ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ
Притужалова Ольга Александровна
Dr.rer.nat., канд. геогр. наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования, Тюменский государственный университет, Российская Федерация, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
Ноженко Алена Игоревна магистрант по направлению "Экология и природопользование", Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034,
г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Аннотация: В статье проводится сравнение мероприятий по борьбе с нефтяными разливами, требуемых российским законодательством и международным стандартом ИСО 14001. Даются рекомендации по улучшению деятельности предприятий по предотвращению разливов нефти и их ликвидации при осуществлении добычи нефти, транспортировки, хранения нефти и нефтепродуктов.
Annotation: The article compares measures for the oil spills elimination, which are mandatory under the Russian legislation and the ISO 14001. It gives the recommendations for the improvements in the field of oil spill prevention and elimination by the oil extraction, transportation, storage of oil and petroleum products.
Ключевые слова: разливы нефти, ИСО 14001, экологический менеджмент
Key words: oil spill, ISO 14001, environmental management
Основными угрозами экологической безопасности нефтедобывающих районов, наряду с истощением природных ресурсов и деградацией природных комплексов, являются аварии и чрезвычайные ситуации на промыслах и трубопроводах. Авторами было проведено исследование действующей в Российской Федерации (РФ) системы организации деятельности по предотвращению аварийных ситуаций на объектах добычи и транспорта нефти и ликвидации их последствий, а также изучены возможности ее оптимизации с учетом инструментария, предлагаемого международным стандартом ИСО 14001 по системам экологического менеджмента.
Несмотря на то, что в РФ разработана обширная законодательная база в области предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС), число аварий, связанных с разливами нефти, не снижается. Это говорит о том, что механизм, предусмотренный законодательством, работает недостаточно эффективно. Также аварии учащаются в связи с высоким процентом износа трубопроводов и нефтепромысловой техники.
Центральным звеном российской системы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов является План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), разрабатываемый в соответствии со следующими нормативными документами:
- Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (вместе с "Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов");
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ ";
- Приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ".
Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, являются:
- обоснование уровня возможной ЧС и последствий ее возникновения;
- установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС, а также природных особенностей районов возможного разлива;
- осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС, мониторинга окружающей среды (ОС) и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
- определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;
- обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС, состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке, и/или необходимости привлечения других организаций, с учетом их дислокации;
- установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности аварийно-спасательных формирований;
- составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ликвидации ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС.
В соответствии с действующим законодательством ПЛАРН разрабатываются организациями, осуществляющими разведку нефтяных месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, и согласуются в компетентных органах государственной власти, органах местного самоуправления.
В зависимости от объема и площади нефтяного разлива масштабы ЧС подразделяются на несколько категорий. Так, для аварий на местности и во внутренних пресноводных водоемах выделяют ЧС локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, для аварий на море - ЧС локального, регионального и федерального значения. Разрабатываемые организациями ПЛАРН должны соответствовать уровням возможных ЧС. От уровня ЧС так же зависят сроки действия ПЛАРН (3-5 лет), по истечению которых необходима их корректировка (актуализация осуществляется и при изменении условий, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС).
Рассмотрим механизмы предотвращения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, заложенные в стандарте ISO 14001:2015, которому соответствует ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Поскольку ГОСТ Р ИСО 14001-2016 пока не вступил в силу (он вводится с 01.03.2017 г.), обратимся еще и к тексту предыдущей, ныне действующей, версии стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007. 18
ГОСТ Р ИСО 14001-2007, п. 4.4.7 «Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия» гласит:
«Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) для выявления потенциально возможных нештатных ситуаций и аварий, которые могут оказывать воздействие(я) на ОС, и действий в таких ситуациях.
Организация должна реагировать на возникающие нештатные ситуации и аварии и предотвращать или смягчать связанные с ними негативные воздействия на ОС.
Организация должна периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать процедуры, касающиеся ее готовности к нештатным ситуациям и авариям, и ответных действий, в особенности в результате аварии или нештатной ситуации.
Организация также должна периодически проверять на практике такие процедуры, если это осуществимо.»
ГОСТ Р ИСО 14001-2016, п. 8.2 «Готовность к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответные действия» предусматривает следующее:
«Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процессы, необходимые для подготовки и реагирования на потенциальные аварийные и другие нештатные ситуации.
Организация должна:
a) подготавливаться к реагированию посредством планирования действий по предотвращению или смягчению негативных экологических воздействий от аварийных и других нештатных ситуаций;
b) реагировать на возникающие аварийные и другие нештатные ситуации;
c) предпринимать действия для предотвращения или смягчения экологических последствий аварийных и других нештатных ситуаций, соответствующих масштабам ситуации и потенциальному экологическому воздействию;
ё) периодически тестировать запланированные ответные действия, где это возможно;
е) периодически анализировать и пересматривать процесс(ы) и запланированные ответные действия, в особенности после имевших место аварийных и других нештатных ситуаций или проведенных тестирований;
1) предоставлять подходящим способом соответствующие информацию и обучение, относящиеся к готовности к аварийным и другим нештатным ситуациям и ответным действиям, соответствующим заинтересованным сторонам, включая лиц, работающих под управлением организации.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию в объеме, необходимом для обеспечения уверенности в том, что процессы выполняются в соответствии с тем, как это было запланировано.»
