Дорожкин Е. М. Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения / Е. М. Дорожкин, А. И. Лыжин, Л. С. Табаков // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 281—290.
ERIHJM^
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК [377.112:371.13]:[378.147:004]
Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения
© Дорожкин Евгений Михайлович (2016), доктор педагогических наук, профессор, ректор, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Лыжин Антон Игоревич (2016), аспирант, ведущий специалист по проектной деятельности, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Табаков Леонид Сергеевич (2016), аспирант, заведующий лабораторией технического обеспечения, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
Рассматривается проблема подготовки по рабочей профессии будущих мастеров производственного обучения с учетом требований профессионального стандарта педагога профессионального обучения и особенностей функционирования современного производства. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса молодежи к получению инженерных и рабочих профессий. Отмечается, что именно мастер производственного обучения играет ключевую роль в подготовке рабочих кадров. Рассматривается изменение требований к профессиональным качествам мастера производственного обучения: от демонстратора образцового выполнения работы к модератору всего учебно-производственного процесса, включающего творческий подход к разработке тех средств обучения, которые мастер будет применять в процессе своей деятельности. Указывается на сложности подготовки высококвалифицированных мастеров производственного обучения в связи со слабой материально-технической базой учебных учреждений. В качестве решения проблемы предлагается использование электронных учебных курсов, направленных на формирование знаний о современном промышленном оборудовании и специфике его эксплуатации, как экономически менее затратных и удобных для использования преподавателями и обучающимися. Представлена авторская разработка учебного курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования», успешно реализуемого на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета и Учебного центра Уралмашзавода.
Ключевые слова: информационные технологии; мастер производственного
обучения; подготовка по рабочей профессии; электронное обучение; электронный
учебный курс.
1. Введение
На протяжении долгого времени в современной отечественной системе среднего профессионального образования существует проблема обеспечения образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов по рабочим профессиям, современными высококвалифицированными педагогическими кадрами. Особенно остро данная проблема ощущается в последние два года в связи с тем, что был зафиксирован роста интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям, которые рассматриваются в рамках государственной политики как профессии будущего [Послание ..., 2015].
Ключевую роль в процессе подготовки молодых рабочих и инженеров к будущей профессиональной деятельности играет мастер производственного обучения (далее — мастер ПО). Современный мастер ПО — это педагогический работник в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющий следующие виды деятельности:
— организацию учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
— педагогический контроль и оценку освоения квалификаций рабочих, служащих в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;
— разработку программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса [Профессиональный ..., 2015].
В настоящее время совершенно очевидным становится тот факт, что принцип «смотри и повторяй за мной», используемый мастерами ПО до недавнего времени, в современных условиях не дает должного результата, не обеспечивает качественной подготовки рабочих и инженерных кадров. В современных условиях производства и образования от мастера ПО требуется быть не просто демонстратором эталонного выполнения трудовых приемов и операций, но и модератором всего учебно-производственного процесса, а также разработчиком тех средств обучения, которые он будет применять в процессе своей деятельности.
Изменение роли и функций мастера ПО, соответственно, требует сегодня корректировки содержания его обучения: в частности, психолого-педагогическая и методическая подготовка должны носить более глубокий
и детальный характер; важное значение должно придаваться коммуникативным умениям, предполагающим знание принципов и правил делового и педагогического общения, способности реализовывать их в практической деятельности; акцент должен делаться на развитии социально-психологических качеств, необходимых мастеру в производственной деятельности. Кроме того, важно отметить, что отличительной особенностью данной профессии является ее гуманистический и творческий характер.
Впрочем, не стоит забывать, что наряду с психолого-педагогической и методической подготовкой, развитием коммуникативных навыков и другими выше названными требованиями к подготовке мастера ПО значительное место занимает собственно подготовка по рабочей профессии, обучение по которой мастер ПО планирует осуществлять, став дипломированным специалистом. Подготовка по рабочей профессии в современных условиях включает в себя формирование передовых знаний в конкретной отрасли производства (сварочной, металлообрабатывающей, электроэнергетической и т. д.), а также выработку умений по настройке, наладке нового высокотехнологичного оборудования и работе на нем, умений по подбору и расчету основных показателей конкретного технологического процесса. Немаловажным является и способность мастера ПО адаптировать имеющееся технологическое оборудование под требование заказа на подготовку рабочих кадров для нужд конкретного предприятия.
