Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / дистанционное обучение / педагогика / развитие технологий / virtual reality / distance learning / pedagogy / technology development

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванов Сергей Дмитриевич

В статье приведены примеры, возможности и преимущества реализации инновационных техноло-гий в области виртуальной реальности для повышения качества образования у студентов. Рассматри-ваются варианты эффективного внедрения и интеграции данной технологии в учебный процесс для бо-лее качественного его проведения, дабы добиться весомого получения знаний в результате прохождения практики вне предприятия конкретной отрасли направления обучения. В статье отслеживается коле-бательный процесс заинтересованности общественности виртуальной реальности, а также влияние дистанционного обучение как фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иванов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF VIRTUAL REALITY SIMULATION PROGRAMS FOR STUDENT LEARNING

The article presents examples, opportunities and advantages of implementing innovative technologies in the field of virtual reality to improve the quality of education for students. Options for effective implementation and integration of this technology in the educational process for a better quality of its implementation, so as to achieve a weighty knowledge as a result of the practice outside the enterprise of a particular branch of study are considered. The article traces the oscillating process of public interest in virtual reality, as well as the im-pact of distance learning as a factor.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

«етушшшм-лшшау» 2021 / technical science

21

УДК 378.162

Иванов Сергей Дмитриевич студент группы 2мАЛС, МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., 64 DOI: 10.24412/2520-6990-2021-15102-21-24

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ivanov Sergey Dmitrievich

student of MAP group 2, MADI, Russia, 125319, Moscow, Leningradsky prospect, 64

APPLICATION OF VIRTUAL REALITY SIMULATION PROGRAMS FOR STUDENT LEARNING

Аннотация.

В статье приведены примеры, возможности и преимущества реализации инновационных технологий в области виртуальной реальности для повышения качества образования у студентов. Рассматриваются варианты эффективного внедрения и интеграции данной технологии в учебный процесс для более качественного его проведения, дабы добиться весомого получения знаний в результате прохождения практики вне предприятия конкретной отрасли направления обучения. В статье отслеживается колебательный процесс заинтересованности общественности виртуальной реальности, а также влияние дистанционного обучение как фактора.

Abstract.

The article presents examples, opportunities and advantages of implementing innovative technologies in the field of virtual reality to improve the quality of education for students. Options for effective implementation and integration of this technology in the educational process for a better quality of its implementation, so as to achieve a weighty knowledge as a result of the practice outside the enterprise of a particular branch of study are considered. The article traces the oscillating process ofpublic interest in virtual reality, as well as the impact of distance learning as a factor.

Ключевые слова: виртуальная реальность, дистанционное обучение, педагогика, развитие технологий

Keywords: virtual reality, distance learning, pedagogy, technology development

Введение

В настоящее время сфера технологий переживает небывалый подъём, который, зачастую, выходит далеко за рамки потребностей рядового пользователя. Это в свою очередь даёт возможность преобразовать сложные технологические процессы во вполне живой и реалистичный опыт. Такая технология, как виртуальная реальность уже большой промежуток времени наращивает свои позиции в области обучения, она способствует глубокому погружению и хорошей вовлеченности в процесс. Невероятный прогресс и наращивание вычислительных мощностей в компьютерной отрасли позволяют беспрепятственно создавать сложные технологические процессы без особых проблем. На сегодняшний день огромное количество отраслей обратили своё внимание на технологии виртуальной реальности, так как они способны обеспечить поддержание опыта и приобретение новых знаний

персонала, а также обезопасить обучение при работе с опасными или требующими наибольшей точности системами. Со временем влияние виртуальной реальности будет только упрочиваться, и по возможности стоит обратиться к её благам как можно раньше.

Специфика виртуальной реальности А.Е. Войскунский, подчеркивая необходимость расширения зон использования виртуальной реальности (ВР), писал: «Большой объем задач стоит перед психологией обучения, или педагогической психологией. В настоящее время способы организации обучения, в том числе профессионального и группового, в виртуальной среде только нащупываются...» [1]

Так как технология виртуальной реальности развивается довольно продолжительное время, она успела пережить как взлёты, так и падения своей популярности. На графике (рис. 1) можно проследить её «витиеватый» путь развития:

22

TECHNICAL SCIENCE / «ШУУШШУМ-ЛШШаИ» #ЩШ2)), 2021

Время

Рис. 1 - Цикл зрелости технологий

В виду того, что на момент появления данной технологии она была чем-то новым в рамках подачи информации и привлекала огромное количество заинтересованных в её использовании. К сожалению, это повлияло на резкий спад её популярности, так как технологически виртуальная реальность требовала больших денежных вложений и потребляла объёмы вычислительных мощностей, что было слишком, в тот промежуток времени, рядовой пользователь перестал обращать внимание на подобные разработки. Но сейчас, когда прошло около десяти лет, интерес данной технологии разгорается с новой силой. [3]

