Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОЛЕТАМИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОЛЕТАМИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЕОДАННЫЕ / ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНАЖЕРЫ / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ОПЕРАТОР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ / КОНТУР УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бронников С.В.

Статья исследует применение геоинформатики при управлении полетами космических аппаратов. Статья вводит новое понятие «ситуационно-динамическая модель». Геоинформатика рассматривается как система поддержки управления. Описана система управления полетами космического аппарата. Показано значение тренажеров для подготовки и практической деятельности операторов управления полетами. Описаны общие принципы управления полетами космических аппаратов. Описаны особенности сбора и применения пространственной информации. Отмечено, что входная информация для оператора представляется в виде информационных единиц. Показано, что модели управления полетом тесно связаны с моделями пространственных информационных ситуаций. Дана систематика ситуационного пространственного анализа. Описано применение методов геоинформатики при разработке тренажеров обучения операторов. Описаны основные аспекты разработки тренажеров. Большая часть аспектов связана с геоинформатикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF GEOINFORMATICS IN SPACECRAFT FLIGHT CONTROL

The article explores the application of geoinformatics in spacecraft flight control. The article introduces a new concept of "situational-dynamic model". Geoinformatics is considered as a management support system. The spacecraft flight control system is described. The importance of simulators for the training and practical activities of flight control operators is shown. The general principles of spacecraft flight control are described. The features of the collection and application of spatial information are described. It is noted that the input information for the operator is presented in the form of information units. It is shown that flight control models are closely related to models of spatial information situations. The systematics of situational spatial analysis is given. The application of geoinformatics methods in the development of simulators for training operators is described. The main aspects of the development of simulators are described. Most of the aspects are related to geoinformatics.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОЛЕТАМИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ»

DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-72-79 УДК 523.21

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАТИКИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПОЛЕТАМИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Бронников С.В.

ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия"имени С.П. Королёва", г. Королёв, Россия

* E-mail: sbronnik@maii.ru

Аннотация. Статья исследует применение геоинформатики при управлении полетами космических аппаратов. Статья вводит новое понятие «ситуационно-динамическая модель». Геоинформатика рассматривается как система поддержки управления. Описана система управления полетами космического аппарата. Показано значение тренажеров для подготовки и практической деятельности операторов управления полетами. Описаны общие принципы управления полетами космических аппаратов. Описаны особенности сбора и применения пространственной информации. Отмечено, что входная информация для оператора представляется в виде информационных единиц. Показано, что модели управления полетом тесно связаны с моделями пространственных информационных ситуаций. Дана систематика ситуационного пространственного анализа. Описано применение методов геоинформатики при разработке тренажеров обучения операторов. Описаны основные аспекты разработки тренажеров. Большая часть аспектов связана с геоинформатикой.

Ключевые слова: геоинформатика, пространственное управление, геоданные, обучение, тренажеры, космический аппарат, оператор управления полетом, контур управления, информационная пространственная ситуация, информационный канал восприятия, когнитивный канал восприятия, модель, информационные единицы, когнитивная модель, принятие решений.

Введение.

азвитие космических технологий характеризуется эволюцией научных комплексов [1] и расширением применения космических технологий [2]. Управление космическими аппаратами и полетами стало комплексной технологией, включающей различные технологии методы и подходы [3]. При управлении полетом космического аппарата используют разные виды информации, среди которых пространственная информация занимает важное место. В настоящее время основными науками, обрабатывающими пространственную информацию, являются: геоматика [4], геоинформатика [5], фотограмметрия и геодезия [6]. В связи с этим представляет интерес рассмотрение того, как геоинформатика используется и может использоваться при управлении полетами космических аппаратов. Следует отметить, что ГИС считается инструментом принятия решения [7], а геоинформационные технологии также используют для поддержки принятия решений [8]. Это направление является актуальным и требует исследования. Управление полетами можно разделить на два качественно разных направления: работа по управлению полетами и подготовка к работе по управлению полетами. Не существует учебных заведений, которые напрямую готовят операторов управления полетами. Эти специалисты готовятся путем дополнительного обучения и переподготовки. Поэтому, при анализе методов управления, необходимо рассматривать и методы подготовки операторов к управлению.

