Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе'

Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INNOVATION / TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES / INFORMATION TECHNOLOGY / DESIGN / TRADITIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

В статье рассматриваются применяемые технологии в обучении экономических дисциплин в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES ECONOMIC DISCIPLINES IN HIGH SCHOOL

This paper discusses the technologies in teaching economic disciplines at the university.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе»

О.Н. Ярыгин, Е.А. Ярошинская.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛОЖНЫХ ЭВРИСТИК КАК НЕАДЕКВАТНЫХ .

моделирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Сочинения : В 4 т. Т.2. / Аристотель.

- М. : Мысль, 1978. - 687 с.

2. Акофф, Р. Искусство решения проблем. / Р. Акофф. - М. : Мир, 1982. - 224 с.

3. Степанов, А.В. Архитектура и психология./ А.В. Степанов,, Г.И.Иванова, Н.Н. Нечаев - М.: Стройиздат, 1993.-195 с.

4. Бейтсон, Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон.

- М. : Смысл, 2000. - 480 с. - ISBN 5-89357-081-2.

5. Argyris, C. Organizational learning: a theory of action perspective [Text] / C. Argyris, D. Schon. - New York : Addison-Wesley, 1978. - 465 p.

6. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающихся организаций / П. Сенге.- М.: Олимп бизнес, 2003.-408 с. - ISBN 5-901028-62-7.

7. O'Connor, J. The Art of system thiking. / J. O'Connor, I. McDermott. - New York : Thorsons Publishers, 1998.- 228 p

8. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 7782.

9. Коваль Н.Н. Повышение уровня аналитической

деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 29-32.

10. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

11. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Относительное ранжирование интеллектуальных компетентностей с помощью интерактивных парных сравнений // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2. С. 413-417.

12. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 192-195.

13. Dorner, D. The logic of failure: recognizing and avoiding error in complex situations / D. Dorner. -: Basic Books, 1989. - 222 p. - ISBN 0-201-47948-6.

14. Rigas, G. Mental models, confidence, and performance in a complex dynamic decision making environment [Электронный ресурс] / G. Rigas, F. Elg // Uppsala University, Sweden. - Режим доступа : www.ie.boun.edu. tr/labs/sesdyn/isdc97/TURKIA.doc

Работа выполнена в рамках задания по теме № 461201 «Методология аналитической деятельности управления образованием»

© 2012

OVERCOMING FALSE HEURISTICS AS INADEQUATE MENTAL MODEL

O.N. Yarygin, candidate of pedagogical sciences, associate professor Togliatti State University, Togliatti (Russia) E.A. Yaroshynskaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general pedagogy and pedagogy of higher school and management, pro-rector of scientific work

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University (Ukraine)

Annotation: We consider a widespread phenomenon that consists of the application of mental models built for simple systems, as heuristics in the study of complex systems. In this paper we show the invalidity of such transfer and the need to reject "false heuristics" in the transition to a non-deterministic dynamical systems with feedback. Keywords: mental models of complex systems, "false heuristics", competence in analytical work.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

© 2012

Н.А. Ярыгина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств,

Тольятти (Россия)

Аннотация: в статье рассматриваются применяемые технологии в обучении экономических дисциплин в вузе. Ключевые слова: образовательные технологии, инновационные технологии, преподавание экономических дисциплин, информационные технологии, проектирование, традиционное обучение.

Определяющей причиной, позволяющей студенту-выпускнику правильно влиться в социальное пространство и, занимаясь трудовой деятельностью, свое влияние направить на социальную среду и различные общественные отношения, является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность -главная составляющая профессионального образования, совокупное описание личностных и деятельных качеств будущего специалиста.

Переход в разряд профессионалов необходимо рассматривать как постоянный процесс создания профессионального положения, сочетания профессионально и социально важных качеств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной деятельности. В зарубежном профессиональном образовании в последние два десятилетия происходит поэтапное уклонение от традиционных способов оценки профессиональной пригодности. Официальные свидетельства (аттестаты, дипломы, и т.д.) о наличии профессиональных знаний и опыта работы уже не являются главной оценкой профессиональной состоятельности специалиста.

Технология обучения (как и технология развития, воспитания и др.) является составной частью образовательной технологии, в которой основную нагрузку по

реализации функции обучения выполняют средства и методы обучения под управлением преподавателя. Если педагогическая технология относится ко всему процессу образования в целом, то технология обучения - к процессу обучения данной дисциплине или системе навыков в данной области.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Алгоритм действий преподавателя представлен на рис. 1.

