Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довыденко Вера Михайловна, Мельгунова Анастасия Геннадьевна

Актуальность данной работы обоснована неизбежностью и необходимостью включения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс на всех уровнях обучения. Целью данного исследования является анализ информационных и цифровых технологий с точки зрения их применения в организации самостоятельной работы студентов в целом и в частности - в обучении английскому языку. В статье рассматривается роль самостоятельной работы в образовательном процессе, обосновывается важность ее правильной и продуктивной организации, выявляются актуальные проблемы управления процессом самостоятельной работы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты. Изучив современные информационные и цифровые технологии и проанализировав их применимость для обучения иностранным языкам, авторы предлагают перечень информационных и цифровых ресурсов и программных продуктов наиболее интересных, эффективных и удобных в использовании и их классификацию в соответствии с уровнями самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довыденко Вера Михайловна, Мельгунова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS’ INDIVIDUAL STUDIES MANAGEMENT

The topicality of the study is explained by the inevitability and necessity of including information and digital technologies in the process of education at all levels. The aim of the article was to analyze information and digital technologies as applied in students' individual studies management in general, and in teaching ESOL - in particular. The authors examined the role of individual study as part of the educational process, showed the importance of its correct and effective management, and identified the contemporary issues that teachers and students have to face. Having studied the most up-to-date information and digital technologies and analyzed their applicability in teaching ESOL, the authors proposed a ready-to-use list of the most interesting, effective and user-friendly resources, services, and software products as classified according to the levels of students’ individual study organization.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 37.016:811.111

В.М. Довыденко

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

А.Г. Мельгунова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

АННОТАЦИЯ. Актуальность данной работы обоснована неизбежностью и необходимостью включения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс на всех уровнях обучения. Целью данного исследования является анализ информационных и цифровых технологий с точки зрения их применения в организации самостоятельной работы студентов в целом и в частности — в обучении английскому языку. В статье рассматривается роль самостоятельной работы в образовательном процессе, обосновывается важность ее правильной и продуктивной организации, выявляются актуальные проблемы управления процессом самостоятельной работы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты. Изучив современные информационные и цифровые технологии и проанализировав их применимость для обучения иностранным языкам, авторы предлагают перечень информационных и цифровых ресурсов и программных продуктов наиболее интересных, эффективных и удобных в использовании и их классификацию в соответствии с уровнями самостоятельной работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Самостоятельная работа, уровни самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, программные продукты, образовательный процесс.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 апреля 2021 г.; дата принятия к печати 19 июля 2021 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2021 г.

V.M. Dovydenko

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

A.G. Melgunova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS' INDIVIDUAL STUDIES MANAGEMENT

ABSTRACT. The topicality of the study is explained by the inevitability and necessity of including information and digital technologies in the process of education at all levels. The aim of the article was to analyze information and digital technologies as applied in students' individual studies management in general, and in teaching ESOL — in particular. The authors examined the role of individual study as part of the educational process, showed the importance of its correct and effective management, and identified the contemporary issues that teachers and students have to face. Having studied the most up-to-date information and digital technologies and analyzed their applicability in teaching ESOL, the authors proposed a ready-to-use list of the most interesting, effective and user-friendly resources, services, and software products as classified according to the levels of students' individual study organization.

KEYWORDS. Individual study, levels of individual study, information and communication technologies, digital technologies, software products, educational process.

© Довыденко В.М., Мельгунова А.Г., 2021

ARTICLE INFO. Received April 15, 2021; accepted July 19, 2021; available online

August 31, 2021.

В настоящее время сфера образования характеризуется повсеместным использованием информационных и цифровых технологий в образовательном процессе, а также внедрением дистанционных и гибридных форм обучения. Одной из важнейших характеристик современного образовательного процесса является его повсеместная информатизация, цифровизация и компьютеризация — все методологические новинки в области лингводидактики, так или иначе, связаны с информационными и цифровыми технологиями.