Общие принципы управления КА. Автоматизация управления космическими аппаратами производится с помощью автоматизированной системой управления (АСУ). Применительно к космическим аппаратам (КА) - это АСУ КА. Еще в работе [9], показана возможность использования ГИС как АСУ. Поэтому вполне логично применять ее и при управлении КА.

© ®

Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

Важным понятием и технологическим элементом управления полетом космического аппарата является «контур управления полетами» [10]. Как и многие другие контуры управления он включает цепь обратной связи и цепь прямого управления. На рис. 1 приведен контур обратной связи.

Рис. 1. Контур обратной связи «КА-операторы»

Он имеет две ветки: техническая информация (технический мониторинг [11]), пространственная информация (геомониторинг [12...14]). Техническая информация большей частью передает информацию о состоянии КА. Пространственная информация или геоинформация передает информацию о местонахождении КА, его положении, ориентации и скорости движения.

Реальная ситуация полета фиксируется с помощью датчиков и разделяется на два канала: технической и пространственной информации. В техническом канале основой являются параметры, в пространственном канале основой являются геоданные [15], точнее модель геоданных применительно к космической информации. Такая возможность показана и доказана, в первую, очередь работами по космической геоинформатике [16]. В техническом канале функционирует АСУ КА как система поддержки управления. В этом канале информация, в основном, описывает состояние и качество функционирования КА.

Эффективность функционирования сложной человеко-машинной системы, какой является АСУ КА, определяется надежностью работы как технических средств, так и оперативного персонала. Так как принятие решения при управлении полетом КА осуществляется персоналом, то при возникновении нештатных ситуаций вероятность безотказной работы АСУ КА определяется произведением вероятностей безотказной работы технических средств и персонала.

Таким образом, от надежности работы оперативного персонала, которая зависит, в основном, от степени его подготовленности, зависит надежность функционирования АСУ КА и, в целом, безопасность экипажа. Низкий уровень надежности персонала не может быть скомпенсирован повышением надежности технических средств АСУ КА.

возникновения нештатных ситуаций при управлении полетом показывает, что доля отклонений от нормального хода полета из-за ошибок персонала центра управления полетом достаточно велика. В соответствии с отчетами о результатах полета орбитальных станций из-за ошибок оперативного персонала происходит до 30 % общего количества нештатных ситуаций.

В пространственном канале с помощью геоданных определяют две качественные характеристики КА: позицию и скорость. Позиция включает координаты центра масс, ориентацию КА относительно орбиты, его габариты. Скорость обычно определяется как скорость центра масс и возможна угловая скорость относительно траектории. Главной особенностью канала обратной связи является то, что информация подвергается декомпозиции и трансформируется в систему информационных единиц, которые для операторов реализуются с помощью различных визуальных устройств и датчиков. Само движение и траектория реализуется с помощью ГИС-технологий в картографической форме, обычно в одной из мировых проекций. Как правило, картографические преобразования и визуализацию траектории полета выполняет АСУ КА.

Второй особенностью является то, что большая часть информации подвергается декомпозиции и предстается фактически в виде информационных единиц [17, 18] (ИЕ), которые формируют картину управления в когнитивном пространстве оператора. Эти единицы образованы двумя качественными группами. Первая группа - это информационные или лингвистические (ИЕ) единицы. Вторая группа образована паралингвистическими (ПЕ) единицами.

Третьей особенностью является групповая работа операторов управления полетом. Эта особенность диктует выполнения условия комплементарности [19] действий в группе.

Пространственные модели. Пространственные модели являются основой управления КА в реальном пространстве. Пространственные модели управления полетом КА тесно связаны с различными моделями пространственных [20] и информационных ситуаций [21]. Основная модель ситуации - это модель реальной ситуации, в которой находится КА. Она трансформируется по каналу обратной связи в различные более мелкие модели. Отсюда, модели ситуации есть обязательный фактор управления КА. Это приводит к необходимости систематики информационных ситуаций [22] для обоснованного принятия решений.

Фактическое управление КА сводится к переводу КА из одной пространственной ситуации в другую. Поэтому такое управление следует считать ситуационным. При этом перевод из одной ситуации в другую должен быть непрерывным.

