Раздел 8 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 338.242
Kiykova E. V., Chaban S.A. USE OF SIMULATION IN THE MANAGEMENT SYSTEM procurement of goods, WORKS and services FOR THE NEEDS OF UNIVERSITY. This paper describes the use of simulation for decisionmaking in the procurement for the University. The developed models can be used to construct the optimal placement of the schedule of orders, execution of the plan for the control and monitoring of the procurement process for the procurement needs of the university.
Key words: simulation model, the procurement process for the needs of the university, schedule, procurement plan, the system of decision-making, performance indicators process.
Е.В. Кийкова, ст. преп. каф. информационных систем и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Владивостокский гос. университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: [email protected]; С.А. Чабан, сотрудник бухгалтерско-экономического отдела МКУ «ДСО ВГО», г. Владивосток,
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ НУЖД УНИВЕРСИТЕТА
В работе описано применение имитационного моделирования при принятии управленческих решений в процессе закупок для нужд университета. Разработанные моделимогут быть использованы для построения оптимального плана-графика размещения заказов, для контроля исполнения плана закупок и мониторинга самого процесса закупок для нужд университета.
Ключевые слова: имитационная модель, процесс закупок для нужд университета, план-график, план закупок, система принятия решений, показатели результативности процесса.
Приняв федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государство установило единый порядок размещения заказов, расширило возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, что позволило унифицировать бизнес-процессы заключения договора (для бюджетных учреждений) в контексте государственного регулирования. Тем самым закупки бюджетных учреждений обеспечивают выполнение государственных функций, направленных на оптимизацию управления, сокращения расходов, эффективного управления финансовыми потоками.
Однако унифицированный и стандартизированный процесс закупок представляет собой сложную, многофакторную систему со множеством участников (сотрудники университета, поставщики, органы исполнительной власти) и на которую влияет большое число случайных факторов. Поэтому для принятия эффективных управленческих решений руководителями любого уровня на этапах планирования закупок на финансовый год, организации и проведения размещения заказа, контроля и исполнения обязательств, мониторинга процесса и его улучшения - была разработана система моделей [1], которая на основе имитационного моделирования позволяет повысить обоснованность принимаемых решений и уменьшить риск от их реализации.
Модели [1], построенные с учётом законодательства Российской Федерации в области государственных закупок товаров,
работ и услуг для бюджетных учреждений [2], остаются актуальными и при внедрении контрактной системы, закон о которой вступает в силу с 1 января 2014 г. [3]. Согласно новому Федеральному закону [3], процесс закупок будет регулироваться на всех этапах, начиная с планирования закупок на финансовый год до оценки их эффективности [4].
Апробация системы принятия решений, построенной на основе моделей [1], была проведена с помощью программного обеспечения MS Excel.
Согласно Федеральному закону [3], каждая закупка должна быть запланирована, т.е. она указана в плане закупок и плане-графике, который является основанием для проведения закупок [4].
Для построения плана-графика на основе плана закупок используется имитационная модель принятия решения о способе размещения заказа совместно с моделью определения загруженности сотрудников отдела, занимающихся организацией и проведением размещения заказа (во ВГУЭС это отдел закупок) [1].
