Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / management / process / innovations / quality tools / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косяк Е.Д., Плотникова И.В., Шевелева Е.А.

Одной из важных экономических категорий рыночной экономики является конкуренция. Рассматриваются вопросы разработки и внедрения инновационных проектов, позволяющих получить организации конкурентное преимущество. Демонстрируется эффективность применения в инновационной деятельности инструментов качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF QUALITY TOOLS IN THE ENTERPRISE MANAGEMENT’ INNOVATIVE PROCESSES

We considered the processes of development and implementation of innovative projects that allow the company to gain a competitive advantage. Taking into account the specifics of the market, the factors that open up opportunities for successful innovation are the constant improvement of innovation management, an adequate response to changing market conditions, the development and application of new quality tools in the work of the organization, etc. We also assessed the effectiveness of the use of modern quality tools in innovation. We consider the most popular among them to be a tree diagram (decision tree, systematic diagram) is a quality management tool that allows you to explore a problem or an object as a system of elements and identify logical relationships between the elements found, determining both the causes and their consequences. We considered the use of a tree diagram using the example of consumer requirements for asynchronous electric motors. An analysis of the use of the chart showed the effectiveness of this quality management tool in product evaluation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

МЕНЕДЖМЕНТ 49

Применение инструментов качества в управлении инновационными процессами на предприятии

Одной из важных экономических категорий рыночной экономики является конкуренция. Рассматриваются вопросы разработки и внедрения инновационных проектов, позволяющих получить организации конкурентное преимущество. Демонстрируется эффективность применения в инновационной деятельности инструментов качества. УДК статьи 005.591.6:658.562

Е.Д. Косяк1

ТОО «Межрегионэнерготранзит» edk@tpu.ru

И.В. Плотникова2

Томский политехнический

университет,

канд. техн. наук, доцент,

inna@tpu.ru

Е.А. Шевелева2

Томский политехнический университет, канд. техн. наук, vasendiva@tpu.ru

1 инженер 2-й категории, г. Костанай, Республика Казахстан

2 доцент отделения Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности, г. Томск, Россия

Для цитирования: Косяк Е.Д., Плотникова И.В., Шевелева Е.А. Применение инструментов качества в управлении инновационными процессами на предприятии// Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-49-53

ключевые слова

управление, процесс, инновации, инструменты качества, эффективность

онятие «инновация» в разных контекстах имеет разные значения и определяется в зависимости от анализа входных данных и целей измерения. Инновационный процесс представляет собой цепь последовательных событий, описывающих ход реализации продукта, начиная с идеи и заканчивая доставкой готового продукта потребителю [1].

Инновационный процесс определяется внедрением, обеспечением, появлением нового продукта на рынке, доведением новой технологии до проектной мощности, однако на этом он не заканчивается и не прерывается [2]. По мере развития и распространения нововведение становится более эффективным, а при реализации дополнительных потребительских требований совершенствуется. Это открывает для компании новые рынки, новые области применения и соответственно рождает новых конкурентов. Схема процесса внедрения инноваций на предприятии представлена на рис. 1 [3].

Итак, составляющая инновационного процесса имеет следующую цепочку последовательности:

► Идея. Появление инновации начинается с идеи, но до идеи должна быть основа, фундаментальные знания, чтобы и данный товар, и его технология появились.

► Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования помогают понять, с каким явлением в науке и жизни мы имеем дело.

► Прикладные исследования. Прикладные исследования выявляют потребительскую ценность товара, возможность его использования для пользы дела. Если прикладные исследования получают одобрение, начинается этап разработки.

► Разработка. На этапе разработки конструируется технология или новый товар.

► Масштабирование. Распространение товара среди всех потенциальных групп покупателей [4].

Цель инновационного менеджмента — реализация научно-технической деятельности организации, в том числе опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. В процессе инновационного менеджмента создается и модернизируется продукция, совершенствуются ее технические параметры, улучшается качество. Менеджмент инноваций определяет создание и рационализацию применения интеллектуального продукта, внедрение новых идей вплоть до их реализации в виде товара, пригодного для продвижения на рынке.

Благодаря инновациям такие изначально несхожие по способам управления и характеру компоненты, как производство, наука, реализация продукции и инвестиции, могут быть связаны в одну систему. С учетом специфики рынка, факторами, открывающими большие возможности для успешной инновационной деятельности, являются постоянное улучшение приемов и стилей управления инновациями, адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, развитие и применение новых инструментов качества в работе организации, модернизация существующих элементов менеджмента инноваций [4].

