Научная статья на тему 'Применение и вызовы саксофона в джазовом образовании'

Применение и вызовы саксофона в джазовом образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саксофон / джазовое образование / джазовое искусство / исполнительство / образовательная практика / saxophone / jazz education / jazz art / performance / educational practice

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сун Хао

В материале настоящей статьи исследуется история применения саксофона в джазовом образовании Европы и США, начиная со второй половины XIX века и завершая XXI веком. Саксофон определяется как основополагающий инструмент развития джазового искусства, создания первых методических разработок по реформированию джазовой музыки в мировом масштабе. Анализ развития исполнительских техник игры на саксофоне, выявление истории развития и применения методик экспериментальной работы по созданию импровизационных характеристик музыкальных произведений, позволяют определить характер развития возможностей применения саксофона в эволюции джазового образования в мировом пространстве. Материал настоящей статьи направлен на раскрытие основных этапов истории применения саксофона для развития возможностей джазового исполнительства, импровизационных авторских техник, являющихся основой дальнейшей популяризации игры на саксофоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use and challenges of the saxophone in jazz education

The material of this article examines the history of the use of the saxophone in jazz education in Europe and the USA, starting from the second half of the XIX century and ending with the XXI century. The saxophone is defined as a fundamental tool for the development of jazz art, the creation of the first methodological developments for the reform of jazz music on a global scale. The analysis of the development of performing saxophone playing techniques, the identification of the history of the development and application of experimental methods for creating improvisational characteristics of musical works, allow us to determine the nature of the development of the possibilities of using the saxophone in the evolution of jazz education in the world space. The material of this article is aimed at revealing the main stages of the history of using the saxophone to develop the possibilities of jazz performance, improvisational author’s techniques, which are the basis for further popularization of playing the saxophone.

Текст научной работы на тему «Применение и вызовы саксофона в джазовом образовании»

Сун Хао

Аспирант. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Применение и вызовы саксофона в джазовом образовании*

Аннотация. В материале настоящей статьи исследуется история применения саксофона в джазовом образовании Европы и США, начиная со второй половины XIX века и завершая XXI веком. Саксофон определяется как основополагающий инструмент развития джазового искусства, создания первых методических разработок по реформированию джазовой музыки в мировом масштабе. Анализ развития исполнительских техник игры на саксофоне, выявление истории развития и применения методик экспериментальной работы по созданию импровизационных характеристик музыкальных произведений, позволяют определить характер развития возможностей применения саксофона в эволюции джазового образования в мировом пространстве. Материал настоящей статьи направлен на раскрытие основных этапов истории применения саксофона для развития возможностей джазового исполнительства, импровизационных авторских техник, являющихся основой дальнейшей популяризации игры на саксофоне.

Ключевые слова: саксофон, джазовое образование, джазовое искусство, исполнительство, образовательная практика.

Sun Hao

Graduate Student. A.I. Herzen Russian State Pedagogical University.

The use and challenges of the saxophone in jazz education

Abstract. The material of this article examines the history of the use of the saxophone in jazz education in Europe and the USA, starting from the second half of the XIX century and ending with the XXI century. The saxophone is defined as a fundamental tool for the development of jazz art, the creation of the first methodological developments for the reform of jazz music on a global scale. The analysis of the development of performing saxophone playing techniques, the identification of the history of the development and application of experimental methods for creating improvisational characteristics of musical works, allow us to determine the nature of the development of the possibilities of using the saxophone in the evolution of jazz education in the world space. The material of this article is aimed at revealing the main stages of the history of using the saxophone to develop the possibilities of jazz performance, improvisational author's techniques, which are the basis for further popularization of playing the saxophone.

Key words: saxophone, jazz education, jazz art, performance, educational practice.

Саксофон, созданный в середине музыкальных инструментов, А. Саксом, XIX века бельгийским изобретателем был спроектирован с учётом нехватки

* © Сун Хао, 2024.

