Научная статья на тему 'Применение имитационно-динамической модели в организации физкультурно-массовой работы в регионе'

Применение имитационно-динамической модели в организации физкультурно-массовой работы в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УСЛУГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аронов Г. З.

В статье рассматриваются подходы к применению имитационно-динамической модели в организации физкультурно-массовой работы в регионе. Проанализированы основные аспекты, позволяющие интенсифицировать процесс развития физкультурно-массовой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение имитационно-динамической модели в организации физкультурно-массовой работы в регионе»

Значительно сложнее вычисляется прирост материальноспортивной базы за счет собственных ресурсов. Рассмотрим три возможных варианта увеличения материально-спортивной базы:

Все денежные средства направляются на восстановление и реконструкцию материально-спортивной базы т1+: т1+. = с+ х М(^)

Все денежные средства направляются на строительство новой материально-спортивной базы, за исключением средств, направляемых на покрытие планового износа т2+.

Объединение вариантов (1) и (2) с коэффициентом ат, меняющимся в интервале от 0 до 1, т.е.

т3+ = ат х т1+. + (1 - ат) х т2+.

К этому значению необходимо прибавить прирост материальной базы за счет федерального бюджета, прописанного в Федеральной целевой программе развития физической культуры в России на 2006-2015 гг.

Поскольку физкультурно-массовая и спортивная работа во многом зависит от состояния и размеров материально-спортивной базы, ее пропускной способности, которая складывается из собственной части и арендуемой, то для обоснованного планирования своей деятельности руководители физической культуры регионов должны рассчитывать возможности собственной спортивной базы, арендуемой ее части, сопоставлять их с существующими потребностями для организации массовой физической культуры в регионе и в соответствии с этим планировать конкретные организационно-педагогические мероприятия. Данное обстоятельство вынуждает нас дополнить формулу для М(1) частью, содержащей арендуемые спортивные площади.

Таким образом:

мм = мс0) + маМ, (з)

где Мс({) — собственная материально-спортивная база, а Ма({) — арендуемая спортивная база. Для Мс({) справедливо уравнение (2), а для Ма({) выполняется следующее соотношение:

Ма({) = С х Ра((),

где СТ — стоимость аренды 1-го квадратного метра, а Fa(t) — количество арендуемых метров материально-спортивной базы.

Пропускная способность собственной спортивной базы wc — определяется следующим образом: wc = С1 х Мс(() (чел.) где С1 — коэффициент, учитывающий норму площади на одного занимающегося, количество смен в день, периодичность занятий одной группы в неделю, количество дней эксплуатации спортсооружения в неделю. Методика расчета этого коэффициента и формулы для расчета приведены в [4].

Аналогично пропускная способность арендуемой спортивной базы определяется по вышеприведенной формуле, т.е.

Wa = С1 х МаМ, чел.

Зная пропускную способность собственной и арендуемой материально-спортивной базы, легко определить ее пропускные резервы, для этого достаточно из общей пропускной способности вычесть число занимающихся на ней жителей. Если разность между этими показателями окажется меньше нуля, то это означает, что существующая материальная база недостаточна для обеспечения нормальных условий для проведения занятий. В этом случае руководители вынуждены изыскивать возможности увеличения материально-спортивной базы либо за счет строительства новой, либо за счет увеличения отчислений на аренду.

Хорошее оборудование спортивной площадки, зала, медицинского кабинета является фактором, способствующим увеличению числа занимающихся физической культурой. В соответствии с этим введем управляющий параметр иоб, представляющий собой отношение фактической стоимости оборудования к оптимально необходимой стоимости, необходимой для проведения занятий по выбранному виду спорта в полном объеме. Т.е., если Fст об — фактическая стоимость оборудования спортивного зала, площадки и т.п., а об — нормативная стоимость оборудования спортивного зала, площадки и т.п., то иоб = Fст об / N ст. об. Данный параметр войдет множителем в темп увеличения числа занимающихся. Такой параметр, влияющий на число занимающихся как «Место нахождения спортивного

сооружения (близко от места жительства или работы)», учтем следующим образом: из общего числа опрошенных в ходе проведенного автором социологического исследования в одном из муниципальных образований Санкт-Петербурга 15,07% респондента считают его важным для привлечения к занятиям физической культурой. Введем управляющий множитель имест и положим его равным 1, если место для занятий физической культурой находится в данном муниципальном образовании;

0,5, если спортивное сооружение находится вне данного муниципального образования, и 0, если спортсооружение просто отсутствует. Рассмотренный выше анализ функционирования материально-спортивной базы позволяет построить диаграмму причинно-следственных связей и управляющих воздействий.