Применяемые модели ситуаций при управлении КА являются качественно разными. Реальная ситуация существует в реальном пространстве, а оператор работает с информационной ситуацией (моделью), которая является отражением реальной ситуации и возможностей оператора по управлению КА. Ситуационный анализ, который выполняет оператор и АСУ КА, имеет следующие разновидности: ретроспективный, текущий, причинно-следственный, целевой и прогнозный.

Ретроспективный анализ связан с анализом предшествующих ситуаций и состояний.

Существуют основные задачи ситуационного пространственного анализа:

- формирование модели текущей ситуации, в которой находится КА;

- формирование модели целевой ситуации, в которой должен находиться КА;

- формирование модели ситуации отклонений параметров от допустимых значений;

- формирование причинно-следственно модели отклонений;

- классификация отклонений;

- стереотипный анализ.

Особенность управления КА заключается в том, что оно осуществляется вслепую как беспилотное управление транспортом по разным моделям разных ситуаций.

Применение методов геоинформатики при разработке тренажеров. Для обеспечения высокого уровня управления полетами КА необходима высокая профессиональная подготовка и переподготовка операторов. Эту задачу решают методом создания тренажеров [23, 24] и их модернизации в процессе эксплуатации.

При разработке тренажеров необходимо учитывать когнитивный и информационный каналы восприятия операторами. Это информационно-когнитивный аспект разработки. При

Статистика разработке тренажеров необходимо формировать и использовать трехмерные и виртуальные модели реальности. Это виртуально-пространственный аспект. При разработке тренажеров необходимо ориентироваться на визуальное восприятие информации и использовать методы визуального моделирования. Это визуальный подход. При разработке тренажеров необходимо создавать не только модель КА, но и ситуацию, в которой он находится. Это ситуационный подход [25]. При разработке тренажеров необходимо создавать не одиночные модели ситуаций, а сценарии возможных развитий событий. Это сценарный подход.

Первые четыре аспекта в разной степени используются в геоинформатике. Информационно-когнитивный аспект в геоинформатике применяют при интерактивной обработке информации в ГИС или в системах обработки изображений. При наличии неопределенности подключают когнитивный канал восприятия. В частности, по этому каналу воспринимают ПЕ [26]. Паралингвистические единицы дополняют информационно-определенные единицы и модели передают информацию по когнитивному каналу.

Ситуационный и сценарный аспект играют важную роль в создании методического и программного обеспечения для тренажеров.

В силу этого целесообразно ввести термин «ситуационно-динамический тренажер». Ситуационно-динамическими называются тренажеры, в которых в качестве моделирующего устройства используется ситуационно-динамическая модель объекта. Принципы разработки этих тренажеров отражают накопленный опыт управления и обучения. К ним относятся принципы: системного подхода, антропоцентрического подхода; эргономического подхода, эргодического подхода, категориального подход. прагматического подхода, ресурсный принцип.

Принцип системного подхода [27] требует, чтобы тренажер был целостной технической и организационно-технической системой, обладал, по возможности, полнотой управления и моделирования поведения КА в реальности.

Принцип антропоцентрического подхода требует, чтобы тренажеры учитывали особенности человеческого восприятия информации, в частности, учитывали особенности рецепции информации [28] и перцепции [29] информации оператором.

Принцип эргономического подхода требует, чтобы интерфейс тренажера был удобен для использования. Не вызывал преждевременного утомления. Принцип эргодического подхода состоит в том, что тренажер рассматривают как человеко-машинную или эргатическую [30] систему. Особенностями таких систем являются информационно-когнитивные аспекты. Эргатические системы имеют ряд преимуществ. Например, возможность применения как нечеткой логики, возможность эволюционного развития, возможность принятия решений в нестандартных ситуациях. Другими примерами таких систем являются: система управления самолетом, диспетчерская служба аэропорта, диспетчерская служба вокзала. Эргатические системы применяют в ситуациях, в которых вмешательство оператора в работу объекта является необходимым условием надежного функционирования объекта.

Принцип прагматического подхода состоит в достижении максимальной эффективности функционирования: аппаратурной, программной и информационной компоненты тренажера.

