Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ПРИ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ В XX ВЕКЕ'

РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ПРИ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ В XX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саксофон / история / техника исполнения / мастерство / обучение / saxophone / history / technique / skill / training

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сунь Юйчао

В статье рассматривается эволюция искусства игры на саксофоне в первой половине ХХ века под влиянием изменений в музыкальном мире того времени. Автор обращает внимание на параллельное развитие разнообразных тенденций в духовом и саксофонном исполнительстве, влияние джазовой музыки на изменения в саксофонном искусстве, а также на новые профессиональные навыки, проявленные музыкантами, играющими на саксофоне. Особое внимание уделяется значению джаза, его роли как символа музыки ХХ века и влиянию на различные музыкальные жанры. Рассматривается история популярности саксофона в легкой музыке, его роль в эре джаза и свинга, а также возвращение и академизация инструмента после временного отторжения из академической музыки. В рамках статьи делается вывод о важности саксофона и его влиянии на музыкальную культуру ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING SKILLS WHEN PLAYING THE SAXOPHONE IN THE XX CENTURY

The article examines the evolution of the art of playing the saxophone in the first half of the twentieth century under the influence of changes in the musical world of that time. The author draws attention to the parallel development of various trends in brass and saxophone performance, the influence of jazz music on changes in the saxophone art, as well as new professional skills shown by musicians playing the saxophone. Special attention is paid to the importance of jazz, its role as a symbol of twentieth-century music and its influence on various musical genres. The article examines the history of the saxophone's popularity in light music, its role in the era of jazz and swing, as well as the return and academization of the instrument after temporary rejection from academic music. The article concludes about the importance of the saxophone and its influence on the musical culture of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ПРИ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ В XX ВЕКЕ»

РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ПРИ ИГРЕ НА

САКСОФОНЕ В XX ВЕКЕ

Сунь Юйчао, студент

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-38-41

Аннотация. В статье рассматривается эволюция искусства игры на саксофоне в первой половине ХХ века под влиянием изменений в музыкальном мире того времени. Автор обращает внимание на параллельное развитие разнообразных тенденций в духовом и саксофонном исполнительстве, влияние джазовой музыки на изменения в саксофонном искусстве, а также на новые профессиональные навыки, проявленные музыкантами, играющими на саксофоне. Особое внимание уделяется значению джаза, его роли как символа музыки ХХ века и влиянию на различные музыкальные жанры. Рассматривается история популярности саксофона в легкой музыке, его роль в эре джаза и свинга, а также возвращение и академизация инструмента после временного отторжения из академической музыки. В рамках статьи делается вывод о важности саксофона и его влиянии на музыкальную культуру ХХ века.

Ключевые слова: саксофон, история, техника исполнения, мастерство, обучение.

Первая половина ХХ века была эпохой значительных изменений в искусстве игры на саксофоне, что было вызвано эволюцией музыкального мира того периода. Важной чертой этого времени стало параллельное сосуществование разнообразных и противоречивых тенденций в духовом и саксофонном исполнительстве. Новые стандарты привели к развитию духового исполнительства как самостоятельной структуры, отдаляя его от влияний других видов искусства.

На изменения в саксофонном искусстве также оказывало большое влияние джазовая музыка, требовавшая у исполнителя умения играть в разных стилях и составах, будь то эстрадный ансамбль или симфонический оркестр. Данные трансформации сделали рассматриваемый в рамках настоящей статьи инструмент более востребованным и разнообразным, повышая требования к мастерству исполнителя.

Музыканты, играющие на саксофоне в ХХ веке, стали проявлять новые профессиональные навыки, например, вибрато, что привлекло внимание других музыкантов к этому инструменту. Решающее влияние на саксофон имел джаз, который быстро набирал популярность в Европе, объединив фольклор и музыку афроамери-

канцев. Отзвуки джаза начали присутствовать в различных музыкальных жанрах и стилях, включая камерные, симфонические и оперные произведения, благодаря его уникальным мелодиям, гармонии и ритмике, а также возможности импровизации.

Французский композитор Д. Мийо восхищался джазовой музыкой, отмечая ее новые ритмические эффекты и тембровые комбинации. Джаз стал не только стилевым направлением, но и символом и архетипом музыки ХХ века. В начале века саксофон стал популярным в легкой музыке в сопровождении водевилей, а также вошел в состав различных коллективов развлекательного типа, доказывая свою универсальность в исполнении различных музыкальных жанров.

