Научная статья на тему 'Принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больнично-стационарного обучения'

Принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больнично-стационарного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CHEMICAL EXPERIMENT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев Артем Юрьевич

В статье рассмотрены специфические подходы к проведению адаптированных химических опытов как средства обучения в больнично-стационарных условиях на основе принципов современной теории дидактики. Проведение адаптированных химических опытов в условиях больницы могут служить действенным фактором вовлечения болеющих детей в учебный процесс в период лечения и после выписки из больницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадаев Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Selection of the Training Content, Underlying the Adaptation of Chemical Experiments to the Conditions of Hospital-Stationary Training

The article considers specific approaches to conducting adapted chemical experiments as a means of training in hospital-stationary conditions on the basis of the principles of the modern theory of didactics. Conducting adapted chemical experiments in a hospital can serve as an effective factor of involving ill children in the learning process during the treatment period and after discharge from the hospital.

Текст научной работы на тему «Принципы, положенные в основу адаптации химических опытов к условиям больнично-стационарного обучения»

I УДК 37 ББК 74.00

ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ АДАПТАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ К УСЛОВИЯМ БОЛЬНИЧНО-СТАЦИОНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ

А. Ю. Жадаев

В статье рассмотрены специфические подходы к проведению адаптированных химических опытов как средства обучения в больнично-стационарных условиях на основе принципов современной теории дидактики.

Проведение адаптированных химических опытов в условиях больницы могут служить действенным фактором вовлечения болеющих детей в учебный процесс в период лечения и после выписки из больницы.

Ключевые слова: принципы, химический опыт, адаптация, процесс обучения.

PRINCIPLES OF SELECTION OF THE TRAINING CONTENT, UNDERLYING THE ADAPTATION OF CHEMICAL EXPERIMENTS TO THE CONDITIONS OF HOSPITAL-STATIONARY TRAINING

A. Yu. Zhadaev

The article considers specific approaches to conducting adapted chemical experiments as a means of training in hospital-stationary conditions on the basis of the principles of the modern theory of didactics.

Conducting adapted chemical experiments in a hospital can serve as an effective factor of involving ill children in the learning process during the treatment period and after discharge from the hospital.

Keywords: principles, chemical experiment, adaptation, learning process.

Обучение школьников в специфических условиях больничного стационара, так же как и в условиях школы, опирается на общепризнанную классическую модель учебной деятельности, представленную в работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. И. Скаткина, С. Г. Шапова-ленко, Н. Ф. Талызиной и целого ряда других педагогов и психологов. Применительно к процессу обучения школьников, находящихся на лечении в больничных стационарах, основополагающим в этом процессе и предопределяющим эффективность деятельности учителя и деятельности ученика является взаимодействие следующих основных компонентов модели учения.

Мотивационно-целевой компонент. Он включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение учащихся, особенно в условиях больнич-

ного стационара, в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всего периода обучения в больнице. Главная задача учителя, работающего в больничном стационаре, состоит в том, чтобы выработать у школьников внутреннюю мотивацию к обучению. Как известно, в основе формирования познавательного мотива лежит познавательная потребность, которая является стимулятором познавательной деятельности школьника. Познавательная потребность синтезируется в познавательный интерес, в результате чего идет формирование познавательного мотива, представляющего собой конкретное проявление сформированной познавательной потребности обучающихся в условиях больничного стационара.

Содержательно-операционный компонент. Включает в себя две составные части: систему ведущих знаний (факты, законы, теории)

и способы учения (переработка информации). Уровень овладения тесно связан с наличием у учащихся умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность - сравнивать, анализировать, обобщать и так далее и общими учебными умениями. К сожалению, у учащихся в условиях больничного стационара данные способности снижены по состоянию здоровья. Поэтому возникают трудности как у учителя, так и у обучающегося в способах получения и переработки информации, что не способствует в должной мере получению знаний, выработке умений и навыков по учебным предметам, в частности по химии.

Задача настоящего исследования сводится к тому, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, задействовав в наиболее полном объеме такие возможные средства обучения, которые бы активизировали познавательную деятельность учащихся. Для этого предложено проведение химических опытов, адаптированных к условиям больничного стационара.

Технологический компонент. Включает в себя формы, методы, технологии обучения на уроке. Наиболее приемлемым в условиях больницы являются средства наглядности, использующиеся с целью мотивационного пробуждения интереса и создания условий для получения определенного результата деятельности посредством проведения химического эксперимента.

Нужно отметить, что все отмеченные компоненты в процессе обучения в условиях больничного стационара находятся в единстве и взаимосвязи, оказывая комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс.

В основе разработки методики проведения школьных химических опытов, адаптированных к условиям больничного стационара, положены основные принципы современной теории дидактики [1].

1. Принцип доступности. В условиях больничного стационара химические опыты должны быть доступными, простыми, яркими и запоминающимися для учащихся, которым в лечебный период разрешено проходить курс обучения.

2. Принцип наглядности обеспечивается использованием прозрачных полиэтиленовых пакетов в качестве замкнутых систем, позво-

ляющих наблюдать протекание химических реакций с выделением осадка, изменением цвета и т. п.

3. Принцип безопасности (эргономично-сти). Все химические реактивы, подобранные для проведения химических опытов, безопасны с учетом заболеваний учащихся, обучающихся в условиях больничного стационара. В случае нарушения целостности полиэтиленовых пакетов отсутствует угроза вреда здоровью учащимся, вследствие низкой концентрации подобранных реактивов.