Обязательное использование цифровых технологий в настоящий момент прописано во многих официальных документах, регулирующих работу образовательных структур. Согласно текущему федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее — ФГОС ВО), одной из общепрофессиональных компетенций выпускника является умение работать «...с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией, для решения профессиональных задач»1.

Целью данной статьи является изучение возможностей применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в организации самостоятельной работы студентов на примере обучения английскому языку, выявление наиболее эффективных из них. Оправдано ли применение ИКТ в образовательном процессе, должны ли они служить средством организации самостоятельной работы студентов и почему?

В эпоху глобализации неизбежным изменениям, так или иначе, были подвергнуты многие традиционные концепты и стороны жизнедеятельности общества, и, вне всякого сомнения, сфера языкового образования не стала исключением. Современные образовательные тенденции показывают, что учебный процесс постепенно отходит от принципа разделения на деятельность педагога и обучающегося [1, с. 144] и движется в сторону единства трех основополагающих процессов: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного [2, с. 59].

Кроме того, в свете разграничения образования на формальное, неформальное и информальное [3—6], отмечается важность именно последнего, поскольку именно оно как индивидуальная познавательная деятельность «совпадает со структурой жизнедеятельности человека., влияет на его жизненные установки, на систему жизненных ценностей» [5]. В этой связи отмечается, что развитие у студентов навыков самостоятельной работы и самообучения приобретает особую значимость [там же].

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский считал, что «самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения» [7, с. 103]. Согласно ФГОС ВО по направлению 45.04.02 Лингвистика, самостоятельная работа является одной из основополагающих универсальных компетенций любого выпускника2. Под самостоятельной работой мы понимаем работу, которая «выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый сознательно стремится достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий» [8, с. 706].

1 ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата: 45.03.02 Лингвистика. М., 2020. № 59448. С. 9. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=266.

2 ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата: 45.03.02 Лингвистика. М., 2020. № 59448. С. 7. Там же.

Отмечается также, что переход к самостоятельной работе требует высокого уровня ответственности, способности к рефлексии, внутренней мотивации и самодисциплины обучающегося.

Целью самостоятельной работы можно считать и проявление у обучающихся таких актуальных в настоящее время качеств, как инициативность и ответственность за принятые в ходе работы решения и полученные результаты, формирование навыков планирования, самоконтроля и самоорганизации, а также умения учиться [9, с. 28].

В процессе организации самостоятельной работы перед преподавателем стоят следующие задачи: обеспечить усвоение новых знаний обучающимися, углубление и повторение уже полученных знаний с целью их систематизации; сформировать у обучающихся как практические навыки и умения, так и профессиональные навыки по будущей специальности; обеспечить практическое применение полученных знаний и умений обучающимися [10, с. 1].

По словам Г.В. Роговой, исходя из процента самостоятельности обучающихся, самостоятельную работу студентов можно разделить на три уровня:

— воспроизводящий — на этом уровне происходит формирование произноси-тельно-лексико-грамматической базы студента;

— полутворческий — данный уровень характеризуется переносом приобретенных знаний, навыков и умений на аналогичные ситуации;

— творческий — имеет целью решение более сложных коммуникативных задач, формирует творческую личность студента.

Одной из отличительных характеристик самостоятельной работы, выделяющих ее среди иных видов педагогической деятельности, является прогнозируемое смещение фокуса с работы преподавателя на деятельность студента. Автономность — вот главный ориентир, часто ассоциирующийся с самим понятием самостоятельной работы. Тем не менее, уровень самостоятельности студента напрямую связан с работой педагога, направляющего его.

Доктор педагогических наук П.И. Пидкасистый сравнивает педагога с популярным писателем, указывая на то, что педагог также помогает своим неопытным «читателям» делать первые шаги и учит их идти дальше самостоятельно [11, с. 5]. Кроме того, в своих трудах он говорит о том, что педагог при организации самостоятельной работы обучающихся должен вовлечь студентов в познавательную деятельность и научить их осуществлять эту деятельность самостоятельно, вооружить их «...учебнопознавательным аппаратом» [12].

