https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.36
Цуканов Евгений Александрович
ПРИМЕНЕНИЕ ГНОСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ "ОСТАНОВКИ МИРА" В ТВОРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ МЕДИАХОЛДИНГА "КОММЕРСАНТЪ"
Статья посвящена анализу творческой стратегии медиахолдинга "КоммерсантЪ" ("Ъ") в период 80-90-х гг. XX века. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что основу творческой стратегии "Ъ" составляет метод "остановки мира", представляющий собой ядро оккультно-эзотерической концепции К. Кастанеды, под влиянием которой находился основатель медиахолдинга В. Яковлев. Данную концепцию автор квалифицирует как часть деструктивного гностическо-постмодернистского тренда, атакующего целостность и устойчивость бытия, логоцентризм и универсализм. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2019/6/36.1'|1т1
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 175-178. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/6/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
11. Малыгина И. В. Идентификационный ресурс культурной памяти: от «Помнящей культуры» к «Культуре забвения» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/identifikatsionnyy-resurs-kulturnoy-pamyati-ot-pomnyaschey-kultury-k-kulture-zabveniya (дата обращения: 20.12.2017).
12. Распутин В. Г. Русское Устье // Полярная звезда. 1988. № 3. С. 3-19.
13. Распутин В. Г. Эти двадцать убийственных лет: беседы с Виктором Кожемяко. М.: Эксмо, 2012. 317 с.
14. Тельнов И. Старинные люди у холодного океана. Якутск: Цумори пресс, 2012. 38 с.
15. Фольклор Русского Устья / отв. ред. С. Н. Азбелев, Н. А. Мещерский. Л.: Наука, 1986. 382 с.
16. Чикачев А. Г. Ездовое собаководство Якутии. Якутск: Издательство СО РАН, 2004. 47 с.
17. Чикачев А. Г. Русские в Арктике. Новосибирск: Наука, 2007. 300 с.
18. Чикачев А. Г. Русское сердце Арктики. Якутск: Медиа-холдинг Якутия, 2010. 478 с.
RUSSIAN ARCTIC'S OLD-TIMERS: PHILOSOPHY OF "MEMORY CULTURE"
Khazankovich Yuliya Gennad'evna, Doctor in Philology M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk hazankovich33@mail. ru
Ethical conception, value system of the Russian Arctic's old-timers is a poorly investigated field. The research objective presupposed the comparative-historical and typological approaches to analysing folkloric, ethnographic data on culture and mythological beliefs of Russkoye Ustye residents. Relying on Jan Assmann's theory the author actualizes the "memory culture" conception in relation to authentic culture of the Russian Arctic's old-timers. Value paradigms of culture, the first settlers' chronotopes are identified. Tundra-sendukha, co-existence with the Yukaghirs formed a special type of culture, which preserved the archetypical features of the Russian authentic culture tracing its origin back to "Motherland Russia" of the XVI century.
Key words and phrases: Russian old-timers; Chikachev; tundra; Orthodox belief; Arctic; Yakutia; memory culture.
УДК 130.2 Дата поступления рукописи: 21.03.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.36
Статья посвящена анализу творческой стратегии медиахолдинга «КоммерсантЪ» («Ъ») в период 80-90-х гг. XX века. В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что основу творческой стратегии «Ъ» составляет метод «остановки мира», представляющий собой ядро оккультно-эзотерической концепции К. Кастанеды, под влиянием которой находился основатель медиахолдинга В. Яковлев. Данную концепцию автор квалифицирует как часть деструктивного гностическо-постмодернистского тренда, атакующего целостность и устойчивость бытия, логоцентризм и универсализм.
