ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О.С. Волчек, канд. техн. наук, доцент
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-32-38
Аннотация. Рассматривается применение информационных технологий в неязыковом вузе для формирования, развития и совершенствования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Рассматриваются принципы обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода, а также примеры информационных технологий, которые могут быть использованы для формирования англоязычных коммуникативных компетенций. Предлагается использовать метод проектов в сочетании с информационными технологиями для повышения эффективности преподавания иностранного языка в техническом университете.
Ключевые слова: иностранный язык, информационные технологии, профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция, инженерная специальность, английский язык для профессиональных целей, метод проектов.
Информационные технологии (ИТ) находят все более широкое применение в различных сферах жизни человека, включая образование. Использование ИТ в процессе обучения иностранному языку способствует формированию у студентов профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции. Особенно актуально это для студентов инженерных специальностей, которым необходимо владеть иностранным языком для успешного взаимодействия с зарубежными коллегами и партнерами. Многие технические термины и понятия могут быть сложными для понимания на иностранном языке, поэтому использование специализированных программ и приложений может значительно упростить этот процесс.
Содержание и структуру иноязычной коммуникативной компетенции подробно исследовала И.А. Зимняя [1]. Под коммуникативной иноязычной компетенцией понимается способность эффективно общаться на иностранном языке, используя его в различных ситуациях и для разных целей. В контексте компетентностного подхода информация тогда превращается в компетенции, когда студент находит применение знаниям на практике [2]. Этот
подход в обучении иностранным языкам фокусируется на развитии навыков общения, а не только на грамматических правилах. Коммуникативная компетенция включает в себя знание употребления языка, умение создавать, читать и понимать тексты различного типа, а также поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.
Коммуникативная иноязычная компетенция будущего инженера - это способность эффективно использовать иностранный язык для общения в профессиональной сфере. Она включает в себя знание специальной терминологии, умение вести деловую переписку, участвовать в переговорах и презентациях на иностранном языке, а также понимание культурных особенностей страны изучаемого языка.
Коммуникативная иноязычной компетенция специалиста технического профиля является составной частью профессиональной иноязычной компетенции, которая также включает лексико-грамматический, культурологический, социолингвистический, и стратегический компоненты, содержание которых дано в таблице 1.
Таблица 1. Компоненты профессиональной иноязычной компетенции специалиста технического профиля _
Компоненты Содержание
Лексико-грамматический владение терминологией и общеупотребительной лексикой, знание грамматики
Коммуникативный умение вести беседу, задавать вопросы, давать рекомендации, делать сообщения и презентации
Культурологический знание культуры страны изучаемого языка, умение сравнивать свою культуру с культурой страны изучаемого языка
Социолингвистический знание норм речевого этикета, умение их применять
Стратегический умение использовать различные стратегии для решения коммуникативных задач
Система обучения ИЯ с использованием ИТ. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции у студентов инженерных специальностей основывается на следующих дидактических принципах:
Принцип профессиональной направленности: Обучение должно быть ориентировано на будущую профессиональную деятельность студентов. Учебный процесс должен включать изучение профессиональной лексики, понимание технических текстов, умение вести переговоры и презентации на иностранном языке.
Принцип коммуникативной направленности: Обучение должно быть ориентировано на развитие коммуникативных навыков. Учебный процесс должен включать упражнения, направленные на развитие навыков говорения, слушания, чтения и письма на иностранном языке.
Принцип ситуативности: Обучение должно быть ориентировано на реальные ситуации общения. Учебный процесс должен включать ролевые игры, симуляции и другие методы, которые позволяют студентам применять свои знания и навыки в различных ситуациях общения.
Принцип активности: Обучение должно быть ориентировано на активное участие студентов в учебном процессе. Учебный процесс должен включать интерактивные задания, проекты, дискуссии и другие методы, которые стимулируют активность студентов.
Принцип индивидуализации: Обучение должно быть ориентировано на индивидуальные потребности и возможности каждого студента. Учебный процесс должен включать индивидуальные задания, дифференциацию обучения и возможность выбора тем и методов обучения.
Принцип системности и последовательности: Обучение должно быть ориентировано на систематическое и последовательное освоение материала. Учебный процесс должен включать логически связанные темы и задания, которые постепенно усложняются.
Принцип наглядности: Обучение должно быть ориентировано на использование наглядных средств. Учебный процесс должен включать использование иллюстраций, видео, презентаций и других средств, которые помогают лучше понять и запомнить материал.