Для подготовки мастера ПО по рабочей профессии требуются современные учебно-производственные мастерские и лаборатории, моделирующие реальную производственную среду, оснащенные передовым оборудованием и инструментами, отвечающими всем требованиям норм охраны труда. Однако выполнение данного требования в существующих социально-экономических реалиях нам видится весьма проблематичным. Финансово-экономическая деятельность администраций профессионально-педагогических колледжей и техникумов, осуществляющих подготовку мастеров ПО, направлена в основном на «выживание», обеспечение платежеспособности образовательных организаций, и говорить о масштабном техническом перевооружении учебно-производственных мастерских и лабораторий, увы, не приходится. В связи с этим возникает потребность в поиске дополнительных образовательных методов и технологий, которые можно использовать в процессе подготовки по рабочей профессии будущих мастеров ПО. Одним из вариантов решения вопроса видится активное внедрение информационных технологий в учебный процесс, в частности, дистанционных образовательных технологий и электронного обуче-
ния, возможность применения которых прописана в Федеральном законе 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Об образовании ...].
2. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе
Термин электронное обучение появился в России сравнительно недавно, вобрав в себя ряд инноваций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные и мультимедиа технологии, обучение на основе веб-технологий, онлайн-обучение и т. п. Информационные технологии и информационно-телекоммуникационные сети существенно изменили весь уклад профессиональной и личной жизни людей, в том числе обусловили кардинальные изменения в сфере образования, способствовали возникновению новых педагогических инструментов и методов обучения [Губанова и др., 2015].
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [Об образовании ...].
Электронное обучение — это форма организации учебного процесса, основанная на самостоятельной работе студентов с помощью развитых электронных образовательных ресурсов.
Примером применения технологии электронного обучения в процессе подготовки по рабочей профессии будущих мастеров ПО может служить электронный обучающий курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования».
Электронный учебный курс — учебное электронное издание или ресурс, обеспечивающие получение новой информации с элементами самопроверки и тестирования (аттестации), а также выполнения практических заданий [Нурмухамедов, 2012, с. 34].
Электронный учебный курс представляет собой обучающую программу, которая может быть установлена на любой компьютер под управлением операционных систем семейства MS Windows и любое мобильное электронное устройство под управлением операционных систем Android (планшетный компьютер, смартфон). Приложение имеет интуитивно по-
нятный интерфейс, психологически благоприятную гамму цветов, позволяет перемещаться между разделами в свободном порядке.
Главной особенностью учебного курса выступает подача учебного материала в новом формате, который становится интерактивным, визуализированным и практикоориентированным — рассчитанным на конкретное рабочее место и на конкретное оборудование. Обучающемуся предлагается самостоятельно, обратившись к возможностям персонального компьютера либо собственного мобильного устройства, пройти обучающий курс по настройке и применению современного высокотехнологичного оборудования, используемого на реальном производстве либо в процессе практического (производственного) обучения в колледже. Преподаватель в таком случае выполняет лишь корректирующие и контролирующие функции.
В структуру электронного курса могут входить следующие обучающие модули:
— подготовка оборудования к работе;
— настройка основных технологических параметров работы оборудования;
— технологии выполнения основных рабочих операций;
— охрана труда.
Рис. 1. Пример виртуального 3D-плаката (снимок экрана электронного учебного пособия)
Каждый обучающий модуль может включать в себя следующие элементы:
— электронное учебное пособие, сопровождающиеся детальными иллюстрациями и комментариями к ним по особенностям настройки, наладки и работы на оборудовании;
— минифильмы по основным трудовым операциям и специфике подготовки и обслуживания оборудования;
— виртуальные 3D-плакаты (виртуальные тренажеры), позволяющие разобрать конструкцию оборудования и смоделировать в режиме реального времени реальный технологический процесс. Пример виртуального 3D-плаката сварочного аппарата представлен на рисунке 1.