Ключевые слова и фразы: деструктивные стратегии; медиа; гностицизм; журналистика; медиагнозис. Цуканов Евгений Александрович, к. филол. н., доцент
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна tsukanov_1975@inbox. т
ПРИМЕНЕНИЕ ГНОСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ «ОСТАНОВКИ МИРА» В ТВОРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ МЕДИАХОЛДИНГА «КОММЕРСАНТЪ»
Тот колоссальный общественно-политический переворот, который совершился в России в 90-е годы прошлого века, едва ли стал бы возможен без интенсивной вербально-коммуникативной деятельности, предпринятой силами новых так называемых либерально-демократических медиа, к коим в первую очередь необходимо отнести качественную деловую газету буржуазного типа «КоммерсантЪ» [14].
«КоммерсантЪ» изначально позиционировал себя как абсолютную альтернативу советской журналистике, в которой, как мы помним, при всей онтологической глубине доминировал достаточно конъюнктурный подход к обязанностям средств массовой информации как пропагандиста, агитатора и организатора масс в деле строительства коммунизма. «Ъ» принципиально отвергает красную идеологию и занимает иную нишу непредвзятой журналистики факта с акцентом на полную объективность подачи новостей. Не так важно, что в реальности это не совсем получалось, важна заявка на принципиальное неприятие старых большевистских принципов и подходов в медиадеятельности.
В 80-90-е гг. XX века «КоммерсантЪ» формирует новый дискурс как единство слова и практики, текста и жизни. Мы солидарны с Е. В. Переверзевым и Е. А. Кожемякиным, которые определяют это понятие как «произведенную в определенных исторических и социальных рамках, особым образом организованную и тематически сфокусированную последовательность высказываний, рецепция которых способна повлиять на модели субъективного опыта человека, его внутреннюю репрезентацию мира, убеждения и поведение» [11, с. 76]. В дискурсе «Коммерсанта» уже доминирует капиталистическая мораль и индивидуалистический взгляд на повседневность. Учредитель «Ъ» В. Яковлев не отрицает, что коммерсантовцы в буквальном смысле участвовали в сломе старой и конструировании новой парадигмы реальности [4].
Однако в случае с изданием «КоммерсантЪ» речь идет не просто о деконструкции старого советского журналистского дискурса и рождении новой буржуазной журналистики. На наш взгляд, смена одного журналистского дискурса на другой обусловлена причинами более значительными, чем смена политической идеологии. Речь идет о смене мировоззренческого дискурса и замене позитивного мироощущения негативным, имеющим гностическую природу.
Проблеме влияния гностицизма на современную культуру посвящены труды Э. Фогелена [20], Э. Дэвиса [5], С. Л. Слободнюка [15], Ю. Бялого [2], А. В. Слобожанина [16], Е. Д. Богатыревой [1] и др. Общие аспекты проблемы влияния гностицизма на медиатеорию и журналистику нами были обозначены неоднократно [21]. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении деструктивно-гностического дискурса издания «КоммерсантЪ», которое оказало решающее воздействие на смену журналистской парадигмы в нашей стране [6].
Полагаем, что художественно-эстетические интересы и интеллектуальные пристрастия журналистов, составляя базис их социальной позиции, чрезвычайно влияют на характер публикаций и в целом на специфику деятельности медиа, с которыми они сотрудничают [12 с. 87]. Тем более это правило должно быть применимо к учредителям СМИ, таким как отец-основатель «Коммерсанта» В. Яковлев, который в 1990-е гг. с огромным энтузиазмом исповедовал эзотерическое учение К. Кастанеды, чьи произведения в широких интеллектуальных кругах кризисных 1990-х считались чем-то вроде новой Библии.
Цель нашего исследования - поиск идеологических и методологических приемов творческой стратегии медиахолдинга «КоммерсантЪ», заимствованных из литературного наследия неогностика К. Кастанеды для деконструкции советского журналистского дискурса. Задачи исследования: 1) рассмотреть медиагнозис К. Кастанеды в контексте деструктивных политических технологий; 2) констатировать использование конкретных приемов стратегии «остановки мира» на примере заголовков статей в газете «КоммерсантЪ».