Принцип обратной связи: Обучение должно быть ориентировано на получение обратной связи от студентов. Учебный процесс должен включать тестирование, проверку заданий, обсуждение результатов и другие методы, которые позволяют студентам оценить свои успехи и выявить слабые места.
Эти принципы помогают создать эффективную систему обучения, которая способствует формированию профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции у современного специалиста технического профиля.
Важно помнить, что развитие коммуникативной иноязычной компетенции - это процесс, который требует времени и усилий, а также систематического и активного обучения, в которое входят:
Практика разговорной речи: Общение на иностранном языке - это ключевой элемент развития коммуникативной компетенции.
Чтение и письмо: Чтение и письмо на иностранном языке помогают расширить словарный запас и улучшить грамматику.
Аудирование: Слушание и понимание иностранной речи.
Использование технологий: Существует множество онлайн-ресурсов и приложений, которые могут помочь в изучении иностранного языка.
Изучение культуры: Понимание культуры страны, где говорят на изучаемом языке, поможет лучше понять язык и его использование.
Изучение иностранного языка в техническом университете может представлять определенные трудности. Во-первых, студенты часто сталкиваются с большим объемом специализированной терминологии, которая может быть сложной для понимания и запоминания. Во-вторых, обучение в техническом университете обычно требует от студентов значительных усилий и времени, что может затруднять изучение иностранного языка параллельно с основными предметами. Наконец, отсутствие практики общения на иностранном языке может стать препятствием для развития коммуникативных навыков.
Существенную помощь в обучении английскому языку в техническом университете могут оказать информационные технологии, которые студенты начинают осваивать уже с самого начала обучения в вузе. Будущие инженеры без особого труда могут использовать компьютерные программы для изучения иностранного языка в интерактивном режиме, что делает процесс обучения более интересным и эффективным. При этом они могут самостоятельно выбирать уровень сложности заданий, повторять их столько раз, сколько необходимо для усвоения материала, а также получать мгновенную обратную связь. В то же время, использование ИТ позволяет преподавателям создавать индивидуальные планы обучения для каждого студента, учитывая уровень знаний, интересы и цели, что помогает сделать обучение более персонализированным и эффективным. Применяя различные методы обучения, такие как игры, видеоуроки, он-лайн-тесты и другие интерактивные задания, преподаватель может разнообразить учебный процесс и поддерживать интерес учащихся к изучению языка. Использование ИТ также позволяет преподавателям и студентам общаться и обмениваться ин-
формацией в режиме онлайн, что особенно важно для тех, кто изучает язык удаленно или живет в другой стране.
Значительный вклад в развитие темы применения информационных технологий в обучении иностранным языкам внесли многие специалисты. Так Александров К.В. разработал концепцию компьютерного обучения языкам и создал ряд программных продуктов для обучения английскому языку [3, 4]. Бовтенко М.А. исследовала применение мультимедиа в обучении иностранным языкам и разработала ряд методик использования мультимедийных технологий [5, 6]. Аверкиева Л.Г. исследовала применение интернет-технологий в обучении иностранным языкам и разработала методики использования интернет-ресурсов для обучения [7]. В своей монографии [8] Гитман Е.К. и Тим-кина Ю.Ю. рассмотрели вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза, применения информационных технологий в образовательном процессе и организации самостоятельной работы студентов. Захарова И.Г. исследовала применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам [9] и, совместно с Тата-риновой А.В., использование Web 2.0 технологий при обучении иностранному языку в вузе [10]. Шатилов С.Ф. исследовал применение автоматизированных учебных курсов в обучении иностранным языкам и разработал методики использования автоматизированных систем для обучения [11]. В [12] описано применение метода проектов для формирования профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции студентов инженерных специальностей, который активно использует информационные технологии. Этот метод предполагает активное участие учащихся в процессе обучения, где они самостоятельно или в группах работают над решением конкретных задач, связанных с изучаемым предметом.
При использовании метода проектов в обучении ИЯ с использованием ИТ учащиеся получают возможность:
1. Развивать коммуникативные навыки: учащиеся активно используют ИЯ для об-
щения друг с другом и преподавателем, обсуждения и решения задач.
2. Применять знания на практике: учащиеся применяют свои знания ИЯ для выполнения реальных задач, что способствует лучшему усвоению материала.