Полученный на основе применения модели о способе размещения заказа план-график (рис. 1) можно корректировать согласно результатам, получаемым при моделировании загруженности сотрудников отдела закупок (рис. 2). Применяя имитационное моделирование можно выбрать оптимальный по загруженности сотрудников отдела план-график, в котором присутствуют все заказы, вошедшие в план закупок, либо рассчитать
133506 - £•
1 2 3 4 5 7 8 9 л ■ V
2 Номер заявюГТ Код групп|^- Месяц ,— Кварт^3- Сумма ,—- Начало размещения, по минимальному сроіф Начало размещения, по максимальному сроіф Вид размещения
3 2 130 01.02.2013 1 280 000,00 13.01.2013 01.01.2013 ЗК
4 21 220 01.02.2013 1 87 000,00 01.02.2013 01.02.2013 ЕП
5 5 23 01.03.2013 1 390 000,00 10.02.2013 29.01.2013 ЗК
6 3 32 01.03.2013 1 480 000,00 10.02.2013 29.01.2013 ЗК
7 4 118 01.05.2013 2 1 800 000,00 06.04.2013 18.03.2013 АЭ
8 7 130 01.04.2013 2 370 000,00 13.03.2013 01.03.2013 ЗК
9 14 162 01.05.2013 2 760 000,00 06.04.2013 18.03.2013 АЭ
10 15 162 01.06.2013 2 500 000,00 13.05.2013 01.05.2013 ЗК
11 22 213 01.06.2013 2 349 000,00 13.05.2013 01.05.2013 ЗК
12 1 221 01.04.2013 2 975 000,00 07.03.2013 16.02.2013 АЭ
13 9 221 01.05.2013 2 760 000,00 06.04.2013 18.03.2013 АЭ
14 10 221 01.06.2013 2 2 800 000,00 07.05.2013 18.04.2013 АЭ
15 13 41 01.04.2013 2 98 000,00 01.04.2013 01.04.2013 ЕП
16 16 127 01.09.2013 3 1 750 000,00 07.08.2013 19.07.2013 АЭ
17 8 187 01.09.2013 3 180 000,00 01.09.2013 01.09.2013 ЕП
18 18 196 01.07.2013 3 290 000,00 12.06.2013 31.05.2013 ЗК
19 11 221 01.07.2013 3 460 000,00 12.06.2013 31.05.2013 ЗК
20 6 32 01.08.2013 3 560 000,00 07.07.2013 18.06.2013 АЭ
21 19 41 01.07.2013 3 290 000,00 12.06.2013 31.05.2013 ЗК
Г отово МиМ
Рис. 1. Модель принятия решения о способе размещения заказа
РМ2С13 - %
1 в 9 л
1
2 Данные 2013 год из планируемого план-графика
3 Показатель Кол-во Общее кол-во времени, потраченное на оформление размещение заказа
4 Количество договоров по п. 14.1 ст. 55 5 260
5 1 квартал 1 52
6 2 квартал 1 52
7 3 квартап 2 104
8 4 квартап 1 52
9 Количество договоров по ст. 55, кроме п. 14.1 0
14 Количество договоров, заключенных по котировкам 9 5 049
19 Количество договоров, заключенных по обычным аукционам 0
24 Количество договоров, заключенных по электронным аукционам 8 10 248
и
29 Количество договоров, заключенных по открытым конкурсам 0
35 Общее время, затраченное на размещение заказа, мин 15 817
36 - в часах 264
37 - в днях 44
39 Кол-во рабочих дней в календарном году 247
40 Кол-во работников в отделе закупок 3
42 Кол-во рабочих дней приходящих на 1 работника 15
43 Кол-во сводобных рабочих дней 232
44 - е процентах 94,07%
И Г от с ► и]\ 2 - модель загруженности сотруд^ Загружен во ность / 3 • модель прин I Л| > мим
Рис. 2. Модель для расчёта загруженности сотрудников отдела закупок
необходимое количество сотрудников занимающихся организацией и проведением размещения заказа.
При принятии решения о способе размещения заказа и построении плана-графика необходима информация и о продолжительности проведения закупок различными способами размещения заказа, которая регламентируется законодательством Российской Федерации (рис. 3) [2]. Согласно новому Федеральному закону [3], расширен перечень способов размещения за-
каза. Этим законом введены: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
Для моделирования загрузки сотрудников отдела закупок указывается время, необходимое на все процедуры, связанные с организацией и проведением размещения закупок различными способами (рис. 4).
