Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в учебном процессе на модуле нормальной анатомии'

Применение инновационных технологий в учебном процессе на модуле нормальной анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / командный метод обучения / студенты / преподаватель / innovation / team teaching method / students / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Т. Дюсембаева, А.А. Абилова, У.А. Исабекова, С.М. Муканова, М.А. Сейфульдинова

Инновационные методы позволяют в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений и приемов творчества», то есть на приобретение достойного уровня компетенции для значимой деятельности в будущей профессии врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Т. Дюсембаева, А.А. Абилова, У.А. Исабекова, С.М. Муканова, М.А. Сейфульдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATION TECHNOLOGIES IN LEARNING PROCESS ON MODULE OFNORMAL ANATOMY

Innovative techniques allow within short learning process to shift the emphasis from "system of knowledge" to "system of skills, abilities, behaviors, attitudes and techniques of creativity", that is for the purchase of a decent standard of competence for the relevant activities in the future medical profession.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в учебном процессе на модуле нормальной анатомии»

доктора. Когда студент готов продолжить, он говорит "рабочее время" ("time-in");

студент во время "перерыва" ("time out") может просить помощи, но это не время для лекции или длительной дискуссии;

если преподавателю нужно поправить студента или отметить что-то из сделанного студентом, он также может сказать "перерыв" ("time-out"); только преподаватель или студент в беседе может сказать "перерыв" ("time-out").

когда все студенты, желающие опросить пациента, сделали это, преподаватель предлагает СП выйти из роли и дать оценку каждому студенту, принявшему участие в беседе [5]. Заключение:

Включение СП в образовательный процесс дает: Возможность планировать конкретные результаты обучения посредством использования сценариев, в отличие от незапланированных консультаций в

реальных клинических условиях, зависящих от приходящих на прием пациентов. Возможность остановить консультацию на этапах обучения,

если пациент или учащиеся утомлены. Обучающиеся могут повторно провести консультацию для того, чтобы попробовать другие стратегии. Обучающиеся могут получить обратную связь от СП, членов группы и тренера.

Обучающиеся могут практиковать сложные консультации без угрозы риска причинения вреда реальным пациентам.

Сценарии можно адаптировать к потребностям обучающегося и его способностям.

Обстановка учебного бокса приближена к реальному кабинету

врача (палате) с необходимым набором медицинских приборов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Peggy Wallace «Coaching Standardized Patients: For Use in the Assessment of Clinical Competence». - Cambridge: 2006.

2 Barrows H. "An overview of the uses of standardized patients for teaching and evaluating clinical skills". Academic Medicine. - 68 (6). - 1993. - Р. 443-453.

3 M. Сantrell «А practical guide for medical teachers». - 2011

4 Hodgson, Lamson и Feldhousen «Use of Simulated Clients in Marriage and Family Therapy Education». Journal of Marital and Family Therapy, 33: 35-50. doi: 10.1111/j.1752-0606.2007.00003.2007

5 Velde, B. P., Lane, H., Clay, M. (2009). Hands on Learning: The Use of Simulated Clients in Intervention Cases. J Allied Health, Spring. - 38 (1). - Р. 17-21.

Д.Х. ДОЩАНОВ

СТАНДАРТТЫРЫЛГАН НАУЦАСТАРДЫ МЕДИЦИНА СТУДЕНТТЕРДЩ ИНТЕРАКТИВТ1 САБАГЫНДА КОЛДАНУ

Тушн: йандарттырылЕан наук;астардьщ игерушшп о;ытушыларга ба;ылау ташм-тэрбиенщ клиникалы; мазм^нын ;ояды жэне нау;астардыц ;олжет1мдшпн ;амсыздандырады.

ТYЙiндi сездер: йандарттырылЕан нау;астар, интерактивт саба;, симуляцияланган нау;астар

D.H. DOCHSHANOV

USING STANDARTIZED PATIENTS WITH MEDICAL STUDENTS IN THE PROCESS OF INTERACTIVE LEARNING

Resume: In general using standardized patients allows teachers to control the clinical content of training and provides availability of patients.