Критерии отбора содержания учебной дисциплины включают:

- целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности будущего специалиста;

- высокую научную и практическую значимость содержания;

- соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям студента;

- соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;

Н.А. Ярыгина

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ...

- соответствие содержания имеющейся учебно-мето-

лическгш и мятепиятгънп-техническпй пячям к\чя

Алгоритм ДШСТБ101 преподавателя

определение (диагностических) целей и задач обучения

обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста, подготовка которого ведется в вузе -1

выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, и системы смысловых связей между его элементами

определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровнен обученности (подготовленности) студентов

поиск специальных дидактических процедур усвоения учебного материала, выбор организационных форм и средств ннднвндуальнсаг н коллективной учебной деятельности

выявление логики организации педагогического взаимодействия со студентами на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности -

выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности

Рис. 1. Алгоритм действий преподавателя Соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета исходит из критериев, представленных на рис. 2.

Соответствие объема содержания на изучение предмета

1 1

При повторения материала На уровне долговременной памяга

1 1

через некоторое время можно увеличить это количество до 12 понятий за 30 минут мсекно выучить примерно б понятий

| На уровне кратковременной памяти |

прн ннтенсшн он работе обучающегося, которая ыожег длиться непрерывно 30 ыннуг, усваивается 18 понятии

Рис. 2. Соответствие объема содержания на изучение дисциплины Основной чертой, квалифицирующей профессионала, в настоящее время - это его готовность к настоящей трудовой деятельности, к способности применения на практике своих знаний и умений. Главной составляющей задачи любого высшего учебного заведения, как правило, является выпуск конкурентоспособного специалиста (см. рис. 3). Понятие «компетентность» можно применять как ключевой организационный ресурс для получения конкурентного преимущества.

Студент по окончании вуза должен:

-

Иметь навыки работы на компьютере и участия в Интернет-проектах

Иметь знания и умения в области здоровья и здорового образа жизни

Знать процедуры ведения профессиональной деятельности специалиста и профессиональную этику

Иметь навыки освоения информационного пространства

Владеть 6азовыми дисциплинами федерального компонента по своей специальности, иметь хорошую теоретическую подготовленность

- -►

Уметь пользоваться понятийным аппаратом

Иметь знания об этике, о культуре поведения

Иметь представление о правах и обязанностях специалиста выбранной специализации для профессионального самоопределения

Иметь навык брать на себя ответственность в отношении к собственной деятельности, быть самокритичным

Рис. 3. Обзор профессиональной компетенции студента

Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию обучения, под которым, опять же традиционно, понимается передача социокультурных способов, образцов знания от одного индивида или их сообщества к другому индивиду или индивидам, когда речь идет о групповом обучении. Чтобы охарактеризовать суть традиционного обучения, лучше всего сделать

это на примере различия между «поддерживающим» традиционный подход к обучению и «инновационным» типами обучения. Поддерживающее обучение - гоо-цесс и результат такой учебной, а в результате и образовательной, деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения и образования обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ вузовскому образованию. Инновационное обучение - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Отсюда нетрудно заметить, что образовательные технологии, основанные на традиционной парадигме «поддерживающего обучения», построены на принципе трансляции, передачи и воспроизведении студентом готовых образцов человеческой деятельности. Такое обучение «поневоле» провоцирует преимущественное развитие репродуктивных способностей учащегося, от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения.

Рис. 4. Разработка сценария деловой игры

Распространенным направлением в области образования является применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала. Помимо этого сложилась система инновационных образовательных технологий, к которым относятся: методика и технология дистанционного обучения, кейс метод, метод портфолио, метод проектов, электронное тестирование. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в экономическом образовании. В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий. Необходимость использования информационных технологий в образовании (в частности, в преподавании экономических дисциплин) диктуется несколькими обстоятельствами. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные цивилизационные изменения последней трети ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий.

Говоря о компетентностном подходе в профессиональном образовании, не лишним будет обратить внимание на некоторые моменты, которые помогут в точности разработать сценарий деловой игры (см. рис. 4).

Игры, применяемые на практике, довольно разнообразны:

- дидактическая;

- имитационная;

- интерактивная;

- игра-исследование;

- операционная;

- деловая;

- ролевая.

Основные цели игры представлены на рис. 5.

