ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2021.42.1.015 УДК 37.01
Грязное Сергей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета внебюджетной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Sergey A. Gryaznov
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Dean of the faculty of non-budget training,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. Несколько лет назад об идее обучения сотрудников правоохранительных органов посредством виртуальной реальности (VR) не могло быть и речи, прежде всего, из-за высокой стоимости данной технологии. Сегодня виртуальная реальность стала технически зрелой, затраты снизились, а технологии широко распространились по многим профессиям. Можно уверенно сказать, что правоохранительным органам нужны лидеры, обладающие навыками и компетенциями XXI в., выходящими за рамки традиционного обучения. Целью данной статьи является рассмотрение (на зарубежном примере) важности применения технологии виртуальной реальности для обучения сотрудников правоохранительных органов. Автором сделан вывод о том, что использование виртуальной реальности в обучении - это наиболее эффективный способ передачи информации. Данные технологии обучения можно использовать для безопасного повышения квалификации, чтобы в будущем избежать реальных рисков.
Ключевые слова: технологии виртуальной реальности в полиции, правоохранительные органы, искусственная реальность, компьютерная симуляция, обучение с помощью виртуальной реальности, VR-обучение, полное погружение, цифровые технологии, виртуальные тренировки.
THE USE OF VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS
Summary. A few years ago, the idea of training law enforcement officers through virtual reality (VR) was out of the question, primarily because of the high cost of this technology. Today, virtual reality has become technically mature, costs have decreased, and technology has spread widely across many professions. We can confidently say that law enforcement agencies need leaders with skills and competencies of the 21st-century that go beyond traditional training. The purpose of this article is to consider (on a foreign example) the importance of using virtual reality technology for training law enforcement officers. The author concluded that the use of virtual reality in training is the most effective way of transmitting information. These training technologies can be used for safe professional development in order to avoid real risks in the future.
Keywords: virtual reality technologies in the police, law enforcement agencies, artificial reality, computer simulation, training with virtual reality, VR-training, full immersion, digital technologies, virtual training sessions.
Мало кто думает о реформе правоохранительных органов как о технологической проблеме. Но то, как обучаются сотрудники правоохранительных органов, является одним из элементов дискуссии о реформе правоохранительных органов. Сторонники более совершенного симуляционно-го обучения утверждают, что с помощью виртуальной реальности сотрудники правоохранительных органов могут сталкиваться с различными ситуациями любое количество раз, уменьшая шансы на ©неправильную» реакцию в реальной критической ситуации. Обучение на основе виртуальной реальности дает сотрудникам уверенность в том, что они могут исследовать проблемы и учиться на ошибках в безопасной виртуальной среде.
Как сотрудники правоохранительных органов используют оружие, взаимодействуют с потенциальными и реальными нарушителями, решают конкретные проблемы, - все это можно
© 2021 Грязнов С. А.
ВЕСТНИК СЮИ
улучшить с помощью технологий, в частности виртуальной реальности (УК). Одна из областей, где виртуальная реальность активно проявляет себя, - обучение. УЯ делает обучение интерактивным, помещает пользователей в ситуации, которые в противном случае могли бы быть опасными или трудными для воспроизведения в реальном мире.
Сотрудникам необходимо оттачивать свои навыки для управления кризисными ситуациями во время опасных столкновений. Требуется дополнительное обучение, чтобы повысить их устойчивость к стрессу и побудить принимать правильные решения на основе проверенных методик. Но обучение само по себе не означает улучшение, улучшение означает - эффективное обучение.
При использовании УЯ, которая помещает сотрудников в возможные реальные ситуации, видны значительные улучшения в деэскалации, принятии решений и более эффективном управлении ситуациями, чтобы защитить общественность и себя.
Постепенно приходит понимание, что ценность теоретического обучения серьезно ограничена, когда речь идет о необходимости принятия мгновенных решений - это является огромным требованием к физическим и умственным способностям обучаемого. Реалистичная практика здесь способствует прогрессу.
Чтение лекций занимает свое место в преподавании политики и содействии взаимодействию с сообществом, но напряженные ситуации реального мира требуют бескомпромиссно-реалистичных (эффективно-мыслящих) симуляций, способных дать адекватный ответ преступному элементу [1].
Современные программы виртуальной реальности с сертифицированным обучающим содержанием идеально подходят для обучения сотрудников правоохранительных органов по нескольким причинам.
