Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам'

Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРЕЗЕНТАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / INFORMATION TECHNOLOGY / METHOD OF PRESENTATION / CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонорова Лиля Михайловна, Лутфуллина Гюльнара Фирдависовна

Статья посвящена использованию информационных технологий в практике преподавания иностранных языков. Теоретически проанализирован и обобщен практический опыт использования метода студенческих презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонорова Лиля Михайловна, Лутфуллина Гюльнара Фирдависовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the information technologies used in foreign language teaching practice. The practical experience of applying students' presentations is theoretically analysed in this article.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам»

НиконороваЛ.М., Лутфуллина Г.Ф.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Статья посвящена использованию информационных технологий в практике преподавания иностранных языков. Теоретически проанализирован и обобщен практический опыт использования метода студенческих презентаций. Ключевые слова: информационные технологии, метод презентации, творческий подход.

С каждым годом все более возрастают требования к выпускникам профессиональной высшей школы, что требует реформы профессионального образования в целом. Ее движущей силой является применение информационных технологий, что делает возможным переход от репродуктивного к активному усвоению знаний, к усилению творческого начала в образовании, повышению качества обучения путем информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью [4,5,10]. Однако, как показывает практика, использование информационных и теле- коммуникационных технологий в вузах пока еще ограничено, в частности, из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их применению [6,8]. В полной мере это относится и к методике компьютерных технологий обучения иностранным языкам, которые в состоянии сделать процесс овладения языком и речью интересным и эффективным [1,2,9].

Главная цель обучения иностранному языку в вузе - умение извлечь основную информацию из иноязычного текста, а также высказать свое мнение по проблеме. В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что для эффективного изучения иностранного языка необходимо организовать самостоятельную работу студентов в том виде речевой деятельности, которому их обучают.

Особое место в развитии творческой самостоятельной деятельности студентов занимает проектная методика. Телекоммуникационный проект представляет собой относительно законченный комплекс деятельности (учебно-познавательной,

ч/ ч/ ч/ \ ч/ ч/

исследовательской, творческой или игровой), организованный на основе компьютерной телекоммуникации [3,7]. В ходе этого вида работы предполагается основательное изучение материала по той или иной теме, проблеме.

При обучении иностранному языку чаще всего используются культурологические (страноведческие) телекоммуникационные проекты, а именно:

1. исторические - изучение истории страны, города;

2. географические - изучение географии страны, города;

3. этнографические- изучение традиций и быта народа страны изучаемого языка, изучение народного творчества, национальных особенностей культуры разных народов;

4. политико-экономические- ознакомление с государственным устройством стран, ознакомление с общественными организациями;

5. искусствоведческие- посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры страны изучаемого языка [6].

Интересными являются также проекты по актуальным мировым проблемам, например, таким как вопросы экологии в современном мире. Изучение требует исследовательского поиска для ее решения и имеет не только образовательную, но и социально значимую цель. Неоценимую помощь здесь оказывает использование Интернет-ресурсов. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам информации: страноведческий материал, статьи из газет и

журналов, необходимую литературу.

Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты, в рамках которых молодежи всего мира предлагается высказать свое мнение по самым актуальным темам современности, таким как защита окружающей среды, мир на Земле, наука и техника, образование, будущее нашей Планеты и др. Материалы самого проекта могут быть использованы на занятиях по иностранному языку. Цели таких занятий -формирование коммуникативной компетентности и развитие навыков общего понимания прочитанного.

Понятие проекта положено в основу образовательной программы «Intel Обучение для будущего», которая призвана помочь преподавателям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование на занятиях и при подготовке материалов, в проектной работе и самостоятельных исследованиях обучающихся. Главное - получение самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом. Опыт, полученный преподавателями кафедры иностранного языка Казанского государственного энергетического университета на курсе повышения квалификации по теме «Информационная компетентность преподавателя вуза», разработанной в соответствии с программой «Intel Обучение для будущего», помогает при использовании компьютерных технологий в процессе обучения.

На кафедре успешно используются мультимедийные средства в обучении грамматике. Подготовка презентаций студентами является одним из основных методов. Данный метод успешно применяется в преподавании грамматического материала. В первом семестре текущего учебного года студентами было подготовлено 32 презентации по различным грамматическим темам английского языка. Основными пунктами грамматических презентаций являются: 1) теоретический материал; 2) практические примеры; 3) упражнения; 4) ключи для самопроверки. Как дальнейшее использование мультимедийных средств в изучении грамматического материала на кафедре ведется работа по созданию электронных и печатных учебников по грамматике с использованием гиперссылок на соответствующие веб-сайты по каждой грамматической теме (авторы Е.А.Андреева, Н.Н.Волостнова). Широко применяется метод компьютерного тестирования, в частности, и при проведении языковых олимпиад. Невозможно переоценить роль использования презентаций при изучении страноведческого материала.

