Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Технологии искусственного интеллекта / фармация / иммерсивный подход / профессиональная подготовка. / Artificial intelligence technologies / pharmacy / immersive approach / professional training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубов С. А.

Данная статья посвящена детальному представлению технологии, базирующейся на реализации средств искусственного интеллекта в профессиональной подготовке обучающихся по специальности 33.02.01 Фармация. Автор статьи представляет многоаспектную характеристику и проводит анализ инновационных технологий в данной области. Особое место в статье отводится особенностям реализации технологий в соответствии с образовательными потребностями будущих фармацевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES BASED ON THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PHARMACISTS

This article is devoted to a detailed presentation of the technology based on the implementation of artificial intelligence tools in the professional training of students in the specialty 33.02.01 Pharmacy. The author of the article presents a multidimensional characteristic and analyzes innovative technologies in this field. A special place in the article is given to the peculiarities of the implementation of technologies in accordance with the educational needs of future pharmacists

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ»

УДК 377

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ

© 2024 С. А. Чубов

преподаватель медико-фармацевтического колледжа Курского государственного медицинского университета, аспирант кафедры педагогики

и профессионального образования e-mail: chubovsa@mail.ru

Курский государственный университет

Данная статья посвящена детальному представлению технологии, базирующейся на реализации средств искусственного интеллекта в профессиональной подготовке обучающихся по специальности 33.02.01 Фармация. Автор статьи представляет многоаспектную характеристику и проводит анализ инновационных технологий в данной области. Особое место в статье отводится особенностям реализации технологий в соответствии с образовательными потребностями будущих фармацевтов.

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, фармация, иммерсивный подход, профессиональная подготовка.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES BASED ON THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE PROFESSIONAL TRAINING

OF FUTURE PHARMACISTS

© 2024 S. A. Chubov

Lecturer of the Kursk State Medical University (KSMU), Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Professional Education e-mail: chubovsa @ mail. ru

Kursk State University

This article is devoted to a detailed presentation of the technology based on the implementation of artificial intelligence tools in the professional training of students in the specialty 33.02.01 Pharmacy. The author of the article presents a multidimensional characteristic and analyzes innovative technologies in this field. A special place in the article is given to the peculiarities of the implementation of technologies in accordance with the educational needs of future pharmacists.

Keywords: artificial intelligence technologies, pharmacy, immersive approach, professional training.

Современный мир очень быстро меняется. Эти изменения заметны не только в социально-экономическом и политическом плане, но и в технологическом. С внедрением новых технологий заметно возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных работать в новом технологичном мире.

Поэтому с появлением новых технологий и потребностей в специалистах «нового уровня» образование находится в постоянном поиске новых подходов и методик обучения, а появившиеся новые научные достижения внедряют в современное образование, что становится его неотъемлемой частью.

Одним из перспективных инновационных видов технологий сегодня являются технологии, основанные на применении средств искусственного интеллекта.

Термин «искусственный интеллект» впервые был использован Джоном Маккарти в 1956 г. на конференции в Университете Дартмута. Данный термин претерпевает постоянную модификацию в зависимости от возрастающих потребностей современного общества и условий, складывающихся в нем.

В Российской Федерации определение искусственного интеллекта представлено в Указе Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». В нем дано следующее определение искусственного интеллекта: «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [5].

Средства искусственного интеллекта приводят к изменению традиционного образовательного процесса, который благодаря данным возможностям переходит на новый уровень профессиональной подготовки. Образовательный процесс, основанный на использовании искусственного интеллекта, позволяет эффективно реализовывать учебную, познавательную, развивающую и воспитательную функции современного образования. Они помогают осуществлять ведущие тенденции современного образования - индивидуализацию, дифференциацию, информатизацию [10].

Необходимо подчеркнуть, что средства искусственного интеллекта характеризуются высокой динамикой в их реализации и захватывают новые сферы профессиональной деятельности будущих специалистов в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Также искусственный интеллект может предоставлять возможность получения образования, в том числе совместного, тем, кто не может посещать различные учебные заведения (например, инвалиды, беженцы или проживающие в отдаленной местности), а также позволяет осуществлять процесс обучения в условиях чрезвычайных ситуаций и кризисов.

Хотелось бы отметить, что применение средств искусственного интеллекта способно поддерживать инклюзивность и повсеместный доступ к образовательному процессу, максимально привлечь обучающихся и дать возможность современному поколению проявить себя в профессиональной деятельности.

Следовательно, использование искусственного интеллекта и технологии, основанной на его реализации, представляется актуальным сегодня. Однако результаты теоретических исследований в области применения технологий искусственного интеллекта (В .В. Круглов В.В. Борисов Ж. Л. Лорьер) [4] и накопленный эмпирический опыт свидетельствуют о том, что особенности их применения в современном профессиональном образовании разработаны не в должной степени, что снижает потенциал данных технологий.

