Научная статья на тему 'Применение государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России'

Применение государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MINERAL AND RAW MATERIALS COMPLEX / EFFECTIVE MANAGEMENT / PROJECT IMPLEMENTATION / LEGISLATION IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Привалов Николай Геннадьевич, Леонович Анна Геннадьевна

Рассмотрены проблемы развития форм государственно-частного партнерства в стратегически важных отраслях экономики России. Основное внимание уделено анализу опыта применения государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса. Среди причин медленного развития форм государственно-частного партнерства в России выделены такие, как отставание по формированию законодательной базы, отсутствие соответствующей институциональной инфраструктуры и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Привалов Николай Геннадьевич, Леонович Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application of Public-Private Partnership at the Enterprises of Russia’s Mineral and Raw Materials Complex

The paper investigates the problems of the public-private partnership forms development in strategically important sectors of Russia’s economy. The article focuses on the analysis of the experience of applying PPP at the enterprises of the mineral and raw materials complex. Among the reasons of slow development of the PPP forms in Russia the authors pinpoint delayed legislation, lack of necessary institutional infrastructure and others.

Текст научной работы на тему «Применение государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России»

Доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

199106, РФ, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2 Контактный телефон: (911) 848-03-04 e-mail: ns-privalov@mail.ru

ПРИВАЛОВ Николай Геннадьевич

ЛЕОНОВИЧ Анна Геннадьевна

Аспирант кафедры организации и управления

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

199106, РФ, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2 Контактный телефон: (950) 031-35-41 e-mail: nuxa2007@mail.ru

Применение государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; минерально-сырьевой комплекс; эффективное управление; реализация проектов; совершенствование законодательной базы.

Рассмотрены проблемы развития форм государственно-частного партнерства в стратегически важных отраслях экономики России. Основное внимание уделено анализу опыта применения государственно-частного партнерства на предприятиях минерально-сырьевого комплекса. Среди причин медленного развития форм государственно-частного партнерства в России выделены такие, как отставание по формированию законодательной базы, отсутствие соответствующей институциональной инфраструктуры и т. д.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает исследование государственно-частного партнерства (ГЧП) - сотрудничества государства и бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов на взаимовыгодных условиях. Эти проекты распространяются на различные сферы экономики и технологии - от создания и развития инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий и видов услуг

Активизация социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. Применительно к некоторым функциям государственного управления выгоднее и эффективнее делегировать часть полномочий управления арендаторам в лице отечественных и зарубежных компаний. В свою очередь, бизнес заинтересован в новых объектах инвестирования.

Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Так, государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. Со своей стороны бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. Общественная значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся, стран наблюдается бурное развитие многообразных форм ГЧП.

© Привалов Н. Г., Леонович А. Г., 2013

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

• государственные контракты;

• арендные отношения;

• финансовую аренду (лизинг);

• государственно-частные предприятия;

• соглашения о разделе продукции (СРП);

• концессионные соглашения [2].

Среди стран, применяющих механизмы ГЧП, можно отметить Великобританию, США, Францию и Германию (рис. 1).

Высокая

Низкая

ZI

Кривая развития рынка

Великобритания

Австралия

Новая Зеланди^

Греция Португалия

Китай Венгрия Индия Чехия Словакия Болгария Латвия Хорватия ^ Россия Албанд

Испания Возможность Франция перепрыгнуть через'этап

* Япония

Германия

Бельгия Страны Дания Южной Африки Мексика Польша Финляндия Бразилия

Низкий

Уровень деятельности

Высокий

Рис. 1 «Кривая зрелости» рынка ГЧП 3]

Великобритания является основоположником применения ГЧП; здесь наработан наиболее показательный опыт данного вида партнерств. Впервые ГЧП было зафиксировано в 1981 г. в связи с перестройкой лондонских доков на основе новой дерегулированной и рыночно ориентированной политики планирования. В основном в Великобритании ГЧП применяется при реализации проектов национального масштаба (например, таких, как строительство Евротоннеля, Лондонского метрополитена, новых железных дорог).

В США, наоборот, кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне государственной иерархии (водопровод, канализация, школьное образование и т. д.).

Франция обладает богатыми традициями ГЧП, включающими в себя деятельность сообществ смешанной экономики (SEM) - развитие земельных участков, строительство автостоянок, предоставление концессий.

В Германии идея ГЧП была давно принята в проектах кооперативного строительства. В контексте региональной структурной политики в начале 1990-х годов были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцы, торговые ассоциации и т. д.) 4].