Таким образом, задачей организации согласно стандарту ИСО 14001 является выявление вероятных нештатных ситуаций и аварий и предотвращение их возникновения, а в случае возникновения - минимизация воздействия на ОС. Конкретные требования к процедурам подготовленности к нештатным ситуациям, авариям и реагирования на них, разрабатываемым организацией, стандартом не установлены. Но в приложении А к стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (п. А.4.7) приводится перечень вопросов, которые следует рассматривать при разработке этих процедур:
a) характер опасностей на производственных площадках, например, наличие легковоспламеняющихся жидкостей, емкостей для их хранения, баллонов со сжатым газом, а также меры, принимаемые в случае проливов (утечек) или аварийных выбросов;
b) наиболее вероятные тип и масштабы аварий, нештатных ситуаций;
c) наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные или нештатные ситуации;
ё) планы внутреннего и внешнего оповещения;
е) действия, необходимые для минимизации ущерба, наносимого ОС;
^ смягчающие и ответные действия, предпринимаемые при различных видах аварий или нештатных ситуаций;
g) необходимость процесса(ов) проведения оценки ситуации после произошедшей аварии, установления и выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
^ периодическую проверку выполнения процедуры реагирования на аварийные и нештатные ситуации;
О подготовку персонала к действиям при авариях и нештатных ситуациях; ]) перечень ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, противопожарной части, службы ликвидации утечек); ф маршруты эвакуации и пункты сбора;
I) возможность аварии(й) или нештатной(ых) ситуации(й) на близлежащих объектах (например, завод, автомагистраль, железная дорога);
m) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций. Сопоставление требований российского законодательства в области предотвращения аварийных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и ликвидации их последствий с требованиями ИСО 14001 в области обеспечения готовности к аварийным ситуациям и реагирования на них показало, что они во многом сходны. Действия организаций в рассматриваемой сфере в обоих случаях должны быть направлены на заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, поддержанию в постоянной готовности сил их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения материального и экологического ущерба в случае их возникновения. Наибольшая разница подходов российской системы и ИСО 14001 проявляется по следующим позициям:
Обучение, связанное с готовностью к чрезвычайным ситуациям и реагированием на них. Значение обучения нельзя переоценить, поскольку часто аварии возникают по вине «человеческого фактора». Важно отметить, что согласно ИСО 14001 это обучение должно касаться не только собственного персонала, но и лиц, работающих в интересах организации, прежде всего подрядчиков. Это способствует минимизации риска возникновения аварий и передаче передового опыта в сфере экологического управления в целом по цепочке «Заказчик - Подрядчик». В обучении упор должен делаться на практическое опробование процедур, например, посредством проведения тренировок, учебных эвакуаций, что позволяет персоналу усвоить существенно больший объем требований, нежели в случае с теоретическим обучением, и выработать необходимые навыки борьбы с ними.
ИСО 14001 требует информационного взаимодействия с разными заинтересованными сторонами, включая местное население, что особенно актуально в районах, где велика численность коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционное хозяйство. Таким образом, в рамках ИСО 14001 в процесс вовлекается больший круг лиц.
Деятельность по составлению, согласованию и корректировке ПЛАРН - это достаточно обособленная сфера деятельности организации, в то время как в рамках системы экологического менеджмента деятельность по предотвращению и ликвидации нештатных ситуаций осуществляется в тесной взаимосвязи с такими элементами управления, как оценка экологических рисков (в ходе идентификации экологических аспектов), планирование экологически значимых мероприятий, распределение ответственности, обучение персонала, внутренние и внешние коммуникации, управление операциями, внутренний контроль и анализ результатов деятельности. В соответствии с общим принципом интеграции экологических аспектов во все направления и сферы деятельности организации этот подход обеспечивает большую согласованность и упорядоченность взаимодействий между подразделениями организации, лучшую мотивацию персонала организации.
В рамках российского законодательства срок обязательного пересмотра ПЛАРН
составляет 3-5 лет. При наличии в организации системы экоменеджмента по ИСО 14001 анализ процедур готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, как правило, осуществляется в рамках ежегодного внутреннего аудита и анализа системы со стороны высшего руководства. Подобная систематичность идет только на пользу организации.
Таким образом, в результате сопоставления требований российского законодательства с требованиями международного стандарта ИСО 14001 (двух последних редакций) в области предотвращения аварийных ситуаций на нефтепромыслах и нефтепроводах и ликвидации их последствий установлено, что ИСО 14001 не противоречит требованиям законодательства РФ, а наоборот, дополняет его. Поэтому, предприятиям, которые занимаются добычей нефти, транспортировкой, хранением нефти и нефтепродуктов, рекомендуется обратить внимание на системы экоменеджмента. Внедрение ИСО 14001 может способствовать укреплению системы предотвращения нештатных и аварийных ситуаций в сфере нефтедобычи, системы действий в сложившейся аварийной ситуации и, в конечном итоге, снижению воздействия аварий, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, на ОС.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕРЕГОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРЕДЕЛАХ
УКРАИНЫ
Шуйский Юрий Дмитриевич
доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой физической географии и природопользования, Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова 65082, Украина, Одесса-82, ул. Дворянская 2
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕРЕГОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРЕДЕЛАХ
УКРАИНЫ
Ю.Д. Шуйский
доктор геогр. наук, профессор Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Украина, 65082 Одесса-82, ул. Дворянская, 2
Резюме
Сильная социальная привлекательность морских берегов требует целенаправленного природного обоснования. Оно может быть эффективным в случае использования береговедения, одной из географических наук. В течение последних 2-3 десятилетий такого обоснования не проводилось. В итоге состояние берегов Украины пришло в упадок, были уничтожены уникальные ландшафты и утрачено большинство природных ресурсов. Украина стала терять порядка 60-90 га/год ценной береговой территории. В работе показаны пути достижения оптимального природопользования в береговой зоне морей.
Ключевые слова: береговая зона, рациональное природопользование, море, береговой ландшафт, песчаные формы, оползни.