Религиозно-философские взгляды К. Кастанеды, манифестированные в его литературном творчестве, с уверенностью можно квалифицировать как пример медиагнозиса - информации неогностического плана, внедряемой в массовое сознание с помощью медиа и представляющей собой опыт трансценденции через технологии. В данном случае в роли медиа выступает книга, которая служит средством коммуникации, являясь устойчивым и публичным интерфейсом между автором и читателем, определенной парадигмой понимания, в рамках которой фиксируется структура отношений, напряжений и конфликтов в поле «автор - мир -читатель» [13, с. 69].
На наш взгляд, специфика медиагнозиса К. Кастанеды заключается в совмещении современных медиатех-нологий и архаических трансовых техник, благодаря чему его литературное наследие, включавшее в себя более десятка произведений («Учение дона Хуана», «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстлан» и др.), способствовало погружению читателя в магический мир новой архаики, что, по собственному признанию В. Яковлева, было невероятно романтично [4]; и аддиктивно настолько, что он распродал все и отправился в 1998-м году в США, чтобы примкнуть к братству тольтеков.
Следует отметить, что В. Яковлев, практически с нуля создавший проект «КоммерсантЪ» в форс-мажорных условиях обрушения советской системы, не был случайным инициативщиком-одиночкой. Можно предположить, что за ним стояли мощные политические игроки, затеявшие перестройку. Кастанедовский привкус журналистской деятельности издательского дома «КоммерсантЪ» идеально вписывается в теорию управляемого хаоса С. Манна [7], получившую распространение примерно в те же годы, когда «Ъ» все громче заявлял о своих амбициях в информационном пространстве России, а также соответствует тактике мягкого подстрекательства к бунту в стилистике Д. Ная [9] и Д. Шарпа [22].
Согласно теории С. Манна, даже при отсутствии внешних потрясений устойчивая система включает в себя факторы, которые толкают её за пределы стабильности. Исследователь считает, что «мы можем многому научиться, если рассматривать хаос и перегруппировку как возможности, а не рваться к стабильности как иллюзорной цели» [Цит. по: 3, с. 68].
По Д. Наю, суть мягкой силы ("soft power") заключается в том, чтобы заставить объекты доминирования «хотеть того, чего хотите вы», поскольку не существует непреодолимой границы между терминами «мягкая сила» и «влияние» [8, с. 69]. К примеру, чтобы широкие массы тех стран, которые гегемон в лице США назначил на роль жертвы, сами захотели того потребительского изобилия, которое ассоциируется с Америкой, -торговые бренды типа «Макдональдс» и «Кока-кола», продукция голливудской кинематографии, американская поп-культура и пр. [3, с. 44]. В современной политике к показателям использования "soft power" относятся такие с виду безобидные вещи, как количество туристов, успех страны в Олимпийских играх, членство в международных организациях, уровень коррупции или количество иностранных студентов в вузах [17, с. 27].
Д. Шарп предлагает 198 способов ненасильственной борьбы с неугодным Америке государством -от классических публичных выступлений, деклараций организаций и учреждений до символического зажигания огней, грубых жестов, нескромных звуков, бойкота и даже прекращения религиозной службы [22].
Таким образом, все три автора имеют непосредственное отношение к разработке стратегий идеологических диверсий на территории потенциальных противников США в рамках ведения ими перманентных гибридных войн в целях обеспечения мирового лидерства. Технологии, заложенные в проект О. Хаксли -К. Кастанеда, способствовали существенному снижению уровня критического анализа аудитории. Однако все же трудно дать утвердительный ответ на гипотетический вопрос о возможной причастности «Ъ» к форматированию массового сознания россиян на слом устоявшегося жизненного уклада американскими спецслужбами,
которые, несомненно, в той или иной степени курировали секту Кастанеды, адепты которой служили делу деконструкции общества, отрывая человека от привычной реальности.