К сожалению, существует ряд факторов, мешающих результативной организации самостоятельной работы студентов. Отсутствие мотивации, недостаток времени и ресурсов ввиду большой загруженности как обучающихся, так и преподавателей приводит к тому, что многие задания на самостоятельную работу воспринимаются как необязательные, бесполезные. Большое количество обучающихся страдает от недостатка мотивации, что приводит к отсутствию у них интереса к изучаемому языку, с чем зачастую, в силу различных причин, не удается справиться педагогам.

Необходимо отметить, что, как показывают исследования, «[у]чебная деятельность студентов вне зависимости от формы обучения на начальном этапе мотивирована приобретением глубоких и прочных знаний. На завершающем этапе этот мотив немного уступает мотиву, направленному на получение диплома.» [13]. Следовательно, именно на начальном этапе обучения в вузе стоит уделять особое внимание тому, как заинтересовать студентов, развить и закрепить их желание учиться, чтобы впоследствии они не потеряли мотивацию и продолжали самообразование и после окончания университета.

По нашему мнению, существенной составляющей языкового обучения, особенно в контексте самостоятельной работы, является персонализация учебных заданий. Как правило, персонализированными считаются задания, связанные с непосредственной жизнью, интересами и мыслями студентов [14, с. 93]. Подобные задания ставят перед студентом когнитивную задачу, дают возможность самовыражения, увеличивают уровень мотивации и удовлетворяют потребность в общении со сверстниками. Тем не менее, педагог не всегда имеет возможность адаптировать все учебные задания под нужды обучающихся.

Другим острым учебным вопросом, о котором говорят исследователи, является отсутствие у современных студентов навыков тайм-менеджмента или искусства управлять своим временем. В зарубежной системе образования большое количество времени уделяется вопросу самообразования, для эффективной реализации которого студенты должны уметь планировать свои действия на несколько шагов вперед. Образовательные программы строятся таким образом, чтобы существовал баланс между аудиторными теоретическими и практическими занятиями и «свободным временем», выделенным для самостоятельного изучения материала. В отечественной образовательной реальности, российские преподаватели часто сталкиваются со студентами, оправдывающими периодические пропуски занятий или отсутствие выполненного домашнего задания нехваткой времени, что говорит о необходимости развития данных навыков у студентов на всех уровнях образовательной системы.

Проблема отсутствия необходимых условий для реализации творческого потенциала и самостоятельности учащихся в настоящее время стоит довольно остро, и, по нашему мнению, улучшить ситуацию можно, прибегнув к самым современным методам, а именно, к информационным и цифровым технологиям. Опыт, несомненно, не новый, и его эффективность уже подтверждена. Например, разработана типология заданий для изучения английского языка, выполняемых посредством таких технологий и нацеливающих студентов на ин-формальное (самостоятельное) образование, и рекомендован ряд цифровых ресурсов, таких как youtube.com, nationalgeographic.com, bbc.uk и др., которые можно использовать для организации аудиторной и самостоятельной работы [6]. Однако со временем появляются другие, более удобные и совершенные информационные и цифровые технологии, разработанные именно с целью повысить эффективность обучения и развить творческие способности обучающихся.

ИКТ получили широкое распространение в различных сферах жизни относительно недавно, в общем смысле под ними понимают «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности» [15, с. 128]. В настоящий момент в русскоязычном сообществе принято в рамках ИКТ отдельно выделять более узкое понятие «цифровые технологии», к которым относят различные образовательные ресурсы и продукты, онлайн-курсы, обучающие программы и онлайн сервисы [16].