Для мониторинга процесса закупок для нужд университета была разработана система целевых показателей на основе тре-
Продолжительность
Открытый аукцион в электронной форме
(сумма свыше 3 млн. руб.) Открытый аукцион в электронной форме
(сумма до 3 млн. руб.)
Открытый аукцион
Запрос котировок (сумма до 500 тыс. руб.) Запрос котировок (сумма до 250 тыс. руб.)
Единственный поставщик
0 10 20 30
40 50
Дни
60 70 80 90
И Минимальный срок размещения заказа, дни □ Максимальный срок размещения заказа, дни Рис. 3. Продолжительность проведения различных способов размещения заказа
Я2С5 - £-
1 2
1
2 Договор до 400 тыс. руб.
3 N9 п/п Наименование показателя, работы Вр 1
4 1 Проверка кода ОКДП и номера группы исходы из предмета заявки
5 2 Проверка суммы одноименных товаров / работ / услуг в пределах квартала поставки
6 3 Визирование заявки
7 4 Проверка проекта договора данным, указанным в заявке
8 5 Визирование проекта договора
9 6 Занесение договора в реестр малых закупок
10 7 Занесение исполнение договора в реестр малых закупок
11
12
13 Единственный поставщик по статье 55 (кроме п. 14.1)
14 N° п/п Наименование показателя, работы Вр 1
15 1 Проверка кода ОКДП и номера группы исходы из предмета заявки
16 2 Проверка предмета заявки статье 55
17 3 Визирование заявки
18 4 Проверка проекта договора данным, указанным в заявке
19 5 Визирование проекта договора
20 6 Занесение договора в реестр единственного поставщика
21 7 Занесение договора на официальном сайте
Рис. 4. Длительность процедур, связанные с организацией и проведением размещения закупок различными способами
бований заинтересованных сторон [5]. Используя модель исполнения плана закупок можно отслеживать достижение целевого значения показателя - объём использования субсидий и своевременно принимать меры.
Для мониторинга этапа планирования закупок на финансовый год используется ряд показателей результативности процесса, среди которых:
- наличие утверждённого плана-графика;
- доля конкурентных процедур размещения заказа;
- соответствие плана-графика плану закупок.
Применение модели принятия решения о способе разме-
щения заказа позволит достичь целевых значений указанных выше показателей.
Применение имитационного моделирования при принятии управленческих решений на этапах планирования закупок на финансовый год, организации и проведении размещения заказов позволяет своевременно разрабатывать оптимальный план-график и отслеживать выполнение плана закупок. Также применение разработанных моделей предоставляет возможность достигать (мониторить) целевые значения ряда показателей результативности процесса закупок товаров, работ и услуг для нужд университета.
Библиографический список
1. Кийкова, Е.В. Управление системой закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетного образовательного учреждения на основе имитационного моделирования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/ 107-8370
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Правовые новости. Специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обзор изменений системы государственных закупок» [Э/р]. - Р/д: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/
5. Малышева, Л.А. Повышение эффективности процесса закупок в вузе на основе системы показателей / Л.А. Малышева, Г.Л. Овсянникова, Е.В. Кийкова // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 4.
Bibliography
1. Kiyjkova, E.V. Upravlenie sistemoyj zakupok tovarov, rabot i uslug dlya nuzhd byudzhetnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya na osnove imitacionnogo modelirovaniya // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 1 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/107-8370
2. O razmethenii zakazov na postavki tovarov, vihpolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennihkh i municipaljnihkh nuzhd: Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 21 iyulya 2005 g. N 94-FZ.
3. O kontraktnoyj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennihkh i municipaljnihkh nuzhd: Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 05.04.2013 N 44-FZ.
4. Pravovihe novosti. Specialjnihyj vihpusk «O kontraktnoyj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug dlya obespecheniya gosudarstvennihkh
i municipaljnihkh nuzhd. Obzor izmeneniyj sistemih gosudarstvennihkh zakupok» [Eh/r]. - R/d: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/
5. Malihsheva, L.A. Povihshenie ehffektivnosti processa zakupok v vuze na osnove sistemih pokazateleyj / L.A. Malihsheva, G.L. Ovsyannikova,
E.V. Kiyjkova // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 4.