В 2020 году миру была представлена компьютерная игра Half-Life: Alyx, игровой процесс которой был полностью разработан для полного погружения в виртуальную реальность при помощи соответствующих девайсов. Данная игра была распроданная тиражом более пятисот тысяч копий, что для игровой промышленности скромно для такой

известной франшизы, но для проектов с применением очков виртуальной это была маленькая победа. Проект показал интересные возможности функционала и развития виртуальной реальности, а самое главное, он частично популяризировал разработку в данной области развития обучения.

В тот момент на нашей планете только начала бушевать известная пандемия, связанная с распространением коронавирусной инфекции, что побуждало преподавателей по всему миру придумывать интересные способы подачи материала. Так один из них, Чарльз Кумбер, провёл урок с использованием вышеупомянутой компьютерной игры. В некоторый момент повествования появляется возможность интерактивно взаимодействовать со стеклянной поверхностью, а также рисовать на её поверхности. Это и побудило Чарльза объединить интересное виртуальное пространство для учеников и подачу материала (рис. 2):

Рис. 2 - Проведение урока при помощи компьютерной игры

Виртуальная реальность как средство обучения

Стоит отметить, что отечественная система образования специализируется на подаче знаний исключительно в виде теории, оставляя практическому применению малую долю времени, давая

студентам возможность проявить инициативу и найти себе практическое применение на предприятиях, связанной с областью изучения промышленности. Данная система не учитывает отсутствие у некоторых обучающихся возможности такого прохождения производственной практики.

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / TECHNICAL SCIENCE 23

Рис. 3 - Взаимодействие с реалистичными моделями оборудования

Поэтому внедрение в образовательный процесс системы обучения с использованием виртуальной реальности - это возможность подготовить студентов к дальнейшей работе по изучаемому профилю. Такой способ подачи информации, подкреплённый некоторой практикой в искусственной среде, может способствовать более интенсивному изучению материала, полученному в процессе изучения теоретических основ и, возможно, повысит квалификацию обучающихся при дальнейшей работе в данной сфере деятельности, а также заранее обеспечит подготовку при работе с техническим оборудованием, задействованным на объекте. Внедрение обучения при помощи виртуальной реальности должно происходить постепенно, небольшими шагами, дабы оценить преимущества и недостатки от подобного её внедрения. Практика является отличным этапом для планомерного введения данного средства обучения и анализа последствий. [4]

Каковы преимущества использования технологий виртуальной реальности в образовательных учреждениях?

1. Большое количество опытов доказали, что человек лучше воспринимает и запоминает информацию при помощи всех органов чувств, а виртуальная реальность как раз способна дать такой опыт.

2. Повышение уровня мотивации. Цифровые технологии повышают интерес к образовательному процессу, так как у современного поколения восприятие информации сформировано уже цифровой средой. Обучаемые привыкли воспринимать информацию через технику (компьютер, мобильный телефон, гаджеты и т.д.). В качестве широко испытуемого примера можно рассмотреть социальные сети, в которых школьники каждый день обмениваются информацией (общаются) и читают новостную ленту [2].

3. Помощь в подаче материала для преподавателя. То, что не способно передать теоретическая подача материала компенсируется практикой в виртуальной реальности.

4. Возможность удаленного образования. С помощью данных технологий появляется возможность повысить эффективность обучения «онлайн». Студенты, обучающиеся онлайн в большей степени способны освоить материал и погрузится в описываемые технологические процессы

Несмотря на множество плюсов, следует отметить и проблемы внедрения виртуальной реальности.

1. Основным недостатком является внушительная стоимость подобных девайсов и программного обеспечения. Поэтому возможность цифрови-зации образования может поступать постепенно, а также для начала стоит оценить эффективность такого вида образования опытным путём

2. Влияние на здоровье так же должно оцениваться в данной подаче материала. Обучение должно проводится с перерывами, для уменьшения нагрузки на зрительный орган, так же яркая цветопередачи и динамическое окружение способно вызывать эпилептические припадки у страдающих подобными заболеваниями людей. [4]

3. Резкая смена подачи материала способна сбить с толку как студента, так и преподавателя, так как придётся изменять устоявшиеся догмы образовательной системы

4. Студент не способен в полной мере оценить риски и опасность технологического процесса в среде виртуальной реальности, в виду её несерьёзности, что уменьшает порог ответственности у студентов.