Организационно-педагогическое управление реализуется путем изменения финансовых потоков и варьирования множителей ат, иоб, имест. Целью управления в данной подсистеме является максимизация числа занимающихся путем изменения вышеприведенных коэффициентов при фиксированном значении финансового потока.

3. Количественный и качественный состав физкультурных кадров.

Очевидно, что за последние десятилетия в связи со сменой исторической формации были потеряны кадры, обеспечивающие функционирование сферы физической культуры. Сегодня необходимы как организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по массовой физической культуре, способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях, так и мотивация бывших спортсменов к занятию предпринимательской деятельностью в сфере услуг физической культуры. На качество работы тренера, или коэффициент его полезного действия влияют множество объективных и субъективных факторов, таких, например, как состояние материально-спортивной базы, степень квалификации тренера, его личностные качества, условия оплаты труда и т.д.

Учет всех возможных качеств с достаточной точностью вряд ли возможен, но некоторые параметры подвергаются количественному учету. Тренерские, как и любые другие педагогические кадры, в соответствии с законом обязаны регулярно повышать свою квалификацию и проходить переподготовку в базовых учебных заведениях.

Основным критерием, на основе которого будет произведена оптимизация системы управления массовой физической культурой в регионе, является численность занимающихся массовыми формами физической культуры. В соответствии с этим выделим те факторы, которые явно зависят от этого критерия. К таким объективным факторам относится плотность группы. Грамотная рекламная кампания (агитация) здорового образа жизни, занятий физической культурой, пример родителей и соседей формируют у населения определенный интерес к занятиям физической культурой. Этот процесс создает постоянный приток числа занимающихся физической культурой. Однако, с некоторого момента начинают действовать тормозящие механизмы, приводящие к оттоку числа занимающихся из организованных групп. Это обусловливается многими причинами, одной из которых является снижение качества работы тренера из-за высокой плотности группы. Иными словами: чем больше занимающихся в группе (по сравнению с нормой), тем меньше времени тренер может уделить ученику, что, в свою очередь, ведет к постепенному снижению и, в конечном итоге, потере интереса к занятиям. Это подтверждено многочисленными исследованиями и практическим опытом — первоначальная численность группы постепенно снижается и со временем приближается к значению, близкому к норме. Данный факт можно представить следующей функциональной зависимостью:

гг = (р - 1) / р..

где гг — текучесть занимающихся; — фактическая средняя плотность группы.

Фактическая средняя плотность занимающихся определяется отношением реального числа постоянно занимающихся физической культурой в группах к нормативному числу, определяемому количеством тренеров.

Более 14% опрошенных в ходе социологического исследования считают, что наличие квалифицированного тренера способствует росту числа занимающихся. Статистический анализ показал, что данная переменная относится к числу независимых

параметров. Формально это означает, что относительный рост этой переменной способствует росту числа занимающихся. Понятие «хороший» достаточно условно и подразумевает под собой целый комплекс факторов, включаемых в это понятие. Поэтому под хорошими тренерами будем понимать тренеров и организаторов, имеющих специальное образование или прошедших базовое повышение квалификации по организации массовой физической культуры в современных условиях. Отметим, что число тренеров не может увеличиваться до бесконечности, оно ограничено наличием ставок и фондом заработной платы.

Обозначим общее число тренеров, прошедших ИПК Тв, а общее число тренеров (ставок) Тоб.

Тогда управляемый параметр, характеризующий число тренеров, прошедших переподготовку:

К = Т / Тб.

кв кв об

Этот коэффициент изменяется от 0 до 1. Рост этого коэффициента целиком зависит от руководителей физической культуры в регионе, так как именно от них зависит желание иметь квалифицированные кадры и, следовательно, выделение средств на их переподготовку.

Уравнение для общего числа квалифицированных тренеров определяется стандартным уравнением имитационных динамических моделей:

Тв Ю = Тв (У + Л*[^) - ^ ($ (4)

Темп увеличения числа квалифицированных тренеров ^ определяется, с одной стороны, числом тренеров из общего числа тренеров, прошедших плановую переподготовку в текущем году, а с другой пришедшими на работу со стороны. Если первая составляющая вычисляется сравнительно просто: она есть отношение общего количества средств, выделенных на переподготовку, на стоимость переподготовки одного тренера, то вторая составляющая является случайной, в том смысле, что трудно прогнозировать приход новых кадров, так как зарплата тренера достаточно мала. Скорее, можно ожидать их переход в разряд предпринимателей, занятых в сфере услуг физической культуры.