Статья поступила в редакцию 17.05.13
УДК 336.7
KotenevA.D. SIMULATION OF INNOVATION PROCESSES OF FOREIGN TRADE OF REGIONAL AGRICULTURE.
The paperalso focusedon the work donein the makingof innovation andinnovativeelementsof the complex.Based on theseelements of the modelof developmentof innovative processesSHSregionalagriculturalmodelproposed bythe authorof the innovation systemof foreign tradeagriculturalregion.
Key words: innovation, innovation-innovation complex, region, foreign economic activities, agriculture.
А.Д. Котенев, преп. ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Михайловск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье акцентировано внимание на проделанной работе в процессе становления элементов инновационно-внедренческого комплекса. Исходя из указанных элементов модели инновационных процессов развития ВТД регионального АПК предложена авторская модель инновационной системы внешнеторговой деятельности АПК региона.
Ключевые слова: инновация, инновационно-внедренческий комплекс, регион, внешнеторговая деятельность, агропромышленный комплекс.
Мировая практика показывает, что наличие в регионе перерабатывающих производств свидетельствует о зарождении инновационной деятельности. В этих условиях наблюдается процесс создания качественно новых, инновационных продуктов, и хозяйствующих субъектов по их производству. Однако наличие в регионе только лишь перерабатывающих производств не в полной мере обеспечивает развитие инновационной деятельности. Становлению и развитию инновационных процессов в регионе препятствуют следующие обстоятельства:
• отсутствие четкого механизма в процессе коммерциализации научных разработок;
• незаинтересованность предпринимательских структур в научно-технических инновациях;
• неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров для развития инновационно-внедренческой деятельность в сфере АПК.
Тем не менее, на территории Ставропольского края наблюдается процесс становления региональной инновационно-внедренческой инфраструктуры. Так, начиная с 2008 года были созданы следующие её составные элементы:
• некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края»;
• постоянное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• в ФГОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» - офис коммерциализации, центр инновационных разработок, инновационно-технологический центр (технопарк) «Наукоемкие технологии», инновационно-технологический центр коллективного пользования «Нанотехнологии и наноматериалы»; Ставропольский научно-технический парк «СтавТехноПарк»; научно-технический центр прогнозирования строительной индустрии экспертизы и оценки недвижимости
• в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» - центр научно-инновационной деятельности, технопарк «УниверАгро», бизнес-инкубатор, офис коммерциализации и трансфера технологий;
• в ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» - совет по управлению инновационными проектами и процессами, центр управления интеллектуальной собственностью, трансфера технологий и коммерциализации научных разработок, студенческий профессиональный и бизнес-инкубатор «ПРОФИ-СоЦИ-ЛИНгВа», система научно-образова-тельных-инновационных лабораторий, отдел инновационного менеджмента, бизнес-школа.
Динамичному развитию указанных элементов инновационной инфраструктуры региона препятствует их разобщенность на всех этапах своей деятельности. Ставропольский край как регион с развитыми промышленным и аграрным комплексами, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой, значительной концентрацией высших учебных заведений, выгодным геополитическим положением имеет объективные предпосылки для ускоренного формирования экономики инновационного типа и реальную возможность стать центром инновационной деятельности Северо-Кавказского региона [1].
Инновационную составляющую внешнеторгового потенциала агропромышленного комплекса (далее - АПК) региона не следует рассматривать как некую пассивную часть производительных сил. Для более детального рассмотрения необходимо понимание внешнеторговой составляющей как стратегического направления в рамках управленческого процесса региональным агропромышленным комплексом. Такое понимание позволяет сформировать реальную картину эффективности деятельности регионального АПК от внешнеторговой деятельности (далее - ВТД).
4Q3