Agency (ЕРА) [5], позволяющий определить наиболее рациональный способ обращения с отходами.
Основную идею этого метода можно представить в виде схемы. На основании ранее предложенной [5] была разработана схема, на которой представлен ряд вопросов. Положительный ответ хотя бы на один из них указывает на то, что шлак производства ферросиликомарганца относится к опасным отходам
При оценке опасности отходов, в составе которых присутствуют ТМ, особое внимание стоит уделить наличию ингаляционного воздействия (в виде пыли) и токсических эффектов относительно водных вытяжек, поскольку таким образом происходит не только воздействие отходов на человека, но и миграция ТМ, а, следовательно, и загрязнение ОС тяжелыми металлами.
Как известно, каждое вещество имеет вполне индивидуальные физико-химические и иологические свойства, обуславливающие механизмы и направления его взаимодействия с другими веществами. Таким образом, определяющими компонентами экологической безопасности в общем смысле следует считать физическую, химическую и биологическую безопасность каждого вещества, поступающего в ОС, по его влиянию на нее.
Для отходов, которые, как правило, являются сложными смесями различных веществ, главными признаками безопасности (опасности) для ОС и человека должна быть их токсикологическая (химическая), радиационная и биологическая безопасность (опасность). Именно сочетание этих характерных особенностей, которые зависят напрямую от происхождения отходов, позволяет всесторонне оценить их интегральную экологическую безопасность или, наоборот, опасность [2].
Промышленное производство ферросплавов представляет опасность для всех компонентов окружающей среды. Образование вторичных продуктов производства (отходов), а в дальнейшем их накопление загрязняет значительные территории.
Проведена оценка экологического совершенства химических процессов по количеству образования отходов при производстве ферросплавов ПАО
«Никопольский завод ферросплавов» (г. Никополь, Днепропетровская обл., Украина). Величина критерия Кэк = 660,6 свидетельствует об очень низкой степени экологичности, т. е. образовании значительного количества отходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Система оценки экологической безопасности строительства: монография / А. Л. Болыперотов. - Москва : Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. - 216 с.
2. Зайцев А. К. Экология и ресурсосбережение в черной металлургии / А. К. Зайцев, Ю. В. Похвиснев // Соросовский Образовательный Журнал. - 2001. - Том 7, № 3. -С. 52-58.
3. Промышленная экология. Экологические проблемы основных производств: учеб. пособ. / [В.А. Зайцев, H.A. Крылова]. - Москва: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2002. -175 с.
4. Инженерная экология: учебник / Под ред. проф. В.Т. Медведева. - Москва: Гардарики, 2002. - 687 с.
5. Микроэлементы в почвах и растениях: монография / [А. Кабата-Пендиас, X. Пендиас]. - Москва: Мир, 1989. -439 с.
УДК 622.692.4.053:658.382
A.A. Ишелев
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье рассмотрены и проанализированы проблемы, возникающие при разработке, согласовании плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предложены пути их решения.
Ключевые слова: планирование, разливы нефти и нефтепродуктов, риск аварий, локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов
A.A. Ishelev
SAFETY LEVEL INEREASE OF GAS STATION ON THE BASIS OF RISK ANALYSIS
In article considers and analyzes the problems arising in the development and coordination of a plan for the prévention and élimination of oil and oil products spills, and suggests ways to solve them.
Keywords: planning, spills of oil and oil products, risk of accidents, localization and liquidation of spills of oil and oil products
Актуальность проблемы. Деятельность по добыче и транспортировке нефти приводит к другим серьезным экологическим последствиям. Особенно опасны разливы нефти и нефтепродуктов на акватории. Так как нефть легче воды, она растекается по воде тонкой пленкой на значительную площадь. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий. Наносится ущерб рыбному промыслу. Залитые нефтью берега наносят вред прибрежной экосистеме, часто непоправимый.
По экспертным оценкам, от 3 до 7% добытого, перевезенного и сохраненного нефтепродукта в стране теряется безвозвратно в загрязнениях и отходах. Аварии, произошедшие в 2015 году показывают, что, существующие технологии ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН), не обеспечивают требуемых объемов, степени очистки объектов и территорий от нефтяных загрязнений, что значительно увеличивает наносимый ими вред. Ущерб исчисляется миллионами рублей.
В соответствии с [1] МЧС России в пределах своих полномочий осуществляет координацию и контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде- рации.
В соответствии с [2] основным плановым документом для организаций ОМСУ, органов исполнительной власти субъектов РФ в этой области является план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН). Целью плана является заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. Однако качество разрабатываемых документов на различных уровнях зачастую далеко от совершенства.
Основными проблемами при планировании являются: нарушение основных требований, предъявляемых к планам, недостатки в нормативной правовой базе, отсутствие единых сертифицированных межведомственных методик по прогнозированию площади разлива и расчета сил и средств для локализации и ликвидации последствий аварий, отсутствие нормативов по ликвидации аварий, проблемы согласования планов. Рассмотрим некоторые из них их более подробно.
Нарушение основных требований, предъявляемых к планам. К планам предъявляются три основных требования: реальность, целеустремленность и конкретность.