В настоящий момент существует противоречие между необходимостью разработки технологических аспектов применения средств искусственного интеллекта

Чубов С. А. Применение инновационных технологий, основанных на использовании средств искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих фармацевтов

в профессиональном образовании и обоснованием внедрения наиболее эффективных путей их реализации в условиях меняющихся образовательных потребностей в сфере подготовки кадров для различных сфер. Одной из таких сфер является сфера подготовки по специальности 33.02.01 Фармация. Указанное противоречие определило выбор проблемы данного исследования: особенности реализации технологий, основанных на использовании средств искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих фармацевтов.

Целью данной работы является представление возможных видов технологии, основанных на применении средств искусственного интеллекта в процессе подготовки будущих фармацевтов по направлению 33.02.01 Фармация.

Степень разработанности проблемы. Изучение искусственного интеллекта в современном образовании, в том числе профессиональном, отражено в работах отечественных и зарубежных ученых, в различных исследовательских сообществах, изучающих и теоретические, и технологические, и практические аспекты применения искусственного интеллекта, с целью решения приоритетных задач в различных отраслях деятельности (П.В. Сысоев, О. А. Авдеюк, А.В. Курапин, Дж.Ф. Люгер).

Анализируя данные технологии, можно выделить наиболее значимые, с огромным образовательным и педагогическим потенциалом: чат-бот, адаптивное обучение, виртуальная реальность (VR) и геймификация.

Чат-бот (от англ. chat - болтать, bot - робот) - это компьютерная программа, позволяющая «общаться» с человеком на обычном языке посредством текста или голоса, взаимодействие с которой осуществляется через простой, интуитивно понятный интерфейс.

Выделяют два вида чат-ботов:

- основанные на наборе правил и заранее заданных, вписанных в программу алгоритмов реагирования на запросы пользователя. Эти чат-боты являются самыми простыми и имеют существенные ограничения в использовании;

- основанные на принципах машинного обучения (методах искусственного интеллекта, позволяющих компьютерной программе самостоятельно обучаться, решая множество сходных задач в процессе взаимодействия с человеком) [2, с. 147].

Многие российские авторы (П. В. Сысоев, Е. Г. Иванова, Н. Н. Зильберман, А. Д. Иванов, В. В. Кузнецов) отмечают, что использование чат-ботов является одним из многообещающих направлений в сфере информационных технологий.

К основным функциям чат-ботов, применяемых в образовательном процессе, можно отнести следующие:

- поддержка обучающихся в режиме реального времени, то есть мгновенное предоставление информации, в которой они нуждаются (расписание занятий, дополнительные задания для самостоятельной работы, домашние задания и т.д.);

- дополнительная поддержка и разгрузка преподавателя при проведении различных видов контроля знаний у обучающихся (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль);

- проведение индивидуального и группового консультирования, информационное сопровождение;

- обратная связь, с помощью которой можно выявить прогресс и определить потенциальные области саморазвития обучающихся;

- предоставление заданий разной степени сложности; это помогает поддерживать интерес к предмету, способствует активизации мыслительной деятельности, что в совокупности приводит к положительной мотивации в обучении;

- индивидуализация обучения, то есть организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Использование чат-ботов помогает увлечь студентов образовательным процессом, заинтересовать обучающихся в усвоении материала за счёт постоянной коммуникации с ним, которая является важным средством получения обратной связи и, как следствие, способствует повышению качества образовательного процесса.

Одна из частых проблем, с которой сталкивается любой преподаватель, - разный уровень первоначальных знаний и способность к восприятию новых у обучающихся. В результате перед преподавателем стоит сложнейшая задача: как повысить уровень знаний у обучающихся с низким показателем и не дать потерять накопленные знания у «сильных».

Для решения данной проблемы разработана технология искусственного интеллекта, базирующаяся на реализации адаптивного обучения.

Технология искусственного интеллекта, основанная на реализации возможностей адаптивного обучения, - это технология, предполагающая построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, его знаний, мотивации и способностей.

Обучение с использованием данной технологии предполагает персонализацию учебного материала. Она перестраивается в ответ на действие учащегося, что позволяет выстраивать и корректировать процесс обучения с учетом усвоенных знаний.

Адаптивное обучение помогает достичь следующих образовательных целей:

- уменьшить расходы обучающегося на образование;

- сформировать индивидуальную программу для каждого обучаемого с учетом его умственных и физических способностей;

- повысить степень вовлеченности обучаемых в образовательный процесс и облегчить его;

- персонализировать процесс обучения каждого обучаемого в группе с разным уровнем знаний и возможностей обучающихся;

- автоматизировать контроль усвоения материала и корректировать накопленные знания с учетом полученных данных;

- анализировать больший объем данных для определения дальнейшей стратегии обучения.

Важно понимать, что главным источником знаний является преподаватель, который передает их с применением средств искусственного интеллекта, что позволяет качественно отслеживать прогресс обучения большого количества обучающихся и корректировать процесс учебы, исходя из этих данных. Поэтому в адаптивном обучении используются дополнительные технологии искусственного интеллекта для сбора и обработки больших массивов данных.

Следующим видом технологий, которые целесообразно применять в процессе подготовки будущих фармацевтов, являются технологии виртуальной реальности. В настоящее время виртуальная реальность начинает активно развиваться и применяться в образовании, и сфера фармации не является исключением.