3. Работать в команде: учащиеся работают в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и лидерства.
4. Использовать современные технологии: учащиеся используют компьютерные программы, интернет-ресурсы и другие средства ИТ для поиска информации, создания презентаций, написания статей и т.д.
5. Самостоятельно управлять процессом обучения: учащиеся сами выбирают темы проектов, определяют цели и задачи, планируют свою работу и оценивают результаты.
6. Развивать критическое мышление: учащиеся анализируют информацию, делают выводы, принимают решения и аргументируют свою точку зрения.
7. Подготовиться к реальной жизни: учащиеся приобретают навыки, необходимые для успешной интеграции в общество, где ИЯ используется в профессиональной и повседневной жизни.
Применение информационных технологий в неязыковом вузе с целью формирования, развития и совершенствования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции может осуществляться следующим образом:
1.Использование онлайн-курсов и обучающих платформ: существуют множество онлайн-платформ, таких как Coursera, EdX, Udemy, которые предлагают курсы по изучению иностранных языков. Эти платформы предоставляют студентам возможность учиться в удобное для них время и месте, а также позволяют отслеживать прогресс обучения.
2. Виртуальные классы и видеоконференции: программы типа Zoom, Skype, Google Meet позволяют проводить занятия в режиме реального времени, даже если студенты находятся в разных городах или странах. Это особенно полезно для практики разговорного языка.
3. Интерактивные упражнения и игры: существует множество веб-сайтов и приложений, предлагающих интерактивные упражнения и игры для изучения иностранных языков. Они помогают студентам практиковать грамматику, лексику и произношение в увлекательной форме.
4. Электронные учебники и ресурсы: многие издательства предлагают электронные версии своих учебников, которые содержат аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и другие дополнительные материалы. Это облегчает доступ к учебным материалам и делает процесс обучения более гибким.
5. Общение с носителями языка: интернет предоставляет множество возможностей для общения с носителями языка, например, через социальные сети, форумы или специальные приложения для языкового обмена. Это помогает студентам улучшить разговорные навыки и получить ценный опыт общения с представителями другой культуры.
Примерами информационных технологий, которые могут быть эффективно использованы для формирования англоязычных коммуникативных компетенций, являются:
- онлайн-курсы и платформы, такие как Duolingo, British Council Learn English, English Central и другие, предлагают интерактивные уроки и упражнения для изучения английского языка и могут помочь студентам улучшить навыки чтения, письма, аудирования и говорения;
- видео и аудио материалы, такие как фильмы, сериалы, подкасты и песни, могут помочь студентам улучшить навыки аудирования и говорения, понять естественный темп и произношение английского языка;
- социальные сети и форумы, такие как Facebook, Twitter, Instagram и Reddit, могут быть использованы для общения с носителями языка и практики разговорного английского;
- игры и приложения, такие как Memrise, Quizlet и Lingoda, могут помочь студентам улучшить словарный запас и грамматику;
- технологии виртуальной реальности (VR-technologies) могут быть использова-
ны для создания реалистичных языковых ситуаций, в которых студенты могут практиковать свои навыки говорения и аудирования;
- искусственный интеллект (ИИ) может быть использован для создания персонализированных обучающих программ, которые адаптируются к уровню знаний и стилю обучения каждого студента;
- веб-конференции и вебинары, такие как Skype, Zoom и Google Meet, могут быть использованы для общения с носителями языка и практики разговорного английского;
- электронные учебники и ресурсы, такие как учебники с интерактивными упражнениями и онлайн-словари, могут помочь студентам улучшить навыки чтения, письма, аудирования и говорения;
- мобильные приложения, такие как HelloTalk и Tandem, могут помочь студентам общаться с носителями языка и практиковать разговорный английский;
- массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs - Massive Open Online Courses) могут предложить студентам доступ к высококачественным материалам и преподавателям со всего мира;
- автоматизированные системы проверки заданий могут быть использованы для автоматической проверки письменных работ и предоставления обратной связи.