Реальность плана обеспечивается всесторонним анализом целей и задач планирования, правильной и корректной оценкой обстановки, которая может сложиться с учетов всех поражающих факторов, взвешенным расчетом сил и средств, необходимым для решения поставленных задач и оценки их достаточности. Реальность плана зависит от того
насколько принятые решения согласованы с вышестоящими органами управления и исполнителями.
Целеустремленность плана заключается в умении правильно определить приоритеты, цель и задачи планирования. Определить объекты и территории, на которые необходимо сосредоточить главные усилия органов управления, сил и средств.
Конкретность плана предполагает отсутствие лишней информации. План не учебник, а документ, определяющий порядок действий исполнителей. Важной особенностью является назначение конкретных исполнителей определённых мероприятий. Мероприятия должны быть понятны исполнителям.
В планах ЛРН, разработанных организациями и территориями в настоящее время часто эти требования нарушаются.
Несмотря на значительные изменения в вопросах разработки требований к разработке и согласованию планов, План ЛРН в настоящее время в большей степени больше похож на документ, имеющий черты научно-исследовательской работы, нежели практического руководства для организаций, имеющих дело с нефтью и нефтепродуктами.
Для того, чтобы сделать План инструментом управления силами и средствами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов необходимо внесение изменений в структуру Плана, а также развитие методической базы прогнозирования последствий, качественной оценки риска аварий и расчета привлекаемых сил и средств.
Недостатки в нормативной правовой базе. Нормативная правовая база в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов достаточно активно развивается в России с 2000 года. В соответствии с [3] основным требованием является обязательность локализации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории - не более 4 часов, на суше - 6 часов.
В настоящее время отсутствует нормативное время ликвидации чрезвычайной ситуации. Законодательно закрепленные нормативы ликвидации чрезвычайных ситуаций для различных типов объектов позволят собственникам и эксплуатирующим организациям опасных производственных объектов более ответственно относиться к готовности к локализации и ликвидации ЧС, правильно создавать резервы материальных и финансовых средств для ликвидации ЧС. Однако, в труднодоступных регионах такой подход может быть осложнен. В качестве компромисса может быть использован риск-ориентированный подход, который связан с введением зависимости значения риска аварии с разливом нефти и нефтепродуктов от времени оперативной готовности сил, привлекаемых для ликвидации ЧС.
Например, рекомендациями НЕЬСОМ предусмотрены следующие показатели готовности к действиям:
- поддержание готовности, позволяющей первому из аварийно- спасательных судов выйти с места постоянного базирования через 2 часа после вызова;
- достижение любого места возможного разлива за 6 часов; скорейшее, но не позднее чем через 12 часов, развертывание хо-
- хорошо организованных, адекватных и достаточных операций ЛРН на месте разлива
Отсутствие единых сертифицированных межведомственных методик по
прогнозированию площади разлива и расчета сил и средств для локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с [4] классификация разливов нефти и нефтепродуктов приведена в таблице 1:
№ п/п Уровень разлива Возможный объем пролива нефтепродуктов Возможная территория разлива
1 Локальный от нижнего уровня до 100 т в пределах территории объекта
№ п/п Уровень разлива Возможный объем пролива нефтепродуктов Возможная территория разлива
2 Муниципальный от 100 до 500 т до 100 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта
3 Территориальный от 500 до 1000 т от 100 до 500 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования
4 Региональный от 1000 до 5000 т от 500 до 1000 т, выходящий за пределы административной границы субъекта
5 Федеральный свыше 5000 т выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств
Такой подход не всегда бывает объективен. Например, для котельной, имеющей в качестве резервного топлива одну емкость с мазутом объемом 5000 мЗ необходимо разработать План регионального уровня. При этом такие объекты «регионального уровня» могут находиться на удалении 5-10 км.
И в то же время нефтебаза, имеющая 100 емкостей по 100 мЗ, с нефтепродуктами, будет относиться к локальному уровню.
В соответствие с [4], разработка планов по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов производится с учетом максимально возможного объема разлива.
При построении сценариев развития аварийных ситуаций должны быть определены:
- геометрические характеристики нефтяного пятна и периметра его локализации;
- объемы работ по локализации и ликвидации последствий аварии;
- состав и количество требуемого и возможности имеющегося оборудования для локализации и ликвидации последствий аварии; время, затрачиваемое имеющимися силами и средствами на локализацию и ликвидацию аварийных разливов, с учетом дислокации подразделений;
- оценка экономических последствий аварии.
При проведении расчетов необходимо учитывать время, прошедшее с момента возникновения аварии до начала работ аварийно- спасательных подразделений, так как от этого зависят размеры разлившегося нефтяного пятна, объем работ по его локализации и количество сил и средств, необходимых для проведения данных работ.
Результатом анализа сценариев развития аварийных ситуаций, на основании проведенных расчетов, является вывод о достаточности группировки сил и средств или о необходимости проведения дополнительных административных, технических и других мер направленных на снижение последствий аварий и (или) повешение уровня реагирования подразделений.
