Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ'

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильные дороги / инновационные материалы / износоустойчивость / фибробетон / цементобетон / гидрофобизаторы / технология новачип / пеностекольный щебень.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Салимова Барно Джамаловна

в статье рассмотрены инновационные строительные материалы, применяемые в настоящее время при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Инновационные материалы позволяют добиваться высоких темпов строительства и повышения износоустойчивости автомобильных дорог. В статье рассмотрены: фибробетон, цементобетон, гидрофобизаторы, материалы для устройства слоев износа, технология новачип, пеностекольный щебень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Салимова Б.Д.

Салимова Барно Джамаловна - кандидат технических наук, доцент, кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены инновационные строительные материалы, применяемые в настоящее время при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Инновационные материалы позволяют добиваться высоких темпов строительства и повышения износоустойчивости автомобильных дорог. В статье рассмотрены: фибробетон, цементобетон, гидрофобизаторы, материалы для устройства слоев износа, технология новачип, пеностекольный щебень. Ключевые слова: автомобильные дороги, инновационные материалы, износоустойчивость, фибробетон, цементобетон, гидрофобизаторы, технология новачип, пеностекольный щебень.

Применяемые сегодня в строительстве дорог материалы решают вопросы повышения долговечности и безопасности использования автомобильных дорог, а значит и экономической эффективности ее строительства [1]. Поиск и внедрение инновационных решений во всем мире направлен на достижение соответствия дорожного покрытия современным требованиям. Сегодня такие материалы как: фибробетон, цементобетонное покрытие с гидрофобизаторами, щебеночно-мастичный автобетон, микросюрфейсинг, пористо-мастичный асфальтобетон и т.д., являются актуальным направлением в повышении темпов строительства автомобильных дорог и повышения качества дорожного полотна.

Применение фибробетона в дорожном строительстве при укладке поверхностного слоя подтвердило стабильную надежность этого материала. В отличие от бетона, он обладает высокой стойкостью к механическим и климатическим нагрузкам, отличной водонепроницаемостью. Опыт строительства на основе фибробетона монолитных и сборных дорожных плит, настилов мостов подтвердил особую прочность и высокую ударную и динамическую стойкость объектов, возведенных на основе этого материала [2].

Еще одним материалом, способным значительно повысить эксплуатационные характеристики дорожного полотна, является цементобетонное покрытие, которое имеет ряд преимуществ перед асфальтобетонным. В частности, цементобетон значительно увеличивает несущую способность и потребительские характеристики автомобильной дороги, повышая срок ее службы [3].

К материалам, способным существенно снизить расходы, связанные с ремонтом и эксплуатацией автомобильных дорог, относятся гидрофобизаторы. Гидрофобизаторы представляют собой пропиточные составы, регенерирующие пористую структуру дорожного полотна и образующие на его поверхности защитное покрытие, обладающеие гидрофобным и морозозащитным действием. Применение гидрофобизаторов увеличивает срок эксплуатации дороги, защищает дорожное покрытие от разрушительного воздействия ультрафиолетовых лучей, поверхностных вод, уменьшает расход лакокрасочных материалов при нанесении разметки на дорожное полотно [4].

Технология новачип позволяет укладывать сверхтонкий (10-25 мм) слой из битумоминерального состава на мембрану из катионной эмульсии по горячей технологии. Применение этого метода дает возможность устранения недостатков традиционных материалов, покрывающих дорожное полотно: выброса щебня, ограничения скоростного режима движения, изъянов, связанных с низким качеством применяемых материалов [5].

Еще одним инновационным материалом в сфере дорожного строительства можно назвать пеностекольный щебень. Характеристики пеностекольного щебня позволяют за счет достижения водно-теплового баланса упрочнить земляное полотно, исключить деформационную просадку и пучение почвы в результате воздействия низких температур, что допускает строительство на мерзлокомковатых, песчаных, глинистых и торфяных грунтах. В результате несложной технологии укладки слоев с применением пеностекольного щебня сокращается время производства строительных работ. Конструкция пеностекольно-щебневой дорожной одежды обеспечивает увеличение межремонтных сроков и предотвращает деформационные изменения дорожного полотна.

Таким образом, очевиден технологический прогресс в разработке и применении инновационных материалов в строительстве автомобильных дорог. Применение инновационных материалов позволяет дорожному строительству достигать положительных эксплуатационных характеристик, получать высокую экономическую эффективность строительства, повышать надежность, долговечность, безопасность использования дорожного полотна.

Список литературы

1. Salimova B. D., Pochujevskiy O. D. Innovative technologies in the construction and renovation sector of the automobile roads // International scientific review, 2019. № LXIV. С. 21-22.

2. Окольникова Г.Э., Йочич М., Курлин М. Перспективы применения полидисперсно-армированных фибробетонов // Системные технологии, 2021. № 1 (38). С. 86-88.

3. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М. Цементобетонные смеси в строительстве автомобильных дорог // Вестник науки и образования, 2020. № 3-3 (81).

4. Кочеткова А.В., Чудинов С.А. Применение инновационных материалов и технологий при строительстве платных автомобильных дорог // Материалы XIII Международной научно-технической конференции. УГЛТУ, 2021. С. 390-393.

5. Чернов С.А., Поздняков Н.О. Современные методы устройства слоев износа на автомобильных дорогах // Молодой исследователь Дона, 2018. № 6 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.