Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В УКРЕПЛЕНИИ ГРУНТА И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В УКРЕПЛЕНИИ ГРУНТА И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ / ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ / НОВАЧИП / ПЕНОСТЕКОЛЬНЫЙ ЩЕБЕНЬ / ГИДРОФОБИЗАТОРЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Салимова Барно Джамаловна

В статье делается обзор современных материалов, повышающих эффективность строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Рассмотрены характерные особенности технологии новачип, гидрофобизаторов, пеностекольного щебня. Делается вывод, что применение новых материалов дает возможность значительно увеличить срок службы дорожного полотна и его эксплуатационные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE MATERIALS IN STRENGTHENING GROUND AND CONSTRUCTION OF ROADS

The article reviews modern materials that increase the efficiency of construction and operation of highways. The characteristic features of the novachip technology, water repellents, foam glass crushed stone are considered. It is concluded that the use of new materials makes it possible to significantly increase the service life of the roadway and its performance characteristics.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В УКРЕПЛЕНИИ ГРУНТА И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

активную работу задними конечностями.

6. Всплывание на поверхность. Выйдя из воды, спортсмен совершает гребок и пронос руки. В статье мы проанализировали два вида техник старта в плавании. Дали четкие критерии их правильного выполнения. Если провести сравнительный анализ. Можно понять, что обе техники являются удобными и универсальными для спортсменов.

Нельзя дать однозначный ответ о качестве или выборе лучшей техники старта в плавание. Каждый спортсмен-пловец сам выбирает оптимальный для себя способ старта, кроме случаев, когда он прописан в регламенте соревнований, в которых он участвует. Список использованной литературы:

1. Координационные способности в тхэквондо. Цыганкова В.О. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ, Краснодар 2020 с. 443-453

2. Педагогические аспекты формирования координационных способностей у юных тхэквондистов. Цыганкова В.О. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ, Краснодар

2020 с. 665-674

3. Основы методики обучения плаванию. Соболь Ю.В. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары - Ташкент, 2022 с. 307-311

4. Особенности обучения плаванию. Соболь Ю.В. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары - Ташкент, 2022 с. 311-314

5. Использование информационных технологий в рамках физической культуры и спорта. Соболь Ю.В. Ильин В.В. Плотников Е.Г. В сборнике: Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности. Сборник материалов V Международно-практической конференции, Москва 2021. С. 18-22

6. Оздоровительно значение плавания. Соболь Ю.В., Ковалева В.Ю.

В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции. Санкт-Петербург

2021 с. 257-261.

© Мочалова Е.А., 2022

УДК 625.8

Салимова Барно Джамаловна

Ташкентский Государственный Транспортный университет

Республика Узбекистан, г. Ташкент

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В УКРЕПЛЕНИИ ГРУНТА И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация

В статье делается обзор современных материалов, повышающих эффективность строительства

и эксплуатации автомобильных дорог. Рассмотрены характерные особенности технологии новачип, гидрофобизаторов, пеностекольного щебня. Делается вывод, что применение новых материалов дает возможность значительно увеличить срок службы дорожного полотна и его эксплуатационные характеристики.

Ключевые слова

Автомобильные дороги, инновационные материалы, строительство дорог, износоустойчивость, новачип, пеностекольный щебень, гидрофобизаторы

Salimova Barno Jamalovna

Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent

APPLICATION OF INNOVATIVE MATERIALS IN STRENGTHENING GROUND AND CONSTRUCTION OF ROADS

Abstract

The article reviews modern materials that increase the efficiency of construction and operation of highways. The characteristic features of the novachip technology, water repellents, foam glass crushed stone are considered. It is concluded that the use of new materials makes it possible to significantly increase the service life of the roadway and its performance characteristics.

Keywords

Roads, innovative materials, road construction, wear resistance, novachip, foam glass crushed stone, water repellents

Развитие экономики любой страны напрямую зависит от состояния транспортной сферы. Современные автомобильные дороги должны функционально обеспечивать подъем народного хозяйства, внутреннего и внешнего торгового оборота, комфортное передвижение населения. В связи с этим сегодня к ним предъявляются повышенные требования, касающиеся скорости возведения, доступности материалов, обеспечения эксплуатационных характеристик на высоком уровне, в соответствии с международными стандартами. Также дорожное покрытие должно быть достаточно прочным, чтобы не требовать частого ремонта и длительное время ограничиваться минимальным объемом ремонтных работ.