Сама технология является надежной, имеет способность настраивать разные сценарии, которые могут развиваться во многих направлениях, имитируя реальную ситуацию.
После того как решение найдено, инструкторы могут проводить индивидуальные занятия для каждого сотрудника, что дает им возможность закрепить положительное поведение за счет повторения. Можно просматривать видеосеансы, чтобы подчеркнуть, как сотрудник использует вербальные навыки, и дать рекомендации по действиям в каждой конкретной ситуации.
Это позволяет сотруднику узнать о субъективном применении силы и о том, как переменные оправдывают разные реакции и приводят к различным результатам. Это обеспечивает безопасность, но в то же время является интенсивным и реалистичным этапом обучения и совершенствования сотрудника.
Использование обучения на основе виртуальной реальности эффективно только в том случае, если оно проводится фирмой, которая может предоставить передовые технологии и правильные проверенные методики. Необходимо выбрать программу, в которой используются полноразмерные видеоэкраны, а также имитационное оружие (чтобы симулятор точно отслеживал каждый выстрел).
Кроме того, полезно выбрать систему, которая имеет физический компонент, к примеру, получение болезненного ©удара» посредством электрического импульса. Это имитирует ответный огонь, взрывы и другие возможные источники ущерба. Такой физический компонент предназначен для того, чтобы вызвать стрессовую реакцию у обучаемого, который затем должен игнорировать болезненную обратную связь, сосредоточившись на быстрых, но соответствующих ответных действиях [2].
Продвинутые платформы виртуальной реальности эффективнее всего работают тогда, когда они точно имитируют физический и умственный аспекты реальной жизни. Путем погружения сотрудников правоохранительных органов в различные сценарии, где может не быть однозначных ответов, их когнитивные и оценочные навыки подвергаются проверке. Обучение должно опираться на научно обоснованный подход, при котором офицеры полагаются не только на мышечную память или силу. УЯ должна представлять несколько сертифицированных сценариев и вариантов для проверки ответов сотрудников и позволять им учиться на виртуальных ошибках, вместо того, чтобы ошибаться в реальных местах событий.
Так, УЯ предлагает ситуации с персонажами разного этнического происхождения и пола. Они могут демонстрировать одно и то же поведение во время и в рамках моделируемой встречи, поэтому симулятор может выявлять расхождения в ответах офицеров. Это важная часть обучения, чтобы исключить любые предубеждения из-за гендерного и этнического признака.
ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Этот новый стиль обучения гораздо более сложен, чем традиционные сценарии ©стрелять -не стрелять». Процесс обучения можно усложнить еще больше - виртуальной реальностью с комплексной учебной программой, которая охватывает проблемы психического здоровья, аутизм, неотложные медицинские ситуации и другие сценарии, требующие хладнокровия и быстрой реакции. Согласно базе данных Washington Post за 2018 г. как минимум 136 людей с психической инвалидностью погибли в США из-за непрофессионализма полицейских [3].
В связи с участившимися подобными случаями с 2021 г. во время обучения полицейские Денвера будут надевать очки виртуальной реальности и испытывать симуляцию - погружение в чувства психически нездорового человека в то время, когда к нему приближается полиция (шум в голове, который не дает сосредоточиться; яркий фонарь офицера, светящий в лицо; дезориентация). Тренинг помогает понять, почему важно использовать спокойный голос, приглушить звук сирены, убрать яркий свет [4].
Таким образом, виртуальная реальность обучает эмпатии, предоставив возможность не только гипотетические встать на место другого человека, но буквально оказаться у него «в голове». Это действительно творческий, инновационный подход - предоставить сотрудникам опыт человека, у которого может быть кризис психического здоровья, почувствовать, что он слышит, видит, как воспринимает свое окружение. Это даст офицерам больше информации о том, как реагировать в такой ситуации. Следует заметить, что подобная тренировка в виртуальной реальности может стать сильным эмоциональным переживанием даже для опытных полицейских [4].
В условиях нарушения правопорядка гражданам может потребоваться медицинская помощь. Сотрудники должны быть обучены процедуре оказания первой медицинской помощи, прежде чем медицинские работники смогут прибыть на место происшествия. Системы VR могут продемонстрировать методы оказания медицинской помощи, которые могут потребоваться офицерам. Необходимо помнить, что даже небольшая задержка в оказании помощи или использование ненадлежащих методов может привести к летальному исходу. Таким образом, наличие базовых знаний об оказании первой медицинской помощи и умение ее применить - является важной компетенцией сотрудника.
