Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздков Павел Юрьевич, Гильмутдинова Наталия Игоревна, Бондаренко Дина Максимовна

В статье рассматривается вопрос о совершенствовании методик профессиональной подготовки обучающихся в вузах МВД России. Целью является изучение и обобщение опыта применения инновационных технологий в системе физической подготовки обучающихся. В подготовке статьи использовались методы анализа существующих подходов в научно-методической литературе по экспериментальному внедрению и практическому применению инноваций в подготовке курсантов. Данная тематика имеет ряд научных разработок, которые не носят системный характер и не позволяют выйти на уровень классификаций или общезначимых обобщений. В результате проведенного исследования сделаны выводы о необходимости систематизации материала по теме, развитии теоретической базы и методов применения на практике новых современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздков Павел Юрьевич, Гильмутдинова Наталия Игоревна, Бондаренко Дина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS (LISTENERS) OF UNIVERSITIES OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the issue of improving the methods of professional training of students in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim is to study and to generalize the experience of using innovative technologies in the system of physical training of students. In the preparation of the article, the methods of analyzing existing approaches in the scientific and methodological literature on the experimental introduction and practical application of innovations in the training of cadets were used. This topic has a number of scientific developments that are not systemic in nature and do not allow us to reach the level of classifications or generally significant generalizations. As a result of the conducted research, conclusions were drawn about the need to systematize the material on the topic, the development of the theoretical basis and methods of applying new modern technologies in practice.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

2. Sedlyar, Yu.V. (2011), "Characteristics of scientific research in sports climbing (review of monographs)', Pedagogy, psychology and medical and biological problems of physical education and sports, No. 1, pp. 112-115.

3. Sedlyar, Yu.V, (20110, "Characteristics of scientific research in sports climbing (review of articles, abstracts, programs, methodological works)", Pedagogy, psychology and medical and biological problems of physical education and sports, No. 4, pp. 138-142.

4. Long, J. and Gaines, B. (2022), How to Rock Climb (How to Climb Series), Guilford, Falcon Guides, Connecticut.

Контактная информация: mikhailvolokhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2022

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск; Наталия Игоревна Гильмутдинова, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Дина Максимовна Бондаренко, курсант, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о совершенствовании методик профессиональной подготовки обучающихся в вузах МВД России. Целью является изучение и обобщение опыта применения инновационных технологий в системе физической подготовки обучающихся. В подготовке статьи использовались методы анализа существующих подходов в научно-методической литературе по экспериментальному внедрению и практическому применению инноваций в подготовке курсантов. Данная тематика имеет ряд научных разработок, которые не носят системный характер и не позволяют выйти на уровень классификаций или общезначимых обобщений. В результате проведенного исследования сделаны выводы о необходимости систематизации материала по теме, развитии теоретической базы и методов применения на практике новых современных технологий.

Ключевые слова: физическая подготовка, инновационные технологии, курсанты вузов МВД России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p104-108

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS (LISTENERS) OF UNIVERSITIES OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

RUSSIAN FEDERATION

Pavel Yurievich Gvozdkov, the senior teacher, Far Eastern Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk, Natalia Igorevna Gilmutdinova, the senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Dina Maximovna Bondarenko, the cadet, Far Eastern Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

The article discusses the issue of improving the methods of professional training of students in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim is to study and to generalize the experience of using innovative technologies in the system of physical training of students. In the preparation of the article, the methods of analyzing existing approaches in the scientific and methodological literature on the experimental introduction and practical application of innovations in the training of cadets were used.

This topic has a number of scientific developments that are not systemic in nature and do not allow us to reach the level of classifications or generally significant generalizations. As a result of the conducted research, conclusions were drawn about the need to systematize the material on the topic, the development of the theoretical basis and methods of applying new modern technologies in practice.

