www. merriam-webster.com/dictionary/country (дата обращения: 12.03.2023)

3. Halliday M.A.K. Explorations in the Functions of Languages. London: Edward Arnorld, 1973. P. 41.

4. Halliday M.A.K., Matthiessen C.M.I.M. Construing Experience through Meaning: A Language-based Approach to Cognition.London: World Publishing Corporation,1999. P. 3, 17.

5. Halliday M.A.K., Matthiessen C.M.I.M. Hallidays Introduction to Functional Grammar (4th ed). London and New York: Routledge, 2014. P. 215.

6. Martin J.R., Rose D. Working with the Discourse: Meaning beyond the Clause (2nd ed.). London: Continuum, 2007. P. 25.

7. Riffe D., Lacy S., Fico F. Analyzing Media Massages: Using quantitative Content Analysis in Re-search.New York: Routledge, 1998. P. 97.

8. Более 28 млрд рублей выделят на генеральную уборку страны в 2022-2024 годах. https://ecologyofrussia.ru/byudzhet-na-likvidatsiyu-svalok-2022-2024/ (дата обращения: 20.03.2023)

9. Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Взаимодействие государства, бизнеса и общества в интересах экологической безопасности России. //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2022. № 5. С. 80.

10. В проект «Чистый воздух» войдет 41 город. https://ecologyofrussia.ru/v-proekt-chistyy-vozdukh-voydet-41-gorod/ (дата обращения: 15.03.2023)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

11. Лю Лифэнь, Шарафутдинов Д.Р. Анализ текста Послания Президента России Федеральному собранию РФ от 2016 года с позиций системно-функциональной лингвистики. //Политическая лингвистика, 2018. № 5. С. 73.

12. Мингалева Ж.А. Роль современных технологий в развитии "зеленой" экономики и экологически чистых городов. //Вестник Московского университета, Серия 6: Экономика, 2020. № 5. С. 260.

13. На Общественном совете при Минприроды РФ подвели итоги нацпроекта «Экология» в 2020 году. https://ecologyofrussia.ru/ obshchestvennyy-sovet-natsproekt-ekologiya/ (дата обращения: 17.03.2023)

14. Правительство выделило почти 9 млрд рублей на «Чистый воздух» в регионах. https://ecolo-gyofrussia.ru/pravitelstvo-vydelilo-pochti-9-mlrd-rubley-na-chistyy-vozdukh-v-regionakh/ (дата обращения: 20.03.2023)

15. Толковый словарь русского языка онлайн [Електронный ресурс]. Режим доступа: https:// ozhegov.slovaronline.com/10733-IMIDZH (дата обращения: 12.03.2023)

16. Толковый словарь русского языка онлайн https://ozhegov.slovaronline.com/5951-GOSU-DARSTVO (дата обращения: 12.03.2023)

17. Татаренко Т.А., Заикин В.В. Финансирование и Реализация экологических проектов в России: актуальные проблемы. //E-Scio, 2022. № 6. С. 272.

18. Фань Хун. Многомерное формирование национального имиджа и коммуникационные стратегии. //Журнал Университета Цинхуа (издание по философии и социальным наукам). 2013. № 28(2). C.141-152+161

19. Ху Чжуанлинь, Чжу Юншэн, Чжан Дэлу, Ли Чжаньцзы. Введение в системную функциональную лингвистику. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2005. С. 323

20. Лю Сяоянь. Размышления о формировании национального имиджа средствами массовой информации. //международная пресса. 2002. № 2. С. 61

THE USE OF TOOLS OF SYSTEMIC FUNCTIONAL LINGUISTICS IN DETERMINING THE ECOLOGICAL IMAGE OF RUSSIA: ON THE EXAMPLE OF MEDIA TEXTS OF THE WEBSITE OF THE AGENCY "TASS" 2019-2021

Li Siyue

Dalian University of Foreign Languages, PRC

The image of a state is an important reflection of the comprehensive strength of a country. At a time when environmental issues are becoming increasingly important, environmental image, as an important component of the holistic image of the state, reflects the extent to which the country attaches special importance to ecology and its sustainable development.

The article cites the appropriateness of systemic functional linguistics as a theoretical framework for studying the construction of a state's image. The author also uses quantitative analysis to study

= the environmental media texts of TASS. In addition, the author ex-o

= amines the actual and evaluative construction of the environmental о

~ image of the state by the Russian TASS media using tractability and

g evaluation theory.