В скором будущем будут доступны тренинги, направленные на помощь людям с шизофренией и суицидальными наклонностями. Также планируется проводить тренинги, направленные на помощь людям, страдающим деменцией, посттравматическим стрессовым расстройством или слабослышащим.
Обучение обращению с огнестрельным оружием считается особенно подходящим для внедрения технологии VR. В ситуациях сильного стресса на стрелка влияют реакции симпатической нервной системы, которые могут подействовать на дыхание. Расслабление тела и поддержание естественного дыхания определены как основные компоненты тренировки с огнестрельным оружием. Во время перестрелки требуются особые симпатические реакции (например, 100-115 ударов в минуту для уровней частоты сердечных сокращений).
Поэтому важным навыком, которому необходимо обучить в общих сценариях меткой стрельбы, является стрельба во время естественной дыхательной паузы. Поскольку недостаток кислорода может нарушить когнитивные способности и остроту зрения, тренировка аутогенного дыхания (тренировка автономной саморегуляции) считается основным компонентом тренировки с огнестрельным оружием, которая успокаивает тело и сохраняет естественный характер дыхания.
Для поддержки исследования физиологической саморегуляции у полицейских во время обучения по сценарию стрельбы был создан полностью иммерсивный учебный тренажер на основе виртуальной реальности - Biocyber Physical Simulator (BioPhyS). Это пример системы, которая способна использовать форму физиологических вычислений, известную как биокибернетическая адаптация, при которой данные в реальном времени от мозга и тела используются контуром управления для адаптации пользовательского интерфейса. Дизайн BioPhyS основан на исследованиях физиологических реакций обучаемых пользованию огнестрельным оружием во время состояния, связанного с концентрацией и спокойствием.
Ключевыми элементами обучения сотрудника обращению с огнестрельным оружием является овладение очень специфическими психофизиологическими реакциями, связанными с контролируемым дыханием во время стрельбы. Новые иммерсивные системы виртуальной реальности, такие как BioPhyS, позволяют воссоздать реалистичные сценарии, в которых обучающиеся могут подвергаться воздействию различных факторов стресса, а физиологические реакции записываться.
ВЕСТНИК СЮИ
С другой стороны, на стрелков-полицейских влияет не только реакция центральной нервной системы, но также и периферическая система. Последовательные и усвоенные навыки управления сердечно-сосудистыми реакциями, способными создавать желаемые модели дыхания, были определены как главный компонент тренировки с огнестрельным оружием [5].
Благодаря своей гибкости и портативности обучение в VR идеально подходит для сотрудников правоохранительной сферы, желающих пройти обучение, когда и где им это удобно. Обучение в виртуальной реальности более интересно, чем аудиторная или симуляционная подготовка, поэтому офицеры с большей вероятностью будут выбирать виртуальную подготовку, сохраняя полученные знания дольше.
На практическом уровне VR-обучение также может лучше работать для всех отделов правоохранительной системы. Большая часть сегодняшней подготовки полицейских либо дорогостоящая (например, тренинг с многоэкранным моделированием), либо не увлекательна (например, обучение в традиционной аудитории), либо ограничена в том, чему она может подготовить офицеров (фиксированное количество ситуаций, которое не может приблизиться к реальному миру). VR-обучение требует относительно небольших вложений, небольшого пространства и может заменить/дополнить личное или групповое обучение во многих ситуациях.
Преимущества VR-обучения сотрудников правоохранительных органов:
- полное погружение, так как единственная реальность, которую они видят - это то, что находится в их гарнитуре;
- может достигать конкретных целей обучения;
- может обеспечить очень специфические условия.
Недостатки VR:
- по определению нет связи с реальным миром. Это затрудняет движение, кинестетическое осознание реального мира практически невозможно, что может отрицательно повлиять на некоторые цели обучения;
- иногда требуется, чтобы пользователь был привязан к центральному процессору (ЦП), который обычно выглядит как рюкзак на спине;
- поскольку опыт полностью цифровой, иногда не хватает эмоционального воздействия.
Выбирая платформу, необходимо подумать о той, которая постоянно обновляет обучение,
делая его более реалистичным, захватывающим и эффективным. Компании, обладающие столь необходимым опытом и бесценными ресурсами в областях, которые поддерживают и помогают правоохранительным органам в их стремлении внести изменения, сегодня крайне востребованы.
