Научная статья на тему 'Применение игровых упражнений на основе баскетбола с элементами фитбол-гимнастики для коррекции физического развития и двигательных нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи'

Применение игровых упражнений на основе баскетбола с элементами фитбол-гимнастики для коррекции физического развития и двигательных нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GAME EXERCISES / ФУТБОЛ ГИМНАСТИКА / FIT-BALL GYMNASTICS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ДЕТИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / SPEECH UNDERDEVELOPMENT STUDENTS / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зотова Ф. Р., Чухно П. В.

С каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья, в том числе прослеживается тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зотова Ф. Р., Чухно П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING GAME EXERCISES BASED ON BASKETBALL WITH ELEMENTS OF FIT-BALL GYMNASTICS FOR PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTOR DISFUNCTION CORRECTION OF SPEECH UNDERDEVELOPMENT STUDENTS

Every year the amount of health problem children is growing, including speech underdevelopment children. We need to create a special program because there is no special system for this category of children. We need to find the effective methods and devices for this children rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Применение игровых упражнений на основе баскетбола с элементами фитбол-гимнастики для коррекции физического развития и двигательных нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи»

УДК 376.3 : 796

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Доктор педагогических наук, доцент Ф.Р.Зотова, преподаватель П.В.Чухно, Камский государственный институт физической культуры,

г. Набережные Челны USING GAME EXERCISES BASED ON BASKETBALL WITH ELEMENTS OF FIT-BALL GYMNASTICS FOR PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTOR DISFUNCTION CORRECTION OF SPEECH UNDERDEVELOPMENT STUDENTS F.R. Zotova, Dr. Pedagogical Sc., Associate Professor P.V. Chuhno, Lector Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: игровые упражнения, футбол - гимнастика, физическое развитие, дети с недоразвитием речи, баскетбол, здоровье, физическая культура.

Аннотация: С каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья, в том числе прослеживается тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речи.

Key words: game exercises, fit-ball gymnastics, physical development, speech underdevelopment students, basketball, health, physical culture and sport.

Summary: Every year the amount of health problem children is growing, including speech underdevelopment children. We need to create a special program because there is no special system for this category of children. We need to find the effective methods and devices for this children rehabilitation.

Потребность в создании специальной программы вызвана отсутствием системы в работе с данной категорией детей. Отсутствие единой образовательной программы определяет поиск эффективных средств и методов реабилитации данного контингента.

В связи с этим, для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны, Республики Татарстан.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.

По определению отечественных психологов Л.С. Выготского (1964); А.В.Запорожца (1986); А.Н. Леонтьева (1959); Д.Б.Эльконина (1978); игра есть ведущая деятельность, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи: В.Г.Барабаш (1999), О.И.Кокорева (1997), Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева (1966), Н.В.Полтавцева (1997), Е.А.Сагайдачная (1988), Э.А.Степаненкова (1984) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Движения являются биологической потребностью ребенка, а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма (Е.А. Floiochnan; 1964).

Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья, в том числе прослеживается тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями речи.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает, большой объем статических нагрузок, связанных с объемом занятий в школе и дома. А поскольку по данным статистики число детей с речевыми расстройствами растет, то актуальность решения данной проблемы приобретает огромное значение.

Предшествующий опыт работы в данном направлении показал недостаточный учёт физического развития, индивидуально - психологических особенностей учащихся, слабое научно - методическое руководство.

Потребность в создании специальной программы вызвана отсутствием системы в работе с данной категорией детей. Отсутствие единой образовательной программы определяет поиск эффективных средств и методов реабилитации данного контингента.

В связи с этим, для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны, Республики Татарстан.

Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальная и контрольная.

В ходе анализа результатов и оценки степени морфофункционального статуса у младших школьников обеих групп на начало эксперимента не обнаружено статистически достоверных различий.

В течение двух лет (с сентября 2004 по май 2006 учебного года) в контрольной группе занятия по физической культуре проводились по традиционной программе, с кратностью два раза в неделю. В экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились два раза в неделю по разработанной нами методике.

Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока широко используются нестандартные формы и методы проведения уроков: упражнения с применением баскетбольных мячей, обладающие оздоровительным эффектом за счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча, способствующие улучшению обмена веществ, кровообращения и микродинамики в межпозвонковых дисках и внутренних органах.

Использование упражнений фитбол-гимнастики способствуют развитию динамической координации речи ребенка. Применение ритмических стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании со стихами крайне необходимо. Звуковая

гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Двигательная активность является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.

Эффективность предложенной нами методики оценивалась посредством сравнения прироста основных морфологических и функциональных показателей физической подготовленности детей с ОНР.

Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (Хср + Бх)

Показатели, единицы измерения Сентябрь 2004 1 Р Май 2006 1 Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Шести моментная функциональная проба 625,2+ 16,4 628,6+ 30,9 0,1 >0,05 395,2+ 12,6 426,3+ 7,5 2,1 <0,05

Проба Штанге задержка дыхания на вдохе 31,3+ 1,9 29,5+ 1,5 0,7 >0,05 51,9+ 2,5 39,8+ 2,2 3,6 <0,05

Жизненный объем легких 1533+ 65,5 1483+ 42,3 0,6 >0,05 2040+ 45,3,3 1850+ 46,9 2,9 <0,05

Индекс Пинье состояние ОДА 45,2+ 1,8 40,4+ 1,7 1,9 >0,05 52,6+ 2,1 48,5+ 1,8 1,5 >0,05

