ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО: ВНЕДРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЛЬТИМЕДИА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА В РАБОТЕ НАД ЗАПОМИНАНИЕМ
НОТНОГО ТЕКСТА
Ю.А. Лукьянова, преподаватель по классу фортепиано МБУДО «Детская музыкальная школа № 21» (Россия, г. Казань)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-63-68
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интеллектуальных музыкальных способностей в контексте проблемы выучивания наизусть музыкального произведения в классе фортепиано в детской музыкальной школе. Научно-технический прогресс закономерным образом привел к изменениям во всех жизненных сферах, затронув, в том числе, и область дополнительного образования. Современные дети оказываются в ситуации перенасыщения огромным количеством информации, и у них формируется фрагментарное и поверхностное восприятие окружающей действительности, что может привести к неспособности детей сконцентрироваться. В последнее время активно развивается компьютерные технологии, и педагог может пользоваться новинками компьютерной индустрии. Выучивание текста рассматривается как важная часть учебной работы, в процессе которой эффективно развиваются такие важнейшие способности, как музыкальная память, музыкальное мышление и музыкальное воображение. Не секрет, что «зазубривание», являясь, безусловно, достаточно эффективным, не может, тем не менее, обеспечить полноценную картину, которая складывается из художественного исполнения и прочного усвоения, т.к. моторные средства не приводят к запоминанию главного -музыкального образа. К каждому из занятий, как я считаю, педагогу необходимо готовить небольшую презентацию из картин, способствующую развитию образных ассоциаций при работе над пьесой. Информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека и позволяют выйти на другой уровень обучения.
Ключевые слова: запоминание нотного текста, выучивание наизусть, музыкальное мышление.
Тарасова К.В. в труде «Онтогенез музыкальных способностей» классифицирует музыкальные способности на познавательные (сенсорные), интеллектуальные и частные музыкальные способности. К сенсорным (познавательным) способностям исследователь относит музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический; к интеллектуальным - музыкальное мышление, музыкальную память, музыкальное воображение; к частным способностям - абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные [11]. Не вызывает сомнения, что эффективность обучения в классе фортепиано во многом определяется планомерной и продуманной работой над развитием всех указанных музыкальных способностей в совокупности.
Результаты регулярно осуществляемой педагогической диагностики сообщают о том, что в класс фортепиано сегодня приходят дети с различным уровнем развития музыкальных способностей, в том числе, музыкальной памяти. Эти данные находят свое подтверждение и в непосредственном процессе обучения: некоторые ученики запоминают осваиваемую пьесу незаметно для себя, в процессе изучения; другим же необходимы занятия, специально направленные на выучивание нотного текста. Примечательно, что даже при использовании метода многократного проигрывания, повторения отдельных частей произведения на инструменте, решающая роль принадлежит осмысленности происходящего процесса, из чего вытекает следующая
проблема - работа над развитием музыкального мышления.
В развитии музыкального мышления в классе фортепиано значимую роль играют ассоциации. Источниками ассоциаций могут быть не только изучаемые музыкальные произведения: на активность развития интеллектуальных способностей влияет широта доступной ребенку образной сферы. Мы придерживаемся мнения, что в список источников ассоциаций, включаемых в учебный процесс необходимо вводить художественные и литературные произведения, отдельные яркие образы, выраженные в графике, цветовых пятнах. В работе с начинающими пианистами младшего школьного возраста целесообразным представляется обращение к образному миру детства, например, сказочным персонажам. Таким образом, мы закономерно приходим к проблеме развития третьей из рассматриваемых нами музыкальных способностей - музыкального воображения.
образной форме», - продолжает ученый [Цит. по: 4, с. 97].
С точки зрения работы над выучиванием пьесы для исполнения «без нот» развитие воображения в классе фортепиано играет совершенно особенную роль, так как само по себе тесно связано с памятью. Указанная связь обуславливается тем, что работа воображения представляет собой поиск нового путем сочетания и обобщения предыдущих, хранящихся в памяти ученика представлений.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что эффективное, быстрое и, главное, осмысленное выучивание наизусть музыкального текста в классе фортепиано возможно только лишь при планомерном развитии таких музыкальных способностей, как музыкальная память, музыкальное мышление и воображение.
