Научная статья на тему 'Применение инновационных образовательных технологий при обучении основам предпринимательства в рамках программ самозанятости населения'

Применение инновационных образовательных технологий при обучении основам предпринимательства в рамках программ самозанятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малое предпринимательство / начинающие предприниматели / образовательные услуги / бизнес-обучение / государственные программы поддержки малого бизнеса / SMALL BUSINESS / Start-up entrepreneurs / EDUCATIONAL SERVICES / Business training / GOVERNMENT PROGRAMS SMALL BUSINESS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанчук Андрей Анатольевич

Обоснована актуальность применения инновационных образовательных технологий в бизнесобучении на примере начинающих предпринимателей из числа безработных граждан. Приведены доводы в пользу использования не традиционной педагогической, а андрагогической модели обучения, состоящей в интерактивных формах предоставления помощи обучаемому, выявлении и закреплении его практических навыков. Обобщен опыт применения эффективных форм бизнес-обучения, приобретенный автором статьи в процессе многолетнего участия в программах самозанятости населения, реализуемых по заказам Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Приведены разъяснения по методике обучения, составу использованных учебных материалов, задействованным печатным и электронным инструментам. Раскрыты особенности применения шаблонов текстовой и финансовой части бизнес-плана создания малого предприятия на базе электронных таблиц, которые различаются в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности и системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE FUNDAMENTALS OF ENTREPRENEURSHIP WITHIN PROGRAMS OF SELF-EMPLOYMENT OF THE POPULATION

The relevance of application of innovative educational technologies in business training through the example of unemployed citizens is substantiated in this article. There are arguments in favor of using not traditional pedagogical model but andragogical training model that includes interactive forms of assistance to the student that help to reveal and reinforce learner's practical skills. The experience of the application of effective forms of business training, acquired by the author during many years of participation in the self-employment programs, implemented on the orders of the Committee on Labor and Employment of St. Petersburg is generalized. Clarification on the methods of teaching, the content of educational materials, printing and electronic tools that were used is given. The features of using templates of text and financial part of the business plan for the establishment of small enterprise, based on spreadsheets, which vary depending on the procedural and institutional form, type of occupation and the tax system.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных образовательных технологий при обучении основам предпринимательства в рамках программ самозанятости населения»

электронный научно-экономический журнал стр 14

Применение инновационных образовательных технологий при обучении основам предпринимательства в рамках программ самозанятости населения

СТЕПАНЧУК Андрей Анатольевич

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Мировая экономика и промышленная политика регионов» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

aastepanchuk@yandex.ru

Stepanchuk Andrey, A.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnical University St. Petersburg, Russian Federation

Аннотация: Обоснована актуальность применения инновационных образовательных технологий в бизнес-обучении на примере начинающих предпринимателей из числа безработных граждан. Приведены доводы в пользу использования не традиционной педагогической, а андрагогической модели обучения, состоящей в интерактивных формах предоставления помощи обучаемому, выявлении и закреплении его практических навыков. Обобщен опыт применения эффективных форм бизнес-обучения, приобретенный автором статьи в процессе многолетнего участия в программах самозанятости населения, реализуемых по заказам Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Приведены разъяснения по методике обучения, составу использованных учебных материалов, задействованным печатным и электронным инструментам. Раскрыты особенности применения шаблонов текстовой и финансовой части бизнес-плана создания малого предприятия на базе электронных таблиц, которые различаются в зависимости от организационно-правовой формы, вида деятельности и системы налогообложения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, начинающие предприниматели, образовательные услуги, бизнес-обучение, государственные программы поддержки малого бизнеса.

APPLICATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE FUNDAMENTALS OF ENTREPRENEURSHIP WITHIN PROGRAMS

OF SELF-EMPLOYMENT OF THE POPULATION

Abstract: The relevance of application of innovative educational technologies in business training through the example of unemployed citizens is substantiated in this article. There are arguments in favor of using not traditional pedagogical model but andragogical training model that includes interactive forms of assistance to the student that help to reveal and reinforce learner's practical skills. The experience of the application of effective forms of business training, acquired by the author during many years of participation in the self-employment programs, implemented on the orders of the Committee on Labor and Employment of St. Petersburg is generalized. Clarification on the methods of teaching, the content of educational materials, printing and electronic tools that were used is given. The features of using templates of text and financial part of the business plan for the establishment of small enterprise, based on spreadsheets, which vary depending on the procedural and institutional form, type of occupation and the tax system.

Keywords: SMALL BUSINESS; Start-up entrepreneurs; EDUCATIONAL SERVICES; Business training; GOVERNMENT PROGRAMS SMALL BUSINESS SUPPORT

Предлагаемая статья посвящена обобщению многолетнего опыта применения современных методов бизнес-обучения для начинающих предпринимателей в рамках программы самозанятости Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Применение инновационных образовательных технологий в означенной области актуально в связи с усилением напряженности на рынке труда и необходимостью адаптации к меняющимся условиям ведения предпринимательской деятельности.

электронный научно-экономический журнал стр 15

Тот, кто начинает собственный бизнес, встречает барьеры, связанные со спецификой субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Создающий свой бизнес не только ограничен в ресурсах, но и испытывает информационный голод. Для правильной организации собственного дела ему необходимы управленческие знания и навыки, приобретение которых возможно только в условиях соответствующей системы бизнес-образования.

Некоторые авторы [1] справедливо отмечают, что проблема поиска таких образовательных услуг остро стоит перед руководителями МСП не только в начале деятельности, но и в дальнейшем. Таким образом, малый бизнес на разных стадиях своего становления создает благодатную почву для применения инновационных образовательных технологий.

Бизнес-образование как фактор инновационного развития МСП исследуется многими авторами [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и др.]. Во многих публикациях подчеркивается, что переход России на инновационный путь развития в качестве важнейшего приоритета выдвигает необходимость совершенствования подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, формирования профессиональных компетенций специалистов, а также усиления конкурентоспособности и мобильности. В качестве основополагающих принципов бизнес-образования предпринимательских кадров исследователи выделяют, прежде всего, дифференциацию профессиональных программ делового образования, инновационный характер их построения и содержания, а также доступность обучения.

Фактором сдерживания продолжает оставаться отсутствие единой системы дополнительного профессионального образования для российских субъектов МСП, что связано не только с отсутствием единой информационной политики в этой области, но и с высокой стоимостью подобного обучения, предлагаемого в различных образовательных структурах.

Последнее обстоятельство позволяет понять, почему этому вопросу продолжает уделяться внимание в различных программах помощи МСП. В частности, в государственной программе по поддержке МСП Санкт-Петербурга на 2015-2020 гг., представлено направление «Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства», предусматривающее на эти годы финансирование на реализацию специальных программ «Обучение и повышение квалификации», «Технологические стажировки» и «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» в объемах, соответственно, 11,1 млн руб., 37,5 млн руб. и 27,0 млн руб. [9].

Государственная поддержка в сфере переподготовки специалистов и руководителей, как показали недавние социологические опросы [10], востребована примерно половиной субъектов МСП (51%). Этот пункт опроса занял третье место, сразу вслед за традиционными лидерами анкетирования - потребностью в финансовой (73%) и информационной поддержке (60%).

Мы разделяем точку зрения [11] о том, что, в отличие от обучения молодежи, обучение взрослых нуждается в переходе от педагогической к андрагогической модели («андрос» в древнегреческом - взрослый мужчина). Главное в андрагогической модели - помогать обучающемуся в организации его познания. Обучаемый (это как раз случай начинающего предпринимателя) может сразу же применять в жизни новые знания и умения, поскольку уже обладает значительным жизненным опытом и необходимой информацией. Обучение обязано быть интерактивным, а важнейшей функцией обучающего становится предоставление помощи обучаемому в выявлении и закреплении его собственного опыта. Для начинающих предпринимателей это проявляется и в определении сферы деятельности, в которой предстоит начать свое дело.