Инновационный менеджмент, являясь совокупностью процедур, которые представляют собой схему для управления нововведениями в организации, выделяется в самостоятельный процесс и вид деятельности. Совокупность указанных процедур также может су-

50 МЕНЕДЖМЕНТ

Рис. 1. Схема процесса внедрения инноваций [The scheme of the innovation implementation process]

Рис. 2. Древовидная диаграмма требований потребителя, предъявляемых к асинхронным электрическим двигателям [Tree diagram of consumer requirements for asynchronous electric motors]

ществовать отдельно как направления, применимые в управленческой деятельности, и функции менеджмента. Однако в данном контексте они составляют последовательно выстроенные этапы.

Выполнение отдельных функций и предписанных задач менеджмента связано с принятием различных управленческих решений. Управленческие решения как ответственные и постоянно повторяющиеся элементы менеджмента определяют суть деятельности

менеджера, которую он осуществляет в сфере инноваций. Все решения руководителя должны быть обдуманными и обоснованными. Менеджмент инноваций действует на принципах правильного распределения задач и закрепления процедур за конкретными исполнителями. Таким образом формируется структура из руководителей разного уровня, наделенных различного рода полномочиями.

Управление качеством должно начинаться с первичного момента производства продукции, иначе оно не станет эффективным, это один из постулатов современного менеджмента качества. Как правило, управление качеством начинается с определения долговременных целей организации, охвата всех стадий разработки продукции, в том числе прогнозирования лучшего варианта производства. Проведение всеобъемлющего мониторинга и изучение конкурентного рынка — необходимый этап формирования целевого ориентира предприятия.

Качество во многом зависит от внешних, субъективных, случайных и локальных факторов [5]. Чтобы влияние перечисленных факторов не стало критичным и могло быть вовремя

Отсутствие проблем в подключении к оборудованию

Асинхронный

электрический

двигатель

Конструктивное исполнение

Верный выбор мощности

Соответствие напряжения

Соответствие частоты вращения

Аппаратура управления

Комплектация Присутствие электрической защиты

Требуемая система охлаждения

Высокая степень защиты Р

Гарантированная безопасность Соответствие климатическим условиям

Качественная изоляция

Эксплуатация

Работа в различных режимах

Длительный срок эксплуатации

Способность выдерживать переменные нагрузки

Способность выдерживать продолжительные нагрузки

Соответствие ГОСТам

Соответствие потребностям технологического процесса

МЕНЕДЖМЕНТ 51

предупреждено, необходимо внедрение системы управления качеством. Сложно добиться эффективности системы, если усилия носят эпизодический и разрозненный характер. Должна быть сформирована совокупность мер, постоянно воздействующих на процесс создания продукта в контексте необходимости достижения целей и поддержания соответствующего уровня качества [7].

В основе инновационной деятельности лежит процесс изучения возможностей организации, исследования рынка, а также анализ поступивших идей. Так можно описать процесс планирования качества, в ходе которого определяется, какими характеристиками должен обладать разрабатываемый продукт [6].

Среди главных задач планирования качества выделяют следующие:

► выпуск продукции в соответствии с потребностями рынка, перспективными и существующими;

► постоянное совершенствование и повышение качества изделия до уровня лучших образцов;

► повышение качества продукции исходя из запросов потребителей и обеспечения ресурсами, установление оптимальных, с точки зрения экономического роста, заданий;

► оптимизация типоразмерного ряда изделия, совершенствование структуры;

► сертификация продукции и увеличение выпуска согласно требованиям;

► улучшение критериев надежности продукции;

► сокращение производства и снятие с производства неконкурентоспособного и устаревшего изделия.

Для описания объекта, процесса, системы или некоторой продукции служат методы, в основе которых лежат качественные показатели [7]. Инструменты управления качеством, базирующиеся на логических методах и структурированной информации, позволяют принимать обоснованные управленческие решения, обдуманно решать возникающие проблемы. Данные методы можно применять также

для решения задач на этапе проектирования и последующих этапах жизненного цикла продукции.

Наиболее популярными инструментами управления качеством считаются такие методы, как древовидная диаграмма, матричная диаграмма, диаграмма принятия решений (PDPC), диаграмма сродства, матрица приоритетов, сетевой график (диаграмма Ганта).

