Научная статья на тему 'Применение химических опытов в условиях больничного стационара'

Применение химических опытов в условиях больничного стационара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CHEMICAL EXPERIMENT / ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА / DEMONSTRATION OF EXPERIMENT / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ В БОЛЬНИЧНОМ СТАЦИОНАРЕ / TRAINING IN A HOSPITAL (TEACHING IN A HOSPITAL) / VISUAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев А. Ю., Карпов Г. М.

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы проведения химических опытов в условиях больничного стационара посредством использования разрешенных в больничных палатах материалов и оборудования. При этом большое внимание уделяется доступности и понятности инструментария больным детям. Предложенный в статье подход указывает на научную новизну и практическую значимость исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF CHEMICAL EXPERIMENTS IN CONDITIONS OF A HOSPITAL

In the article the authors consider the theoretical and practical problems of carrying out chemical experiments in conditions of a hospital by means of use the materials and the equipment permitted in hospital wards. Thus a lot of attention is paid to availability and comprehensibility of tools for sick children. The approach offered in the article indicates scientific novelty and practical significance of the research

Текст научной работы на тему «Применение химических опытов в условиях больничного стационара»

кие разделы физики и математики ему необходимо изучить для того, чтобы можно было в дальнейшем заниматься решением проблем литографии.

Если у кого-нибудь из школьников возникает желание глубже погрузиться в эту проблему, то задача расчета дифракционных картин может быть усложнена и перерасти в тему проектно-исследовательских работ: можно ввести оптическую систему, рассмотреть дифракцию на нескольких щелях, на дифракционной решетке, на двумерных объектах и пр. Школьники могут создать собственные маски, создав их образ на экране компьютера, а затем сфотографировав экран с сильным уменьшением, как описано в [4].

Следует заметить, что понимание сущности явлений интерференции и дифракции света необходимо для рассказа и о других направлениях современных технологий: голографии, фотонных кристаллах, средах с отрицательными показателями преломления и др. [4].

Таким образом, опыт показывает, что применение численных методов и компьютерного моделирования позво-

ляет уже в 8-м классе дать представление об интерференции и дифракции света и возникающих в связи с этим проблемах современных технологий и способах их решения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сейсян Р. П. Нанолитография в микроэлектронике (обзор) // Журн. технической физики. 2011. Т. 81, вып. 8. С. 1-14.

2. Рыжиков С. Б. Беседы и компьютерные расчеты, касающиеся нескольких занимательных задач механики. М.: МГДД(Ю)Т, 2012.

3. Рыжиков С. Б. Развитие исследовательских компетенций школьников при выполнении исследовательских работ по физике с использованием численного моделирования: моногр. М.: Школа будущего, 2012.

4. Пятаков А. П., Григал П. П. Лаборатория на коленке. М.: Бюро квантум, 2009. 160 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 112).

ПРИМЕНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ В УСЛОВИЯХ БОЛЬНИЧНОГО СТАЦИОНАРА

THE APPLICATION OF CHEMICAL EXPERIMENTS IN CONDITIONS OF A HOSPITAL

А. Ю. Жадаев, Г. М. Карпов

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы проведения химических опытов в условиях больничного стационара посредством использования разрешенных в больничных палатах материалов и оборудования. При этом большое внимание уделяется доступности и понятности инструментария больным детям. Предложенный в статье подход указывает на научную новизну и практическую значимость исследования.

Ключевые слова: химический опыт, демонстрация опыта, средства наглядности, обучение в больничном стационаре.

ля общеобразовательной средней школы с классно-урочной системой в методической литературе химическому эксперименту уделяется значительное внимание. В первую очередь, это исследования В. Н. Верхов-ского, К. Я. Парменова, А. Д. Смирнова; из последних работ следует отметить А. А. Журина, В. В. Загорского, П. А. Орже-ковского. И все-таки проблема применения химического эксперимента как средства формирования когнитивных, креативных и поведенческих качеств личности в условиях

A. Yu. Zhadaev, G. M. Karpov

In the article the authors consider the theoretical and practical problems of carrying out chemical experiments in conditions of a hospital by means of use the materials and the equipment permitted in hospital wards. Thus a lot of attention is paid to availability and comprehensibility of tools for sick children. The approach offered in the article indicates scientific novelty andpractical significance of the research.

Keywords: chemical experiment, demonstration of experiment, visual facilities, training in a hospital (teaching in a hospital).