Автор статьи на протяжении 15 лет разрабатывал и реализовывал подобные программы обучения, адаптированного к задачам и технологии работы службы занятости. Программы прошли апробацию на учебно-консультационных семинарах для безработных граждан, а также на семинарах для получателей грантов на создание своего бизнеса, реализованных правительством Санкт-Петербурга. По итогам семинаров проводилось анкетирование слушателей, результаты которого показали высокую степень удовлетворенности качеством обучения.

Особенностью образовательных технологий было то, что в программу входили не лекции в традиционной форме, а учебно-практические консультационные семинары, проводимые в режиме диалога, на современном мультимедийном оборудовании, с совместным разбором деловых ситуаций. Приемами обучения были, прежде всего, вовлечение в дискуссии, обсуждение конкретных практических ситуаций, выбор решений по

электронный научно-экономический журнал стр 16

изученному учебному материалу. В ходе семинаров, ведущими которых выступали практикующие специалисты в соответствующих предметных областях, начинающие предприниматели знакомились с такими темами, как «Как начать собственное дело», «Как зарегистрировать предприятие», «Информационные технологии в бизнесе», «Экономика фирмы», «Как составить маркетинговую и финансовую часть бизнес-плана».

Помимо семинаров, обучение имело следующие составляющие:

- получение конкретизированных методических рекомендаций по составлению бизнес-плана создания своего предприятия;

- индивидуальное консультирование по разработке бизнес-плана с применением специализированных компьютерных моделей, на которых слушатели вместе с опытным консультантом составляли и оценивали варианты создания своего будущего предприятия;

- овладение практическими навыками использования ресурсов сети интернет, прежде всего, в таких сферах, как поиск необходимой коммерческой и правовой информации.

В дополнение к материалам семинаров разрабатывалась и тиражом в тысячи экземпляров издавалась справочно-информационная литература, выборочный перечень которой приведен ниже: Справочник начинающего предпринимателя и его версия на ОО-носителе; Методические рекомендации по составлению бизнес-плана; Пособие по оценке экономической ситуации на своем предприятии; Рекомендации по созданию предприятия общественного питания; Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в малом бизнесе; Руководство по финансированию малого и среднего бизнеса; Пособие по инвестиционному анализу; Практические советы по разработке бизнес-плана для различных сфер профессиональной деятельности и т.д.

Помимо печатных материалов, разрабатывались, ежегодно обновлялись и тиражировались на компакт-дисках электронные шаблоны, которые помогали самостоятельно составить как текстовую, так и финансовую часть бизнес-плана создания своего предприятия, что существенно экономило время пользователей как при разработке, так и при экспертизе проектов силами экспертов и специалистов государственных органов.

Шаблон текстовой части предлагался в форме своего рода «электронной анкеты» - готового файла в текстовом редакторе с набором вопросов и таблиц исходных данных. В свою очередь, шаблоны финансовой части представляли собой комплект табличных и графических материалов, связанных в единую компьютерную модель. В состав компьютерной модели входили рабочие листы в электронных таблицах. Первый из рабочих листов предназначался для ввода исходных данных, а остальные благодаря уже вписанным расчетным формулам позволяли получить бюджет предприятия и итоговые показатели проекта, в том числе чистую прибыль, рентабельность вложений, срок их окупаемости и другие показатели.

Приведем полный перечень шаблонов финансового плана, из которого каждый обучаемый выбирал шаблон, пригодный для его случая (табл.).