Основные выводы

В заключении хочется сказать, что интеграция подобной системы требует прямое участие учебного персонала для качественного внедрения данного метода в учебный процесс, а также его изменении или настройке под конкретную специализацию обучения.

Также важно качественно подобрать все комплектующие для данной системы и откалибровать её для наиболее точной работы и устранения возможных рисков неправильного определения объекта в пространстве и в самом рабочем поле. Так же подлежит и тщательной проверке алгоритмы работы программ и компонентов, дабы в учебный процесс не могли попасть неправильные данные.

В случае успеха данной системы, возможна её интеграция во многие отрасли промышленности, так же возможно создание дистанционная работа с реальным производством и выводом его параметров оператору для его качественной работы и точной реакции на тот или иной пункт процесса работы предприятия, в случае если находиться на нём опасно для человеческой жизни.

Литература

24

TECHNICAL SCIENCE / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #ЩШ2)), 2021

1. Войскунский А.Е. Психология и интернет. - М.: Акрополь, 2010. - 439 с.

2. Гурова Т.И., Заболотникова В.С. Интеллектуальные информационные системы образования / Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. М.: ООО «А-Приор», 2017. С. 99.

3. Супрунова В.Г. Виртуальная реальность -что это такое? URL: http6://tofar.ru/artide/virtual-naya-realnost.php

4. Ярмухаметова И.В. Использование VR и AR технологий в обучении / Сборник статей и тезисов студенческой открытой конференции. М, 2020.

References.

1. Voyskunsky A.E. Psychology and the Internet. - Moscow: Acropolis, 2010. - 439 c.

2. Gurova T.I., Zabolotnikova V.S. Intelligent information systems of education / Professional development of pedagogical staff in the conditions of updating education: Proceedings of the VIII City scientific-practical conference. Moscow: LLC "A-Prior", 2017. C. 99.

3. Suprunova V.G. Virtual reality - what is it? URL: http6://tofar.ru/article/virtualnaya-realnost.php.

4. Yarmukhametova I.V. Using VR and AR technologies in teaching / Collection of articles and theses of the student open conference. M, 2020.

УДК: 331.452

Канина Анастасия Романовна

Студент

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ВЫСОТНЫХ РАБОТАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И МЕТОДЫ ЕГО КОНТРОЛЯ

Kanina Anastasia Romanovna

Student

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

THE HUMAN FACTOR AS THE MAIN CAUSE OF INJURIES DURING HIGH-RISE WORK IN CONSTRUCTION AND METHODS OF ITS CONTROL

Аннотация.

В статье представлен анализ человеческого фактора при работах на высоте, рассмотрены основные факторы получения травм на высотных работах и причины, по которым опасные для жизни человека ситуации могут произойти, а также приведены методы контроля травматизма, связанного с человеческим фактором.

Abstract.

The article presents an analysis of the human factor at work at height, considers the main factors of injury at high-altitude work and the reasons why life-threatening situations can occur, as well as provides methods for controlling injuries associated with the human factor.

Ключевые слова: человеческий фактор, травматизм, высотные работы, строительство, охрана труда, безопасность.

Keywords: human factor, injuries, high-rise work, construction, labor protection, safety.

Вероятность получить травму существует в каждой трудовой сфере и зависит от многих факторов. Наиболее значимый из всех факторов - человеческий. Безответственность персонала к своим обязанностям является причиной большинства нарушений, приводящих к увечьям. В большинстве случаев производственные травмы получают из-за сознательного невыполнения или нарушении правил техники безопасности, технологического процесса выполнения работ, пренебрежения средствами индивидуальной защиты, несоблюдения трудовой и производственной дисциплины. [1] Ведь запомнить все необходимые правила безопасности, прослушанные на инструктажах, вовремя воспользоваться ими и отреагировать на риск, угрожающий сотруднику или его коллегам, могут совершенно не все сотрудники. Многие работодатели не берут в учет умение сотрудника быстро и правильно реагировать на непредвиденные и опасные ситуации. Именно с этой проблемой связан уровень

производственного травматизма, особенно высокий в строительной и производственной отраслях.

Основные факторы получения травмы при высотных работах

Высотные работы являются одной из самых опасных сфер строительного процесса. Все работы, которые выполняются на высоте от 1,8 метра, считаются высотными. Главным опасным производственным фактором при высотных работах является расположение рабочего места, от высоты, на которой располагается рабочее место, зависит степень полученных травм, с этим фактором связано падение работника с большой высоты или падение предметов. Существует основные причины падения работников или предметов с высоты [3]:

• Технические причины - отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ), например, предохранительных поясов; неправильно собранные леса, недостаточная устойчивость и прочность; отсутствие ограждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.