Древовидная диаграмма (дерево решений, систематическая диаграмма) — инструмент управления качеством, позволяющий рассматривать проблему или предмет как систему элементов и выявлять логические связи между найденными элементами, определяя как причины, так и последствия. Данная диаграмма выявляет связи, кото-

Таблица

Матрица связей потребительских требований и инженерных характеристик [Matrix of relations between consumer requirements and engineering characteristics]

Потребительские требования [Consumer requirements]

Инженерные характеристики [Engineering characteristics]

■& S

Безопасность в эксплуатации

Отсутствие шума

Качественная изоляция

Отсутствие проблем в подключении

Малые габариты

Вес

Способность выдерживать продолжительные нагрузки

Выдерживает переменные нагрузки

Соответствует климатическим условиям

Длительный срок эксплуатации

9

6

6

6

3

6

9

9

3

6

3

3

6

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

3

3

52 МЕНЕДЖМЕНТ

Статья поступила в редакцию 10.09.2022

Список литературы

1. Хорширян С.В. Внедрение инноваций в условиях кризиса // Экономика

и управление: проблемы и решения. — 2016. — № 1(6).

2. Аврин С. Инновации: от частных решений

к экономической политике // Стандарты и качество. — 2016. — № 3.

3. Богомолова А.В. Управление инновациями: учебное пособие. — Томск: Эль Контент, 2012.

4. Чечет Д.М., Плотникова И.В. Инновационный метод эффективного управления предприятием / Современные технологии

в задачах управления, автоматики и обработки информации: Сб. науч. трудов Межд. студенческой науч.-практ. конф. — Университетская книга, 2017.

5. Хисамова Э.Д., Зайнутдинова Э.Э. Обеспечение качества продукции: учебник. — Казань: Издательство Казанского университета, 2018.

6. Пономарев С.В., Соседов Г.А., Мищенко Е.С. и др. Управление качеством процессов и продукции.

В 3-х кн. Кн. 2: Инструменты и методы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах: учебное пособие / под ред. д. т. н., проф. С.В. Пономарева. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2012.

7. Семенов В.П. Актуальные проблемы

и перспективы применения методов и инструментов менеджмента качества в организациях // Дискурс. — 2018. — № 1.

рые могут возникать между проблемами и их причинами, если некорректно сформулированы пожелания, или для исследования проблемы недостаточно входной информации, либо цели краткосрочны и быстро достигаются.

На примере требований потребителя, предъявляемых к асинхронным электрическим двигателям, рассмотрим применение древовидной диаграммы, представленной на рис. 2. В диаграмме показано, как при планировании новой продукции предприятие определяет для себя наиболее приоритетный сегмент рынка (в данном случае рынок асинхронных электрических двигателей мощностью до 100 кВт).

Матричная диаграмма, или таблица качества, — это основополагающий инструмент управления качеством, выявляющий степень важности связей в системе. Целью построения таблицы качества является графическая иллюстрация логических связей и выявление важности (относительной) данных связей. Связи определяются для элементов из большого количества словесных описаний, которые могут иметь отношение к некоторым причинам появления проблем качества, требованиям стандартов и потребителей, характеристикам и функциям, присущим процессам, продукции и системе. Матричная диаграмма не только иллюстрирует логические связи в совокупности большого объема данных, но и позволяет определить, насколько важны или сильны связи, организующие систему элементов.

По матричной диаграмме можно проследить, как факторы вызываются причинами их появления. Также можно определить средства для устранения последствий. В зависимости факторов от причин возникновения либо факторов от мер их устранения проявляется сила взаимной связи.

Затем выясняется круг возможных потребителей новой продукции — промышленные предприятия средней производственной мощности. Репрезентативная выборка, определяющая основных потребителей, оказывает помощь команде на начальных этапах.

С помощью опроса можно выявить потребительские требования к продукту, сформировать их список и на его основе начать планировать новое изделие. Он, как правило, содержит не менее пяти требований, которые будут положены в основу плана внедрения продукции. Список потребительских требований к асинхронным электрическим двигателям с ранжированием указанных требований представлен в таблице.

Для оценки требований, полученных на первом этапе, составляется рейтинг и производится ранжирование. Не существует продукции, которая отвечала бы всему множеству потребительских требований, поскольку очень часто они оказываются противоречивыми. Организация выделяет наиболее важные требования, чтобы ориентироваться на них, остальные удовлетворяются по ходу развития производства либо вынужденно отметаются. В данной ситуации важно найти компромисс между членами команды, осуществляющей планирование.