— контрольно-оценочный инструментарий - система интерактивной проверки знаний, позволяющая получить мгновенный систематизированный результат по итогам прохождения теста, составленного на основе учебного материала конкретного модуля.
3. Внедрение курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» в учебную деятельность
В настоящее время электронный учебный курс «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» успешно используется при подготовке мастеров ПО сварочного производства в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском, а также в Учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр Уралмашзавода» в рамках освоения профессионального модуля «Организация учебно-производственного процесса» [Дремина, 2016, с. 50—75]. Структура данного электронного учебного курса, разработанного авторами статьи, представлена на рисунке 2.
Преимуществами применения данного интерактивного курса для педагога, осуществляющего подготовку мастеров производственного обучения, становятся:
— проектирование и организация учебного процесса с учетом поставленных задач и особенностей конкретной группы студентов;
— простой и удобный доступ к любым ресурсам курса;
— рациональное распределение времени педагога: интерактивная оболочка позволяет мгновенно получить информацию и результаты освоения учебного материала по каждому студенту, оперативный мониторинг самостоятельной деятельности обучающегося [Сысоев, 2013, с 129], максимально сокращается время на сбор и обработку результатов [Наволочная, 2014, с. 52].
Рис. 2. Структура электронного учебного курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования»
Таким образом, использование электронного курса позволяет педагогу оперативно реагировать на достижения каждого студента, обеспечивать индивидуальный подход к учащимся в учебном процессе.
Преимуществами использования интерактивного курса для студентов являются:
— дополнительная мотивация за счет наглядности интерактивных материалов и мгновенного оценивания результатов полученных знаний и умений;
— возможность освоения учебного материала в индивидуальном, привычном для студента темпе (построение индивидуальной траектории обучения), так как появляется возможность освоения учебного материала как в условиях учебно-производственных мастерских, так и дистанционно;
— возможность отслеживания собственный достижений и готовности к профессиональной деятельности, возможность самоконтроля.
4. Выводы
Данный инновационный образовательный продукт в качестве программы (мобильного приложения) для асинхронных коммуникаций в обучающих системах был внесен в реестр программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности Роспатент [Свидетельство ..., 2015].
Право на использование электронного учебного курса «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» передано Учебному Центру Уралмашзавода на основании лицензионного договора
о передаче права на использование результатов интеллектуальной деятельности № 1/2015 от 10 декабря 2015 года.
В 2015 году представляемая авторами статьи работа получила первое место в конкурсе на соискание премий Губернатора Свердловской области для молодых ученых в номинации «Лучшая работа в области педагогических и психологических наук».
В заключении необходимо отметить, что использование в образовательном процессе электронных обучающих курсов «Практика применения современного высокотехнологичного оборудования» в полной мере не заменит занятия в учебно-производственных мастерских и лабораториях, но может вывести процесс подготовки по рабочим профессиям на качественно новый уровень, сделав его максимально наглядным, безопасным, менее финансово затратным и приближенным к реалиям современных производственных условий.
Источники
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015). — Режим доступа : https:// wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс] : текст послания Президента Федеральному собранию (03.12.2015). — Режим доступа : http://kremlin.ru/events/president/news/50864
3. Профессиональной стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=186851.
4. Свидетельство 2015616158 Российская Федерация. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Программа (мобильное приложение) для асинхронных коммуникаций в обучающих системах / А. И. Лыжин ; заявитель и правообладатель ФГАОУ ВО РГППУ (RU). — № 2015616158; заяв. 15.04.2015; опубл. 02.06.2015. Реестр программ для ЭВМ. — 1 с.
Литература
1. Губанова А. А. Дидактические принципы и особенности электронного обучения [Электронный ресурс] / А. А. Губанова, В. В. Кольга // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17921.