Парадоксально, но основным средством конструирования «Ъ» новой парадигмы постсоветской реальности, на наш взгляд, мог стать метод «остановки мира», предложенный Доном Хуаном - главным героем бестселлеров К. Кастанеды, философия которого могла быть адаптирована к творческому процессу в «Ъ».
И действительно, если внимательно присмотреться к материалам, составлявшим информационный контент газеты в переходную эпоху конца 1980-х - 1990-х гг., то даже на уровне заголовков станет заметно применение «шаманских» приемов остановки советского мира. Государству СССР предписывалось:
1) заняться «стиранием личной истории». В качестве иллюстрации приведем целый перечень заголовков: «Продажа советской империи за 25 долларов» (Ъ-Власть. № 20 (272). 2 июня 1998 г. С. 54), «Они сажались за Родину» (Ъ-Власть. № 26 (529). 7 июля 2003 г. С. 13), «Незагнивающий Запад» (Ъ-Власть. № 34 (268). 8 сент. 1998 г. С. 14), «Луис Корвалан: труп Маркса еще дышит» (Ъ-Власть. № 35 (287). 15 сент. 1998 г. С. 46), «Социализм с человеческим концом» (Ъ-Власть. Апрель 1998 г.), «Товарищ дуче: как Муссолини дружил со Сталиным против Гитлера» (Ъ-Власть. № 23 (275). 23 июня 1998 г. С. 25), «Секс-революция в кинотеатре "Москва": вставай, страна огромная» (Ъ. № 48. 9-16 дек. 1991 г.), «Курдская битва» (Ъ-Власть. № 6 (258). 24 февр. 1998 г. С. 36), «Пролетарии, разъединяйтесь» и «Я себя от Ленина чищу» (Ъ-Власть. № 7 (259). 3 марта 1998 г. С. 42, 48), «Людям в космосе делать нечего» (Ъ-Власть. № 27 (279). 21 июля 1998 г. С. 24);
2) стремиться к «отказу от чувства собственной важности»: «Советский флот расплылся» (Ъ-Власть. № 618 (270). 19 мая 1998 г. С. 48), «Разнознаменный ансамбль» (Ъ-Власть. № 618 (270). 19 мая 1998 г. С. 38), «И в "Звезду", и в Красную Армию» (Ъ. № 73. 25 апреля 2005 г. С. 8), «Праздник со следами на глазах» (Ъ-Власть. № 18. 12 мая 2008 г. С. 12), «Когда был Ленин маленьким, Ильич уже стрелял» (Ъ-Власть. № 46. 23 дек. 1997 г. С. 48), «Генсеки не любили читать и писать» (Ъ-Власть. № 6 (258). 24 февр. 1998 г. С. 13), «Всё тише, и тише, и тише» (Ъ-Власть. № 9 (261). 17 марта 1998 г. С. 11), «Партия - наш теневой» (Ъ-Власть. № 9 (261). 17 марта 1998 г. С. 24), «Ни живые, ни мёртвые» (Ъ-Власть. № 11 (263). 31 марта 1998 г. С. 11), «Все шлаки в гости будут к нам» (Ъ-Власть. № 30 (282). 11 авг. 1998 г. С. 56);
3) осваивать практику «разрушения распорядков»: «Очередные задачи без советской власти» (Ъ-Власть. № 50. 20 дек. 1993 г. С. 11), «Как назначали смертников в Красной Армии» (Ъ-Власть. № 31 (283). 18 авг. 1998 г. С. 34), «Ударники террористического труда» (Ъ-Власть. № 42. 18 нояб. 1997 г. С. 26), «Уничтожить регионы как класс» (Ъ-Власть. № 45. 16 дек. 1997 г. С. 40), «Новый призрак (то есть радикальный ислам) бродит по Европе» (Ъ-Власть. № 5 (257). 17 февр. 1998 г. С. 34), «Налог и партия едины» (Ъ-Власть. № 23 (275). 23 июня 1998 г. С. 32).