В настоящее время существует ряд ведомственных методик, позволяющих в той или иной степени оценить последствия аварий и провести расчет необходимой для ее ликвидации группировки сил и средств.
Рассмотрим некоторые из них:
1) Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утв. Минтопэнерго РФ 01.11.1995 г.) позволяет определить
количество вылившейся из нефтепровода нефти и распределение ее по компонентам окружающей среды; площадь и степень загрязнения земель; площадь и степень загрязнения водных объектов; количество углеводородов, выделившихся в атмосферу.
2) Методика расчета минимальной оснащенности аварийно-спасательных служб (формирований) предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (проект, разработанный МЧС России), позволяет оценить геометрические характеристики нефтяного пятна при авариях на суше (резервуарные парки, нефтепроводы, свободное растеканий из иных объектов) и на море (нефтяные танкеры, подводные нефтепроводы и иные стационарные объекты) и частично оценить производительность (потребность) оборудования, предназначенного для локализации и ликвидации аварий.
3) Методические рекомендации по разработке типового плана ПЛРН для нефтегазовых компаний (утв. Заместителем руководителя Федерального агентства по энергетике 04.04.2006 г.), позволяют оценить геометрические характеристики нефтяного пятна при авариях на суше и на поверхности водоемов, позволяет частично оценить объем работ и достаточности сил и средств для локализации и ликвидации аварий.
Проведя краткий анализ, можно сделать следующий вывод: существующие на текущий момент методики расчета последствий аварий на объектах, использующих в технологическом процессе нефтепродукты необходимой группировки для их локализации и ликвидации, носят разрозненный характер, пересекаясь в части определения геометрических границ последствий аварии и расчета производительности систем по сбору нефти и нефтепродуктов, они оставляют не раскрытыми не менее важные вопросы. Одним из них является оценка достаточности группировки в зависимости от времени реагирования отдельных подразделений (времени начала работ конкретного оборудования).
Имеющиеся методики не позволяют в полном объеме оценить достаточность группировки с учетом дислокации подразделений и времени начала работ.
Определить необходимость и достаточность применения той или иной группировки сил и средств, привлекаемых к локализации и ликвидации последствий аварий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов возможно только при наличии прогнозируемых данных о последствиях аварии.
Практика показывает, что ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов в летнее и зимнее время значительно отличаются друг от друга. Наличие снега и льда ограничивает распространение нефтяного пятна, но требует специфики при ликвидации данных разливов. При разливах, произошедших на открытой воде или местности, площадь загрязнения будет намного больше, и локализация аварии потребует от подразделений большей оперативности.
В связи с тем, что от своевременной локализации зависят масштабы и последствия аварий с разливами нефти и нефтепродуктов, наиболее тяжелыми по последствиям являются аварии, произошедшие в бесснежный период.
На базе имеющихся методик усовершенствована методика прогнозирования последствий аварий с разливами нефти и нефтепродуктов и расчета сил и средств по их локализации и ликвидации.
Разработанная методика позволяет оценить достаточность группировки сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, для принятия обоснованного управленческого решения на ликвидацию чрезвычайно ситуации. Тем не менее, на проведение расчетов может потребоваться значительный промежуток времени, что может привести к несвоевременному, пусть и обоснованному решению.
Для решения этой проблемы разработан программный комплекс «Расчет группировки по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», основной функцией которого является поддержка принятия обоснованного решения на локализацию и ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, решение проблем планирования позволит организациям, органам местного самоуправления, органам исполнительной власти получить эффективный инструмент управления в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
2. Приказ МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»
4. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
5. Валентин Журавель. Риск аварийных разливов нефти на море и планы по их предупреждению и ликвидации. Журнал «Экология». Сентябрь, 2013 г.
УДК 332.02
Е. С. Лобода
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
В статье отмечается высокое влияние чрезвычайных ситуаций (ЧС) на современную экономику. Это обуславливает необходимость совершенствования системы безопасности в ЧС. Данное совершенствование в России должно идти по пути перехода от оперативной к экономической концепции, путем формирования и повышения эффективности регионального экономического механизма. Подобный переход позволит перенести акцент деятельности системы безопасности в ЧС с мероприятий, которые осуществляются уже после возникновения бедствий к мероприятиям превентивного характера, предупреждению ЧС.
Ключевые слова: Чрезвычайная ситуация, территория, регион, экономический механизм.
E.S. Loboda
REGIONAL ECONOMIC MECHANISM OF PREVENTION OF EMERGENCY SITUATIONS AND OVERCOMING OF THEIR CONSEQUENCES
In article marked high level of emergency influence on contemporary economy. It cause necessity of security emergency sistem improvement. That improvement in Russia must go by way of crossing from operative to conomy conception, by way of the isteblishing and increasing of region economy mechanism effectivness. Simillar crossing will able to carry the stress of security sistem activity frame activity post beginning of hazards to activities of prevential character, predictial of emergencies. Incriasing role of area authority in that time will enable better to count up local conditions and resources, economy population and market agents' interests
Keywords: emergency, territory, region, economy mechanism