Keywords: physical training, innovative technologies, cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе существования общества успешное развитие социально-экономических процессов зависит от строго упорядоченного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности, прав и свобод личности. Государство воздействует на все сферы жизнедеятельности общества путем сочетания различных методов управления. В целях противодействия противоправному поведению граждан используются профилактические или предупредительные меры, а в случае их неэффективности, для прекращения преступления или административного правонарушения - меры пресечения, имеющие отличительной чертой возможность использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Их называют также мерами непосредственного принуждения. Они позволяют в кратчайший срок решить следующие вопросы: задержку правонарушителей, прекращение преступного деяния, изъятие запрещенных предметов и т. д. Правовой базой является Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») [7]. Уполномоченными на применение силовых методов в государстве являются сотрудники правоохранительных органов. Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ «О полиции», они обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. П. 5 ст. 18 ФЗ «О полиции» конкретизирует требования к содержанию программ подготовки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Значимость мер непосредственного принуждения в служебной деятельности полиции. Спецификой служебной практики сотрудников органов внутренних дел является сочетание повышенной степени психофизического напряжения, особенно при пресечении преступлений и правонарушений. В последние годы появилась тенденция неповиновения законным требованиям и оказания силового сопротивления сотрудникам полиции. В результате, по данным различных источников, в стране ежегодно гибнет несколько десятков полицейских, и получают ранения более 1000 человек при исполнении служебных обязанностей. Увеличение в регионах количества преступлений особой тяжести, распространение алкоголизма и наркомании, наличие у населения специальных средств и огнестрельного оружия, террористические угрозы и другие современные вызовы ведут к необходимости соответствия психофизического развития сотрудников ОВД современным требованиям, на что неоднократно указывал на расширенных заседаниях коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в своих выступлениях Министр МВД России, В.А. Колокольцев [1].

Современное состояние физической подготовки сотрудников (курсантов) мвд россии. Подготовка специалистов высокого уровня, соответствующего современным требованиям, начинается с психологического и физического отбора на стадии прохождения военно-врачебной комиссии и сдачи вступительных испытаний абитуриентами вузов системы МВД России. Согласно проведенным исследованиям профессорско-преподавательским составом ДВЮИ МВД России (В.Ф. Лигута, В.А. Серебрянников, Б.В. Шилакин) с целью определения физической подготовки кандидатов на обучение в вузе были получены результаты их низкого физического развития, особенно прибывших из отдаленных районов Дальнего Востока [4]. В дальнейшем, после зачисления кандидатов, успешно сдавших вступительные испытания, в вузах системы МВД России прово-

дятся занятия по физической подготовке согласно Приказу МВД России от 01 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении наставлений по организации физической подготовки в органах внутренних дел» [6]. В целом, физическая подготовка курсантов проходит на высоком уровне исходя из традиций нашей педагогической системы в этой области. Вместе с тем необходимость внедрения новых методов подготовки продиктована изменениями общественных отношений и системы ценностей, особенно в процессе реформирования государства. Появились новые вызовы, нарушители правопорядка нередко физически развитые, имеющие в своем арсенале как приемы единоборств, так и травматическое и огнестрельное оружие. Назрела необходимость внедрения инновационных технологий в процесс подготовки курсантов.

Инновационные технологии, нашедшие применение в обучающих программах вузов МВД. Из инновационных методик, которые находятся на стадии внедрения или уже применяются в вузах, распространение получают информационно -коммуникационные (ИКТ) технологии. Основными направлениями их использования являются:

1. Автоматизация процессов контроля и учета физической подготовки.

2. Разработка инновационных учебных материалов и подготовка квалифицированных специалистов для их использования.

3. Мониторинг отдельных сторон физической подготовки в виде комплексной системы наблюдения и оценки физического и психологического состояния обучающегося.

4. Оптимизация управления тренировочным процессом для разработки рациональной индивидуальной методики тренировки [5].

Новые технологии дают высокий результат, когда применяются на принципах системности, то есть понимаются как комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение желаемого результата. Примером такого подхода является создание учебно-тренировочных полигонов, как в Волгоградской академии МВД России. Его создание было связано с необходимостью закрепления навыков силовых методов задержания на новом уровне, соответствующем условиям оперативно-служебной деятельности в современных условиях. Полигон общей площадью 960 кв. метров занимает 2-этажное здание. Состоит из ряда связанных между собой помещений, через которые курсанты последовательно проходят в процессе тренировки и сдачи экзамена. Укомплектование помещений оборудованием позволяет создавать условия, моделирующие задержание правонарушителей в различных ситуациях, приближенных к реальным. Характерной особенностью учебно-тренировочного полигона является его централизованная компьютеризация, представляющая из себя современную многокомпонентную информационную систему, позволяющую как усовершенствовать двигательные навыки и приемы борьбы, так и повысить уровень психологических качеств курсанта. В результате информатизации процесса, например применения метода визуализации, возможна более эффективная отработка навыков задержания правонарушителя, выполняемая в помещениях для ситуационного моделирования. Кроме того, по результатам прохождения нескольких этапов, состоящих из ряда препятствий, по сумме нескольких компонентов выставляется экзаменационная оценка.