Для определения числа вновь пришедших на работу тренеров, также как и числа уволившихся, применим стандартные данные по этой отрасли. В частности, среднее число увольняющихся ежегодно тренеров составляет 10%. Отметим, что зарплата тренера обычно имеет два источника формирования: основная по месту основной работы и дополнительная за счет проведения платных занятий. В соответствии с этим количество групп для занятий разобьем на две части: бесплатные группы и платные группы. Чем более квалифицированный тренер, тем у него больше желающих заниматься. Это обстоятельство в диаграмме учтем следующим образом: ранее мы ввели коэффициент, учитывающий квалификацию тренера. В первом приближении будем считать, что у тренера, прошедшего переподготовку, больше число платных групп в этом же отношении. Число занимающихся формируется путем умножения количества тренеров на число платных и бесплатных групп и на среднюю численность одной группы. Занятия в платных группах приносят определенный доход, который за вычетом отчислений на заработную плату возвращается в бюджет.

4. Обеспеченность занимающихся спортивным инвентарем и оборудованием.

Формирование числа занимающихся физической культурой самостоятельно отчасти будет определяться количеством прокатного спортивного инвентаря и оборудования. Успех использования прокатного спортивного инвентаря и оборудования подтверждается такими местами массового проката, как «Орлиная гора» в Кавголово (горнолыжный инвентарь), СК «Спартак» (коньки) и некоторыми другими. Успешная эксплуатация этих объектов с очевидностью показывает, что для увеличения числа занимающихся физической культурой обеспечить только прокат спортивного инвентаря и оборудования недостаточно, необходимо создать целый комплекс дополнительных услуг. Решение этой задачи в большой степени зависит от возможностей коммерческих организаций.

Обозначим:

Рзс — общее число занимающихся физической культурой самостоятельно; Рз — общее число занимающихся физической культурой. Тогда для Рзс можно составить следующее соотношение:

Р = Р + С х Р ,

зс зд пр зс

где Рзд — общее число занимающихся физической культурой в домашних условиях (самостоятельно); Спр — коэффициент использования спортивного инвентаря и оборудования.

Р = С х Р

зд д з

где Сд — коэффициент между общим числом занимающихся и числом занимающихся самостоятельно. В наших условиях принимаем его равным 66% [2].

Практика показывает, что наличие спортивного инвентаря и оборудования, предназначенного для проката жителям, занимающимся физической культурой самостоятельно, недостаточно для полного удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой. Это усугубляется еще и тем, что в результате интенсивного использования спортивного инвентаря последний часто выходит из строя. Поэтому арендуемый спортивный инвентарь и оборудование естественным образом делятся на две части: инвентарь, предоставляемый в аренду коммерческими организациями, и спортивный инвентарь и оборудование в государственной собственности.

Доход от проката спортивного инвентаря и оборудования определяется следующим образом:

D = (Р- Р) х С х С,

пр ' зс зд' пр ра-

где Спр — стоимость проката одной единицы спортивного инвентаря; Сра — расчетный коэффициент, определяющий норму амортизации единицы прокатного спортивного оборудования и инвентаря.

Для определения требуемого количества прокатного инвентаря и оборудования введем поправочный коэффициент, учитывающий непрерывный износ и возобновление спортивного инвентаря. Отсюда получаем выражение для минимально необходимого количества спортивного инвентаря и оборудования (Прмин), для того чтобы обеспечить им всех желающих заниматься самостоятельно:

Пр = Р х С ,

мин зс пр

где Спр — коэффициент, показывающий, во сколько раз количество спортинвентаря должно превышать численность самостоятельно занимающихся, чтобы можно было обеспечить всех желающих.

Сравнивая расчетное количество инвентаря с фактическим, мы можем определить его дефицит или избыток и располагая определенными средствами от проката, решать вопросы с обеспечением нормального функционирования пункта проката.

5. Финансовые ресурсы. Финансирование всей физкультурно-массовой и спортивной работы в регионе.

