Научная статья на тему 'Применение статических методов контроля качества и услуг'

Применение статических методов контроля качества и услуг Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Шевелькова Г.В.

Рассмотрены перспективы внедрения инструментов качества в российскую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение статических методов контроля качества и услуг»

Менеджмент качества на всех стадиях жизненного цикла продукции обусловливает необходимость взаимодействия системы с различными структурами, особенно с поставщиками сырья материалов, комплектующих изделий, торговыми, транспортными, сервисными и другими организациями.

Реализация принципов системного подхода в управлении качеством продукции создает предпосылки для активизации деятельности в области качества на предприятии и обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции на мировом рынке. Не вызывает сомнений, что активность в области качества при системном управлении приводит к постоянному повышению качества продукции на предприятии.

Обобщая проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM на российских предприятиях, следует отметить, что основные сложности обусловлены доминированием ранее сложившейся организационной культуры и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка.

Список литературы:

1. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 207 с.

2. Демиденко Д.С., Карлик А.Е. Экономическое управление в системах качества // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2007. - № 3. - С. 21-30.

3. Мишин В.М. Управление качеством: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 304 с.

4. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2006. -№ 12.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И УСЛУГ

© Шевелькова Г.В.*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Рассмотрены перспективы внедрения инструментов качества в российскую экономику.

Качество продукции и услуг оказывает решающее влияние на конкурентоспособность отдельного производителя и страны в целом, на сбере-

* Старший преподаватель кафедры «Основы экономической теории и права»

жение ресурсов и повышение эффективности производства, на безопасность человека и окружающей среды. Именно поэтому качество продукции и услуг выдвигается в число ключевых проблем развития национальной экономики, и во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблем повышения качества продукции, а, следовательно, ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Для анализа результатов контроля качества при крупносерийном и массовом производстве широкое распространение получили методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control - SQC). Наиболее известными среди них стали «семь инструментов контроля качества», которые благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий широко применялись сначала в кружках качества в Японии [3, 4], а затем и в других странах. Их преимущество состоит в том, что они могут применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости от ситуации. В состав «семи инструментов» входят: диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы, метод расслоения, графики, диаграмма разброса. Кратко охарактеризуем каждый из этих методов применительно к их роли в управлении качеством.

Метод расслоения (послойный анализ - Stratification) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий. Его сущность заключается в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от различных факторов: квалификации работников, качества исходных материалов, методов работ, характеристик оборудования и т. д. При этом определяется влияние того или иного фактора на характеристики изделия, что позволяет принять необходимые меры для устранения их недопустимого разброса.

Графики используются для наглядности и облегчения понимания взаимозависимости количественных величин или их изменений во времени. Чаще всего применяются линейные, круговые, столбчатые и ленточные графики.

Диаграмма Парето (Pareto diagram), названная так по имени ее автора, итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин дефектов целесообразно дополнительно использовать причинно-следственную диаграмму.

После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма Парето с целью проверки эффективности принятых мер.

Для учета совокупного процента потерь от нескольких дефектов может быть построена кумулятивная кривая.

Рис. 1. Диаграмма Парето

Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram) применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям, и позволяет выявить причины и сосредоточиться на их устранении. При этом анализируются четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. При анализе этих факторов выявляются вторичные (а может быть, и третичные) причины дефектов, подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построению диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам.

Рис. 2. Причинно-следственная диаграмма

Такую диаграмму в виде рыбьего скелета предложил японский ученый К. Исикава. Ее называют также «ветвистой схемой характерных факторов», или диаграммой «четыре М» - по составу четырех основных факторов: Man, Method, Material, Machine. Дополнительно к указанным четырем факторам при построение диаграммы в ряде случаев учитываются и

другие факторы (управление - management, среда- medium), важные для анализа причин допущенных дефектов. В таких случаях диаграмма 4М преобразуется в диаграмму 5М или 6М - в зависимости от количества анализируемых факторов.

Гистограмма (Histogram) представляет собой столбчатый график и применяется для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени (неделя, месяц, год).

Рис. 3. Гистограмма

При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, несколько часто этот параметр попадает в допустимый диапазон, смещается в приделах допуска или выходит за его пределы.

Полученные данные анализируют, применяя другие методы:

- долю дефектных изделий и потерь от брака исследуют с помощью диаграммы Парето;

- причины дефектов определяют с помощью причинно-следственной диаграммы, метода расслоения и диаграммы разброса;

- изменение характеристик во времени определяют по контрольным картам.

Диаграмма разброса (Scatter diagram - корреляционная диаграмма) строится как график зависимости между двумя параметрами, что позволяет определить, существует ли взаимосвязь между этими параметрами. При этом возможно положительная или отрицательная взаимосвязь, но возможно и отсутствие какой-либо взаимосвязи. В случае если такая взаимосвязь существует, можно устранить отклонение одного параметра, воздействуя на другой.

Рис. 4. Диаграмма разброса

Контрольная карта (Control chart) - это разновидность графика, который отличается наличием контрольных границ, обозначающих допустимый диапазон разброса характеристик в обычных условиях течения процесса. Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности процесса и требует проведения анализа причин и принятия соответствующих мер.

где НКП - нижний контрольный предел;

СЛ - средняя линия;

ВКП - верхний контрольный предел.

Рис. 5. Контрольная карта

Выше перечисленные «семь инструментов» помогают решать подавляющее большинство возникающих проблем качества. Для решения более сложных проблем дополнительно могут применяться методы Тагути и «семь новых инструментов контроля качества», среди которых:

- Схема отношений (Relation diagram);

- Древовидная схема (Tree diagram);

- Матричная схема (Matrix diagram);

- Стрелочная схема (Arrow diagram) и другие.

Важнейшим критерием успешной деятельности предприятия является способность реализовать качественную продукцию или продвинуть качественные услуги предприятия. А внедрение хотя бы одного из «инструментов» является гарантом успешной работы предприятия в век жесткой конкуренции.

Список литературы:

1. Ефимычев Ю.И. Современные проблемы управления качества: учебное пособие / Ю.И. Ефимычев, Н.М. Ильичёва, Л.В. Стрелкова. -Н.Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008.

2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: учебное пособие / В.Ю. Гвоз-дин. - М.: Дело и сервис, 2007.

3. «Семь инструментов качества» в японской экономике. - М.: Стандартов, 1990.

4. Кумэ Х. Статистические методы повышения качества: учебное пособие / Х. Кумэ. - М.: Финансы и статистика, 1990.

5. Гончаров Э.Н. Статистические методы контроля качества продукции: учебное пособие / Э.Н. Гончаров, Е.Д. Круглов. - М.: Стандартов, 1983.

6. Статистические методы управления качества: справочник ИСО: в 2-х т. - 4 изд. - М.: Дело, 1995.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

© Шкребтиенко О.В.*

Рязанский государственный радиотехнический университет,

г. Рязань

Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития стран и народов. Вместе с тем в условиях реструктуризации экономики социальные приоритеты сменились чисто экономическими, что повлияло на ухудшение показателей качества жизни. В связи с этим актуализируется необходимость усиления социаль-

* Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления и экономической теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.