больничного стационара остается до сих пор практически неизученной. Поэтому дети школьного возраста, находящиеся длительное время на обследовании и лечении в детских больницах, остаются не вовлеченными в образовательный процесс изучения химии с использованием химических опытов и химических экспериментов.

Никакой рассказ, никакое словесное описание не могут заменить эксперимент. Школьный эксперимент выполняет три основные функции: познавательная - для

Ученический и учительский эксперимент

Дидактические возможности эксперимента

К К о Ч

СО «

к и о

о р

К й К X

о

ч ю

о &

с

ев И

и о к

ев Н О

о

с

Ч ю

о &

с

о К К о

В

о

со о Н О

с к

1-е

о К

к

о *

К

со

«

3 га

о

К

К

о

«

*

& о и н « о С гипотез

к

о К

к

о

ч с

о &

ев СП

О СО

н

о л

5 ь

X

к и о о Р К й к

X

к

н

к

о

к н к со

Я и

к

& 3 о К " л

о К Й4 к

Рис. 1. Химический эксперимент в системе обучения

усвоения основ химии, постановки и решения практических проблем, выявления значения химии в современной жизни; воспитывающая - для формирования мировоззрения, убежденности, ориентации учащихся на профессии; развивающая - для приобретения и совершенствования общенаучных и практических умений, навыков [1].

Дидактические возможности эксперимента приведены на схеме (рис. 1).

По нашему мнению, химический эксперимент при обучении химии имеет более широкие возможности, чем другие дисциплины, выступая в качестве социальной и физической адаптации обучающихся в условиях больничного стационара.

Урок с применением химического эксперимента влияет не только на уровень усвоения знаний, но также и на поддержание положительно эмоционального состояния, которое будет способствовать выздоровлению учащихся. Структура подобного содержания обучения должна полностью соответствовать эмоционально-психологическому состоянию и развитию каждого ученика, обучающегося в стационаре.

По нашему мнению, отличие химического эксперимента от химического опыта для средней образовательной школы состоит в следующем:

Химический эксперимент - практический метод обучения, применяющийся в науке для раскрытия сущности процессов и условий их протекания, в ходе которого учащиеся подтверждают истинность выдвинутых гипотез, характеризуется длительностью проведения и использованием большого количества химического оборудования и реактивов.

Химический опыт - практический метод обучения, раскрывающий сущность процессов и условий их протекания более упрощенно, на познавательном уровне, не вооружает учащихся в достаточной мере знаниями, умениями и навыками, не требует поиска доказательства выдвинутых гипотез, непродолжительный по времени, проводится с использованием простейшей экспериментальной техники.

При индивидуальном и классно-урочном обучении детей в условиях больничного ста-

ционара особые трудности вызывают у учителей использование химического эксперимента. Проведение как демонстрационного, так и лабораторного эксперимента в условиях больничного стационара сопряжено с определенными трудностями, так как в больничную палату запрещено вносить традиционное оборудование школьного химического кабинета. Но эту проблему можно решить, разработав специфический для этих условий набор оборудования.

По нашему мнению, очень важным в постановке химического опыта в условиях больничного стационара является то, чтобы учащиеся наглядно представляли химические процессы, отражаемые уравнениями. Наглядно в виде карточек можно применить записи, где образцы веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции, отвечают условной фразе «Что было? Что стало?» (рис. 2-3).

Под каждым веществом прикрепляется с помощью нитки или резинки ампулы, заполненные веществами. Ампулы можно изготовить из пустых стержней шариковой ручки, запаянной с двух сторон.

В результате нашей работы дети смогли увидеть многие из веществ, упоминающихся и изучающихся в школьном курсе химии. Однако это дидактическое средство удобно для демонстрации веществ, но не для изучения химических процессов, а химия изучает и то, и другое.

С целью демонстрации процессов был разработан способ проведения химических реакций на бумажной основе. Примером может служить опыт по испытанию действия веществ на индикаторы. Оборудование: высушенная фильтровальная бумага, заранее пропитанная растворами гидроксида кальция и ортофосфорной кислоты, полоски индикаторной бумаги, склянка с водой и пипетка. Проведе-

Ре + СиБ04 = Си + РеБ04

т

Гвоздь Раствор Проволока Раствор

Рис. 2. Схема эксперимента 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Схема эксперимента 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.