Проба Ромберга 58,8+ 5,7 46,0+ 2,5 2,1 <0,05 109,8+ 2,4 85,0+ 5,0 4,5 <0,05

Жизненный индекс 52,2+ 1,9 47,8+ 2,0 1,6 >0,05 64,5+ 2,4 56,8+ 1,6 2,7 <0,05

Грудной показатель 51,8+ 1,4 46,6+ 0,8 3,2 <0,05 60,6+ 1,7 56,3+ 1,0 2,2 <0,05

Длина тела 139,2+ 1,8 135,8+ 1,5 1,4 >0,05 146,4+ 1,8 144,1+ 1,3 1,1 >0,05

Масса тела 31,9+ 30,8+ 0,7 >0,05 41,4+ 38,3+ 1,5 >0,05

1,3 1,0 1,3 1,3

Окружность грудной клетки во время 65,5+ 1,1 63,9+ 1,1 1,1 >0,05 69,5+ 1,1 68,4+ 1,0 0,8 >0,05

паузы

Окружность грудной клетки на 70,6+ 0,9 69,7+ 0,7 0,8 >0,05 75,9+ 0,8 75,0+ 0,8 0,8 >0,05

максимальном вдохе

Окружность грудной клетки на 61,8+ 0,9 64,3+ 0,7 2,2 <0,05 55,9+ 0,7 59,0+ 1,0 2,6 <0,05

максимальном

выдохе

Экскурсия 9,4+ 1,2 6,2+ 1,0 2,1 <0,05 19,7+ 1,2 16,0+ 1,1 2,2 <0,05

Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)

Результаты исследований позволили определить, что в обеих опытных группах наблюдается достоверное изменение регистрируемых основных морфологических и функциональных показателей физической подготовленности.

Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, естественным уровнем их двигательной активности и целенаправленным использованием экспериментальной программы с применением подвижных игровых упражнений на основе баскетбола с элементами фитбол-гимнастики для коррекции физического развития и двигательных нарушений у учащихся с ОНР.

Заключение:

В связи с этим разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания. Литература:

1. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А.Берштейн.— М.: Наука, 1990.—С. 25-40, 73-90.

2. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е.Н.Вавилова. — М.: Просвещение, 1983.— С. 3-8.

3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н.Вавилова. — М.: Просвещение, 1986 .— С. 5-12.

4. Венгер, Л. А. Воспитание ребенка / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. — М.: Просвещение, 1988.— С. 8-14.

5. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова.— М.: Просвещение, 1985. — С. 119-124.

6. Дайлидене, И. Г. Поиграем, малыш! / И.Г.Дайлидене. — М.: Просвещение, 1992. — С. 3-10.

7. Лескова, Г.Г., Ноткина Н. А. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.Г.Лескова,

H.А.Ноткина // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 18-20.

8. Максаков, А. И. Учите играя / А.И.Максаков, Г.А.Туманова. - М.: Просвещение, 1979. —С. 3-10.

9. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М.Максимова. - М.: Просвещение, 1999.— С. 47-60.

10. Пиаже, П. Речь и мышление ребенка / П.Пиаже. - СПб.: Союз, 1997. — С. 169-200.

11. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем / В.В. Цвынтарный. - СПб: Лань, 1999. -189 с.

12. Чхаидзе, Л. В. Об управлении движениями человека / Л.В.Чхаидзе. - М.: ФиС, 1970. — С. 38-40.

13. Шагинин, Е. В. Обоснование методики исследования психомоторики / Е.В.Шагинин. - М.: Просвещение, 1983. — С. 29-45.

14. Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В.М.Шадрин. - Казань, 1978. - С. 7-13.

Glossary:

I. Bershnein, N.A. Physiology of motor and activity / Bershnein N.A.—М.: Science, 1990. — P. 25-40, 73-90.

2. Vavilova, E.N. How to teach running, jumping, throwing / Vavilova, E.N. — М.: Prosveshenie, 1983.— P. 3-8.

3. Vavilova E.N. Improve children health / Vavilova, E.N.—М.: Prosveshenie, 1986.— P. 5-12.

4. Venger L.A., Pilugina E.G., Venger N.B. Upbringing children / Venger L.A., Pilugina E.G., Venger N.B. — М.: Prosveshenie, 1988. — P. 8-14.

5. Volkova, G.A. Logopaedics rhythmic / Volkova G.A.—М.: Prosveshenie, 1985. — P. 119-124.

6. Dailidene, I.G. Lets play my baby! / Dailidene I.G. — М.: Prosveshenie, 1992. — P. 3-10.

7. Leskova, G.G. Physical pre school children readiness mark / Leskova G.G., Notkina N.A. // Pre school children education. - 1989. - № 10. - 18-20.

8. Maksakov, A.I. Teach playing / Maksakov A.I., Tumanova G.A. - М.: Prosveshenie, 1979. — P. 3-10.

9. Maksimenko, A.M. Base of theory and methods of physical culture / Maksimenko A.M. - М.: Prosveshenie, 1999.— P. 47-60.

10. Piage, P. Speech and child thinking / Piage P. - SPb.: Souz, 1997. — P. 169-200.

11. Tsvyntarsky, V.V. Play, listen, repeat - getting sounds / Tsvyntarsky V.V. - SPb: Lan, 1999. - 189 р.

12. Chhadze, L.V. Man motor management / Chhadze L.V. - М.: Physical culture and sport, 1970. — P. 38-40.

13. Shaginin E.V. Base of psychomotor research / Shaginin E.V. - М.: Prosveshenie, 1983. — P. 29-45.

14. Shadrin, V.M. Psychological base of motor skills forming / Shadrin V.M. - Kazan: 1978. — P. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.