Научная статья на тему 'Применение холдинговой модели при организации деятельности бизнес-инкубаторов'

Применение холдинговой модели при организации деятельности бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГОВАЯ МОДЕЛЬ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Н. Ю.

Автор рассматривает возможность применения холдинговой модели как универсальной гражданско-правовой модели оптимизации управленческих процессов при организации бизнес-инкубаторов, создаваемых в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение холдинговой модели при организации деятельности бизнес-инкубаторов»

TERRA E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ПРИМЕНЕНИЕ ХОЛДИНГОВОЙ МОДЕЛИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

Н. Ю. КОВАЛЕНКО

Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки

предпринимательства», заместитель директора — начальник юридического отдела

e-mail: natalkova@mail.ru

Автор рассматривает возможность применения холдинговой модели как универсальной гражданско-правовой модели оптимизации управленческих процессов при организации бизнес-инкубаторов, создаваемых в России.

Ключевые слова: холдинговая модель; бизнес-инкубатор; малое предпринимательство; инновационная деятельность.

Коды классификатора JEL: L22, L25.

Одним из приоритетных направлений экономической политики современной России является развитие малого предпринимательства, что требует внедрения особых механизмов, способствующих реализации указанной цели, в том числе таких, как создание бизнес-инкубаторов.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ напрямую включил бизнес-инкубаторы в систему инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [8].

Надо отметить, что бизнес-инкубатор — для российской правоприменительной практики явление новое, в то время как на Западе механизм бизнес-инкубирования давно и успешно работает как одна из самых эффективных форм и технологий поддержки малого предпринимательства.

К первым прообразам бизнес-инкубаторов можно отнести так называемые «коммуны» Великобритании, объединявшие ремесленников и народных умельцев, имевшие единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования, размещавшиеся на единых площадях.

«Бизнес-инкубаторный бум» пришелся на вторую половину 1920-х годов и был вызван экономическими кризисами. Так называемые «зоны новых возможностей» создавались на производственных площадях закрывшихся предприятий в целях поощрения безработных на развитие собственного дела.

В 1980-е годы наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в Соединенных Штатах Америки. Можно выделить три основные причины, способствовавшие быстрому распространению идеи бизнес-инкубирования в США:

• необходимость выработки новых механизмов поддержки малых форм хозяйствования в целях возрождения приходивших в упадок городских центров и отдаленных регионов, особенно Среднего Запада и Северо-Востока страны;

• внедрение экспериментальных моделей, предложенных Национальным научным фондом США, в целях поощрения инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах;

• реализация инициатив, предпринятых отдельными инвесторами в целях передачи собственного положительного опыта новым предпринимателям в благоприятной для инновационной деятельности и коммерциализации технологий среде.

Идея бизнес-инкубатора заключается в стартовой поддержке малого предприятия, которая выражается в разрешении самых острых проблем, стоящих перед начинающими предпринимателями, и позволяет сразу приступить к реализации бизнес-проектов, будучи максимально освобожденными от организационных сложностей, неизбежно сопровождающих любое начинание, в том числе в бизнесе.

О. Дубровская приводит следующую статистику: «70 процентов малых предприятий перестают существовать именно на этом этапе, а бизнес-инкубаторы позволяют снизить этот процент до 30» [3, с. 4].

Бизнес-инкубатор для целей создания благоприятных условий призван обеспечить предприятие на начальном этапе его деятельности следующими тремя составляющими на безвозмездной или льготной основе:

• помещением (офисным и (или) производственным);

• необходимым оборудованием;

• комплексом услуг.

© Н. Ю. Коваленко, 2009

В зависимости от целей учредителей, специфики регионов, в которых создаются бизнес-инкубаторы, последние могут различаться по профилю деятельности: концентрировать производителей или субъектов, оказывающих услуги, быть бизнес-инкубаторами общего типа или специализироваться на наукоемких производствах, сфере ЖКХ или образования. Несмотря на указанные различия, в основе деятельности всех бизнес-инкубаторов лежит общий принцип функционирования — создание благоприятных условий субъектам малого предпринимательства на начальном этапе их деятельности.

Создание благоприятных условий обеспечивается за счет решения посредством бизнес-инкубатора следующих задач:

1. Размещение бизнеса. Бизнес-инкубатор предоставляет, прежде всего, начинающим предприятиям необходимые для осуществления предпринимательской деятельности помещения, требующие сравнительно небольших затрат за счет льготных условий аренды.

2. Оснащение предприятия. Бизнес-инкубатор предоставляет не только помещение, но и обеспечивает начинающие предприятия оснащенными рабочими местами. Оснащенность заключается в предоставлении компьютера, оргтехники, телефона, подключении к Интернету.

3. Обеспечение доступа к комплексным информационно-консультационным и иным услугам.

4. Создание положительного имиджа. Бизнес-инкубатор позволяет в кратчайшие сроки создать бизнес-инкубируемым предприятиям положительный имидж. Потенциальные деловые партнеры относятся с большей степенью доверия к субъектам малого предпринимательства — участникам бизнес-инкубатора, чем к начинающим хозяйствующим субъектам, действующим вне бизнес-инкубатора, что обусловлено следующими моментами.