Далее на плечи команды по проектированию новой продукции ложится еще одна, не менее важная задача — определение инженерных характеристик продукции. Производится анализ инженерных характеристик и потребительских требований. Матричная диаграмма (см. таблицу) представляет собой объект, состоящий из пересечения строк, в которых указаны потребительские требования, и столбцов, строящихся на основе инженерных характеристик будущей продукции. Если связь между ними отсутствует, клетка матрицы остается пустой. Сила взаимного влияния характеристик определяется как «9» для сильной связи, «6» — для средней и «3» — для слабой.

Затем между инженерными характеристиками и потребительскими требованиями производится анализ и оценка степени тесноты взаимодействий каждой пары. Таким образом, инструменты управления качеством позволяют графически наглядно представить и быстро оценить искомые характеристики продукта. ■

MANAGEMENT S3

Application of Quality Tools in the Enterprise Management' Innovative Processes

E.D. Kosyak1, LLP Mezhregionenergotranzit, edk@tpu.ru

I.V. Plotnikova2, Tomsk Polytechnic University, Assoc. Prof. PhD, inna@tpu.ru

E.A. Sheveleva2, Tomsk Polytechnic University, PhD, vasendiva@tpu.ru

1 Engineer of 2nd Category, Kostanay, Republic of Kazakhstan

2 Associate Professor of Department of Engineering School of Non-Destructive Testing and Safety, Tomsk, Russia

Citation: Kosyak E.D., Plotnikova I.V., Sheveleva E.A. Application of Quality Tools in the Enterprise Management' Innovative Processes, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 9-10, pp. 49-53. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-9-49-53

1. Khorshiryan S.V. Vnedrenie innovatsiy v usloviyakh krizisa [Implementation of innovations in a crisis], Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya, 2016, no. 1(6), pp. 91-98.

2. Avrin S. Innovatsii: ot chastnykh resheniy k ekonomicheskoy politike [Innovations: from private decisions to economic policy], Standarty i kachestvo, 2016, no. 3, pp. 86-89.

3. Bogomolova A.V. Upravlenie innovatsiyami [Management of innovations], Tomsk, El' Kontent, 2012, 144 P.

4. Chechet D.M., Plotnikova I.V. Innovatsionnyy metod effektivnogo upravleniya predpriyatiem [Innovative method of effective enterprise management], Sovremennye tekhnologii v zadachakh upravleniya, avtomatiki i obrabotki informatsii: Sb. nauch. trudov Mezhd. studencheskoy nauch.-prakt. konf, Universitetskaya kniga, 2017, pp. 62-65.

5. Khisamova E.D., Zaynutdinova E.E. Obespechenie kachestva produktsii [Product quality assurance], Kazan', Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2018, 170 P.

6. Ponomarev S.V., Sosedov G.A., Mishchenko E.S. i dr. Upravlenie kachestvom protsessov i produktsii: Instrumenty i metody menedzhmenta kachestva protsessov v proizvodstvennoy, kommercheskoy i obrazovatel'noy sferakh [Quality management of processes and products. Tools and methods of quality management of processes in the industrial, commercial and educational fields], Tambov, Izdatel'stvo TGTU, 2012, 212 P.

7. Semenov V.P. Aktual'nye problemy i perspektivy primeneniya metodov i instrumentov menedzhmenta kachestva v organizatsiyakh [Actual problems and prospects for the application of methods and tools of quality management in organizations], Diskurs, 2018, no. 1, pp. 40-47.

Как подготовить статью для журнала «Компетентность»

Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте komp@asms.ru). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:

► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);

► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.

К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.

management, process, innovations, quality tools, efficiency

We considered the processes of development and implementation of innovative projects that allow the company to gain a competitive advantage. Taking into account the specifics of the market, the factors that open up opportunities for successful innovation are the constant improvement of innovation management, an adequate response to changing market conditions, the development and application of new quality tools in the work of the organization, etc. We also assessed the effectiveness of the use of modern quality tools in innovation. We consider the most popular among them to be a tree diagram (decision tree, systematic diagram) is a quality management tool that allows you to explore a problem or an object as a system of elements and identify logical relationships between the elements found, determining both the causes and their consequences. We considered the use of a tree diagram using the example of consumer requirements for asynchronous electric motors. An analysis of the use of the chart showed the effectiveness of this quality management tool in product evaluation.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.