Научная статья на тему 'Применение игровой деятельности и круговой тренировки на уроках физической культуры'

Применение игровой деятельности и круговой тренировки на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинин А. В.

В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение игровой деятельности и круговой тренировки на уроках физической культуры»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Калинин A.B.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств.

Заботой учителя является воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха, самосовершенствования. Уроки физической культуры целесообразнее строить не на принуждении, а на сотрудничестве учителя и учеников, учете интересов и склонностей школьников, их двигательных и психических возможностей. В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы уроки были эмоциональны, привлекательны и интересны, чтобы учащиеся видели в них необходимость и личностный смысл.

Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Попытки развития телесной сферы без воспитания духовности обречены, как правило, на неудачу. Поэтому я делаю ставку на то, чтобы заложить у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

* Учитель физической культуры.

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Успешное решение современных задач физического воспитания возможно лишь на пути перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.

История мировой педагогики свидетельствует о том, что школьникам всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Как учителю физической культуры необходимо воспользоваться этой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умело включая ситуационно подходящие подвижные игры в свои уроки.

На уроках играющие дети счастливы, изобретательны, неутомимы. Увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко невозможные в условиях обычной деятельности. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.

В игре решаются задачи развития основных физических качеств. Так для развития силы провожу на уроке игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, слуховые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие

благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. Для развития выносливости применяю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

Также, наряду с развитием основных физических качеств, в игре можно решать задачи совершенствования и закрепления элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки.

В старших классах целесообразнее использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, естественно, от возрастных особенностей учащихся и уровня подготовленности.

Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки:

1. определяю перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;

2. провожу анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе;

3. довожу до сведения учащихся методику организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20-30 сек., отдыхают 30-40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз;

4. комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил,

утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как задачи ее - функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока;

5. определяю объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся;

6. строго соблюдаю определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т.е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки;

7. создаю станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определяю способ ее размещения и хранения.

Метод круговой тренировки на уроках физической культуры в нашей школе применяется давно. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития только физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила) и совершенствования их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т.п.).

Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, мы стали добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). А в дальнейшем стали использовать метод

круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее.

Список литературы:

1. Цымбалова Л.Н. Подвижные игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 234 с.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пос. - М.: Просвещение, 1987. - С. 340.

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Ляшкова Т.Л.*

Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева, г. Тамбов

Данная статья посвящена основным тенденциям, направленным на развитие гармоничной личности средствами физической куньтуры. Занятия физической куньтуры влияют не только на физической состояние обучающихся и студентов, но и на развитие таких психолого-педагогических категорий, как самооценка, развитие волевых и нравственных качеств, коммуникативных способностей, умения работать в коллективе и т.д.

Развитие науки и образования напрямую отражают тенденции развития современного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на развитие у обучающихся и студентов компетенций. Другим приоритетным направлением является развитие личности детей.

Педагогической основой физического воспитания, безусловно, является формирование гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Они бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации [1].

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая

* Преподаватель физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.