Keywords: Standardized patients, interactive learning, simulation patients

УДК 611-01:378.147

А.Т. ДЮСЕМБАЕВА, A.A. АВИЛОВА, У.А. ИСАВЕКОВА, С.М. МУКАНОВА, М.А. СЕЙФУЛЬДИНОВА, С.П. ПЕРНЕБЕКОВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,

Алматы, Казахстан

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА МОДУЛЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ

Инновационные методы позволяют в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений и приемов творчества», то есть на приобретение достойного уровня компетенции для значимой деятельности в будущей профессии врача. Ключевые слова: инновации, командный метод обучения, студенты, преподаватель

Введение. Инновационные методы обучения профессиональным и не только расширяют и

позволяют активизировать учебный процесс, углубляют профессиональные знания, но

способствуют вовлечению студентов в решение одновременно развивают практические навыки и

проблем, максимально приближенных к умения[1]. При командном методе обучения все

члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и в решении задач [2]. Перед участниками ставятся задачи по решению проблем, которые могут возникнуть во врачебной практике [3]. Цель работы. Проверка уровня подготовленности студентов к занятию и соответствия полученных данных в производственной деятельности. Кроме того, улучшить информированность членов группы, добиться горизонтальных коммуникаций и взаимопонимания. В процессе групповой работы создать коллектив единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи,позволяющий осуществлять многоаспектную экспертизу любой идеи: защитить ее, подвергнуть критике, реально осмыслить и прогнозировать потенциальные проблемы.

Результаты работы.

Шаг 1. Введение. В начале занятия, проводимого по методу ТБЬ, преподаватель приветствует студентов. Если задействовано несколько групп и студенты плохо знают друг друга пишутся имена на липкой ленте и приклеиваются бейджи. Преподаватель показывает презентацию занятия - озвучивает тему занятия, учебные цели и конечные результаты обучения, ход занятия, систему оценивания и форму оценки.

Шаг 2. Анкетирование. После презентации студентам предлагаются заполнить анкеты по модели Д. Колба для формирования командных групп. При этом нежелательно собирать сильных участников в одну группу, целесообразно объединить в группу людей с разным уровнем знаний и с разной социально-психологической подготовкой.

Шаг 3. Индивидуальное тестирование. Раздаются тесты для индивидуального тестирования. За это время преподавателем согласно заполненным анкетам формируются группы. Студенты после сдачи ответов индивидуального тестирования садятся по группам согласно спискам.

Шаг 4. Групповое тестирование. Преподаватель раздает задание для группового тестирования (тестовые задания те же самые, что и при индивидуальном тестировании), объясняет особенности заполнения, правила группового тестирования и возможностью пользоваться литературой. В одном из вопросов специально допущена ошибка, которую они должны найти. Это будет их вопрос на апелляцию, которая подается письменно с дальнейшей публичной защитой. Пока студенты пишут групповой тест преподаватель проверяет результаты индивидуального

тестирования и записывает полученные баллы. По истечению определенного времени проверяются результаты группового тестирования и результаты вписываются в оценочную форму. При этом начисляются бонусы и штрафы за выполнение (досрочное выполнение, невыполнение) решения к заданному сроку.

Шаг 5. Аппеляция. Во время апелляции представители каждой команды поочередно выслушиваются и полученные баллы проставляются в форму оценки. При этом учитывается умение аргументировать и отстаивать свои решения. Шаг 6. Мини- лекция. Студентам предлагается мини-лекция, преподаватель предлагает студентам

задавать вопросы по теме занятия, дает пояснения по вопросам, вызвавшим затруднения, проясняет важные моменты. Очень важно создать непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый, не стесняясь, мог задать любой интересующий его вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Но мини-лекция должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу. Особое внимание рекомендуется уделять вопросам, по которым возможны различное толкование или различные подходы, предупреждая тем самым серьезные ошибки и упущения в будущей работе. На мини-лекциях должен находиться материал справочно- информационного характера, особенно труднодоступный или недавно выпущенный. Шаг 7. Групповые задания.После перерыва студентам раздаются задачи на применение. При этом задания у групп одинаковые и они могут пользовать литературой. Полученные результаты

представляются в письменном виде. Приглашаются по 1 члену команды для оглашения результатов групповой работы.