В активно развивающейся российской экономике по мере роста общественных потребностей сокращается возможность государственного финансирования, и в то же время имеются крупные инвестиционные проекты, реализация которых вследствие их масштабности и социальной значимости не может быть передана во власть одних

только рыночных механизмов. Таковы, например, проекты в сферах национальной безопасности, поддержания правопорядка, жилищно-коммунального хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетической и транспортной инфраструктуры, т. е. в сферах, где необходим постоянный контроль государства - за качеством предоставленных услуг, за тарифной политикой, за соблюдением правил безопасности, регламентацией конкуренции и т. д.

В июне 2008 г. с целью содействия разработке и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» был создан Центр ГЧП, основными задачами которого являются:

• консультирование органов государственного и муниципального управления по вопросам организации проектов ГЧП;

• разработка методологии организации и управления проектами ГЧП органами государственного и муниципального управления;

• информационное обеспечение рынка проектов ГЧП, в том числе ведение базы данных проектов ГЧП (готовящихся, реализуемых, реализованных), обобщение и распространение опыта организации проектов ГЧП;

• проработка вопросов нормативного характера, необходимых для развития рынка проектов ГЧП и инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на данном направлении развития;

• участие в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами ГЧП.

В настоящий момент Центр осуществляет сопровождение по 29 объектам ГЧП с общим объемом финансирования более 150 млрд р. Проекты охватывают различные сферы инфраструктуры, среди них:

• транспортная инфраструктура;

• промышленная инфраструктура;

• инфраструктура переработки твердых бытовых отходов;

• инфраструктура объектов социальной сферы и туризма;

• жилищно-коммунальная инфраструктура и энергосбережение.

Проекты предназначены для 12 субъектов Федерации в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах.

Для успешной реализации проектов ГЧП требуется создать предварительные условия: соответствующую законодательную базу, достаточно развитый частный сектор и т. д.

В законодательстве РФ фрагментарную правовую регламентацию имеют три основных вида государственно-частного партнерства:

• публичное партнерство;

• социальное партнерство;

• экономическое партнерство.

В качестве подвидов в публичных партнерствах встречаются различные модели партнерств - частная финансовая инициатива и народная финансовая инициатива. В социальных партнерствах превалируют партнерство в сфере труда и партнерство по социальному обслуживанию граждан. В экономических партнерствах встречаются подвиды, которые по содержанию можно определять как модели экономических партнерств; государственно-частное партнерство, основанное на финансировании с участием государственных средств; государственно-частное партнерство, основанное на финансировании с участием средств частных инвесторов.

К моделям государственно-частного партнерства, основанным на финансировании с участием государственных средств, можно отнести: реализацию целевых программ

(федеральных, региональных, муниципальных); выполнение субъектом процесса негосударственного управления работами и оказанием услуг для государственных (муниципальных) нужд.

К моделям государственно-частного партнерства, основанным на финансировании с участием средств частных инвесторов, можно отнести сотрудничество на территории особых экономических зон; концессии, в том числе соглашения о разделе продукции как разновидность концессии, инвестиционные и инновационные проекты 5].

Государственно-частное партнерство в сфере экономики - наиболее часто встречающийся вид сотрудничества с органами публичной власти. Обусловлено это тем, что цели, которые ставят перед собой органы публичной власти и представители бизнеса, довольно часто совпадают, что является довольно мощным стимулом для того, чтобы каждая сторона пыталась устанавливать контакты, старались выстраивать взаимоотношения с желанием воспользоваться потенциалом друг друга, т. е. выстраивать взаимоотношения, результаты которых могли бы быть «интересными» и для государства, и для бизнеса.

Первостепенное значение в институциональном обеспечении ГЧП имеет правовая основа процесса. Правительство России предпринимает значительные усилия в данном направлении. Были приняты нормативные правовые акты, позволяющие ускорить запуск механизмов ГЧП:

• Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изм. и доп.);

• Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

• Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

• Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства».

Существующая правовая база позволяет отечественным и зарубежным инвесторам воспользоваться возможностью вступать в партнерские отношения с государством. Однако она требует совершенствования.

Одна из стратегически важных сфер деятельности страны - добывающая и перерабатывающая промышленность. В настоящее время минерально-сырьевой комплекс России нуждается в усилении государственного управления, что вызвано отставанием воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, ростом добычи экспортируемого минерального сырья за счет эксплуатации лучших месторождений, реализации дешевого сырья, а не более дорогих конечных продуктов. По существующему законодательству (ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях») недра не могут быть объектом концессионного соглашения, но в его рамках могут осуществляться содействие инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создание дополнительных возможностей для ее участников, а также решение задач, которые бизнес не способен решить самостоятельно (например, инфраструктурных с использованием средств Инвестиционного фонда).

ГЧП в недропользовании предполагает взаимоотношения государства и частного бизнеса на основе экономико-законодательного объединения материальных и нематериальных ресурсов с целью рационального комплексного использования недр, повышения их конкурентоспособности на основе перехода от сырьевой к инновационной направленности эксплуатации минерально-сырьевой базы страны 6].