Применение и вызовы саксофона в джазовом образовании

колористической тембральной окраски звучания духовых инструментов. Конический металлический корпус позволил саксофону выйти за пределы звучания существующих во второй половине XIX века музыкальных инструментов, значительно расширив возможности исполнения музыкальных произведений.

Значительно обогатив звуковые возможности духовых инструментов во второй половине XIX века, саксофон начинает применяться в оркестре, заняв особое место в системе обучения консерватории Парижа. В 1857 году, в Парижской консерватории внедряется программа обучения игре на саксофоне, формируя начало создания образовательных программ, изучающих возможности исполнительской практики игры на саксофоне1.

Один из первых выпускников джазового класса Парижской консерватории, Э. Гобер, создал практическую программу обучения игре на саксофоне в консерватории французского города Лилль.

За период второй половины XIX века саксофон прочно входит в систему духовых инструментов, значительно расширив возможности оркестровых партий. Во французских консерваториях создаются первые практические методические разработки игры на саксофоне, ставшие основой для проведения дальнейших экспериментальных поисков по созданию методик и приемов игры.

Дальнейшее использование саксофона в образовательной практике музыкальных учреждений происходит в первой половине XX века, когда инструмент получает своё задействование в произведениях оперы, балета, а также в джазовых интерпретациях.

1 Понькина А.М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX - начала XXI века: диссертация ... доктора : 17.00.02 / Понькина Антонина Михайловна. - Ростов-на-Дону. 2020. 355 с.

Выразительные возможности саксофона были применены в джазовом искусстве в первой половине XX века, значительно раскрыв яркие колористические возможности звучания существующих духовых инструментов.

В 1930х годах, в период расцвета джазового исполнительства на территории США, саксофон получает своё применение в произведениях инструментальных джазовых коллективов, оркестров, сольных выступлений2.

саксофон, вошедший в джазовое искусство во второй половине XX века, позволил раскрыть полноту звучания, создать возможности импровизации, сформировать ритм и динамику исполнительской манеры авторской игры.

Важнейшей отличительной особенностью саксофона, сыгравшей роль использования инструмента для раскрытия джазового исполнительства, является его мягкое звучание, богатство его тембральных возможностей.

Исследователь музыкального исполнительства игры на саксофоне, американский музыковед Джеймс Линкольн Коллиер, отмечал, что исполнительская практика игры на данном инструменте позволяет создавать мягкое тембраль-ное звучание, отображение виртуозности авторских импровизаций.

В первой половине XXI века выпускники консерватории Франции по классу саксофона создали фундаментальную основу применения саксофона на территории сША.

Первым высшим учебным заведением, предложившим курс истории джаза, была Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке, в которой с 1941 года преподавали ведущие исследователи джазового исполнительства,

2 Коллиер Дж. Становление джаза: попу-

лярный исторический очерк / пред. и общ. ред. А. Медведева / Дж. Коллиер. - М.: Радуга. 1984. 402 с.

создатели научного подхода к предмету, Леонард Фэзер, Маршалл Стирнс, Роберт Гоффин.

В образовательные программы высшего образования США саксофон входит в 1947 году, становясь опорой для создания программ по изучению применения возможностей саксофона в джазовом искусстве.

Разработки по изучению возможностей применения саксофона в музыкальном образовании впервые были применены в в Северо - Техасском педагогическом колледже, джазовой школе в Беркли, консерватории Новой Англии. Хайнрик Шиллингер, основатель джазовой школы в Беркли, одним из первых в истории джазового искусства внедрил обучение авторской джазовой импровизации и аранжировке по авторской методике, создав последующие условия для применения саксофона в джазовом образовании3.

Во второй половине XX века саксофон прочно входит в число программ учреждений музыкального образования университетов США. В период 1950-1970х годов саксофон также входит в программу музыкальных школ США, что значительно расширяет сферу его распространения и популяризации.

В период 1940х годов ведущим мастером, импровизатором игры на саксофоне в джазе становится музыкант, американский джазовый саксофонист и композитор, Чарли Паркер, сформировавший музыкально-выразительные возможности звучания саксофона, эстетическое переориентирование джаза, обновление музыкального языка.