Выше были выявлены факторы, служащие для формирования финансовых ресурсов, направляемых на физкультурно-массовую работу, а также было выяснено, что финансовые ресурсы направляются на:

содержание материально-спортивной базы региона; аренду материальной базы у сторонних организаций; заработную плату тренеров-организаторов; эксплуатацию прокатного инвентаря и оборудования; прочие расходы.

Под прочими расходами будем понимать расходы на проведение рекламы (агитации и пропаганды) здорового образа жизни, а также проведение спортивно-массовых мероприятий по упрощенной схеме: стритбол, дворовый футбол, волейбол и т.п. Если обозначить уровень финансовых ресурсов Ф, то уравнение для него примет вид

ф(П = Ф(д + л х [ф+(у - ф_ад (5)

где ф+ — темп увеличения финансирования; ф- — темп его уменьшения.

Уравнение (5) является основным, по нашему мнению, для управления массовой физической культурой в регионе.

Наличие и обоснованное перераспределение финансовых ресурсов для решения тех или иных социальных задач являются основанием для того, чтобы реализовывать намеченные мероприятия и программы.

Увеличение финансирования массовой физической культуры зависит от следующих условий: дополнительного финансирования за счет средств местного бюджета, средств получаемых от аренды собственной материально-спортивной базы и спортивного инвентаря и оборудования, работы платных групп

и оказания платных услуг в сфере физической культуры. Темп уменьшения финансовых ресурсов формируется следующим образом: он представляет собой непокрытые убытки текущего года, т.е. превышение затрат на организацию массовой физической культуры с общим уровнем финансовых ресурсов в данном году.

Ф = Сх Ф+ Сх Ф + С х Ф +С , х Ф+С х Ф ,

м м а а зп зп об об пр пр-

где Фм — содержание материально-спортивной базы региона; Фа — аренда материальной базы у сторонних организаций; Фзп — заработная плата тренеров-организаторов; Фоб — эксплуатация прокатного инвентаря и оборудования; Фпр — прочие расходы.

Коэффициенты при финансовых ресурсах изменяются от 0 до 1. Причем: См + Са + Сзп + Соб + Спр = 1. Они представляют собой управляющие воздействия, реализуемые регионом при отработке обратной связи системы, в том смысле что, перерасп-

ределяя финансовый поток между потребителями, можно регулировать основной функционал — общее число занимающихся в данном регионе.

Выведенные выше уравнения представляют собой систему организации физкультурно-массовой работы в регионе в новых социально-экономических условиях. Решение этой системы уравнений на ПК является решением задачи прогноза во времени развития массовой физической культуры в регионе при условии, что предложенные уравнения адекватно описывают поведение реальной системы. Руководителям, лицам, принимающим решение, предлагая ту или иную идею, необходимо аргументированно, располагая реальными данными, обосновать преимущество своей концепции перед другими, а это реально можно сделать только путем предоставления обоснованного прогноза того или иного управленческого решения. Именно для этих целей и создается имитационная динамическая модель.

Литература

1. Агеевец В.У. Экономика физической культуры и спорта. — СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.

2. Аронов Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 200з.

3. Гришин Н.Ф., Чистяков В.А. Постановка задачи прогнозирования развития физической культуры в муниципальных образованиях // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: Матер. науч.-практ. конф. каф. педагогики СПбГАФК. Вып.2 / Под науч. ред. М.В. Прохоровой. — СПб.: НИИХ СПбГТУ, 2002.

4. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. — М.: Министерство по ФК, спорту и туризму РФ, 2000.

5. Комаров И.И., Малова Б.А. Факторы, формирующие отношение рабочих-кузнецов к физической культуре // Теория и практика физической культуры. — 1976. — № 1. — С. 46-48.

6. Переверзин И.И. Прогнозирование и планирование как инструмент управления развитием физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. — 1978. — № 4. — С. 74-75.

7. Переверзин И.И. Управление физической культурой и спортом: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

роль совершенствования процессов

УПРАВЛЕНИЯ фондами ОБРАЩЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

предприятий легкой промышленности

А.А. Салманов,

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

[email protected]

В статье рассматриваются проблемы состояния и развития предприятий легкой промышленности, представлен экономический анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности. Систематизированы меры долгосрочной поддержки предприятий легкой промышленности РФ на современном этапе. Исследованы основные процессы управления фондами обращения и порядок их совершенствования.

Ключевые слова: легкая промышленность, производственный процесс, фонды обращения, экономический анализ.