Одним из перспективных направлений повышения качества образования студентов выступает внедрение инновационных технологий, высокий уровень развития

Н.А. Ярыгина

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ .

которых позволяет совершенствовать всю систему образования, выводить ее на новый качественный уровень.

Основные цели нгры-занзтия

сообщение и закрепление знании по пройденным темам б соответствии с компетенциями

развигие логического мышления и оценка студентом сооственнои компетенции по пройд енным темам

ч

формирование устойчивых интересов к профессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Основные цели игры-занятия Можно обозначить некоторые выводы, которые позволил сделать анализ применяемых игровых технологий при использовании компетентностного подхода в профессиональном образовании (рис. 6).

Возможности применения игровых технологий в вузе

Игровые технологии дают возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре

Впроцессе игры студенты учатся принимать ответственные решения в сложных ситуациях, что поможет им лучше ориентироваться в профессиональной деятельности

Деловые игры можно внедрять как после ознакомления студентов с теоретическим материалом, так идо проведения соответствующей лекции, а также на обобщающих

занятиях

В ходе проведения деловой игры студенты могут играть как активную роль (руководителя отдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отделаитд.), так и пассивную. В этом случае студент выступает в роли наблюдателя, выполняяконтр ольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры

Игры могут применяться на дисциплинах любого цикла. Формировать профессиональные компетенции студентов-экономистов посредством проведения деловых игр можно и при изучении совсем не экономических дисциплин (например, иностранного языка)

Когда игры проводятся систематически и на различных дисциплинах, можно предложить студентам (предварительно объяснив технологию построения игр) самостоятельно смоделировать игровую ситуацию по сложно воспринимаемой теме, сформулировать цель,задачи, правила игры

Рис. 6. Основные возможности применения игровых

технологий в вузе Из вышесказанного можно сделать вывод, что верно подобранные деловые игры - это оперативное средство создания развития профессиональных компетенций в процессе обучения студентов экономических специальностей. Игровые технологии способствуют более глубокому изучению информации, формируют постоянную заинтересованность к экономической сфере общественной жизни и выбранной специальности, поэтому преподаватели все чаще внедряют в образовательный процесс игровые педагогические технологии.

Сравнительно недавно в нашей стране стали применяться западные образовательные технологии. Например, метод «Кейс». Кейс-метод (Case study), метод ситуаций, техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Основные критерии оценки: 1) насколько студент способен связать теоретические знания с жизненными реалиями, 2) насколько он способен актуализировать то, что получает в обучении.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который не-

обходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Данный метод существует в нескольких вариантах (рис. 7).

Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточные финансовые возможности многих учебных заведений и трудности в перестройки их организационных, образовательных и экономических процессов.

--Кейс-леггод

I

Е

Case-Study-Method Case-Problem-Method

i

Помимо описания случая предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решения. Б ходе описания случая эксплицитно называются и проблемы. Таким образом, остается больше времени на разработку вариантов решения и подробное обсуждение решении.

Case-Incident-Method Stated - Problem - Method

1

Б центре внимания находится процесс получения информации. Форма работы требует много времени, ее можно рассмотреть как особенно приближенную к практике, потому что на практике именно получение ин формации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Предо статление готопых решений и их □□оснований. Задача учащихся заключается, Б первую очередь, £ ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, вкритческсй оценке принятых ре-шенийипо еозможностиб рагра-оотке альтернативных решений

Рис. 7. Варианты метода Кейса

Все большее внимание уделяются преподаванию экономических дисциплин на базе инновационных информационных технологий. Из вышеизложенного следует, что информационные технологии являются дополнительным способом образования в области преподавания экономических дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под. ред. Е. Полат. - М. : Академия, 2005. - 272 с.

2. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. —М. : Академия, 2002. 272 с.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : Учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы дополнительного профессионального образования / Д. В. Чернилевский . - М. : Юнити, 2002. - 437 с.

Работа выполнена в рамках задания по теме № 461201 «Методология аналитической деятельности

управления образованием»

THE USE OF INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES ECONOMIC DISCIPLINES

IN HIGH SCHOOL

© 2012

N.A. Yarygina, candidate of economic sciences, assistant professor of "Economics and Management" Togliatti branch of Moscow State University food Production, Togliatti (Russia)

Annotation: This paper discusses the technologies in teaching economic disciplines at the university. Keywords: educational technology, innovation, teaching economic disciplines, information technology, design, traditional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.