Научная статья на тему 'Организационно-педагогические формы занятий физическими упражнениями и спортом в рамках маркетинга'

Организационно-педагогические формы занятий физическими упражнениями и спортом в рамках маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявинская Е. Г., Степанова О. Н.

Е.Г. Малявинская, О.Н. Степанова. Организационно-педагогические формы занятий физическими упражнениями и спортом в рамках маркетинга. Задачи маркетинговой службы обеспечения качества заключаются в определении требований к качеству организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом, степени соответствия качества физкультурно-спортивной работы предъявляемым требованиям и в информировании об этом руководства и тех лиц, которые могут принять меры по исправлению положения.E.G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малявинская Е. Г., Степанова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Malyavinskaya, O.N. Stepanova. Organizational-Pedagogical Forms of Physical Exercises and Sports within the Framework of Marketing. The task of quality support marketing service is to identify requirements for organizational forms of physical exercises and sports as well as to determine how the quality of the sports work corresponds to the qualifying standards, the task is also to inform direction and those people who can take measures on changing the situation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические формы занятий физическими упражнениями и спортом в рамках маркетинга»

Литература

1. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки // Теор. и практ. физ. к-ры. 1984. № 9.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. М.; Воронеж, 2003.

3. Нужный А.А. Физическая подготовка как важное средство становления специалиста гражданской авиации. М., 1998.

4. Салтрукович Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях: Учеб. пос. Пермь, 2001.

5. Селиверстов С.А. Учебно-методическое пособие по самбо для спецподразделений милиции МВД России. М., 1999.

6. Шамрай С.Д. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.

7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М., 2000.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Е.Г. Малявинская, О.Н. Степанова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ В РАМКАХ МАРКЕТИНГА

Московский педагогический государственный университет

Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время качество играет важную (если не главенствующую) роль. В современной социокультурной и социально-экономической ситуации наблюдается устойчивая тенденция к повышению неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества.

В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Это же определение принято на вооружение Американским обществом контроля за качеством и приведено в ряде словарей, учебников и учебных пособий по управлению качеством [1].

Наиболее исчерпывающее, на наш взгляд, определение качества дано отечественными специалистами Л.Е. Басовским и В.Б. Протасьевым, которые полагают, что качество - это удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или вашей услуге [2].

Исходя из приведенных определений, можно утверждать, что качество - это преимущественно субъективное понятие.

У услуг (а организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта - это услуги), в силу их неосязаемости, субъективный фактор выражен в значительно более сильной степени, нежели у материальных товаров.

Качество услуги должно рассматриваться в трех аспектах [3]. Охарактеризуем их, предварительно адаптировав к условиям деятельности физкультурно-спортивных организаций.

Первый аспект качества - качество соответствия техническим условиям, т.е. степень, в которой предлагаемые программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением соответствуют внутренним материально-техническим и кадровым условиям спортивной организации, таким, как разнообразие, количество и качество спортивных сооружений, оборудования, инвентаря, специализация и квалификация педагогического коллектива и др.

Второй аспект - разнообразие и качество реализуемых организацией программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

Третий аспект - степень, в которой организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом (программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы) удовлетворяют потребности занимающихся.

Первый и второй аспекты качества обстоятельно разработаны и широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых [4]. Они нашли свое отражение в специальных стандартах (физкультурно-спортивных сооружений, оборудования, инвентаря, образовательных стандартах подготовки специалистов по физической культуре и спорту, единой всероссийской спортивной классификации и т.п.), нормах (физической и функциональной подготовленности спортсменов, разрядных нормах), правилах (соревнований, построения урока, спортивного отбора, контрактирования в спорте, спортив-

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 5 (68). Серия: ПЕДАГОГИКА (ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА...)

ных измерений), положениях (о присвоении спортивных и тренерских званий и др.), инструкциях и т.п.

Основные требования к качеству занятий, пути и способы его обеспечения и критерии оценки заложены в учебных планах, программах, методиках, методических приемах, практических рекомендациях по совершенствованию различных сторон обучения и тренировки и приведены в учебниках, учебных пособиях, учебно- и научно-методических разработках, статьях по различным видам спорта и ряде нормативно-технических документов.

Изучение третьего аспекта качества организованных форм занятий физическими упражнениями и видами спорта - прерогатива маркетинга. Между тем данная проблема лишь недавно попала в поле зрения отечественных ученых. Это обстоятельство можно объяснить по крайней мере двумя причинами: во-первых, спецификой применяемой управленческой концепции: доминированием (вплоть до второй половины 1990-х гг.) административного подхода к управлению физкультурно-спортивным движением вообще и качеством услуг в области физической культуры и спорта в частности. Второе объяснение кроется в сравнительной молодости отечественного спортивного маркетинга и недостаточной разработанности многих проблем в этой области. Однако в условиях формирования рынка физкультурно-спортивных услуг и обострения неценовой конкуренции проблема обеспечения качества организованных форм занятий физическими упражнениями и видами спорта в рамках маркетинга нуждается в детальной, систематической разработке и практическом применении.