Во-первых, размещение в бизнес-инкубаторе осуществляется на конкурсной основе, а конкурс, как известно, предполагает проверку участников по ряду показателей, которая обеспечивает выявление в качестве победителей конкурса самых «прозрачных» бизнес-проектов.

Во-вторых, делопроизводство, ведение бухгалтерского учета, некоторые управленческие функции начинающих предприятий в бизнес-инкубаторе корректируются специалистами, состоящими в штате организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора, а иногда полностью передаются им.

В-третьих, участники бизнес-инкубатора за счет близкого соседства с другими предпринимателями и возможности обмена опытом, а также благодаря синергетическому эффекту быстрее адаптируются в среде бизнеса.

Благоприятные условия, созданные на начальном этапе бизнеса, содействуют развитию предприятия, которое в дальнейшем сможет оставить бизнес-инкубатор и успешно функционировать без его поддержки.

Если роль, отводимая бизнес-инкубаторам, предельно ясна, то вопрос о том, что понимать под бизнес-инкубатором с правовой точки зрения в настоящее время остается открытым. Данный вопрос не решен ни в нормативно-правовых актах, ни в той немногочисленной литературе, которая посвящена бизнес-инкубаторам.

Одни авторы сводят понятие бизнес-инкубатора к физическому пространству, помещению, где размещаются малые предприятия [4, с. 6; 9, с. 83], другие рассматривают бизнес-инкубатор как организацию, которая создает наиболее благоприятные условия для начального развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления комплекса услуг и ресурсов [2; 5].

Надо отметить, что названные позиции, необоснованно сужая понятие бизнес-инкубатора, уводят от его истиной сущности.

Бизнес-инкубатор — это элемент инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура, в свою очередь, представляет собой «совокупность организаций и связей между ними, которые в ходе развития бизнеса оказывают содействие или регулируют процесс деятельности, или взаимодействуют с ними, обеспечивая доступ к ресурсам, информации и услугам» [7, с. 48]. Определение бизнес-инкубатора как помещения или как отдельной организации не раскрывает сути этого явления.

Представляется целесообразным рассматривать бизнес-инкубатор как обеспечивающий поддержку малому бизнесу механизм, приводящийся в действие не только и не столько за счет льготного размещения, а прежде всего за счет системы взаимодействия начинающих субъектов малого предпринимательства со специализированной организацией, способной профессионально оказывать комплекс информационно-консультационных, организационных и иных услуг, в том числе управленческих.

На наш взгляд, необоснованно малое внимание уделяется координационно-управленческой функции бизнес-инкубатора, которая, по нашему мнению, должна иметь первостепенное значение в реализации целей, которые ставят перед собой организаторы бизнес-инкубатора.

В связи с изложенным, хочется обратить особое внимание на слова Х. Г. Бера: «Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и минимизация расходов на управленческий аппарат» [1].

Эффект «полной концентрации на бизнесе» может быть достигнут в бизнес-инкубаторе благодаря обеспечению такого взаимодействия между субъектами малого предприниматель-

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

62

Н. Ю. КОВАЛЕНКО

ства и специализированной организацией, которое позволило бы эффективно координировать деятельность бизнес-инкубируемых предприятий посредством управленческого воздействия со стороны специализированной организации, имеющей опыт управления, на решения, принимаемые начинающими предприятиями. В использовании такого механизма управленческого воздействия в бизнес-инкубаторе заинтересованы, на наш взгляд, как инициаторы создания бизнес-инкубатора, так и начинающие субъекты малого предпринимательства.

Во-первых, такой управленческий контроль может быть полезен региональным властям при организации деятельности региональных бизнес-инкубаторов, поскольку, с одной стороны, позволяет через специализированную организацию влиять на определение стратегии развития малых форм бизнеса, способствуя продвижению приоритетных направлений, с другой —

и, пожалуй, это самое главное, — обеспечивает прозрачность управления для всех участников бизнес-инкубатора.

Во-вторых, в этой мере могут быть заинтересованы сами субъекты малого предпринимательства, поскольку на этапе становления, в случае отсутствия опыта руководства, им может быть обеспечена помощь со стороны профессиональных управленцев, заинтересованных в развитии малых форм бизнеса.

Представляется, что вполне приемлемой для бизнес-инкубатора является концепция вертикально интегрированного бизнес-инкубатора, представляющего собой совокупность субъектов малого предпринимательства, действующих под управляющим началом специализированной организации.

Таким образом, бизнес-инкубатор может быть представлен как система, в которой начинающие предприниматели и организации получают ряд несомненных преимуществ по сравнению с предприятиями, находящимися вне бизнес-инкубатора (обеспечение льготными площадями, комплексом услуг, информационной поддержкой и пр.), частично теряя при этом свою самостоятельность, добровольно отдаваясь под контроль управляющей организации в целях наиболее эффективного использования предоставленных бизнес-инкубатором возможностей.

