кие разделы физики и математики ему необходимо изучить для того, чтобы можно было в дальнейшем заниматься решением проблем литографии.
Если у кого-нибудь из школьников возникает желание глубже погрузиться в эту проблему, то задача расчета дифракционных картин может быть усложнена и перерасти в тему проектно-исследовательских работ: можно ввести оптическую систему, рассмотреть дифракцию на нескольких щелях, на дифракционной решетке, на двумерных объектах и пр. Школьники могут создать собственные маски, создав их образ на экране компьютера, а затем сфотографировав экран с сильным уменьшением, как описано в [4].
Следует заметить, что понимание сущности явлений интерференции и дифракции света необходимо для рассказа и о других направлениях современных технологий: голографии, фотонных кристаллах, средах с отрицательными показателями преломления и др. [4].
Таким образом, опыт показывает, что применение численных методов и компьютерного моделирования позво-
ляет уже в 8-м классе дать представление об интерференции и дифракции света и возникающих в связи с этим проблемах современных технологий и способах их решения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сейсян Р. П. Нанолитография в микроэлектронике (обзор) // Журн. технической физики. 2011. Т. 81, вып. 8. С. 1-14.
2. Рыжиков С. Б. Беседы и компьютерные расчеты, касающиеся нескольких занимательных задач механики. М.: МГДД(Ю)Т, 2012.
3. Рыжиков С. Б. Развитие исследовательских компетенций школьников при выполнении исследовательских работ по физике с использованием численного моделирования: моногр. М.: Школа будущего, 2012.
4. Пятаков А. П., Григал П. П. Лаборатория на коленке. М.: Бюро квантум, 2009. 160 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 112).
ПРИМЕНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ В УСЛОВИЯХ БОЛЬНИЧНОГО СТАЦИОНАРА
THE APPLICATION OF CHEMICAL EXPERIMENTS IN CONDITIONS OF A HOSPITAL
А. Ю. Жадаев, Г. М. Карпов
В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы проведения химических опытов в условиях больничного стационара посредством использования разрешенных в больничных палатах материалов и оборудования. При этом большое внимание уделяется доступности и понятности инструментария больным детям. Предложенный в статье подход указывает на научную новизну и практическую значимость исследования.
Ключевые слова: химический опыт, демонстрация опыта, средства наглядности, обучение в больничном стационаре.
ля общеобразовательной средней школы с классно-урочной системой в методической литературе химическому эксперименту уделяется значительное внимание. В первую очередь, это исследования В. Н. Верхов-ского, К. Я. Парменова, А. Д. Смирнова; из последних работ следует отметить А. А. Журина, В. В. Загорского, П. А. Орже-ковского. И все-таки проблема применения химического эксперимента как средства формирования когнитивных, креативных и поведенческих качеств личности в условиях
A. Yu. Zhadaev, G. M. Karpov
In the article the authors consider the theoretical and practical problems of carrying out chemical experiments in conditions of a hospital by means of use the materials and the equipment permitted in hospital wards. Thus a lot of attention is paid to availability and comprehensibility of tools for sick children. The approach offered in the article indicates scientific novelty andpractical significance of the research.
Keywords: chemical experiment, demonstration of experiment, visual facilities, training in a hospital (teaching in a hospital).
больничного стационара остается до сих пор практически неизученной. Поэтому дети школьного возраста, находящиеся длительное время на обследовании и лечении в детских больницах, остаются не вовлеченными в образовательный процесс изучения химии с использованием химических опытов и химических экспериментов.
Никакой рассказ, никакое словесное описание не могут заменить эксперимент. Школьный эксперимент выполняет три основные функции: познавательная - для
Ученический и учительский эксперимент
Дидактические возможности эксперимента
К К о Ч
СО «
к и о
о р
К й К X
о
ч ю
о &
с
ев И
и о к
ев Н О
о
с
Ч ю
о &
с
о К К о
В
о
со о Н О
с к
1-е
о К
к
о *
К
со
«
3 га
о
К
К
о
«
*
& о и н « о С гипотез
к
о К
к
о
ч с
о &
ев СП
О СО
н
о л
5 ь
X
к и о о Р К й к
X
к
н
к
о
к н к со
Я и
к
& 3 о К " л
о К Й4 к
Рис. 1. Химический эксперимент в системе обучения
усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни; воспитывающая - для формирования мировоззрения, убежденности, ориентации учащихся на профессии; развивающая - для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений, навыков [1].
Дидактические возможности эксперимента приведены на схеме (рис. 1).
По нашему мнению, химический эксперимент при обучении химии имеет более широкие возможности, чем другие дисциплины, выступая в качестве социальной и физической адаптации обучающихся в условиях больничного стационара.
Урок с применением химического эксперимента влияет не только на уровень усвоения знаний, но также и на поддержание положительно эмоционального состояния, которое будет способствовать выздоровлению учащихся. Структура подобного содержания обучения должна полностью соответствовать эмоционально-психологическому состоянию и развитию каждого ученика, обучающегося в стационаре.
По нашему мнению, отличие химического эксперимента от химического опыта для средней образовательной школы состоит в следующем:
Химический эксперимент - практический метод обучения, применяющийся в науке для раскрытия сущности процессов и условий их протекания, в ходе которого учащиеся подтверждают истинность выдвинутых гипотез, характеризуется длительностью проведения и использованием большого количества химического оборудования и реактивов.
Химический опыт - практический метод обучения, раскрывающий сущность процессов и условий их протекания более упрощенно, на познавательном уровне, не вооружает учащихся в достаточной мере знаниями, умениями и навыками, не требует поиска доказательства выдвинутых гипотез, непродолжительный по времени, проводится с использованием простейшей экспериментальной техники.
При индивидуальном и классно-урочном обучении детей в условиях больничного ста-
ционара особые трудности вызывают у учителей использование химического эксперимента. Проведение как демонстрационного, так и лабораторного эксперимента в условиях больничного стационара сопряжено с определенными трудностями, так как в больничную палату запрещено вносить традиционное оборудование школьного химического кабинета. Но эту проблему можно решить, разработав специфический для этих условий набор оборудования.
По нашему мнению, очень важным в постановке химического опыта в условиях больничного стационара является то, чтобы учащиеся наглядно представляли химические процессы, отражаемые уравнениями. Наглядно в виде карточек можно применить записи, где образцы веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции, отвечают условной фразе «Что было? Что стало?» (рис. 2-3).
Под каждым веществом прикрепляется с помощью нитки или резинки ампулы, заполненные веществами. Ампулы можно изготовить из пустых стержней шариковой ручки, запаянной с двух сторон.
В результате нашей работы дети смогли увидеть многие из веществ, упоминающихся и изучающихся в школьном курсе химии. Однако это дидактическое средство удобно для демонстрации веществ, но не для изучения химических процессов, а химия изучает и то, и другое.
С целью демонстрации процессов был разработан способ проведения химических реакций на бумажной основе. Примером может служить опыт по испытанию действия веществ на индикаторы. Оборудование: высушенная фильтровальная бумага, заранее пропитанная растворами гидроксида кальция и ортофосфорной кислоты, полоски индикаторной бумаги, склянка с водой и пипетка. Проведе-
Ре + СиБ04 = Си + РеБ04
т
Гвоздь Раствор Проволока Раствор
Рис. 2. Схема эксперимента 1
Рис. 3. Схема эксперимента 2