Внедрением инновационных программ активно занимаются в университете МВД России г. Санкт-Петербурга. Несколько лет действует информационно-образовательный центр, позволяющий иметь доступ к общей базе информационных ресурсов университета. Также действует «учебный тактический городок», имеющий компьютеризированные классы, снабженные единой системой цифровой видеосвязи. Это дает возможность глубже закреплять навыки по досмотру и задержанию преступников, обнаружению взрывных устройств и освобождению заложников. Совместно с ним действует учебный ситуационный центр, в котором моделируется деятельность отдельных служб и подразделений органа внутренних дел. Имеется четыре интерактивных тира типа «Рубин», позволяющих

отрабатывать навыки применения оружия в условиях, приближенных к реальным [3]. Возможности данной системы складываются из различных компонентов отработки навыков стрельбы как по неподвижным, так и по подвижным мишеням, скоростной стрельбы, а также применения оружия при моделировании различных ситуаций.

Метод ситуационного моделирования повсеместно входит в обучающие программы вузов системы МВД России. Например, его применение налажено в Барнаульском юридическом институте МВД России. Метод очень перспективный, развивается в связи с тем, что неосуществимо проведение эксперимента по интересующему вопросу, а остается возможность моделирования ситуации с выходом на практическую постановку задач и их выполнения. Создание моделей ситуаций проходит на кафедре физической культуры путем взятия за основу реальных случаев из оперативно-служебной деятельности. Следующей ступенью является освоение модели поведения на практических занятиях курсантов, отработка навыка выполнения поставленной задачи, например задержания правонарушителя.

Ярким примером с точки зрения теоретической и практической значимости применения метода ситуационного моделирования явилась проверка сформированных навыков применения силы при задержании правонарушителя, проведённая на учебной базе ДВЮИ МВД России. Отработаны три типовые ситуации, возникающие в процессе пресечения противоправных поступков:

1. Пассивное неповиновение.

2. Активное неповиновение.

3. Активное сопротивление.

На протяжении исследования опытным путем получено: в первой ситуации задержание проведено в 100% случаев; во втором варианте задание выполнено в 89,9% обучающихся; в третьем 64% участников эксперимента. Также был проанализирован набор приемов, применявшихся в тех или иных ситуациях и затруднения при их выполнении. Недостаточное владение навыками задержания выявилось при активном неповиновении, и особенно при активном сопротивлении, то есть прямо пропорционально силе оказываемого сопротивления.

Данная методика показала, что она сочетает обучающий и контрольно-оценочный подход [2].

В настоящее время получили распространение методики комплексного мониторингового исследования, позволяющие определить физическое состояние и составлять индивидуальные программы подготовки. Это использование различных датчиков на основе цифровых технологий, технических средств для диагностики состояния организма во время нагрузки, средства для измерения биохимических параметров крови и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные способы обучения будущих сотрудников включают в себя элементы прикладного предназначения и основаны на выполнении в будущей работе своих профессиональных обязанностей. Процесс приобретения необходимых навыков должен быть комплексным и строиться на основе многолетнего опыта и внедрения в практику новых методов, появившихся в результате научно-технического прогресса последних десятилетий. В результате исследования имеющихся источников прослежена закономерность, что инновации внедряются в образовательных организациях МВД России с положительным результатом как в тренировочном процессе, так и в системе контроля обучения. Вместе с тем имеет место неравномерность их распространения исходя из возможностей конкретного вуза. Считаем, что необходима дальнейшая систематизация имеющегося материала для продолжения внедрения новых технологий в физическую подготовку курсантов. Будет полезен обмен опытом между образовательными организациями с проведением межвузовских семинаров, презентаций, научно-практических конференций. На уровне

вуза внедрение опыта коллег из других регионов, привлечение к теоретическому исследованию вопроса курсантов с оформлением научных работ, с выходом к практическому применению через проведение кружков, семинаров, круглых столов на уровне профильных кафедр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России // МВД МЕДИА : [интернет-портал]. - 3 Марта 2021. - URL: https://mvdmedia.ru/news/official/vystuplenie-ministra-vnutrennikh-del-rossiyskoy-federatsii-generala-politsii-rossiyskoy-federatsii-v/ (дата обращения: 06.01.2023).

2. Моделирование типовых ситуаций как эффективный способ формирования готовности курсантов ДВЮИ МВД России к задержанию правонарушителя / М.В. Крысин, С.О. Цекунов, А.И. Ткачеко, С.В. Шаповалов // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 1. - С. 117-120.

3. Кудин В.А. Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2013. - № 2 (58). - С. 6-9.

4. Лигута В.Ф. Уровень физической подготовленности и оценка физкультурных знаний кандидатов на обучение в вузе МВД России / В.Ф. Лигута, В.А. Серебрянников, Б.В. Шилакин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 110-114.