Мы считаем логичным классифицировать рассматриваемые ИЦТ, исходя из их применимости для организации самостоятельной работы разных уровней:

— ИЦТ для самостоятельной работы воспроизводящего уровня;

— ИЦТ для самостоятельной работы полутворческого уровня;

— ИЦТ для самостоятельной работы творческого уровня.

Среди ИЦТ, применяемых для развития навыков самостоятельной работы воспроизводящего уровня (на примере обучения английскому языку) мы выделили

онлайн приложение Quizlet и мобильное приложение ELSA Speak. Рассмотрим подробнее особенности каждого.

Онлайн приложение Quizlet — это учебный сайт и одноименное мобильное приложение, позволяющее пользователям изучать иностранный язык с компьютера или мобильного устройства. С нашей точки зрения, наиболее эффективным является использование Quizlet с целью расширения вокабуляра студентов, так как его отличительной чертой является возможность создавать персонализированные учебные модули с карточками для запоминания новых слов и их последующего повторения. Преподавателям предоставляется возможность создавать собственные тематические модули с карточками или использовать модули, созданные другими пользователями. Немаловажным является и разнообразие учебных режимов (Gravity, Wrtie, Speller и т.п.), благодаря игровой форме которых повышается мотивация и интерес обучающихся к изучаемому языку. Например, в режиме Live преподаватель имеет возможность организовать викторину между всеми студентами, предложив им зарабатывать очки за правильно соотнесенный термин и его дефиницию. Поскольку большая часть функций сервиса реализуется в свободном доступе, авторский контент Quizlet может быть использован на уроках английского языка.

ELSA Speak — приложение для самостоятельной отработки фонетических навыков. Среди наиболее полезных функций приложения мы выделяем наличие пяти тренировочных режимов (подготовка к IELS, быстрая тренировка, моделирование жизненных ситуаций, совершенствование интонации и режим повторения пройденного материала); первичное тестирование на уровень иностранного языка; использование технологии искусственного интеллекта для распознавания речи. По нашему мнению, использование данного приложения способствует поддержанию заинтересованности обучающихся в изучении английского языка, а система оценивания произношения, беглости речи, акцентуации и паузации помогает выявить и устранить фонетические погрешности.

Для эффективного развития навыков самостоятельной работы полутворческого уровня можно выделить интеллект-карты от Miro и сервис Plot Generator.

Продукт Mind Map от популярной платформы Miro (https://miro.com/) позволяет пользователям создавать визуализированные интеллект-карты. При создании карты можно использовать качественный набор готовых схем, иерархических моделей и наглядных материалов, импортировать собственные изображения и оставлять комментарии к выбранным участкам интеллект-карты. Miro Mind Map предоставляет пользователям высокотехнологичную визуализацию, опцию цветового кодирования информации и возможность совместной работы над картой, в том числе и дистанционной. Данный продукт подходит для организации индивидуальной и групповой самостоятельной работы полутворческого уровня, закрепления изученного лексического материала или создания визуального подкреплению к подготовленному обучающимися сообщению, а также совместной работы над проектами.

Сервис Plot Generator (https://www.plot-generator.org.uk/), предназначен для автоматического создания идей и сюжетов. Данный ресурс позволяет выбрать жанр предполагаемого текста (история, сказка, фэнтези и т.д.) и, при помощи умной настройки с использованием ключевых слов, генерирует набросок будущей письменной работы. Мы полагаем, что данный ресурс может быть успешно применен для организации письменной самостоятельной работы студентов полутворческого уровня. Педагогу следует предложить обучающимся написать продолжение к уже существующей истории или создать собственное произведение, опираясь на предло-

женные ресурсом идеи. Таким образом, использование Plot Generator позволяет подготовить студентов к сложной учебной задаче по оформлению собственных мыслей в связанную письменную речь и подтолкнуть их к формированию собственных идей.