Появление ИИ существенно расширило возможности ИТ при изучении иностранных языков. Такие автоматизированные приложения, как Duolingo, используют ИИ для создания персонализированных уроков, основанных на уровне знаний ученика. Они также используют ИИ для предоставления обратной связи и отслеживания прогресса ученика. Виртуальные помощники, такие как Siri или Alexa, могут быть обучены отвечать на вопросы на английском языке и помогать с переводами. Обработка естественного языка (NLP) позволяет компьютерам понимать и обрабатывать человеческую речь может быть использовано для создания программ, которые могут автоматически проверять грамматику и произношение. Машинное обучение позволяет компьютерам "учиться" на основе данных. Это может быть ис-
пользовано для создания программ, которые могут предсказывать, какие слова или фразы ученик может захотеть перевести или изучить дальше. ИИ также может быть использован для создания виртуальных классов, где ученики могут взаимодействовать с учителями и другими учениками на английском языке. Роботы-помощники, такие как Pepper от SoftBank, могут быть обучены говорить на английском языке и помогать ученикам с различными задачами, такими как изучение новых слов или фраз.
Важным аспектом применения ИТ в обучении ИЯ является использование облачных технологий. Облачные технологии используются для хранения и обмена данными между преподавателями и учащимися. Они позволяют хранить учебные материалы, задания, тесты и другую информацию в одном месте, доступном для всех участников процесса обучения. Облачные технологии также облегчают совместную работу над проектами и заданиями. Учащиеся могут работать над одним документом одновременно, что способствует развитию коммуникативных навыков и сотрудничества. Кроме того, облачные технологии позволяют использовать различные инструменты для обучения, такие как виртуальные доски, интерактивные карты и таблицы. Это делает процесс обучения более интересным и эффективным. Наконец, облачные технологии позволяют проводить онлайн-занятия и вебинары, что особенно удобно для тех, кто не может посещать занятия лично. Таким образом, облачные технологии играют важную роль в современном образовании и способствуют повышению качества обучения английскому языку.
Заключение. Использование ИТ в обучении иностранному языку может быть особенно полезным для студентов инженерных специальностей, которым необходимо владеть иностранным языком для успешного взаимодействия с зарубежными коллегами и партнерами. Метод проектов с использованием ИТ является эффективным способом обучения ИЯ, который способствует активному участию учащихся в процессе обучения, развитию их коммуни-
кативных навыков и применению знаний женерных специальностей является эф-на практике. В целом, использование ин- фективным способом улучшения качества формационных технологий в формирова- образования и повышения конкурентоспо-нии профессиональной коммуникативной собности выпускников на рынке труда. иноязычной компетенции студентов ин-
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2004. -384 с.
2. Андриенко А.С. Современные информационные технологии обучения иностранному языку в техническом вузе в условиях компетентностного подхода // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - №4.
3. Александров К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 80-86.
4. Александров К.В. Опыт внедрения в учебный процесс мультимедийного комплекса для обучения иноязычной лексике в специальном вузе // Вестник КГУ. - 2009. - №1. -С. 356-359.
5. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 111 с.
6. Бовтенко М.А., Шифман Д.В. Развитие лингвистического компонента цифровых компетенций в курсах иностранного языка // Язык. Общество. Образование: сб. науч. тр. 2 междунар. науч.-практ. конф. «Лингвистические и культурологические аспекты современного инженерного образования», Томск, 10-12 нояб. 2021 г. - Томск, 2021. - С. 181185.
7. Аверкиева Л.Г. Роль интернет-технологий в обучении профессиональному иностранному языку // Russian Journal of Education and Psychology. - 2016. - №11-2 (67). - С. 6-15.
8. Гитман Е.К., Тимкина Ю.Ю. Информационные технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014. - 136 с.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
10. Захарова Е.В., Татаринова А.В. Использование Web 2.0 технологий при обучении иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013. - №7-2.
11. Шатилов С.Ф. Обучение иностранным языкам в средней школе и вузе: учеб. пособие. - СПб.: Союз, 2003.
12. Волчек О.С. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции студентов инженерных специальностей // Педагогические науки. - 2022. -№ 2 (114). - С. 19-23.
APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO THE FORMATION OF
PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF
ENGINEERING STUDENTS
O.S. Volchek, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University (Russia, Moscow)
Abstract. The application of information technologies in a non-linguistic university to the formation, development and improvement ofprofessional foreign language communicative competence of students is considered. The principles of teaching foreign languages within the framework of a competency-based approach are formulated. The examples of information technologies that can be used to develop English-language communicative competencies are presented. The project-based method is proposed to be used in combination with information technologies to improve the efficiency of teaching a foreign language at a technical university.
Keywords: foreign language, information technology, professional communicative foreign language competence, engineering profession, English for specific purposes, project-based method.