Исходя из личностных особенностей современных учащихся системы дополнительного образования, для которых характерна недостаточная концентрирован-ность, так называемое «клиповое мышление», быстрая утрата интереса, и др., мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебный процесс инноваци-
онной педагогической разработки с использованием современных мультимедийных технологий, благодаря которой, с одной стороны, будут достигнуты поставленные педагогические цели и задачи, а с другой - удовлетворены потребности учащихся, т.к. урок окажется не только информативным, но и наполненным интересными современным детям впечатлениями.
Важнейшей из задач при работе над выучиванием музыкального текста наизусть является поиск подходящего метода, при котором будут учитываться как традиционные подходы (многократное проигрывание как отдельных разделов, так и произведения полностью), так и специфические особенности памяти. Не секрет, что «зазубривание», являясь, безусловно, достаточно эффективным, не может, тем не менее, обеспечить полноценную картину, которая складывается из художественного исполнения и прочного усвоения, т.к. моторные средства не приводят к запоминанию главного - музыкального образа. Рассмотрим примеры работы в классе над произведением из «Детского альбома» П.И. Чайковского №16 «Старинная французская песенка».
К каждому из занятий педагог готовил небольшую презентацию, способствующую развитию образных ассоциаций при работе над пьесой. На первом уроке педагог рассказал некоторые сведения о создании произведения, его истории, стремясь сразу вызвать интерес учащегося и вовлечь его в работу над созданием необходимого образа, что поможет не только в начальной стадии работы, но и в дальнейшем выучивании наизусть. Рассказ сопровождался показом слайдов.
Мотив, лежащий в основе мечтательно-созерцательной пьесы - напев, напоминающий баллады менестрелей, старинный и популярный в XVI веке. Чрезвычайно важна историческая достоверность сведений, получаемых учащимися на уроке, по этой причине в качестве иллюстраций были отобраны соответствующие изображения (рис. 1 и 2): средневековая миниатюра (игрец на виеле и танцовщица) и рисунок, на котором Генрих Майссенский играет на
виеле в окружении других музыкантов. Выше слева восседает библейский царь Давид покровитель шпильманов-песнетворцев. Здесь важным оказалось сразу привлечь внимание учащегося к характеру пьесы и важнейшей роли кантилены. Для виелы (рода смычковых инстру-
ментов) характерен певучий, протяжный звук. Второй же из рисунков способствовал осознанию учеником песенной жанровой основы произведения и, соответственно, необходимости связанного, протяжного исполнения темы.
Рис. 1. Средневековая миниатюра (игрец на виеле и танцовщица) из рукописи первой пол. XIX в. Университетская библиотека, г. Грац. Австрия.
Рис. 2. Генрих Майссенский по прозвищу Фрауэнлоб играет на виеле в окружении коллег-шпильманов с инструментами: барабанчик, шалмеи, виела, волынка. Выше слева восседает библейский царь Давид покровитель шпильманов-песнетворцев. Иллюминация из Большой гейльдербергской рукописи XIII в.
Для фортепианной миниатюры П.И. Чайковский избрал простую двухчастную репризную форму (I а+а II b +a I). Вначале и конце пьесы выдержано трёхголосное изложение полифонического склада. Мелодия звучит на фоне выдержанного тонического баса (бурдонный бас), средний голос вторит мелодии, образуя с ней консонансы Темп - весьма умерено (molto moderato). Тема начинается с затакта, с квартового скачка на тонику, а затем тема плавно, гаммообразно проводится восьмыми длительностями в движении к до-
минанте. Далее следует опевание ноты «ре» и возвращает к тонике.
В следующем визуальном ряде несколько живописных полотен вызывают определенные ассоциации. На печальное звучание музыки настраивает картина «Бог в помощь», написанная в 1900 году британским художником-прерафаэлитом Эдмундом Лейтоном (рис. 3). На полотне изображены уезжающий на войну рыцарь и провожающая его возлюбленная, которая повязывает воину на руку красную повязку, что в средние века обещало скорое воссоединение возлюбленных.