Таблица

Перечень шаблонов финансового бюджета предприятия малого бизнеса

Номер шаблона Система налогообложения Орг.-правовая форма Вид деятельности

01 Общий режим налогообложения Индивидуальный предприниматель (ИП) Торговля

02 Производство

03 Услуги

04 Юридическое лицо (ЮЛ) Торговля

05 Производство

электронный научно-экономический журнал стр 17

Номер шаблона Система налогообложения Орг.-правовая форма Вид деятельности

06 Услуги

07 Торговля Доходы

08 Доходы -расходы

09 ИП Производство Доходы

10 Доходы -расходы

11 Услуги Доходы

12 Упрощенная Доходы -расходы

13 Торговля Доходы

14 Доходы -расходы

15 ЮЛ Производство Доходы

1 Доходы -расходы

17 Услуги Доходы

18 Доходы -расходы

19 Единый налог на ИП По утвержденному перечню

20 вмененный доход ЮЛ По утвержденному перечню

21 Патентная система ИП По утвержденному перечню

22 Вспомогательный универсальный шаблон для расчета сводных показателей по нескольким видам деятельности

Составлено автором.

Многолетний практический опыт применения шаблонов доказал их результативность в сочетании с простотой в использовании.

Важное значение для инновационных технологий обучения имело и помещение для проведения семинаров -конференц-зал, оснащенный необходимым оборудованием: мультимедиапроектором, флип-чартом, ноутбуками, беспроводным интернетом, системой кондиционирования воздуха и акустической системой. Консультации по составлению бизнес-плана проводились в специально оборудованном компьютерном классе.

Предложенная и прошедшая практическую проверку методика обучения, на наш взгляд, применима не только для начинающих предпринимателей. Внутренняя мотивация уже состоявшихся собственников и менеджеров зачастую оказывается даже выше, что подтвердил опыт автора публикации в проведении корпоративного бизнес-обучения разной тематики. Еще и поэтому применение инновационных образовательных технологий в различных формах бизнес-обучения остается насущной и востребованной задачей. Особенностью таких технологий в перспективе должны быть такие передовые методы, которые позволят получать знания и навыки от квалифицированных бизнес-тренеров, эффективно, в сжатые сроки и с необходимым

электронный научно-экономический журнал стр 18

упреждением. Для руководителя любого предприятия очевидна правота знаменитого ученого Петра Капицы, который утверждал, что «оркестром не может руководить дирижер, не умеющий читать партитуру».

Список литературы

1. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса // Труд и социальные отношения. 2014. № 9. С. 106-121.

2. Ковалёв В.А. Бизнес-образование как фактор инновационного развития малого и среднего предпринимательства // Baikal Research Journal. 2011. № 3. С. 32.

3. Дылевская А.И., Авилова В.В. Проблемы и перспективы развития стартап-компаний // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 4. С. 325-329.

4. Гоиценко Н.Н. Актуальные вопросы подготовки кадров с учетом потребностей современного рынка труда // Труд и социальные отношения. 2014. № 9. С. 3.

5. Бизнес-тренер. Профессия №1. СПб.: Питер, 2012. 176 с.

6. Парабеллум А., Мрочковский Н. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег. СПб.: Питер, 2012. 192 с.

7. Шерер И.Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда: Монография. М. : Книгодел, 2010. 204 с.

8. Верхоглазов А.А. Образовательные профессиональные услуги как фактор развития и формирования кадрового потенциала малого предпринимательства // Социология. Общественные науки. 2008. № 2. С. 3-11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-professionalnye-uslugi-kak-faktor-razvitiya-i-formirovaniya-kadrovogo-potentsiala-malogo-predprinimatelstva_(дата обращения: 01.02.2016).

9. Государственная программа «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы. URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/23/554.pdf (дата обращения: 29.01.2016).

10. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. URL: www.tpprf (дата обращения: 29.01.2016).

11. Касьяненко Т.И. Инновационность образования - ресурс для интеллектуального роста общества // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Материалы V Международной заочной научно-методической конференции (Пермь 30 апреля 2013 г.). Том 1. Пермь: ОТ и ДОЮ 2013. С. 97-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.