Ресурсный принцип требует наличия информационных ресурсов [31] для деятельности оператора. В его распоряжении должны быть информационные модели, стереотипы, прецеденты, сценарии, чтобы свести действия по принятию решений к минимуму.

Все принципы в прямой или косвенной форме связаны с геоинформатикой. Следовательно, геоинформатика играет важную роль при формировании методического обеспечения тренажеров.

Заключение. Применение геоинформатики при управлении полетами космических аппаратов происходит в неявной форме. Методы геоинформатики выступают в качестве системы поддержки управления. При этом возникает целый ряд специфических особенностей применения геоинформатики.

При управлении полетами работает не отдельный оператор, не группа операторов, а система управления полетами КА, которая включает АСУ КА. Вся система управления представляет собой человеко-машинную систему. Геоинформационные системы также представляют собой человеко-машинную систему, поэтому на этом уровне геоинформатика легко вписывается в систему управления полетом КА.

Канал обратной связи системы управления полетами включает канал технической информации и канал пространственной информации. Соответственно, они обеспечиваются техническим мониторингом и геомониторингом. Основной тип информации, передаваемой по каналу обратной связи является визуальной информацией. То есть нагрузка идет, в основном, на зрение оператора и последующее когнитивное моделирование.

На этапе сбора пространственной и технической информации необходимо констатировать два канала восприятия информации оператором: когнитивный и информационный. Информационный канал можно разделить на геоинформационный и канал без пространственной информации. Соответственно, необходимо выделить два типа моделей, с которыми работает оператор: информационно-определенные и информационно-неопределенные модели. Для второго типа применяют когнитивный канал восприятия и анализа. По этому каналу воспринимают паралингвистические единицы. Оба канала используют в геоинформатике. Когнитивные связи в геоинформатике используют при интерактивной обработке визуальной информации и появлении неопределенности. Информационный канал используют при отсутствии неопределенности и прямой передаче информации.

Важным фактором управления полетом КА является предварительная подготовка операторов и их последующее переобучение на специальных тренажерах. Поэтому тренажеры и обучение с их помощью неявно входят в контур управления полетами.

Поскольку модель КА является отчасти невидимой для оператора, то управление осуществляется с использованием моделей информационных пространственных ситуаций. При этом, особенность информационной ситуации при управлении полетом КА состоит в том, что она формируется не как формализованная модель, а как когнитивная модель в сознании оператора. Ее объективная часть заканчивается на уровне информационных единиц, описывающих ситуацию и воспринимаемых оператором. Отсюда когнитивные факторы являются важнейшими при управлении полетом КА.

Модель информационной ситуации является не статической, а ситуационно-динамической. Эти динамические модели являются новыми для геоинформатики. Они учитывают динамику развития ситуации и динамику ядра ситуации - объекта управления. Ситуационно-динамические модели являются процессуальными моделями. В геоинформатике есть подобные модели, например при мониторинге оползней [32]. Но скорость процессов при управлении полетами на 3...4 порядка выше. Поэтому такие геоинформационные ситуации являются новыми для геоинформатики и вносят вклад в развитие геоинформатики и в технологию управления полетами КА.

Литература:

1. Савиных В.П. Космические исследования как средство формирования картины мира // Перспективы науки и образования. 2015. №1(13). С. 56-62.

2. Розенберг И.Н., Савиных В.П., Цветков В.Я. Практическое применение ГЛОНАСС // Российский космос. 2009. № 2. С. 24-27.

3. Мухин И.Е. и др. Методологические основы синтеза систем диагностики технического состояния космических и летательных аппаратов. 2018.

4. Barrile V., Fotia A., Bilotta G. Geomatics and augmented reality experiments for the cultural heritage // Applied Geomatics. 2018. Т. 10. №. 4. С. 569-578.

5. Савиных В.П., Цветков В.Я. Геоинформатика как система наук // Геодезия и картография. 2013. №4. С. 52-57.