С целью развития навыков самостоятельной работы творческого уровня, как показал анализ многих сервисов и ресурсов, особенно интересным продуктом является, по нашему мнению, онлайн-ресурс Speaking Practice (https://sites.google. com/view/speakingpractice/home), содержащий авторские учебные материалы и неоднократно отмеченный наградами от таких организаций, как British Council, ESL, Google for Education и др. Целевой аудиторией ресурса являются студенты с высоким уровнем английского языка, так как большинство представленных заданий на говорение маркированы уровнями B2, C1 по шкале CEFR и направлены на подготовку пользователей к устной части кембриджских экзаменов соответствующего уровня. К основным возможностям сайта относятся:

— раздел Picture Prompted, состоящий из тематически оформленного собрания картинок для сравнения, побуждающий студента к созданию монологического высказывания;

— раздел Discussion topics, включающий в себя пошаговый план дискуссии, требующий от студента развернутых ответов на проблемные вопросы в рамках выбранной темы, а также комментария по предложенным цитатам;

— раздел Grammar and Vocabulary Conversation Questions. Данный раздел обеспечивает доступ обучающихся к рабочим карточкам с вопросами для дискуссии, требующими использования определенных грамматических/лексических юнитов;

— раздел Paired Interaction предполагает наличие двух обучающихся. Его основное назначение — подготовить студентов ко второй части международного экзамена FCE (уровень B2), представляющей собой краткий диалог на предложенную тему с опорой на фотографии;

— раздел Monologues with Prompts. Учебные материалы, содержащиеся в данном разделе, служат визуальной основой для краткого монологического высказывания по выбранной теме, а также включают в себя ряд рекомендаций, позволяющих вести монолог в течение требуемого периода времени;

— раздел A1/A2 Role Plays содержит разработанные инструкции для проведения коротких сюжетно-ролевых игр. Предлагаемая для изучения грамматика и лексика подходит для обучающихся с базовыми знаниями английского языка.

Стоит отметить, что сайт Speaking Practice удобен в использовании за счет своего минималистичного оформления, а представленный контент рассортирован по языковым уровням. Невзирая на ограниченность представленных учебных видов деятельности и тем для обсуждения, ресурс может быть использован преподавателями в качестве образца для создания собственных методических наработок. Ввиду того, что большинство представленных материалов ориентированы на студентов с высоким уровнем английского языка, мы считаем ресурс пригодным для развития навыков самостоятельной работы творческого уровня, поскольку речь идет о ведении дискуссий и обсуждении проблемных вопросов с регламентированной необходимостью аргументированно излагать свою позицию. Акцент следует делать на обучении студентов ведению логически оформленного и связного диалога и/или монолога, давая возможность максимально раскрыть их творческий потенциал и, что важнее всего, говорить самостоятельно, с минимальной опорой на сторонние шаблоны или клишированные структуры.

Как было отмечено ранее, Speaking Practice может быть использован как для подготовки студентов к сдаче устной части международных языковых экзаменов, так и для подготовки выпускников школ к ЕГЭ, поскольку методисты, разрабатывающие данное тестирование, ориентируются на мировые стандарты, что предпола-

гает большой процент схожести экзаменационных заданий. Необходимо учитывать тот факт, что, как правило, критерии оценивания экзаменационных заданий включают в себя использование речевых связок, в связи с чем преподавателю может понадобиться провести предварительную подготовительную работу с обучающимися. Еще одним возможным применением материалов сайта может выступать их использование в качестве элемента регулярных учебных занятий, поскольку на их основе можно создавать задания для свободного обсуждения в классе, активизируя пройденную ранее грамматику и лексику, впоследствии позволяя студентам закрепить изученное в творческом домашнем задании, например, в эссе на смежную тему.

Схожим ресурсом является сайт Once Upon A Picture (https://www.on-ceuponapicture.co.uk/), содержащий коллекции качественно выполненных картинок различной тематики, к каждой из которых прилагается список вопросов для обсуждения.