5. Ольховская И.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности спортивных учебных заведений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 1-2 (40). - С. 37-39.

6. Об утверждении наставлений по организации физической подготовки в органах внутренних дел : приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 (ред. от 07.07.2020) // Гарант. ру : [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 08.01.2023).

7. О полиции Российской Федерации : Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от

28.12.2022) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/(дата обращения: 08.01.2023).

REFERENCES

1. Kolokoltsev, Vladimir (2021), Speech by at an expanded meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, available at: mvdmedia.ru/official/ (date of access:

01.06.2023).

2. Krysin, M.V. Tsekunov, S.O., Tkacheko, A.I. (2017), "Modeling of typical situations as an effective way to form the readiness of cadets of the Far Eastern Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to detain an offender", Problems of law enforcement, No. 1, pp. 117-120.

3. Kudin, V.A. (2013), "Improving the training of police personnel at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on the use of innovative educational technologies in the educational process", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (58), pp. 6-9.

4. Liguta, V.F., Serebryannikov, V.A., and Shilakin B.V. (2016), "The level of physical fitness and assessment of physical culture knowledge of candidates for training at the higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 110-114.

5. Olkhovskaya, I.V. (2020), "The use of information and communication technologies in the educational activities of sports educational institutions", International Journal of the Humanities and Natural Sciences, No. 1-2 (40), pp. 37-39.

6. Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (2017), "On the approval of instructions on the organization of physical training in the internal affairs bodies", Order of the dated July 1, 2017, No. 450, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (date of access: 01.08.2023).

7. State Duma of Russian Federation (2011), "On the Police of the Russian Federation", Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (date of access: 01/08/2023).

Контактная информация: gvozdkov.pasha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2023

УДК 796.85

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮНОШЕЙ-БОРЦОВ С ВЫВИХОМ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА НА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Надежда Георгиевна Георгиева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Михайловна Белоусова, кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, г. Симферополь; Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Юлианна Эрнестовна Витенко, преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Цель работы заключалась в оценке эффективности программы оздоровительно-тренировочного процесса с использованием средств адаптивной физической культуры юношей-борцов с вывихом локтевого сустава на восстановительном периоде реабилитации. Экспериментальную группу составили 10 борцов-юниоров в возрасте 15-18 лет, занимающихся дзюдо более 6 лет. Педагогическими и медико-биологическими методами оценен уровень соматического здоровья, физической подготовленности, функционального состояния локтевого сустава среди юниоров-борцов с вывихом локтевого сустава. Установлено, что рациональное применение комплекса средств оздоровления и тренировки в рамках мезоцикла способствует повышению адаптационных возможностей организма: индекс Робинсона (р<0,01), жизненный и силовой индексы (р<0,05). Учебно-тренировочные задания специфической направленности ускоряют процесс восстановления двигательных способностей локтевого сустава (сгибание и разгибание на 15,9% и 26.8%, р <0,01) соответственно; выносливость на 40,3% (р<0,001), ловкость - 29,1% (р<0,05), сила - 29,9% (р<0,01). Значение комплексной системы оздоровительно-тренировочного процесса в рамках мезо-цикла на восстановительном этапе реабилитации зависит от рационального сочетания средств как реабилитационной, так и тренировочной направленности.

Ключевые слова: оздоровительно-тренировочный процесс, адаптивная физическая культура, вывих локтевого сустава, борцы-юниоры, восстановительный этап.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p109-113

EFFICIENCY OF THE HEALTH-IMPROVING-TRAINING PROCESS PROGRAM BY USING THE MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR YOUNG WRESTLERS WITH DISLOCATION OF THE ELBOW JOINT DURING THE RECOVERY PERIOD OF REHABILITATION

Nadezhda Georgievna Georgieva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Mi-khailovna Belousova, the candidate of pedagogical sciences, docent, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Medical Academy named after S.I. Georgievsky, Simferopol; Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Julianna Ern-estovna Vitenko, the teacher, the Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The purpose of the study was to evaluate the effectiveness of the program of the health-improving and training process by using the means of adaptive physical culture for young wrestlers with dislocation of the elbow joint during the recovery period of rehabilitation. The experimental group consisted of 10 junior wrestlers aged 15-18 who have been practicing judo for more than 6 years. Pedagogical and medical-biological methods assessed the level of somatic health, physical fitness, functional state of the elbow joint among junior wrestlers with dislocation of the elbow joint. It has been established that the rational use of the complex of means of rehabilitation and training within the framework of the mesocycle contrib-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.