The study shows that TASS environmental media texts use vari-

jg ous linguistic strategies and discursive tools to portray the country's

position and behavior in response to environmental issues. These environmental media texts provide a full and in-depth picture of Russia's environmental image in four aspects: ecological environment, ecological consciousness, ecology and politics, and ecology and economy. This study also points out reflections on the formation of Russia's environmental image in the media texts covered.

Keywords: systemic functional linguistics; ecological image of Russia; ecological media texts on the TASS website.

References

1. Dictionary by Merriam-Webster: America's most-trusted online dictionary Access mode: https://www.merriam-webster.com/ dictionary/image (accessed: 12.03.2023)

2. Dictionary by Merriam-Webster: America's most-trusted online dictionary Access mode: https://www.merriam-webster.com/ dictionary/country (accessed: 12.03.2023)

3. Halliday M.A.K. Explorations in the Functions of Languages. London: Edward Arnorld, 1973. P. 41.

4. Halliday M.A.K., Matthiessen C.M.I.M. Construing Experience through Meaning: A Language-based Approach to Cognition. London: World Publishing Corporation,1999. P. 3, 17.

5. Halliday M.A.K., Matthiessen C.M.I.M. Hallidays Introduction to Functional Grammar (4th ed). London and New York: Rou-tledge, 2014. P. 215.

6. Martin J.R., Rose D. Working with the Discourse: Meaning beyond the Clause (2nd ed.). London: Continuum, 2007. P. 25.

7. Riffe D., Lacy S., Fico F. Analyzing Media Massages: Using quantitative Content Analysis in Research.New York: Rout-ledge, 1998. P. 97.

8. More than 28 billion rubles will be allocated for general cleaning of the country in 2022-2024. https://ecologyofrussia.ru/ byudzhet-na-likvidatsiyu-svalok-2022-2024 / (accessed: 20.03.2023)

9. Borkova E.A., Vatlina L.V. Interaction of the state, business and society in the interests of environmental safety of Russia. //Iz-vestia of St. Petersburg State University of Economics, 2022. No. 5. p. 80.

10. The Clean Air project will include 41 cities. https://ecologyofrus-sia.ru/v-proekt-chistyy-vozdukh-voydet-41-gorod / (accessed: 15.03.2023)

11. Liu Lifen, Sharafutdinov D.R. Analysis of the text of the Message of the President of Russia to the Federal Assembly of the Russian Federation from 2016 from the standpoint of system-functional linguistics. //Political Linguistics, 2018. No.5. p. 73.

12. Mingaleva Zh.A. The role of modern technologies in the development of a "green" economy and environmentally friendly cities. //Bulletin of the Moscow University, Series 6: Economics, 2020. No. 5. p. 260.

13. At the Public Council under the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation summed up the results of the national project "Ecology" in 2020. https://ecologyofrussia.ru/ obshchestvennyy-sovet-natsproekt-ekologiya / (accessed: 17.03.2023)

14. The government has allocated almost 9 billion rubles for "Clean air" in the regions. https://ecologyofrussia.ru/pravitelstvo-vydelilo-pochti-9-mlrd-rubley-na-chistyy-vozdukh-v-regionakh / (accessed: 20.03.2023)

15. Explanatory dictionary of the Russian language online https://ozhegov.slovaronline.com/10733-IMIDZH (accessed: 12.03.2023)

16. Explanatory dictionary of the Russian language online https:// ozhegov.slovaronline.com/5951-GOSUDARSTVO (accessed: 12.03.2023)

17. Tatarenko T.A., Zaikin V.V. Financing and implementation of environmental projects in Russia: actual problems. //E-Scio, 2022. No. 6. p. 272.

18. Fan Hong. Multidimensional formation of the national image and communication strategies. //Journal of Tsinghua University (publication on philosophy and social sciences). 2013. № 28(2). C.141-152+161

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Hu Chuanglin, Zhu Yongsheng, Zhang Delu, Li Zhanzi. Introduction to systemic functional Linguistics. Beijing: Peking University Press, 2005. p. 323

20. Liu Xiaoyan. Reflections on the formation of the national image by the mass media. //international press. 2002. No. 2. p. 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.