В период 1940-1950х годов джазовая музыка на территории США переходит

3 Понькина А.М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX - начала XXI века: диссертация ... доктора : 17.00.02 / Понькина Антонина Михайловна. - Ростов-на-Дону. 2020. 355 с.

из статуса массовой культуры в элитарную, раскрывая возможности исполнительской джазовой манеры.

В исследуемый период времени формируется новаторский подход к созданию произведений, демонстрирующих темброфонические, гармонические, структурно - композиционные возможности использования саксофона для джазового искусства.

Во второй половине XX века на территории США применение саксофона позволяет значительно расширить возможности духовых инструментов.

Изучение и проведение экспериментальных поисковых изысканий, направленных на выявление исполнительских возможностей саксофона, позволило расширить диапазон звучания саксофона до возможностей флейты, трубы, кларнета, что целиком и полностью продемонстрировало широчайшее применение саксофона для создания разнообразных музыкальных произведений4.

Одним из первых джазовых стилей стал свинг, ритмический рисунок, при использовании которого первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается. Свинг позволил развиться джазовому искусству в рамках гармонического музицирования, значительно расширив потенциал звучания.

Во второй половине XX века, на основе переосмысления возможности излучения саксофона, американским композитором Чарли Паркером, были изобретены новаторские методики демонстрации звукоизвлечения саксофона. используя все двенадцать звуков мелодического движения полутонов, хроматической гаммы, композитор создаёт возможность для направления мелодии саксофона в любую тональность.

4 Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. ... канд. искусствоведения:

17.00.02 / С.В. Кириллов. - М.: 2010. 166 с.

Данный стиль создания джазовых произведений получает название бибоп. Он позволяет произвести обновление существующего джазового языка, применяя возможности ритма, усложнение гармонии, импровизационных и других выразительных средств.

Новаторское искусство позволило изменить гармонический язык, создав возможности слияния американской, европейской традиции исполнения джазовых произведений.

Именно во второй половине XX века, в процессе использования саксофона в джазовых произведениях, утверждается виртуозность его партии, формируется экспрессивность звучания, усиливается смысловая нагрузка, создаются полифония звучания, виртуозность пассажей, широкие интервальные скачки. Нетрадиционные джазовые исполнительские приёмы расширяются, в исполнительскую практику включаются аккордика, микрохроматика, слэп, всевозможные оперирования воздухом, щелчки клапанами, альтиссимо-регистр, и другие приемы и методы новаторского звучания саксофона5.

Внедрение нетрадиционных исполнительских приёмов в практику звучания саксофона позволяет создать всевозможные разновидности вибрато, тремоло и трель, джазовые штрихи и приемы, беспрерывное дыхание.

Возобновление образовательного процесса в Парижской консерватории в период после Второй мировой войны, развитие международных отношений в области джазового искусства, позволяют создать принципиально новые приемы, темброво-сонорные, ударно-шумовые сонорные, колористические приемы

5 Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / В.Д. Иванов. -М.: 1997. 40 с.

- фруллато, гроул, одновременное пение и игра на инструменте, бисбиглян-до (bisbigliando), смор-цато (smorzato), ударные эффекты, соединенные с различными клапанными трелями или тремоло, всевозможные варианты оперирования воздухом, аэрозвуки.

В период второй половины XX века происходит эволюция джазового музыкального языка, позволяющая создать метроритмическую динамику звуко-извлечения, тембровой изысканности, полифонизации фактуры, использования элементов политональности и додекафонии.

В период после 1950х годов экспериментальные поиски создания новаторских возможностей звукоизвлечения были подкреплены интеллектуальными и техническими нововведениями, позволяющими создать экспрессивность и блюзовость звучания.

Во второй половине XX века в джазовом образовании происходит создание модального джаза, направления, в основе которого находится соединение джазовых канонов и принципов, получивших своё развитие во второй половине XX века, с национально -традиционными мотивами искусства и культуры, позволившими создавать авторские вариации джазовых импровизаций. С данными приемами и методами работали американские джазовые саксофонисты, Уильям Кристофер Хен-ди, Джулиан Эддерли, Уэйн Шортер, Джон Колтрейн6.