4. Принцип минимизации (унификации) заключается в том, что при обучении детей химии в условиях больничного стационара минимум химических опытов должен раскрывать суть максимального объема теоретического материала. Например, при изучении темы «Химические реакции» можно использовать следующие химические опыты:

• образование осадка:

СиБ04 + 2№0Н = Си(ОН)2 + №2Б04

• растворение осадка:

Си(0Н)2 + 2НС1 = СиС12+ Н20

• выделение или поглощение теплоты при растворении: растворение нитрита калия сопровождается понижением температуры, растворение гидроксида калия - повышением.

Нужно отметить, что одни и те же химические опыты можно использовать для доказательства различных законов и закономерностей, тем самым они имеют вариативный характер. Так, например, химический опыт, иллюстрирующий образование и растворение осадка, можно использовать при изучении темы «Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ».

5. Принцип системности. При реализации данного принципа учтены закономерности процесса познания. Как известно, знания, получаемые учащимися в ходе урока в условиях больничного стационара, так же как и в общеобразовательной школе, идут последовательно - по возрастающему уровню сложности учебного материала, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному.

6. Принцип историчности. Значению этого принципа посвящены работы П. С. Кудрявцева,

Б. И. Спасского, П. Лакура, Я. Аппеля и др. Этот принцип важен не только для детей старшего, но и среднего звена, когда складываются основы научных представлений и видения картины мира, что касается и детей, обучающихся в условиях больничного стационара. Понимание учащимися «гармонии мира» является неотъемлемой частью мировоззрения современного школьника.

7. Принцип успешности. Эмоционально-психологическая атмосфера при проведении химического опыта в условиях больничного стационара способствует повышению успешности в обучении учащихся, а также росте знаний, умений по предмету «химия», что подтверждает практика преподавания в больничном стационаре.

8. Принцип адекватности предусматривает придание адаптированным средствам обучения в условиях больничного стационара таких качеств и свойств, которые бы обеспечивали реализацию конкретных целей и задач по учебному предмету.

9. Принцип мотивационной стимуляции (потребностной мотивации). В условиях больничного стационара используются различные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии, которые побуждают учащихся к активному поиску решения поставленных задач и способствуют развитию познавательного интереса по учебной дисциплине при выполнении заданий со справочной литературой, при работе с опорными конспектами и т. д.

Химические опыты, адаптированные к условиям больничного стационара, можно классифицировать следующим образом: экспериментальная задача; химический опыт, подтверждающий свойства веществ; химический опыт, подтверждающий законы и теории.

Приведем примеры каждого:

1. Экспериментальная задача.

В запаянных полиэтиленовых пакетах находятся вещества: 1 - вода, 2 - фенолфталеин, 3 -гидроксид натрия, 4 - соляная кислота. В каком порядке нужно провести реакции между перечисленными веществами, чтобы наблюдать реакцию нейтрализации?

2. Химический опыт, подтверждающий свойства веществ.

до и после нагревания

Рис. Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ (Карпов, 2009)

Доказательство амфотерности гидроксида цинка.

Реактивы: 1 - хлорид цинка; 2, 2а - гидроксид натрия; 3 - соляная кислота.

Взаимодействием гидроксида натрия с хлоридом цинка получаем творожистый осадок гидроксида цинка. Убеждаемся, что осадок исчезнет, если добавить раствор соляной кислоты или избыток гидроксида натрия.

3. Закон сохранения массы веществ.

В термостойкую круглодонную колбу, закрытую пробкой, через которую проходит игла шприца, помещают кусочек фосфора величиной не больше рисового зернышка (рисунок). Герметично закрыв колбу, прибор уравновешивается на весах разновесами или сосудом с водой. После этого зажигают фосфор в колбе нагреванием его через стенку, не нарушая при этом герметичность, и наблюдают образование густого белого дыма. По завершении горения фосфора в колбу помещают на чашку весов и убеждаются, что равновесие не нарушилось. Доказательством того, что часть воздуха соединилась с фосфором, является положение поршня шприца после охлаждения прибора.

По итогам опыта с учащимися проводится беседа, результатом которой может стать составление материальной или графической модели. Это позволяет учащимся в условиях больничного стационара более осмысленно усвоить суть закона сохранения массы веществ [2].

Таким образом, проведение адаптированных химических опытов в условиях больницы может служить действенным фактором вовлечения болеющих детей в учебный процесс в период лечения и затем в школе после выписки из больницы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения /

ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т. С. Назаровой. - М.: СПб.: Нестор - История, 2012. - 548 с.

2. Карпов, Г. М. Методика конструирования и реализации процесса обучения учащихся на основе предметного содержания химии / Г. М. Карпов. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 113 с.

REFERENCES

1. Instrumentalnaya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy i tekhnologii obucheniya (Instrumental didactics: perspective means, milieus and technologies of education). FGNU

Institut soderzhaniya i metodov obucheniya RAO (Federal State Scientific Institution Institute of Contents and Methods of Education of the Russian Academy of Education). Ed. T. S. Nazarova. Moscow - Saint-Petersburg: Nestor - Istoriya, 2012. 548 p.

2. Karpov G. M. Metodika konstruirovaniya i re-alizatsii protsessa obucheniya uchashchikhsya na osnove predmetnogo soderzhaniya khimii (Methods of designing and implementing the process of teaching pupils on the basis of subject contents of chemistry). Nizhny Novgorod: NGPU, 2009. 113 p.

Жадаев Артем Юрьевич, аспирант кафедры биологии, химии, биолого-химического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Института пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического института e-mail: [email protected]

Zhadaev Artem Yu., Post-Graduate Student, Department of Biology, Chemistry and Bio-Chemical Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n. a. Kuzma Minin, Lecturer of Department of Mathematical and Natural Science Disciplines, Institute of Food Technologies and Design, Branch of Nizhny Novgorod State Engineering Economic Institute e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.