Исследования многочисленных трудов научного мирового сообщества позволяют говорить о том, что сегодня в разных странах используются различные инновационные технологии как в области укрепления нестабильного грунта в районе прокладки дорожного полотна [1], так и в сфере использования современных материалов для строительства дорожного полотна [2]. Можно особо отметить внедрение за последние годы большого количества новых, высокотехнологичных материалов: разнообразных стабилизаторов грунта, пенополистирольных плит, геотекстиля, георешеток, битумно-латексной эмульсии для гидроизоляции, фибробетона, полимерных грунтовочных материалов для бетонных конструкций и т.д. [3]. Среди современных материалов, активно используемых в дорожном строительстве и в устройстве слоев износа, особую популярность получили: новачип (щебеночно-мастичный автобетон), микросюрфейсинг, шероховатое тонкослойное покрытие, пористо-мастичный асфальтобетон и гидрофобизаторы.

Технология новачип позволяет укладывать сверхтонкий (10-25 мм) слой из битумоминерального состава на мембрану из катионной эмульсии, по горячей технологии. Использование данной позволяет исправить недостатки, характерные для дорожного полотна, выполненного с помощью традиционных материалов: выброс щебня, ограничение скоростного режима движения, изъяны, связанные с низким качеством строительных материалов. [4]. Применение технологии новачип возможно на дорожном покрытии с разрушающейся поверхностью, которое имеет глубокие дефекты в виде трещи, выбоин, неровных поверхностей. В процессе нанесения слоя износа, все эти выбоины и трещины заполняются модифицированным, вяжущим составом, обеспечивающим прочное сцепление с верхним слоем дорожной одежды. Таким образом, применение метода позволяет остановить разрушение дорожного полотна, полностью регенерировать возникшие дефекты, увеличить срок эксплуатации дороги и межремонтные сроки, обеспечить стойкость к воздействию поверхностных сточных вод, стойкость к динамическим нагрузкам и колееобразованию [5].

Также в строительстве современных автомобильных дорог используются гидрофобизаторы -вещества, применяемые с профилактическими или ремонтно-восстановительными целями, придающие дорожному покрытию гидрофобные свойства. Эта технология особенно актуальна для предгорных и горных районов, где высокие перепады температуры в течение дня приводят к тому, что днем влага испаряется со склонов гор, оседает на дорожном покрытии, заполняя микротрещины, а ночью, при достижении минусовой температуры замерзает, постепенно разрушая поверхностный слой [6].

Еще одним новым материалом, применяемым в области дорожного строительства, является пеностекольный щебень. Пеностекольный щебень - это искусственный пористый сыпучий материал, представляющий собой вспененную стекломассу. В основе изготовления стеклощебня лежит измельченное в порошок стекло, которое в соединении с глицерином подвергается запеканию под воздействием высоких температур (до 9500 С). В результате испарения глицерина стекломасса вспенивается и после ее охлаждения распадается на фракции различного размера [7]. Пеностекольный щебень обладает низким весом, отличными теплозвукоизоляционными свойствами. Его применение строительстве дорог хорошо зарекомендовало себя в качестве стабилизатора оснований дорожной одежды, особенно с целью стабилизации пучинистых грунтов.

Таким образом, применение таких инновационных технологий в процессе строительства автомобильных дорог как укрепление грунта с помощью современных материалов, поверхностная обработка дорожного полотна, нанесение нескольких слоев материалов и пропиток, препятствующих износу, увеличивает срок службы дорожных покрытий, повышает ровность, прочность дороги, сцепные качества и эксплуатационные свойства дорожного полотна.

Список использованной литературы:

1. Салимова Б. Д., Махкамов Б. Р. Перспективы использования системы Макволл для борьбы с селевыми потоками в горных районах Узбекистана //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 22-2 (76). - С. 5-7.

2. Собирова Д. К., Кобилова Д. Ф., Эшкулов С. Ф. У. Применение инновационных материалов в строительстве автомобильных дорог //Научный журнал. - 2020. - №. 3 (48).

3. Безновская В. В., Коваленко Н. В. Инновации в дорожной отрасли: проблемы и перспективы //Автомобиль. Дорога. Инфраструктурам Avtomobil'. Doroga. - 2021. - №. 1 (27). - С. 6.

4. Салимова Б. Д. Современные материалы, используемые в строительстве автомобильных дорог //Достижения науки и образования. - 2022. - №. 03 (83).

5. Чернов С. А., Поздняков Н. О. Современные методы устройства слоев износа на автомобильных дорогах //Молодой исследователь Дона. - 2018. - №. 6 (15). - С. 85-87.

6. Салимова Б. Д., Худайкулов Р. М. Влияние климатических факторов на выбор типа дорожной одежды //Проблемы современной науки и образования. - 2020. - №. 10 (155). - С. 27-30.

7. Лебедева М. А., Идиятуллина Э. Ф., Коркишко А. Н. Исследование свойств и характеристик пеностекольного щебня при применении в дорожных конструкциях //Инженерный вестник Дона. -2019. - №. 9 (60). - С. 44.

© Салимова Б.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.