Рис. 3. «Бог в помощь». 1900. Э. Лейтон
Педагог привлекает внимание учащегося к наличию певучей мелодии, среднего голоса и баса. Рассматривая следующую картину - «Конный рыцарь» (1880) Фрица фон Уде (рис. 4) совместно с учеником педагог предположил, что бас - это земная твердь, средний глубокий голос символи-
зирует конь, напевная же мелодия - грустные мысли, обуревающие отправляющегося в дальний поход рыцаря (тональность g-то11, миниатюра выдержана в динамике р, от которой композитор отступает лишь в момент кульминации, 22-23 такты выдержаны в динамике тГ).
Рис. 4. «Конный рыцарь». Фриц фон Уде. 1880.
Вторая часть пьесы звучит более оживленно благодаря коротким мелодическим фразам и стаккато в сопровождении аккомпанемента. Меняется фактура, которая вместо полифонической становится. В этой связи, введение широко распространенной для данного эпизода образной ассоциации с игрой на лютне или арфе представляется нам не очень уместной. Более удачной мыслится ассоциация со спешившимся рыцарем, пружинящий шаг которого несколько утяжеляют доспехи. Полез-
«Танца рыцарей» С.С. Прокофьева, просмотр соответствующей сцены из балета.
Таким образом, применение мультимедийных технологий помогает учащимся легче усваивать материал, творчески его переосмыслить, что особенно важно в работе с учащимися детских музыкальных школ младшего и среднего школьного возраста, когда различные музыкальные навыки (в том числе, быстрого выучивания наизусть) формируются особенно активно.
ным здесь становится прослушивание
Библиографический список
1. В классе А.Б. Гольденвейзера: [Сборник / Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки]; Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер; [Вступ. ст. Д. Благого]. - М.: Музыка, 1986. - 210 с.
2. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. / Рене Декарт; [составитель, редактор В.В. Соколова; перевод с латинского и французского С.Я. Шейнман-Топштейн и др.]. - М.: Мысль, 19891994. Т. 1 / [вступительная статья В.В. Соколова; примечания М.А. Гарцева и В.В. Соколова]. - 1989. - 654 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - М.: Питер, 2009. -444 с.
4. Краснова, К.В. Влияние школьных масс-медиа на успешность обучения младших школьников / К.В. Краснова // Выход в город: Сборник статей участников III Межвузовской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов, Москва, 26 декабря 2021 года. - М.: Московский городской педагогический университет, 2022. - С. 142-148.
5. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173 с.
6. Чайковский, П.И. Детский альбом: Сб. легких пьес для детей: Для фп. с надпис. текстом: Соч. 39 / Стихи В.В. Лунина; Предисл. В. Бекетовой [Ноты]. - М.: Скорпион, 1994. -135 с.
7. Вицинский, А.В., Беседы с пианистами. - М.: Классика-ХХ1. - 2004. - 227 с.
APPLICATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN PIANO CLASS: IMPLEMENTATION OF MULTIMEDIA CAPABILITIES AS AN EFFECTIVE TOOL IN WORKING ON MEMORIZING MUSIC SCORE
Yu.A. Lukyanova, Piano teacher Children's Music School № 21 (Russia, Kazan)
Abstract. The article examines the issues of intellectual musical abilities in the context of the problem of memorizing a piece of music in a piano class at a children's music school. Scientific and technological progress has naturally led to changes in all spheres of life, including the field of additional education. Modern children find themselves in a situation of oversaturation with a huge amount of information, and they develop a fragmentary and superficial perception of the surrounding reality, which can lead to the inability of children to concentrate. Recently, computer technology has been actively developing, and a teacher can use the latest in the computer industry. Memorizing a text is considered an important part of educational work, during which such important abilities as musical memory, musical thinking and musical imagination are effectively developed. It is no secret that "cramming", although certainly quite effective, cannot, however, provide a complete picture that consists of artistic performance and strong assimilation, since motor means do not lead to memorizing the main thing - a musical image. For each lesson, as I believe, the teacher needs to prepare a small presentation of pictures, which will help develop figurative associations when working on the play. Information technologies penetrate into all spheres of human activity and allow us to reach a different level of learning.
Keywords: memorization of musical notation, learning by heart, musical thinking.