Одним из игроков в этой сфере является компания VirTra, генеральный директор и основатель которой Боб Феррис использовал свою технологию виртуальной реальности, первоначально разработанную как игровая технология, и преобразовал ее в платформу, призванную изменить тот алгоритм, по которому сотрудники готовятся к работе.
Технология не основана на гарнитуре, а использует экраны симулятора с углом обзора 300 градусов. Цель состоит в том, чтобы заставить офицеров испытать новый уровень эмоций и сочувствия, который они не получили бы при стандартной полицейской подготовке [6].
В заключение статьи стоит напомнить, что никакая технология сама по себе не является полностью самодостаточной, и виртуальная реальность при обучении - это всего лишь наиболее эффективный способ передачи информации. Ключевой фактор в VR - эмоциональность. На уровне биохимии нашего мозга - знание, полученное в момент сильной эмоции, усваивается лучше. Когда мы научимся использовать эту ценность VR, правильно расставлять эмоциональные акценты для решения той или иной задачи, тогда VR-обучение заработает в полную силу. Безусловно, обучение в виртуальной реальности не сможет заменить настоящий полицейский опыт, но оно определенно кажется более ©реальным», чем живое, но постановочное моделирование.
Библиографический список
1. Кармак Б. Полицейские начали обучаться в виртуальной реальности [Электронный ресурс]. URL: https://www.ferra.ru/news/techlife/policeiskie-nachali-obuchatsya-v-virtualnoi-realnosti-11-02-2020.htm (дата обращения: 12.01.2021).
2. Трушечкина А. Г. Технологии виртуальных реальностей. основные особенности [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41384209 (дата обращения: 12.01.2021).
ПЕМГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Макбул А. ©Не стреляйте, я инвалид». Почему так много психически больных погибают от пуль полицейских Алим Макбул [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-45785243 (дата обращения: 12.01.2021).
4. Schmelzer E. Can virtual reality training teach cops empathy? Denver police hope so [Электронный ресурс]. URL: https://www.denverpost.com/2020/12/12/denver-police-virtual-reality-training-empathy/ (дата обращения: 12.01.2021).
5. Edison J. Muñoz Integration of bio-cybernetic adaptation into training of concentration in virtual reality and calmness when shooting at targets [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/335428718_Integrating_Biocybernetic_Adaptation_in_Virtual_ Reality_Training_Concentration_and_Calmness_in_Target_Shooting (дата обращения: 12.01.2021).
6. Greg Nichols Police simulator uses real weapons, tense scenarios [Электронный ресурс]. URL: https://www.zdnet.com/article/police-simulator-uses-real-weapons-tense-scenarios/ (дата обращения: 12.01.2021).
References
1. Carmack B. Politseiskie nachali obuchat'sya v virtual'noi real'nosti [Police officers began to be trained in virtual reality]. URL: https://www.ferra.ru/news/techlife/policeiskie-nachali-obuchatsya-v-virtualnoi-realnosti-11-02-2020.htm (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].
2. Trushechkina A. G. Tekhnologii virtual'nykh real'nostei. osnovnye osobennosti [Technologies of virtual realities. the main features of]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41384209 (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].
3. Maqbul A. «Ne strelyaite, ya invalid». Pochemu tak mnogo psikhicheski bol'nykh pogibayut ot pul' politseiskikh Alim Makbul [«Don't shoot, I'm disabled». Why so many mentally ill people die from police bullets Alim Maqbul]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-45785243 (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].
4. Schmelzer E. Can virtual reality training teach cops empathy? Denver police hope so. URL: https://www.denverpost.com/2020/12/12/denver-police-virtual-reality-training-empathy/ (Accessed: 12.01.2021) [in English].
5. Edison J. Muñoz Integration of bio-cybernetic adaptation into training of concentration in virtual reality and calmness when shooting at targets. URL: https://www.researchgate.net/publication/335428718_Integrating_Biocybernetic_Adaptation_in_Virtual_R eality_Training_Concentration_and_Calmness_in_Target_Shooting (Accessed: 12.01.2021) [in English].
6. Nichols G. Police simulator uses real weapons, tense scenarios. URL: https://www.zdnet.com/article/police-simulator-uses-real-weapons-tense-scenarios/ (Accessed: 12.01.2021) [in English].