2. Дремина М. А. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве / М. А. Дремина, В. А. Копнов, А. И. Лыжин // Образование и наука. — 2016. — № 1 (130). — С. 50—75.
3. НаволочнаяЮ. В. Особенности контроля в электронном обучении / Ю. В. Наволочная // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2014. — № 4. — С. 51—54.
4. Нурмухамедов Г. М. Электронные учебные курсы : потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы / Г. М. Нурмухамедов // Информатика и образование. — 2012. — № 1. — С. 33—39.
5. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории / П. В. Сысоев // Язык и культура. — 2013. — № 4. — С. 121—131.
Information Technology Application
in Process of Training the Masters of Industrial Training
© Dorozhkin Yevgeniy Mikhaylovich (2016), Doctor of Education, professor, rector, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Lyzhin Anton Igorevich (2016), post-graduate student, leading specialist on project activities, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Tabakov Leonid Sergeyevich (2016), post-graduate student, Head of Laboratory of Technical Supply, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
The problem of training the future masters of industrial training for a working career is considered with account of the requirements of the professional standard of the teacher of vocational training and of the functioning of the modern production. The relevance of the study is caused by growing interest of young people to achieving engineering and working professions. It is noted that it is the master of industrial training who plays a key role in workforce training. The changes are covered in the requirements to the professional qualities of the master of industrial training: from the demonstrator of standard execution of work to the moderator of the entire training and production process, including a creative approach to the development of those means of education which the master will use in his / her activities. The difficulties of training highly skilled masters of industrial training resulting from the weak material-technical base of educational institutions are mentioned. As a workaround, it is proposed to use e-learning courses aimed at building knowledge about modern industrial equipment and the specifics of its operation, as courses that are economically less expensive and easy to use by teachers and students. The authors' development of the training course "Practice of Application of Modern High-Tech Equipment" is presented, successfully implemented on the basis of Russian State Vocational Pedagogical University and the Uralmashzavod Training center.
Key words: information technology; master of industrial training; training for a working career; e-learning; e-learning course.
Material resources
Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2015). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/. (In Russ.). Poslaniye Prezidenta Federalnomu sobraniyu: tekst poslaniya Prezidenta Federalnomu sobraniyu (03.12.2015). Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/50864. (In Russ.).
Professionalnyy standart «Pedagog professionalnogo obucheniya, professionalnogo ob-razovaniya i dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya»: prikaz Min-truda Rossii ot 08.09.2015 № 608n. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=186851. (In Russ.).
Svidetelstvo 2015616158 Rossiyskaya Federatsiya. Svidetelstvo o gosudarstvennoy reg-istratsii programmy dlya EVM. Programma (mobilnoye prilozheniye) dlya asinkhronnykh kommunikatsiy v obuchayushchikh sistemakh. A. I. Lyzhin; zayavitel'i pravoobladatel' FGAOU VO RGPPU (RU). № 2015616158; za-yav. 15.04.2015; opubl. 02.06.2015. Reestr programm dlya EVM. (In Russ.).
References
Dremina, M. A., Kopnov, V. A., Lyzhin, A I. 2016. Podgotovka kadrov dlya raboty na vysokotekhnologichnom proizvodstve. Obrazovaniye i nauka, 1 (130): 50—75. (In Russ.).
Gubanova, A. A., Kolga, V. V. 2015. Didakticheskiye printsipy i osobennosti elektron-nogo obucheniya. In: Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17921. (In Russ.).
Navolochnaya, Yu. V. 2014. Osobennosti kontrolya v elektronnom obuchenii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sho-lokhova. Pedagogika ipsikhologiya, 4: 51—54. (In Russ.).
Nurmukhamedov, G. M. 2012. Elektronnyye uchebnyye kursy: potrebnosti obrazovaniya, proektirovaniye, razrabotka, problemy i perspektivy. Informatika i obrazovaniye, 1: 33—39. (In Russ.).
Sysoev, P. V. 2013. Obucheniye po individualnoy traektorii. Yazyk i kultura, 4: 121— 131. (In Russ.).