Такие субординационные отношения есть не что иное, на наш взгляд, как холдинг, рассматриваемый нами как особая организационно-правовая модель взаимодействия хозяйствующих субъектов [6, с. 36].

Бизнес-инкубатор подобно холдингу не является самостоятельным субъектом правоотношений, а представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, связанных между собой холдинговыми правоотношениями, выражающимися в возможности одного из них (холдинговой компании бизнес-инкубатора) определять решения, принимаемые другими (участниками бизнес-инкубатора).

Итак, с одной стороны, холдинговая модель может проявляться во взаимодействии управляющей компании бизнес-инкубатора и инкубируемыми субъектами (первая группа участников бизнес-инкубатора), с другой — применение холдинговой модели целесообразно при построении взаимоотношений между управляющей компанией бизнес-инкубатора и второй группой участников бизнес-инкубатора.

Ко второй группе участников бизнес-инкубатора следует отнести хозяйствующие субъекты, которые позволяют расширить возможности управляющей компании бизнес-инкубатора в части спектра услуг, оказываемых инкубируемым субъектам. Это могут быть аудиторские фирмы, рекламные и кадровые агентства, кредитные организации, а также другие предприятия, в чьих услугах нуждаются субъекты малого предпринимательства на начальном этапе их деятельности.

На наш взгляд, необходимость введения в бизнес-инкубатор таких участников обусловлена особенностями управляющей компании бизнес-инкубатора, которые выражаются, с одной стороны, в широком спектре услуг, которые она должна предоставлять инкубируемым субъектам для создания им благоприятных условия развития, с другой — в малочисленности штата ее сотрудников.

Управляющая компания, прежде всего, должна обеспечить создание начинающим субъектам предпринимательской деятельности таких условий хозяйствования, которые позволили бы им сфокусировать свои усилия на основной деятельности, приносящей прибыль. Добиться этого можно, только переложив ряд забот, таких как бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, юридическое сопровождение, управление персоналом, сопровождающих любой бизнес, на плечи профессионалов. Таким «профессионалом» в бизнес-инкубаторе является управляющая компания, которая, как нам представляется, может восполнить нехватку собственных кадров посредством использования сторонних организаций по принципу аутсорсинга.

На наш взгляд, свести «на нет» риск потери контроля при использовании механизма аутсорсинга позволит установление холдинговых правоотношений между управляющей компанией бизнес-инкубатора и сторонними организациями, которые выше были нами отнесены ко «второй группе участников бизнес-инкубатора».

Представляется, что наиболее приемлемым из сформулированных нами оснований холдинговых правоотношений [6, с. 35] в данной ситуации является преобладающее участие управляющей компании в уставном капитале, когда речь идет об участнике бизнес-инкубатора, функционирующего в форме коммерческой организации, или, факт учреждения управляющей компанией участника бизнес-инкубатора, создаваемого в форме некоммерческой организации.

Установление холдинговых отношений между управляющей компанией и второй группой участников бизнес-инкубатора возможно и на основе договора. Следует при этом отметить, что в данном случае договор как основание холдинговых правоотношений менее предпочтителен, поскольку не дает той стабильности холдинговых отношений, которая свойственна холдингам, основанным на преобладающем участии или учреждении.

В отличие от холдинговых правоотношений, складывающихся между участниками холдинга, расширяющими спектр оказываемых управляющей компанией услуг, холдинговые связи между управляющей компанией и инкубируемыми субъектами должны основываться на договоре, что обусловлено в том числе подвижностью состава бизнес-инкубируемых участников.

Итак, на основе изложенного, считаем целесообразным использовать холдинговую модель при организации деятельности бизнес-инкубаторов. Более того, рассмотрение бизнес-инкубатора в качестве холдинга позволяет, на наш взгляд, наиболее полно раскрыть сущность данного механизма поддержки малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берр Х. Г. Вопросы создания и функционирования бизнес-инкубаторов: мировой опыт и российская практика // http://www.rustowns.com/print/php?id=003037114773.

2. Боброва Е. В. Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики // http:// confer-ence6.rcsme.ru/upload/Bobrova11.doc.

3. Дубровская О. Бизнес-инкубатор укроет малый бизнес от проблем // Есть дело (г. Томск). 2003. 28 июля.

4. Зимина Л. Тепличные условия для малого бизнеса. Интервью. // Главбух. 2005. № 10.

5. Иоффе А // http://www.invur.ru/print/php?page=news&id=310118.

6. Коваленко Н. Ю. Холдинг как универсальная организационно-правовая модель оптимизации управленческих процессов // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 5.

7. Синицкий Д. А. Бизнес-инкубирование: приоритеты развития // Бизнес-инкубирование и муниципальная политика : Бюллетень. Материалы конференции «Бизнес-инкубирование и приоритеты муниципальной политики». М., 2003.

8. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, 2007. 31 июля (№ 164).

9. Шаров А.В. Как бизнесу воспользоваться новыми формами государственной поддержки // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 4.

ТЕRRА EOONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.