В российском минерально-сырьевом комплексе есть примеры успешного применения ГЧП, когда государство берет на себя строительство дорог и электростанций,

а частные инвесторы - реализацию самих бизнес-проектов. К крупным инвестиционным проектам освоения минерально-сырьевой базы востока страны, предусматривающим ГЧП, можно отнести «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и «Комплексное развитие Южной Якутии».

«Комплексное развитие Нижнего Приангарья» - крупнейший инвестпроект на территории Красноярского края, реализуемый в рамках частно-государственного партнерства (рис. 2). Это один из первых инвестиционных проектов в России, получивший поддержку Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Рис. 2. Источники финансирования проекта «Комплексное развития Нижнего Приангарья»

Освоение Ванкорской группы месторождений в Красноярском крае - один из крупнейших инвестиционных проектов региона, который реализует нефтяная компания «Роснефть». Наиболее масштабные работы развернуты на Ванкорском нефтегазовом месторождении, лицензией на разработку которого владеет дочерняя компания ОАО «НК «Роснефть» - ЗАО «Ванкорнефть».

«Комплексное развитие Южной Якутии» - один из ключевых проектов обеспечения экономической безопасности Дальневосточного региона Российской Федерации. Республика Саха (Якутия), обладающая богатейшим природно-ресурсным потенциалом, сегодня является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов (рис. 3).

Рис. 3. Источники финансирования проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»

Ресурсы, таящиеся в глубине недр Республики, до последнего времени были явно недооценены. Особенно значительным потенциалом в этом отношении обладает Южная Якутия. В последнее время Республика становится «локомотивом» социально-экономического развития всего Дальнего Востока России. И речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о развитии перерабатывающих производств.

Примерами ГЧП в минерально-сырьевом комплексе России с участием иностранного капитала в форме соглашения о разделе продукции служат следующие проекты по разработке углеводородного сырья:

• проект «Сахалин-2», включающий Пильтун-Астохское нефтегазоконденсатное и Лунское газоконденсатное месторождения;

млрд р. -’СА -.'.-I Г

Частные Федеральные Краевые Инвестиции

млрд р. -<ал

Инвестиции

• проект «Сахалин-1», включающий Чайвинское, Аркутун-Дагинское и Одоптинс-кое месторождения нефти и газа;

• проект «Харьяга»;

• проект разработки Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения [6].

Развитие этой формы ГЧП продвигается медленно, в том числе из-за нарушения

предписанных инвесторам условий, прежде всего касающихся природоохранной деятельности; и это несмотря на выполнение многих условий социально-экономического характера.

Развитие государственно-частного партнерства для реализации общественно значимых инвестиционных проектов требует реализации институциональных преобразований, например таких, как:

• совершенствование законодательной базы для проведения государственных торгов с целью применения размещения ГЧП-проектов во многих отраслях и сферах;

• осуществление органами публичной власти методологической поддержки подготовки ГЧП-проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание института независимой (общественной) экспертизы для обеспечения недискриминации и прозрачности торгов по ГЧП-проектам;

• создание условий для раскрытия информации о публичных предложениях по участию в ГЧП-проектах;

• развитие системы образования государственных и муниципальных служащих по государственно-частному и публично-частному партнерству 5].

Для ускорения воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, реализации более дорогих конечных продуктов, а не дешевого сырья рекомендуется применять государственно-частное партнерство на предприятиях минерально-сырьевого комплекса в России. При этом необходимо соблюдать основные интересы государства и нации, чтобы не отдать частным инвесторам почти даром богатства недр, которые согласно законодательству России находятся исключительно в федеральной собственности.

Развитие государственно-частного партнерства в России нуждается в мощной поддержке законодателя. От того, насколько полными и качественными окажутся законодательная база ГЧП и экономическая проработка всех аспектов партнерских отношений между государством и бизнесом, будут зависеть перспективы и эффективность реализации масштабных национальных проектов.

Источники

1. Тертышный С. А. Проблемы развития форм государственно-частного партнерства как альтернативы приватизации в России // Записки Горного института. 2008. Т. 179.

2. Лихачев В., Илларионов В., Лебедева М. Российские механизмы государственночастного партнерства // Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России. М. : Изд-во журнала «Финансы, экономика, безопасность», 2009.

3. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика : учеб. пособие. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.

4. Лихачев В., Азаков М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России // Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России. М. : Изд-во журнала «Финансы, экономика, безопасность», 2009.

5 Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство : учебник. М. : Юстицин-форм, 2012.

6 Полякова И. Г. Особенности государственно-частного партнерства в недропользовании // Нефть, газ и право. 2009. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.