Американский музыкант и композитор Джон Колтрейн явился реформатором использования саксофона в джазовом искусстве. В 1960х годах музыкант и композитор Дж. Колтрейн создал значимые для развития джаза альбомы,

6 Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / С.В. Кириллов. - М.: 2010. 166 с.

являющиеся хрестоматией для основ изучения джазовой импровизации, созданные при помощи саксофона-тенора и саксофона-сопрано. Экспериментальные разработки Дж. Колтрейна в области применения саксофона в джазовом искусстве позволили музыканту сформировать дальнейшее развитие возможностей использования инструмента в мировой исполнительской практике игры.

Среди новаторских приёмов композитора выделяется импровизация аккордовыми дублями, использование модальной техники, соединение восточных музыкальных традиций с канонами джазового исполнительства, создание синтеза академической и джазовой манеры исполнения, владение сразу несколькими инструментами, такими как альт-саксофон, тенор-саксофон, сопрано-саксофон.

Во второй половине XX - первой половине XXI века применение саксофона в джазовом образовании получило продолжение своего развития в университете Новой школы города Нью-Йорка, колледжа Беркли, в Бостоне, университетах Майами, Алабамы, Тен-неси, Северного Техаса, Уилбфорс, городского колледжа Лос-Анджелеса, института джаза им. Телониуса Монка, Манхэттенской музыкальной школы, Тринити колледже в Лондоне, Дрезденской Высшей школы музыки имени Карла Марии фон Вебер7.

Во второй половине XX века применение саксофона также получило в джазовом образовании в России, в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных, Санкт-Петербургском музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского.

7 Мошков К.В. Индустрия джаза в Америке. XXI век / К.В. Мошков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2013. 640 с.

На современном этапе джазовое образование, а также исследование возможностей саксофона, его ярчайших звуковых возможностей, позволяют создавать полноценные экспериментальные базы, основываться на международном опыте обмена исполнительским опытом, изучать наследие мирового джазового искусства, с целью дальнейшего развития техник, приемов и методов исследования возможностей игры на саксофоне.

References

[1] Ivanov V.D. Contemporary art of playing the sax-

ophone: problems of history, theory and practice of performance: abstract. dis. ... Doctor of Art History: 17.00.02 / V.D. Ivanov - M.: 1997. 40 p.

[2] Kirillov S.V. Technique of playing the saxophone

and problems of interpretation of original works: dis. ...cand. art history: 17.00.02 / S.V. Kirillov. -M.: 2010. 166 p.

[3] Collier J. The Making of Jazz: A Popular Historical

Essay / prev. and general ed. A. Medvedeva / J. Collier. - M.: Rainbow. 1984. 402 p.

[4] Moshkov K.V. Jazz industry in America. XXI cen-

tury / K.V. Moshkov. — 2nd ed., rev. and additional - St. Petersburg: Planet of Music, 2013. 640 p.

[5] Ponkina A.M. The evolution of academic music for the saxophone of the second half of the 19th - early 21st centuries: dissertation ... doctor: 17.00.02 / Ponkina Antonina Mikhailovna. -Rostov-on-Don. 2020. 355 p.

Список литературы

[1] Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / В.Д. Иванов - М.: 1997. 40 с.

[2] Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / С.В. Кириллов. - М.: 2010. 166 с.

[3] Коллиер Дж. Становление джаза: популярный исторический очерк / пред. и общ. ред. А. Медведева / Дж. Коллиер. - М.: Радуга. 1984. 402 с.

[4] Мошков К.В. Индустрия джаза в Америке. XXI век / К.В. Мошков. — 2-е изд., испр. и доп. -Санкт-Петербург : Планета музыки, 2013. 640 с.

[5] Понькина А.М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX - начала XXI века: диссертация ... доктора: 17.00.02 / Понькина Антонина Михайловна. -Ростов-на-Дону. 2020. 355 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.