Эти предписания делались на достаточно регулярной основе, мнемонически. И думается, что внедрение подобных уничижительно-иронических оборотов речи в массовое сознание граждан экс-СССР на самом деле становилось мощным механизмом десоветизации социальных отношений, три формы которой -архаизация, ресемантизация и нейтрализация идеологического компонента обстоятельно описаны в работе С. Павловой [10, с. 129].
Заявление о том, что образ Дона Хуана создавался определенными структурами для уничтожения тоталитарного режима в СССР, выглядело бы сумасбродной эксцентрикой, если бы он не смог перевернуть вверх дном устоявшуюся здравую житейскую логику «хомо советикуса», согласно которой для обретения счастья надо упорно трудиться, строить крепкие семейно-брачные отношения, сохранять здоровье и трезво-мыслие, стоять на охране общественного порядка. Неоязыческо-гностическое учение Кастанеды, тяготеющее в своей специфике к New Age, в разрушение ментальности советского человека, несомненно, свою лепту внесло. В связи с этим творческое наследие К. Кастанеды однозначно должно быть оценено как организационное и информационное оружие, используемое для искусственной трансформации ментально-культурного кода противника с целью присвоения его ресурсов - географических территорий, полезных ископаемых, хозяйственных объектов и пр. [19]. Как правило, человек, погруженный в ментальные самосозерцания, не слишком обращает внимание на то, в чью собственность переходят средства производства. Поэтому популярная эзотерика может рассматриваться как идеальное средство отвлечения внимания ее адептов от жизненных благ, борьба за обладание которыми в ХХ-ХХ1 вв. только обостряется.
В этой связи нельзя не согласиться с авторами, которые полагают, что в условиях «Третьей волны» ключевую роль в военно-информационном преобладании государств и наднациональных образований начинает играть грамотно сконструированная мифология, легко проходящая через фильтры рационализации реципиентов, подверженных обработке. Благодаря этим мифам глобальные игроки могут мировоззренчески разоружать государства и цивилизации, получая под свой контроль те ресурсы, для обладания которыми ранее необходимо было оккупировать территорию. С помощью таких мифов, представляющих собой «оружие массового поражения», можно менять ценностно-смысловую идентичность людей, программируя их в соответствии с политическими задачами. По мнению А. Ставицкого, пока «большинство людей оценивают проблемы глобальной безопасности в количестве танков и ракет, незаметная глазу борьба за контроль над умами людей с помощью несущей и формирующей смыслы информации идёт на таком технологическом уровне, который может даже обществом не распознаваться» [18, с. 130].
Подведем итоги исследования. Можно констатировать, что творчество К. Кастанеды является частью общекультурного гностическо-постмодернистского тренда, охватившего в 90-е годы XX века все сферы жизни общества. Продвигая раскованность мысли, он атакует целостность и устойчивость бытия, логоцентризм,
универсализм и завершенность всеобщего. Медиагнозис К. Кастанеды является информационным оружием, применяемым в медиадискурсе теоретиками и практиками «мягкой силы», «управляемого хаоса», «ненасильственного сопротивления» в целях борьбы за власть и гегемонию США в мире. В этом смысле издательский дом «КоммерсантЪ», учрежденный по инициативе адепта учения К. Кастанеды, являлся проводником концептуального разложения СССР. Используя такие приемы «остановки мира», как стирание личной истории, отказ от чувства собственной важности, разрушение распорядков, «Ъ» занимался систематическим перекодированием базовых смыслов и главных императивов поведения человека социалистической формации в сторону возрастания его буржуазной ориентации, что привело в итоге к его символической капитуляции с дальнейшим перерождением из абстрактного «совка» в отвлеченного «нового русского» и краху эксперимента по построению царства божия на земле.