Основываясь на результатах собственных исследований, можно с уверенностью утверждать, что мнение россиян, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, о качестве организации и проведении занятий по избранному виду физической активности складывается под действием от 34 до 50 факторов, условно отнесенных нами к 8 следующим группам (в порядке их значимости для занимающихся):

- качество проведения занятий (включая его материально-техническое обеспечение и характеристики взаимодействия с тренером-преподавателем);

- качество (результативность и надежность) обучения, обеспечиваемого тренером-преподавате-лем;

- материально-техническая оснащенность спортивной базы (внешний вид физкультурно-спортивного сооружения, разнообразие, количество и качество спортивного инвентаря и т.п.);

- безопасность - не связаны ли занятия избранным видом физической активности с опасностью и риском (степень травмоопасности вида спорта, на-

личие служб по обеспечению безопасности занятий, оказанию медицинской помощи, безопасность оборудования и предметов окружающей обстановки и т.п.);

- степень доступности - насколько просто получить своевременный доступ к занятиям (близость расположения спортивной базы от места жительства и/или удобный подъезд к ней, доступность цен, наличие скидок, свободный доступ к информации о физкультурно-спортивной организации, реализуемых ею программах занятий и др.);

- позитивный имидж (известность, популярность, престижность) физкультурно-спортивной организации;

- компетентность и тактичность тренерско-преподавательского коллектива и обслуживающего персонала спортивной базы (квалификация тренера, наличие индивидуального подхода к занимающимся, доходчивость объяснений и оценок, вежливость, обходительность, уважение к занимающимся и т.п.);

- возможность получения сопутствующих и дополнительных услуг (консультаций специалистов по питанию, режиму двигательной активности, анамнез, различные виды тестирования, посещение сауны, тренажеров, солярия, предоставление услуг торговли и проката предметов спортивной экипировки и инвентаря и т.п.).

Чтобы наиболее полно представить значение маркетинга в обеспечении качества организованных форм занятий физическими упражнениями и видами спорта, необходимо обратиться к отечественным и международным стандартам. Система обеспечения качества нашла отражение в серии стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 и Госстандарта России ГОСТов 40.9001-88 - 40.9003-88. Стандартами ИСО предусмотрено, что на всех стадиях «жизненного цикла» продукции (в ИСО-9004 он называется «петля качества»), маркетинг играет ведущую роль.

Требования в области маркетинга.

Функция маркетинга, играющая ведущую роль в определении требований к качеству продукции (услуг), должна:

- определять потребности в продукции (услуге);

- давать точное определение рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для оценки сортности, требуемого количества, стоимости и сроков производства продукции (услуги);

- давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа хозяйственных договоров, контрактов или потребностей рынка;

- постоянно информировать в рамках предприятия обо всех требованиях, предъявляемых потребителем.

Краткое описание продукции (услуги).

Функция маркетинга должна обеспечивать предприятие подробным официальным отчетом или руководящими указаниями по требованиям, предъявляемым к продукции (услуге), например кратким описанием продукции (услуги), которое используется как исходные требования к проекту.

Обратная связь с потребителями.

Функция маркетинга должна устанавливать на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Вся информация, относящаяся к качеству продукции (услуги), должна анализироваться, сравниваться и интерпретироваться в соответствии с установленными процедурами. Она помогает определять характер и объем проблем, связанных с производством продукции (услуг), на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может стать средством получения данных или принятия соответствующих решений и действий руководства.

Система качества должна предусматривать:

- обеспечение функции маркетинга всеми необходимыми ресурсами и надлежащими условиями;

- проведение мероприятий, предотвращающих ошибки в маркетинге;

- управление всеми условиями и факторами в маркетинге;

- постоянное улучшение работ по маркетингу.

Как видно из приведенных рекомендаций, стандарты ИСО и Госстандарта России - это жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Отсюда - ведущее место в системе обеспечения качества продукции (услуг) должно быть отведено службам маркетинга.

Адаптируя вышеизложенное к нуждам физкультурно-спортивных организаций, можно утверждать, что обеспечение качества организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом в рамках маркетинга должно осуществляться на двух уровнях:

1) удовлетворение требований занимающихся;

2) повышение качества работы, выполняемой подразделениями физкультурно-спортивной организации.

В маркетинге доминирующая роль отводится удовлетворению требований потребителей. В этом случае в процессе обеспечения качества организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом задачи маркетолога сводятся к выполнению следующего комплекса работ [5]:

- встречи с потенциальными и реальными занимающимися для документирования их требований и для согласования критериев, позволяющих оценить удовлетворение этих требований физкультурно-спортивной организацией;

- разработка исходных требований к проекту программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и их краткое описание;

- разработка системы критериев для оценки качества организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

- составление отчета и выработка руководящих указаний по устранению источника ошибок, связанных с деятельностью физкультурно-спортивной организации, при их выявлении;

- организация и проведение встреч с занимающимися, где они оценивают результаты деятельности организации;

- проведение обработки, анализа и интерпретации полученной информации в соответствии с установленными процедурами;

- составление отчета и выработка руководящих указаний по устранению источника ошибок, при их выявлении, и внесению корректировок в параметры физкультурно-спортивной работы;

- внесение корректировок в свою систему выявления ошибок и оценки качества организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом.

Таким образом, задачи маркетинговой службы обеспечения качества заключаются в определении требований к качеству организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом, степени соответствия качества физкультурно-спортивной работы предъявляемым требованиям и в информировании об этом руководства и тех лиц, которые могут принять меры по исправлению положения.

Поступила в редакцию 18.12.2006

Литература

1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М., 1982.

2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учеб. М., 2000.

3. Управление производительностью и качеством. Модульная программа для менеджеров. М., 2000.

4. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок для учащихся учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР: Метод. реком. М., 1989.

5. Ковалёв А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.