УДК 005 ББК 32.81

Роль и значение предприятий обрабатывающей, в том числе легкой, промышленности в отечественной экономике в настоящее время осознаны, однако предприятиями практически не выполняются задачи конкурентного импортоза-мещения товаров для индивидуального и корпоративного пользования, отсутствуют тенденции роста и расширения производства.

Достаточно длительный период с 1995 по 2009 гг. отрасль не имела четкого долгосрочного плана развития и определенной целевой государственной программы поддержки отрасли. Законодательство, регламентирующее направления государственной поддержки развития предприятий легкой промыш-

ленности, на протяжении последнего десятилетия претерпело значительные изменения.

В период между 1995 и 2006 годами государственная политика в сфере стимулирования развития легкой промышленности носила несистемный характер. В 2006 г. Приказом Минпромэнерго РФ утвержден план мероприятий по поддержке предприятий легкой промышленности. План включал разработку мер по частичному бюджетному возмещению платы за инвестиционные кредиты и кредиты под закупку сырья предприятиями, по корректировке ввозных пошлин при импорте оборудования и операций экспорта-импорта сырьевых ресурсов, по разработке новых технологических

Таблица 1

Система мер долгосрочной поддержки предприятий легкой промышленности РФ на современном этапе

Уровни поддержки Направления поддержки развития предприятий легкой промышленности

Законодательный уровень • регулирование ввозных таможенных пошлин на импортные товары — аналоги готовой продукции и сырье предприятий легкой промышленности РФ; • развитие антидемпингового и компенсационного законодательства в целях предотвращения дискриминации предприятий легкой промышленности РФ; • развитие технического регулирования и системы сертификации товаров легкой промышленности; • таможенное и налоговое стимулирование приобретения зарубежных инновационных технологий; • стимулирующая налоговая политика в части системы льгот по снижению налоговой нагрузки с учетом инвестиционных программ, факторов работы градообразующих предприятий; • поддержка кооперации предприятий легкой промышленности в рамках СНГ, государств — членов Таможенного Союза; • совершенствование процессуального законодательства, ужесточающего ответственность за несоблюдение правил импорта и организации производства;

Уровень федеральной исполнительной власти • возмещение за счет бюджетных субсидий платы за инвестиционные и сырьевые кредитные ресурсы; • поддержка отраслевых научных исследований; • развитие отраслевой экспериментальной базы; • создание стимулирующей системы администрирования деятельности предприятий легкой промышленности в части упрощения налогового администрирования, оптимизации и обновления системы сертификации и стандартизации, администрирования на рынке потребительских товаров; • реализация инфраструктурных проектов по обеспечению предприятий отрасли отечественной сырьевой базой, оборудованием, высококвалифицированными трудовыми ресурсами; • развитие взаимодействия предприятий отрасли в части территориального и отраслевого сотрудничества; • проведение привлекательной кадровой политики; • развитие преференций предприятиям малого бизнеса в отрасли легкой промышленности.

Исполнительные органы государственной власти на уровне субъектов РФ и местные органы самоуправления • разработка мер по поддержке финансирования инвестиций и закупок предприятий на региональном и местном уровне; • льготирование в части налогообложения, системы сборов и платежей на уровне регионального законодательства и законодательство органов местного самоуправления; • инфраструктурные проекты на региональном и местном уровне в части развития кадрового, социального обеспечения предприятий; • предоставление гарантий органов региональной власти и местного самоуправления в целях привлечения источников финансирования; • развитие информационно-консультационного содействия предприятиям легкой промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регламентов выпуска продукции и новых квалификационных требований для предприятий легкой промышленности, а также определил необходимость разработки комплексной программы развития отрасли. С учетом результатов выполнения положений указанного выше плана, а также в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 г. Правительством РФ разработана Стратегия развития легкой промышленности на период до 2020 года.

На текущий момент основные направления современной государственной политики поддержки предприятий российской легкой промышленности целесообразно систематизировать определенным образом (табл.1).

Систему мер государственной стратегии развития легкой промышленности целесообразно разделить на два крупных направления. Первое — меры, имеющие целью стимулирование внутреннего производственного потенциала предприятий, в том числе:

• привлечение дополнительных финансовых ресурсов в части субсидирования платы за кредитные ресурсы;

• развитие отечественных технологий, оборудования, совершенствования инфраструктуры для отрасли;

• развитие сырьевой базы и удешевления импортного сырья;

• совершенствование кадрового обеспечения, в том числе путем стимулирования межрегиональной миграции, развития малых форм предпринимательства.

