Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий для влияния на человеческий фактор с целью повышения безопасности полетов'

Применение инновационных технологий для влияния на человеческий фактор с целью повышения безопасности полетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иеромузо Алексей Александрович, Мирошниченко Анастасия Александровна

В статье излагаются новые подходы к решению проблем обеспечения безопасности полетов, основанные на применении авиационных тренажеров при использовании имитации особых условий полета, а также диагностики собственного излучения миллиметрового диапазона электромагнитных частот, позволяющих оценить ранние нарушения здоровья летно-подъемного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иеромузо Алексей Александрович, Мирошниченко Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION THE NEW METHODS FOR INFLUENCE ON PEOPLE'S FACTOR WITH AIM TO RAISE SAFETY OF FLIGHT

The new approaches concerning the problems of flight safety are set forth providing for this purpose such technologies as flight simulation in order to verify practical automatism skills to simulate special flight conditions as well as self-radiation diagnostics at VHF-band of high frequencies to estimate early health norm departure of flight and technical personnel.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий для влияния на человеческий фактор с целью повышения безопасности полетов»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 143

УДК 331.43:629.7

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

А.А. ИЕРОМУЗО, А.А. МИРОШНИЧЕНКО

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье излагаются новые подходы к решению проблем обеспечения безопасности полетов, основанные на применении авиационных тренажеров при использовании имитации особых условий полета, а также диагностики собственного излучения миллиметрового диапазона электромагнитных частот, позволяющих оценить ранние нарушения здоровья летно-подъемного состава.

Ключевые слова: безопасность полетов, человеческий фактор, инновация, здоровье, тренажеры.

Гражданская авиация - одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Ключевым фактором ее эффективного развития является безопасность полетов воздушных судов.

Важнейшим свойством любой системы является надежность ее функционирования, поскольку сбои в авиатранспортной системе сопровождаются широким общественным резонансом и приводят к очень тяжелым последствиям, таким как гибель людей и колоссальные финансовые затраты. Вся история авиации - это история постоянного ее совершенствования: создаются более надежные воздушные суда, разрабатываются и внедряются новые формы их обслуживания, совершенствуется наземное оборудование по обеспечению полетов. И это приносит свои плоды. Все меньше и меньше трагических событий происходит по причине отказов авиатехники.

«Слабым звеном» в этой системе остается человек. Летный персонал современных авиалайнеров испытывает мощные негативные воздействия в пилотской кабине, где он подвергается влиянию постоянно генерируемых потоков электромагнитных излучений. Эти излучения создаются различными электро- и радиотехническими средствами пилотажного оборудования. Они на порядок превышают показатели тепловой составляющей молекулярного движения, происходящего в клетках человеческого организма. Данные электромагнитные излучения относятся к области СВЧ и КВЧ волнового диапазона. Помимо них на пилота также действуют слабые и сверхслабые полевые составляющие неионизирующего характера. В своей совокупности они вносят неразбериху и хаос в сложнейшие биоэлектрические процессы, которые протекают в каждом человеке. Механизм воздействий этих излучений мало изучен, но ясно, что он негативно влияет на здоровье летных экипажей и может препятствовать их регламентированному поведению во время полетов и принятию адекватных в происходящей ситуации решений.

Как показывает анализ мировой статистики летных происшествий, более 80% всех причин обусловлено человеческим фактором, а именно, ошибками летных экипажей, а также лиц из групп руководства полетами служб управления воздушным движением. При этом меньшая доля летных происшествий вызвана ошибочной оценкой ситуации, неверными прогнозами и расчетами. Основная же часть летных происшествий, как это видно из рис. 1 и табл. 1, связана с ошибками летчиков в технике пилотирования и отсутствием надлежащей и своевременной реакции на усложнение условий полета.

Решать задачу обеспечения безопасности полетов нужно различными путями. Это и повышение надежности авиатехники, и совершенствование процессов пилотирования, и обучение

персонала. Однако одним из самых важных остается повышение надежности работы пилота в плане обеспечения его хорошего самочувствия при выполнении полета.

2500 N

Рис. 1. Степень зависимости летных происшествий от различных причин

Таблица 1

Количество летных происшествий в год по всему миру по всем типам ЛА

Отказы авиационной техники Человеческий фактор Неблагоприятные внешние условия

Аварии 41% 48% 11%

Катастрофы 6% 84% 10%

Использование новых тренажеров и программ обучения, ориентированных на выполнение полетов не только в обычных, но и в сложных, критических условиях, совершенствование методов взаимодействия членов экипажа между собой и с другими участниками выполнения и обеспечения полета повышают надежность деятельности человека как элемента авиатранспортной системы. Однако на надежность ее работы кроме уровня профессиональной подготовки оказывает критическое влияние и здоровье человека. Потеря работоспособности членом экипажа в полете была и остается самым опасным фактором. Компания Боинг утверждает, что «потеря работоспособности пилотом происходит чаще, чем другие тренируемые аварийные процедуры. Это может произойти на любой фазе полета и с пилотом любой возрастной группы. Потеря работоспособности может происходить в широком диапазоне от мгновенной смерти до едва различимого частичного снижения умственных или физических возможностей человека».