Саксофон стал важным солирующим инструментом во времена эры джаза, определенной примерно с 1910-х до конца 1920-х годов. В конце 1920-х - начале 1930-х годов важную роль в развитии искусства игры на саксофоне сыграло формирование биг-бендов. В период эры свинга, примерно с середины 1930-х до середины 1940-х годов, саксофон стал господствующим инструментом в джазе. Группы саксофонов, чаще всего состоящие из пяти

инструментов разных тесситур, стали популярны и широко использовались благодаря своему звуковому диапазону и экспансивности звучания. Джазовые музыканты первыми показали возможности саксофона как концертного инструмента, превратив его в «короля» джаза. Однако джазовая эйфория повлекла за собой исчезновение саксофона из академической музыки из-за его ассоциации с жанром джаза. Арсенал приемов звукоизвлечения, характерный для джазового исполнительства, также способствовал отторжению саксофона из элитарных музыкальных кругов.

В начале XX века саксофон считался атрибутом джазового исполнительства и не включался в американскую систему музыкального образования, где царила классическая музыка. Это привело к замедленному развитию профессионального саксофонного академического исполнительства. Однако в 1930-е годы интерес к саксофону возрождался благодаря популярности в джазовой музыке. После кризиса новоорлеанского джаза росла популярность свинга как стиля, привлекая внимание к развитию самого жанра. Это привело к возвращению и популяризации саксофона, обеспечивая вторичную академизацию инструмента. Стремление к синтезу профессиональной и популярной музыки влияло на эволюцию саксофонного искусства и повышение общего исполнительского уровня. Требования к музыкальной подготовке исполнителей в рамках стиля свинг были высоки, что способствовало появлению джазменов с хорошим консерваторским образованием.

Биг-бенды эпохи свинга стали экспериментальной творческой лабораторией для музыкантов-профессионалов, где апробировались различные новации. Музыканты стремились выделиться своей уникальной манерой игры, что привело к внедрению специфических исполнительских приемов, таких как игра аккордами или слэп. Популярность саксофона в джазе привлекла внимание композиторов, которые начали экспериментировать с инструментом в классическом оркестровом контексте. Джазовые влияния стали определять

функции саксофона в симфонических партитурах, привнося разнообразие и уникальные звуковые текстуры. Различные композиторы использовали саксофон в оркестровых произведениях, демонстрируя его художественный потенциал и внося изменения в симфоническую музыку первой половины ХХ века.

Морис Равель и Гершвин сделали значительный вклад в использование саксофона в симфонической музыке. Например, Равель в своих произведениях (прежде всего, в произведении «Болеро») использовал различные разновидности саксофонов, чтобы создавать уникальные звуковые текстуры. Он также дал «право голоса» саксофону-альту в «Старом замке» Мусоргского. Гершвин объединил джаз и симфоническую музыку, создавая коллективы «симфоджаза» и интегрируя полную группу саксофонов в свои произведения, такие как «Рапсодия в стиле блюз» и «Американец в Париже». Их творчество оказало влияние на введение саксофона в русскую оперно-симфоническую музыку, после чего тембр инструмента получил признание в утонченных музыкальных кругах.

Многие композиторы, например, Рахманинов, Шостакович, Хачатурян и Прокофьев, использовали саксофон для подчеркивания драматургии и выразительности своих сочинений. Это позволяло им раскрыть уникальные звучания и выразительный потенциал инструмента.

В начале ХХ века саксофон стал популярным в концертном и ансамблевом исполнении, благодаря усилиям саксофо-нистки Э. Холл, которая сделала большой вклад в популяризацию инструмента в академической музыке. Появление выдающихся саксофонистов во второй половине ХХ века также повлияло на развитие исполнительства и формирование репертуара для саксофона. Среди них - патриарх французской академической саксофонной школы М. Мюль, оказавший значительное влияние на последующие поколения музыкантов.

Еще один известный саксофонист ХХ века - С. Рашер - открыл новые возможности саксофона, включая использование

сверхвысокого регистра. Он вернул саксофон в классическую музыку и вдохновил создание нового репертуара, включая «Концерт для саксофона-альта» А. Глазунова. Глазунов, в свою очередь, написал «Квартет для четырех саксофонов», который был исполнен Парижским квартетом саксофонов. Творчество Рашера и Глазунова внесло свой вклад в развитие саксофонного искусства и позволило исполнителям демонстрировать высокий профессионализм и виртуозность.

Важными характеристиками произведения для саксофона являются сложный исполнительский уровень, высокие технические требования и выразительность.

После признания саксофона элитарной музыкальной общественностью, инструмент стал включаться в учебные программы консерваторий по всей Европе, что способствовало разработке учебных пособий, таких как «Универсальный метод для саксофона» П. Вилле, который детально обращал внимание на исполнительское дыхание. В этот период происходило изменение в требованиях к музыкантам саксофонистам, включая влияние вокального искусства на духовое исполнительство. Важным аспектом стало переход от грудного к брюшному дыханию, что позволяло исполнителям играть длинные фразы без перерыва.