Следующий этап в использовании мультимедийных средств заключается в сфере работы над текстовым материалом с целью извлечения необходимой информации. Творческий элемент процесса обучения заключается в самостоятельном подборе информации по определенному проблемному вопросу. Для иностранных языков основными методами являются - описание и сравнение. Сравнение может предполагать

/« Ч/ Ч/ Ч//-Ч/1/-Ч/

нахождение общностей и различий в определенной выбранной сфере общей для страны изучаемого языка и для своей страны. Описание может предполагать составление развернутого письменного или устного высказывания по проблемному вопросу на базе усвоенного материала. При этом появляется возможность использовать преимущества интернета: 1) доступ к современным текстовым материалам; 2) возможность подбора материала в соответствии с уровнем подготовленности составителя презентации. Минимальный объем предполагает работу над одним текстом. Ход работы над презентацией в данном случае должен включать следующие этапы, соответствующие процессу реферирования: 1) подбор текста по определенной тематике; 2) выделение ключевых слов с поиском их перевода - работа над лексическим материалом; 3) выделение ключевых идей - работа над содержанием статьи. Можно включить разбор

временных форм глагола в качестве повторения грамматического материала. В качестве мотивирующего элемента работы над текстом должен быть поставлен проблемный вопрос. В результате работы над презентацией студент должен, базируясь на прочитанном материале, доказать справедливость своего суждения по поставленному вопросу.

Для групп с продвинутым уровнем владения иностранным языком можно предложить работы над несколькими выбранными текстами с постановкой следующих задач: 1) группировка текстов по определенному направлению; 2) подбор текстов по определенной тематике с целью извлечения наиболее полной информации по теме.

Во время прохождения курсов повышения квалификации, нашей основной задачей мы определили использование интернет-ресурсов в работе над неадаптированными текстами на иностранном языке. Преимущества данного метода: 1) доступ к

современным текстам из различных источников; 2) подбор текстов в соответствии с индивидуальным уровнем владения языком; 3) отсутствие переведенного варианта текста; 4) наличие иллюстраций. Работа над электронным неадаптированным текстом по специальности представляется нам ключевым моментом в подготовке специалистов в любой области. Была предпринята попытка разработки основных компонентов презентации как метода работы над неадаптированным текстом по специальности. В частности, нами были составлены и размещены на электронной площадке нашего университета проекты по теме: «Исследование проблем загрязнения воздуха городским транспортом» и «Экологические проблемы в современном мире». Данные проекты могут быть разработаны студентом, обучающимся по направлению «Экология». Работа над первым проектом предполагала следующие этапы: 1) подбор информации по теме; 2) работа над лексикой - составление словаря; 3) выделение ключевых фраз, отражающих основную идею текста; 4) составление на базе изученной лексики и ключевых фраз устного и письменного сообщения по аналогичной теме, но уже о родном городе Казани. В рамках второго проекта студентам предлагается найти с помощью Интернета неадаптированные статьи из немецкоязычных источников, определить какие экологические проблемы волнуют сегодня жителей Германии, Австрии, Швейцарии и составить подборку статей по каждой проблеме. На слайдах кратко излагается суть таких проблем, возможные пути их решения.

В этом семестре нами было предложено студентам подготовить презентации по специальности. Основная трудность заключается в определении тем презентаций по таким специальностям как «Документоведение и кадровая служба» или «Энергосбережение». В качестве основных пунктов презентации по специальности были выделены следующие: 1) защита презентации на иностранном языке с предложенным для слушателей вариантом собственного перевода; 2) составление терминологического словаря по тексту; 3) выделение ключевых фраз. Минимальный объем работы составляет один текст с включением в презентацию дополнительного текста для самостоятельного разбора студентом, который ознакомился с данной презентацией (как вариант самоконтроля). В этом семестре студентами было выполнено 9 презентаций по

« л —г

специальности на английском языке и 17 презентаций по страноведению на немецком языке.

Опыт работы над мультимедийными презентациями свидетельствует о том, что информационные технологии могут сделать работу по изучению иностранного языка увлекательной. Грамматический материал становится простым и понятным, а страна изучаемого языка более близкой и интересной. Разрушаются барьеры между людьми, живущими в разных государствах. Данный вид работы служит решению следующих задач:

■ формированию у студентов неординарного мышления;

■ развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;

■ повышению мотивированности у обучающихся при изучении иностранного языка;

■ иформированию студентов о самых разных сторонах жизни общества в странах изучаемого языка с помощью неограниченных возможностей Интернета;

■ создания положительного эмоционального настроения при решении поставленных задач;

■ развитию творчества у студентов;

■ повышению эффективности занятий и качества обучения.

Как и при обучении студентов другим предметам, информационные технологии предоставляют возможность изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения к креативной модели, что способствует процессу реформирования традиционной системы образования.

Литература

1. Золотая рыбка в «сети». Интернет - технологии в средней школе. (Практическое руководство). Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001.

2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.

3. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие - 9-е изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет - Университет Информационных технологий, 2008.

4. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации/ Под общ. ред. С.И.Маслова. - М.: Изд-во МЭИ, 2004.

5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы - составители: Д.П.Тевс, В.Н.Подковырова, Е.И.Апольских, М.В. Афонина. -Барнаул: БГПУ, 2006.

6. Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. -2006. -№2. - с.37 - 39.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе обазования. - М., 2001.

8. Современные информационные технологии в образовании: ключевые понятия, определения и задачи. - Центр проблем развития образования Белорусского гос. ун-та. URL: htpp: // charko. narod.ru / tekst / an 5 / 2.htm /

9. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранному языку в вузе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.: 2004.

10. Яковлев А.И. Информационно - коммуникационные технологии в образовании. URL: http: / lemao.iis.ru / arc / infosoc / emag.nsf / BPA / bct6d4452de1cad0c3256c4d009253do

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.