Использование материалов Speaking Practice и Once Upon A Picture разрешено текущим ФГОС, поскольку они находятся в свободном доступе и открыты для некоммерческого использования3.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ИЦТ могут быть применены для эффективной организации самостоятельной работы студентов на всех уровнях (воспроизводящем, полутворческом, творческом) и для развития всех навыков речевой деятельности. Внедрение ИЦТ в образовательный процесс оказывает положительное влияние на продуктивность и уровень мотивации студентов, формируя основу для их будущих профессиональных навыков, включая навык самообразования. Основными преимуществами применения ИЦТ с точки зрения педагога являются возможность персонализировать учебные задания, повторно использовать созданные методологические наработки, перенести в режим автопроверки рутинных заданий и сфокусироваться на реализации творческой составляющей уроков. Многие применяемые в образовании ИЦТ обладают мультиплатформенным характером, позволяющим использовать их в совокупности друг с другом, что обеспечивает высокую скорость выполнения учебных заданий, опрятность и качество финальной работы.

3 ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата: 45.03.02 Лингвистика. М., 2020. № 59448. С. 13. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=266.

Список использованной литературы

1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. — Москва : Эгвес, 2013. — 268 с.

2. Краткий словарь современной педагогики / гл. ред. Л.Н. Юмсунова. — 2-е изд. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2001. — 100 с.

3. Колесников А.А. Профорентационный компонент как интегративная составляющая обучения иностранному языку в профильной школе / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 4. — С. 2-9.

4. Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия / А.В. Оке-решко // Непрерывное образование взрослых : материалы междунар. форума / отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. — Санкт-Петербург, 2015. — С. 67-72.

5. Лискина Т.В. Возможности организации учебного процесса при обучении иностранным языкам в контексте информального вида образования (уровень языкового вуза) / Т.В. Лискина, Н.С. Паульзен. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).4 // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21892.

6. Лискина Т.В. Информальное образование в языковом вузе и типы заданий, нацеливающих студентов на самостоятельную работу в условиях информального образования / Т.В. Лискина, В.В. Блудов, О.Ю. Оношко. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(2).2 // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22994.

7. Сенашенко В. Самостоятельная работа студентов : актуальные проблемы / В. Сена-шенко, В.Н. Жалнина // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 103-109.

8. Самсонова Н.И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку / Н.И. Самсонова // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 706-708.

9. Челнокова Е.А. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов / Е.А. Челнокова, Г.С. Храбан // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 1. — С. 28-29.

10. Липатова Л.Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы / Л.Н. Липатова // Мир науки и образования. — 2015. — № 2. — С. 8. — URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_23617694_12468850.pdf.

11. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкаси-стый. — Москва : Педагогика, 1972. — 183 с.

12. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы : метод. пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова [и др.]. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 159 с.

13. Клепикова Н.М. Особенности мотивации учебной деятельности студентов в зависимости от формы обучения / Н.М. Клепикова. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(2).5 // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=22997.

14. Spratt M. The TKT Teaching Knowledge Test Course: Modules 1, 2 and 3 / M. Spratt, A. Pulverness, M. Williams. — Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2011. — 257 p.

15. Федотова Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании : учеб. пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. — Москва : ФОРУМ, 2010. — 336 с.

16. Козлова Н.М. Цифровые технологии в образовании / Н.М. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2019. — № 1. — С. 83-91.

Информация об авторах

Довыденко Вера Михайловна — магистрант, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Мельгунова Анастасия Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков для профессиональных целей, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: an gen2002@yahoo .com.

Authors

Vera M. Dovydenko — Master's Degree Student, Department of Theoretical and Applied Linguistics, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Anastasia G. Melgunova — PhD in Philology, Associate Professor, Department of Foreign Languages for Specific Purposes, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: an_ _gen2002@yahoo .com.

Для цитирования

Довыденко В.М. Применение информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов / В.М. Довыденко, А.Г. Мельгунова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).8 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.

For Citation

Dovydenko V.M., Melgunova A.G. Application of Information Technologies in Students' Individual Studies Management. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).8. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.