Не менее значимым направлением является активизация и развитие потенциала реализации продукции легкой промышленности РФ. В этой области внешними по отношению к предприятию наиболее значимыми мерами, дающими количественный и качественный толчок развитию реализации продукции отечественной легкой промышленности, являются:

• защитные меры, регулирующие экспортно-импортные тарифы на продукцию легкой промышленности;

• меры, определяющие требования к качественным характеристикам товаров легкой промышленности, в том числе

унификация и стандартизация технических условий сертификации продукции;

• защитные меры, усиливающие уголовно-процессуальный и административно-процессуальный контроль незаконного ввоза импортных товаров и производства продукции, не удовлетворяющей техническому регламенту, сертификационным требованиям, нарушающего законодательство по защите интеллектуальной собственности;

• бюджетное возмещение платы за экспортные кредиты, предоставленные для оплаты товаров легкой промышленности, закупленных в РФ;

• государственная политика продвижения продукции легкой промышленности на внешних рынках, в том числе для государственных нужд внешнеполитических партнеров РФ.

При этом нельзя не принимать во внимание снижение перспектив практического применения указанных выше мер государственной поддержки реализации продукции легкой промышленности из-за ограничения возможностей применения ряда перечисленных выше мер вследствие присоединения России к ВТО. К числу основных факторов, ограничивающих государственные возможности по поддержке и продвижению продукции предприятий легкой промышленности на внешний рынок, следует отнести обязательства государства по:

• снижению средней ставки импортных таможенных пошлин на промышленные товары с 10% до 7,8%;

• обнуление ставок импортных тарифов на хлопок;

• ограничение экспортных ставок на продукцию кожевенной отрасли;

• отмена, либо изменение программ промышленного субсидирования с целью отмены ограничений субсидирования с условиями экспортирования и домашнего использования поверх импортных товаров;

• приведение законодательства в области технического регулирования, сертификации и оценки в соответствии с требованиями международных стандартов;

• полная отмена к 2018 г. тарифных льгот в области торговли отечественными товарами;

• продукция легкой промышленности не вошла в перечень товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию с целью защиты отечественной продукции.

Как следует из перечисленных выше обязательств России, связанных с членством в ВТО, эффективность и практическая реализуемость мер государственной Стратегии развития легкой промышленности в части регулирования экспортно-импортных тарифов на продукцию легкой промышленности, регулирования системы сертификации с целью защиты рынка продукции отечественной легкой промышленности, бюджетного возмещения платы за инвестиционные кредиты предприятий легкой промышленности и экспортные кредиты их покупателей и заказчиков в существенной части ограничена. В общей системе последствий вступления РФ в ВТО нельзя не отметить положительное значение для кожевенной промышленности перспектив ограничения экспортных таможенных ставок, для текстильной — снижение таможенного бремени при импорте хлопкового сырья. Таким образом, на основе анализа системы мер государственной поддержки реализации товаров легкой промышленности РФ и перспектив их практического осуществления, следует сделать вывод об усилении роли и значения внутрипроизводственных фактов, определяющих систему мер по совершенствованию управления процессами реализации готовой продукции предприятиями легкой промышленности.

К числу главных объектов развития и совершенствования процессов реализации продукции следует отнести оптимизацию управления основным источником доходов предприятий — выручкой от реализации продукции. Уровень данного показателя непосредственно определяет уровень финансового результата деятельности предприятия, а значит, и уровень собственных источников финансирования деятельности. Непосредственно значение выручки зависит от уровня цен на продукцию, в том числе методов их определения, ряд авторов отмечают также определяющую роль объемов производства, конкурентоспособности, наличия на рынке идентичных или однородных товаров, приобретаемых в сходных экономических условиях, эластичности спроса, уровня безубыточности производства. Нельзя не отметить, что из-за особенностей отраслевой структуры потребления продукции рост выручки предприятий отрасли в условиях существенного внутриотраслевого потребления продукции (от 73% до 78%) непосредственно влияет на уровень затрат других предприятий отрасли, стоящих на следующем этапе технологического процесса изготовления продукции для конечного потребителя.