Шаг 8. Общая дискуссия. При обсуждении заданий по каждому вопросу отдельно, по порядку -зачитывается вопрос (на слайде) и по очереди каждая группа дает свой ответ.Преподаватель должен правильно организовать дискуссию, не допуская перехода ее в неуправляемый и беспредметный разговор. Дискуссия бывает эффективной, когда ее участники владеют техникой аргументации и контраргументации. Если ответы различаются, выясняются причины несоответствия, формируется окончательный вариант ответа и выставляются оценки каждой группе. При этом учитываются аргументированность защиты своих решений, взаимодействие игровой группы между собой, эрудированность и принципиальность при обсуждении решений, умение критиковать решения других и самим адекватно воспринимать критику. Показывается таблица с оценками, оглашаются баллы.

Шаг 10. Заключение. Преподаватель просит студентов высказаться (какую тему разобрали, чему научились и т.д.) и благодарит студентов за проведенную работу.

Таким образом, индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методу становится исходной частью самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на результат групповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы членов групп и всего коллектива. Это связано с тем, что каждый участник пользуется результатами как самостоятельной работы, так и коллективной. На командном этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, участники используют знания, полученные и обработанные общими усилиями группы. Инновационные методы позволяют в рамках кратковременного учебного процесса сместить акцент с «системы знаний» на «систему навыков, умений, способов поведения, отношений и приемов творчества», т. е. на приобретение достойного уровня компетенции для значимой деятельности в будущей профессии врача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004.- 560 с.

2 Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процессов. - Самара : СНЦ РАН, 2006. - 195 с.

3 Хуторской А. В. Современная дидактика. - М.: Высш. шк., 2007. - 639с

А.Т. ДУЙСЕМБАЕВА, А.А. ЭБ1ЛОВА, У.А ИСАБЕКОВА, С.М МУРАНОВА, М.А СЕЙФУЛЬДИНОВА, С.П. ПЕРНЕБЕКОВА С.Ж. Асфендияров атындагы Цазац ¥лттыц медицина университету Алматы, Дазацстан

ЦАЛЫПТЫ АНАТОМИЯ МОДУЛ1НЩ ОЦУ YРДIСIНЕ ЖАНА ИННОВАЦИЯЛЬЩ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ЦОЛДАНУ

Тушн: Инновациялы; эд^тер ;ыс;а мерзiмдi о;у YPДiсi шегiнде акценттi «бшм ЖYЙесшен»«даFДылар, икемдiлiк, тэлм-тэрбие тэсiлдерi, ;атынасу жэне шыгармашылы;ты ;абылдау ЖYЙесiне» ыгыстыруга MYMкiндiк бередi, ягни дэр^ердщ болаша; мамандыгыныц мацызды ;ызмет Yшiн к^зыреттшжтщ лайы;ты децгешне ие болу. ТYЙiндi сездер: инновация, тэлiм-тэрбиенщ командалы; эдiсi, студенттер, о;ытушы.

A.T. DYUSEMBAEVA, A.A. ABILOVA, U.A. ISABEKOVA, S.M. MUKANOVA, M.A. SEYFULDINOVA, S.P. PERNEBEKOVA

S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University Almaty, Republic of Kazakhstan

APPLICATION OF INNOVATION TECHNOLOGIES IN LEARNING PROCESS ON MODULE OFNORMAL ANATOMY

Resume: Innovative techniques allow within short learning process to shift the emphasis from "system of knowledge" to "system of skills, abilities, behaviors, attitudes and techniques of creativity", that is for the purchase of a decent standard of competence for the relevant activities in the future medical profession. Keywords: innovation, team teaching method, students, teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.