В работе А.М. Понькиной рассматривается улучшение техники постановки амбушюра при игре на саксофоне: эта техника оказывает влияние на звучание инструмента и исполнительский процесс. В период сходства саксофона с кларнетом, амбушюр играет важную роль, поскольку техника постановки губ схожа между этими инструментами [1, с. 47]. Учебные пособия П. Вилле обращают внимание на правильную технику постановки губ и удерживания мундштука с легким давлением, что позволяет играть саксофоном без лишнего давления и с гибким контролем. Подобные техники, хотя они могли быть примитивными в прошлом, затем повлияли на эволюцию искусства игры на саксофоне. В дальнейшем, в 30-40-е годы ХХ века, реформы в саксофонном исполнительстве также касались изменения тех-

ники игры, что привело к разработке новых методик обучения и учебных пособий.

С.-О. Баярсайхан рассматривает важность квалифицированного обучения на саксофоне и сосредотачивается на технике постановки амбушюра. Автор предлагает играть только на саксофоне, отличаясь от предыдущего подхода, когда саксофон использовался как дополнительный инструмент для кларнетистов [2, с. 75]. Усилие нижней губы на трость играет ключевую роль в правильной постановке амбушюра, влияющей на качество звучания.

Важно также учитывать различия между конструктивными особенностями кларнета и саксофона при обучении. Работы В.Н. Апатского [4, с. 57], показывают эти различия и влияние на формирование профессиональных навыков музыкантов.

Подход Х. Линдемана к технике игры и правильному положению амбушюра влиял на развитие искусства игры на саксофоне и установил высокие стандарты для музыкантов. Х. Линдеман подчеркивает, что правильное положение головы помогает правильно передавать звук через инструмент, избегая неверной интонации. Он также обращает внимание на естественное расположение рук и пальцев на саксофоне для свободного управления клапанами, поскольку техника дыхания важна: диа-фрагмальное дыхание предпочтительнее для контроля над звучанием инструмента, а амбушюр играет ключевую роль в качественном звучании саксофона и предотвращает усталость и порезы от зубов [4, с. 103].

М.А. Беговатова подчеркивает важность правильного положения нижней губы для контроля над тембром и звучанием инструмента: углы рта и губный аппарат должны быть расслаблены и сосредоточены для свободной вибрации трости [5, с. 96].

Также обсуждается важность равномерного обхвата мундштука, чтобы избежать лишнего напряжения и обеспечить свободный проход воздуха. Управление дыханием, губами и языком играют решающую роль в технике игры на саксофоне. Важно сохранять естественное положение тела и шеи для эффективной подачи воз-

духа и создания чистого звука. Для пра- мер, в пособии Л. Тила подчеркивается вильной атаки звука важно использовать важность открытой позиции гортани и язык как при отскоке, ударив по трости и движения языка для свободного прохож-возвращаясь в исходное положение. Во дения воздушного потока и создания хо-второй половине ХХ века развиваются ме- рошего тембра, также обсуждаются прин-тоды формирования звукообразующего ципы вокализированной постановки для аппарата для игры на саксофоне. Напри- верного интонирования интервалов.

Библиографический список

1. Понькина А.М. Эволюция академической музыки для саксофона второй половины XIX - начала XXI века: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2020. - 487 с.

2. Баярсайхан С.-О. Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Москва, 2018. -334 с.

3. Апатский В.Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства: учебное пособие. - Киев: НМАУ имени П.И. Чайковского, 2006. - 430 с.

4. Lindemann H. Method for Saxophone. - New York, 1934. - 49 р.

5. Беговатова М.А. Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Казань, 2012. - 310 с.

THE DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING SKILLS WHEN PLAYING THE SAXOPHONE IN THE XX CENTURY

Sun Yu Chao, Student

The Herzen State Pedagogical University of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article examines the evolution of the art of playing the saxophone in the first half of the twentieth century under the influence of changes in the musical world of that time. The author draws attention to the parallel development of various trends in brass and saxophone performance, the influence of jazz music on changes in the saxophone art, as well as new professional skills shown by musicians playing the saxophone. Special attention is paid to the importance of jazz, its role as a symbol of twentieth-century music and its influence on various musical genres. The article examines the history of the saxophone's popularity in light music, its role in the era of jazz and swing, as well as the return and academization of the instrument after temporary rejection from academic music. The article concludes about the importance of the saxophone and its influence on the musical culture of the twentieth century. Keywords: saxophone, history, technique, skill, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.