Под виртуальной реальностью принято понимать процессы и результаты коммуникативного взаимодействия в виртуальной образовательной среде.

В основе обучения с применением виртуальной реальности лежит иммерсивное обучение, являющееся методом обучения, при котором обучающийся погружается в виртуальный диалог, при этом ощущение присутствия используется как свидетельство погружения. В обучении с применением иммерсивных технологий роль педагога заключается в создании, проектировании виртуальной среды и различных сценариев. [3]

Указанные технологии виртуальной реальности, основанные на применении иммерсионного подхода, имеют следующие преимущества:

Чубов С. А. Применение инновационных технологий, основанных на использовании средств искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих фармацевтов

- наглядность (у обучающегося формируется наглядное представление о явлениях, процессах и объектах, изучаемых в различных отраслях деятельности будущего специалиста);

- вовлеченность (степень активности обучающихся в освоении материала, что влияет на настойчивость обучающихся в достижении поставленных преподавателем целей);

- безопасность (является одним из основных условий учебного процесса в любом учебном заведении, использование виртуальной реальности позволяет без каких-либо рисков проводить сложные профессиональные операции и эксперименты);

- интерактивность (представляется возможность взаимодействия учащихся с учебной средой, используемой в виртуальной реальности).

Также отметим, что применение виртуальной реальности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов способствует геймификации процесса обучения, что предполагает организацию профессионально ориентированных игр, погружающих студентов в квазипрофессиональную деятельность. Под геймификацией понимается внедрение игровых форм в неигровые процессы реального мира, в том числе и в обучение.

Использование игры в обучении может выполнять несколько функций:

- обучающая функция позволяет повысить качество усвоения профессиональных компетенций будущих специалистов;

- развлекательная функция - создание условий для образовательного процесса, которые позволяют проводить профессиональную подготовку в интересной и увлекательной форме для повышения заинтересованности обучающихся в своей будущей профессии;

- коммуникативная функция - коллективизация обучающихся;

- релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного повышенной нагрузкой на нервную систему.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущих фармацевтов по специальности 33.02.01 Фармация могут быть эффективно реализованы вышеуказанные виды технологий, базирующиеся на применении средств искусственного интеллекта.

Следует отметить, что данные технологии тесно взаимосвязаны, и их реализация требует применения инновационных технологий, обеспечивающих достижение теоретических и практических результатов в процессе формирования профессиональной компетентности будущих фармацевтов.

Необходимо отметить, что технологии, базирующиеся на применении средств искусственного интеллекта, предполагают их интеграцию с традиционными образовательными технологиями, в обеспечении которых активная роль отводится студентам и преподавателям, взаимодействие которых определяет необходимый уровень сформированности профессиональной компетентности.

Ни одна страна в мире не готова в полном объеме к повсеместному внедрению средств искусственного интеллекта, но многие страны уже проводят работу в системе образования по формированию компетенций, необходимых обществу для осуществления профессиональной деятельности с учетом применения искусственного интеллекта. Представляются перспективными следующие направления научно-исследовательской деятельности в данной области:

- особенности применения технологии искусственного интеллекта с учетом личностных и профессиональных потребностей обучающихся в различных сферах деятельности;

- возможности интеграции технологии искусственного интеллекта с традиционными технологиями с целью достижения наилучших результатов;

- детальное представление особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе реализации технологий на основе искусственного интеллекта.

Библиографический список

1. Богданова, А. Н. Чат-боты как компонент содержания обучения основам искусственного интеллекта в школе / А. Н. Богданова, Г. А. Федорова. -DOI 10.32517/2221-1993-2022-21-2-39-45 // Информатика в школе. - 2022. - № 2. -С. 39-35.

2. Катькало, В. С. Корпоративное обучение для цифрового мира: учебное пособие / В. С. Катькало, Д. Л. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2018. - 248 с.

3. Корнилов, Ю. В. Иммерсивный подход в образовании азимут научных исследований / Ю. В. Корнилов // Педагогика и психология. - 2019. - Том 8. - № 1 (26). - С. 174-178.

4. Круглов, В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика / В. В. Круглов, В. В. Борисов. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2001. - 382 с.

5. Люгер, Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж. Ф. Люгер // Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving / под редакцией Н. Н. Куссуль. - 4-е изд. - Москва: Вильямс, 2005. - 864 с.

6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. №490 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019.-№41, ст.5700.

7. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова. - 4-е изд., электрон. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 130 с.

8. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под редакцией

B. А. Сластенина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

9. Сысоев, П. В. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся / П. В. Сысоев, Е. М. Филатов, Д. О. Сорокин // Иностранные языки в школе. - 2023. -№ 3. - С. 45-54 : 3 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 53-54 (8 назв.).

10. Фирсова, Е. А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании / Е. А. Фирсова // Информатизация науки и образования. -2018. - №3(35). - С. 157-166.

11. Чубов, С. А. Возможности применения искусственного интеллекта в процессе формирования профессиональной компетенции будущих фармацевтов /

C. А. Чубов, Н. А. Тарасюк // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 3 (59). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4064 (дата обращения: 13.11.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.