Список источников
1. Богатырева Е. Д. Герметическая философия и ее влияние на духовную культуру западного общества: постановка вопроса // Mixtura verborum'2004: пространство симпозиона: сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. С. 126-139.
2. Бялый Ю. Преемственность гностической идеологии и исторические европейские выявления «культуры смерти» [Электронный ресурс]. URL: https://eot.su/almanac/kontseptualnaya-analitika/preemstvennost-gnosticheskoi-ideologii-i-istoricheskie-evropeiskie (дата обращения: 30.03.2019).
3. Бялый Ю. В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. 320 с.
4. Владимир Яковлев о практиках Карлоса Кастанеды [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=vUvfn-elSys (дата обращения: 12.12.2018).
5. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху [Электронный ресурс]. URL: http://www.marsexx. ru/lit/davis-technognosis.html (дата обращения: 29.03.2019).
6. Кронгауз Е. Яковлев: «КоммерсантЪ» был частью изменений системы ценностей [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/media_Russia/20130924/964464101.html (дата обращения: 12.12.2018).
7. Манн С. Теория хаоса и стратегическое мышление [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/what/mann/ (дата обращения: 12.12.2018).
8. Миронов В. В. Джозеф Най-младший и релятивистское понимание силы в международных отношениях // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (24). С. 64-73.
9. Най Д. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд, 2006. 397 с.
10. Павлова С. Язык современной газеты: механизмы десоветизации // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2011. № 6 (68). С. 129-137.
11. Переверзев Е. В., Кожемякин Е. А. Политический дискурс: многопараметральная модель // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2008. № 2. С. 74-79.
12. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. Изд-е 8-е. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.
13. Сергеева О. В. Книги как медиа // Logos et Praxis. 2011. № 1 (13). С. 68-75.
14. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. 259 с.
15. Слободнюк С. Л. «Дьяволы» «Серебряного» века (древний гностицизм и русская литература в 1890-1930 гг.). СПб.: Алетейя, 1998. 425 с.
16. Слобожанин А. В. Введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс] // Слобожанин А. В. Религиозно-философский анализ гностического мировоззрения: автореф. дисс. ... к. филос. н. Тула, 2010. URL: http://www.dissercat.com/content/religiozno-filosofskii-analiz-gnosticheskogo-mirovozzreniya#ixzz5FxejluE0 (дата обращения: 30.03.2019).
17. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012. 280 с.
18. Ставицкий А. В. Миф как фактор и инструмент глобального взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mif-kak-faktor-i-instrument-globalnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 15.04.2019).
19. Филимонов Г. Ю. Технологии «мягкой силы» на вооружении США: ответ России. М.: РУДН, 2015. 581 с.
20. Фогелен Э. Гностицизм - природа современности [Электронный ресурс]. URL: https://antimodern.wordpress.com/ 2009/06/16/voegelin01/ (дата обращения: 10.04.2019).
21. Цуканов Е. А. Концепция удвоения реальности Н. Лумана: к вопросу о возможности влияния гнозиса на формирование медиатеории // Манускрипт. 2018. № 5 (91). 98-101.
22. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 224 с.
APPLICATION OF GNOSTIC "STOPPING THE WORLD" DOCTRINE
IN CREATIVE STRATEGY OF "KOMMERSANT" MEDIA HOLDING
Tsukanov Еvgenii Aleksandrovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design tsukanov [email protected]
The article is devoted to analysing the creative strategy of "Kommersant" («КоммерсантЪ» («Ъ»)) media holding in the 1980-1900s. The author concludes that "Kommersant" creative strategy is based on "stopping the world" doctrine, the basis of C. Castaneda's occult and esoteric conception, which influenced the founder of the media holding V. Yakovlev. This conception is considered as an element of the destructive gnostic post-modernistic trend endangering the integrity and stability of existence, logo-centricity and universalism.
Key words and phrases: destructive strategies; media; gnosticism; journalism; media-gnosis.