В настоящее время тренировки и проверки качества деятельности экипажа проводятся на современных тренажерах, которые позволяют моделировать условия выполнения полета в различных ситуациях с высокой точностью. Тренажеры дают возможность проверить с большой степенью достоверности не только качество летной подготовки, но и влияние здоровья пилота на условия полета. Это подтверждают эксперименты, которые проводились нами на подвижном тренажере самолета А320 при подготовке экипажей, имеющих разный уровень подготовки, - от первоначального обучения до пилотов, выполняющих полеты длительное время в качестве ли-

нейных пилотов. При проведенных экспериментах мы убедились, что при условной потере работоспособности пилотирующего пилота (пилота, который осуществлял активное пилотирование ВС) на таком критическом этапе полета, как взлет, процент неправильных действий оставшимся членом экипажа колебался от 40% для неподготовленных экипажей до 1% для экипажей, прошедших подготовку в полном объеме. Необходимо отметить, что при определенном стечении обстоятельств (длина взлетно-посадочной полосы, рельеф местности за пределами ВПП, состояние покрытия ВПП в момент взлета и т.п.) эти неправильные действия могут привести к катастрофе. Вероятность данного события очень мала, но серьезность последствий не позволяет игнорировать данную проблему.

Вопросы объективной диагностики состояния здоровья пилота напрямую влияют на безопасность полетов. Следует отметить, что необходимость такого контроля прописана в российских и международных документах, регламентирующих квалификацию летного состава.

Оперативная диагностика ранних отклонений в состоянии здоровья требует периодичности, и особенно она необходима непосредственно перед полетом. Существующее несовершенство в части страхования пилотов от потери трудоспособности приводит к значительному ухудшению их уровня жизни при утрате профессии. Вследствие этого пилоты оказываются не заинтересованными в диагностировании у них заболеваний, если это приводит к списанию их с летной работы. Это, естественно, усложняет своевременное определение различных патологий. Следует также отметить, что существующие современные методики объективного определения состояния здоровья довольно затратные, а подчас и не безопасны для здоровья. Недаром среди пилотов ходит шутка: «Проверка здоровья опасна для здоровья».

В РФ медицинское освидетельствование проводится согласно Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения Гражданской Авиации», введенным в действие Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. №50 (с изменениями от 28.04.2003 г.) Его задачами являются: определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях ГА; выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.

На сегодняшний день по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рассматриваются следующие формы профилактики здоровья:

первичная профилактика - недопущение факторов риска заболевания; вторичная профилактика - борьба с факторами риска;

третичная профилактика - недопущение обострения имеющихся заболеваний.

Врачебно - летная экспертиза летно-подъемного состава должна выявлять факторы риска и ранние клинические признаки заболеваний.

К сожалению, до настоящего времени методик, позволяющих выявить доклинические проявления заболевания, не было разработано. В связи с этим большой интерес представляют результаты инновационных исследований собственного миллиметрового излучения тела человека (в норме и в патологии), проведенных Н.В. Лебедевой. Эти исследования биологического состояния человека позволили сделать выводы о том, что собственное микроволновое излучение человека несет информацию о его биологическом состоянии. Было зафиксировано, что патологические процессы, как явно диагностируемые известными стандартными клиническими методами, так и только «вызревающие» в организме, неизбежно проявляются в его электромагнитном поле.

На основе данных, полученных в результате проведенных исследований, были разработаны и запатентованы методики, не имеющие аналогов как в нашей стране, так и за рубежом. Они позволили объединить радиометрическую диагностику и методы лечения в единый комплекс, который является совершенно безвредным для организма человека. Суть этих методик заключается в измерении с помощью высокочувствительного приемника миллиметрового диапазона

электромагнитных частот над кожным покровом человека в высокоинформативных зонах с последующей компьютерной обработкой измеренного сигнала по специальным алгоритмам. Появилась возможность, проведя диагностику за короткий промежуток времени (несколько минут), получить системное представление о биологическом состоянии человека.

Лечение осуществляется с помощью низкоинтенсивного шумового электромагнитного излучения по индивидуальным схемам с последующим диагностическим контролем. Данный подход позволяет повысить эффективность лечебных мероприятий в случае явных заболеваний, нивелировать доклинические отклонения, а также обеспечить укрепление неспецифической резистентности организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Проблема обеспечения безопасности полетов является сложной и многоаспектной. Она требует минимизации влияния человеческого фактора на подготовку и обеспечение рейсов для защиты пассажиров и летных экипажей витальных рисков. Ключевыми факторами здесь является своевременная диагностика состояния здоровья авиационного персонала, постоянное совершенствование уровня профессиональной компетенции пилотов с помощью наземной тренажерной подготовки и разработка целевых программ, ориентированных на продление летной годности экипажей воздушных судов. Использование предлагаемых инновационных технологий будет способствовать решению этой непростой проблемы и даст возможность ранжировать летно-подъемный состав в системе ВОЗ профилактики заболеваний авиационного персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет. Сайт www.texavia.ru.

2. Лебедева Н.В. Патент №2332928. Способ определения биологического состояния человека, 2007.

3. Лебедева Н.В. Патент №2335308. Способ физиотерапевтического воздействия, 2007.

4. Материалы компании Боинг.

APPLICATION THE NEW METHODS FOR INFLUENCE ON PEOPLE’S FACTOR WITH AIM TO

RAISE SAFETY OF FLIGHT

Ieromuzo A.A., Miroshnichenco A. A.

The new approaches concerning the problems of flight safety are set forth providing for this purpose such technologies as flight simulation in order to verify practical automatism skills to simulate special flight conditions as well as self-radiation diagnostics at VHF-band of high frequencies to estimate early health norm departure of flight and technical personnel.

Сведения об авторах

Иеромузо Алексей Александрович, 1949 г.р., окончил Одесский медицинский институт (1973), врач-эксперт Центральной больницы летно-испытательного состава Министерства авиационной промышленности, генеральный директор ООО «ЛАРС», автор более 30 научных работ, область научных интересов - авиационная медицина, кардиология, терапия, организация здравоохранения.

Мирошниченко Анастасия Александровна, окончила Московский юридический университет при МВД РФ (2007), генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал», область научных интересов - управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.