Рост доходов и, соответственно, увеличение финансового результата предприятия не всегда имеют прямую зависимость с фактом поступления денежных средств или иных активов на предприятие. В этой связи к числу объектов совершенствования управления процессами реализации продукции следует отнести оптимизацию управления средствами в расчетах — дебиторской задолженностью, в том числе задолженностью покупателей и заказчиков. Задолженность контрагентов предприятий легкой промышленности, по данным статистики, составляет до 50% оборотных активов, в то же время сумма денежных средств — от 2 до 3%. Такое соотношение приводит к низкой оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно, к недостаточному уровню использования оборотного капитала в целом. Задержка средств в расчетах — это временное исключение их из сферы производства (а в случае с наличием безнадежных долгов — полное изъятие средств из оборота), снижение рентабельности оборотных активов, потребность в дорогостоящем текущем кредитовании. В свою очередь, привлечение кредитования вызывает увеличение издержек в связи с платностью кредитных ресурсов и, как следствие, непосредственно снижает финансовый результат предприятия. Суммы сомнительной и безнадежной задолженности не только исключают часть средств из оборота, но и приводят к снижению финансового результата деятельности предприятия, так

как по решению предприятия в момент возникновения, либо в момент признания сумм долгов безнадежными к взысканию, формируют затраты.

Задержка средств в расчетах или их полное списание также приводит к пропуску сроков погашения кредиторской задолженности, что в свою очередь определяет применение системы штрафов и неустоек, необходимость кредитования, отвлечение имущества под гарантии и обеспечения, повышает уровень затрат и, как итоговое следствие, снижает финансовые результаты.

Определенную долю задолженности покупателей составляют средства в товарах отгруженных. Данный вид оборотных активов, по мнению авторов, объективно образуется на производственных предприятиях, так как порядок перехода права собственности не всегда увязан с моментом отгрузки товаров со складов готовой продукции. Часть из указанных средств в форме товаров отгруженных в короткие сроки превращается в дебиторскую задолженность, а часть — в случае возникновения разногласий с покупателями или особенностями процесса реализации — в товары на ответственном хранении у покупателей.

Таким образом, значительный удельный вес дебиторской задолженности покупателей в составе оборотных средств как основного источника поступлений предприятия требует действенных мер по совершенствованию управления средствами в расчетах как части мер по развитию и совершенствованию управления реализацией.

Одним из важных объектов совершенствования управления процессами реализации готовой продукции следует считать, на наш взгляд, запасы готовой продукции на складах. Данный вид оборотных активов не оказывает прямого влияния на приток денежных средств, однако, запасы готовой продукции на складе, превышающие уровень, необходимый для гарантирования интересов покупателей и своевременности исполнения обязательств по отгрузке, также как и дебиторская задолженность — это средства, временно изъятые из оборота. Механизм влияния уровня запасов готовой продукции на показатели деятельности предприятия аналогичен влиянию дебиторской задолженности и товаров отгруженных. Анализ уровня запасов готовой продукции предприятий легкой промышленности показал ее значительную долю в оборотных активах — до 20-25%. Задержка средств в обороте в виде нереализованной готовой продукции, так называемое, затоваривание складов готовой продукции может быть вызвано как нерациональным управлением запасами, так и отсутствием спроса. Последнее имеет более негативные последствия, нежели только удлинение оборота средств сферы обращения и увеличение издержек, связанных с привлечением иных источников финансирования производственной деятельности, нежели собственные. Затоваривание складов готовой продукции при отсутствии спроса отражает несоответствие системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия соответствующим требованиям, несоответствие производственных программ емкости рынка, либо качественным параметрам потребления. Тем самым отсутствие спроса на продукцию может повлечь не только снижение финансового результат деятельности, но и полную остановку производства.

Таким образом, рассматривая проблемы состояния и развития предприятий отрасли и учитывая ограничения в реализации практических мер по осуществлению государственной Стратегии развития легкой промышленности, целесообразно выделить необходимость совершенствования управления фондами обращения. В этой связи наиболее значимыми объектами, требующими управляющих воздействий с учетом результатов анализа производственно-хозяйственного положения предприятий отрасли следует назвать, на наш взгляд, уровень запасов готовой продукции на складах предприятий, уровень средств в расчетах, в том числе с истекшим сроком погашения.

Литература

1. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 07.12.2006 № 372 «Об утверждении плана мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 гг.»

2. Приказ Минпромторга РФ от 15.02.2010 № 123 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле».

3. Приказ Минпромторга РФ от 19.06.2009 № 538 «Об образовании научно-технического совета по реализации мероприятий в области развития лесной и легкой промышленности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.