6. Бородко А.В., Бугаевский Л.М., Верещака Т.В., Запрягаева Л.А., Иванова Л.Г., Книжников Ю.Ф., Савиных В.П., С пиридонов А.И., Филатов В.Н., Цветков В.Я. Геодезия, картография, геоинформати-к а, кадастр. Энциклопедия; в 2 т. М.; Картоцентр-геодезиздат, 2008. Том II, Н-Я.

7. Маркелов В.М. ГИС как системы управления транспортом // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2013. №2. С. 85-87.

8 . Цветков В.Я. Применение геоинформационных технологий для поддержки принятия решений // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2001. №4. С. 128-138.

9. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 288 с.

10. Бронников С.В. Тренажерная система для непрерывного контроля и управления уровнем подготовленности операторов: автореф. дис. специальность 19.00.03. М.: НПО «Энергия», 1987. 18 с.

11. Яблоков А., Федоренко Б., Латышев М. Технический мониторинг, диагностика и защита оборудования // Комбикорма. 2018. №. 6. С. 32-34.

12. Маркелов В.М., Цветков В.Я. Геомониторинг // Славянский форум. 2015. №2(8). С. 177-184.

13. Елсуков П.Ю. Развитие геомониторинга // Славянский форум. 2020. №. 4. С. 55-65.

14. Кудж С.А. Геомониторинг как процесс познания // Перспективы науки и образования. 2015. №. 1(13). С. 24-29.

15. Бахарева Н.А. Геоданные как инструмент управления // Государственный советник. 2016. №2. С. 23-27.

16. Bondur V.G., Tsvetkov V.Ya. New Scientific Direction of Space Geoinformatics // European Journal of Technology and Design. 2015. 4(10). pp. 118-126.

17. Чехарин Е.Е. Информационные единицы в сложных системах // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №3 (20). С. 93-99.

18. Цветков В.Я. Информационные единицы как средство построения картины мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-4. С. 36-40.

19. Потапов А.С. Субсидиарность и ком-плементарность интеллектуальных систем // Славянский форум. 2020. №1(27). С. 77-86.

20. Павлов А.И. Пространственная информационная ситуация // Славянский форум, 2016. №4(14). С. 198-203.

21. Ожерельева Т.А. Информационная ситуация как инструмент управления // Славянский форум, 2016. 4(14). С. 176-181.

22 . Цветков В.Я. Систематика информационных ситуаций // Перспективы науки и образования. 2016. №5 (23). С. 64-68.

23. Бронников С.В., Судаченко А.Л. Система для тренировок персонала оперативного анализа систем го аппарата в полете. АС. 145150 СССР, МКИ2 В 64 G3/00. Заявлено 23.08.79.

24. Бронников С.В., Корешков В.П., Кр и в о ш еев Б.В. Тренажер для операторов, контролирующих работу систем летательных аппаратов // Ракетно-космическая техника. Серия 9. 1983. Вып. 4. С. 50-52.

2 5 . Шайтура С.В. Информационная ситуация в геоинформатике // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. №5 (17). С. 103-108.

26. Цветков В.Я. Паралингвистические и нф о р мационные единицы в образовании // Перспективы науки и образования. 2013. №4(4). С. 30-38.

27. Цветков В.Я. Теория систем. М.: МАКС Пресс, 2018. 88 с.

28. Номоконова О.Ю. Рецепция информации при медицинской диагностике // Славянский форум. 2015. №4(10). С . 2 3 8 - 2 4 3 .

29. Номоконова О.Ю. Перцепция информации в медицинской диагностике // Славянский форум. 2020. №2(28). С. 75-83.

30. Мордвинов В.А. Информационные потребности эргатических систем // Славянский форум. 2017. №4(18). С. 42-49.

31. Tsvetkov V.Ya. Information Models and Information Resources // European Journal of Technology and Design. 2016. 2(12). рр. 79-86.

3 2 . Скнарина Н.А. Разработка геоинформационной технологии исследования оползневых процессов: дис. ... к.т.н., 25.00.35. М.: МИИГАиК, 2012. 164 с.

Контактные данные:

Бронников Сергей Васильевич, эл. почта: sbronnik@maii.ru

© Бронников С В., 2022

APPLICA TION OF GEOINFORMA TICS IN SPACECRAFT FLIGHT CONTROL

Bronnikov S. V.

PJSC Rocket and Space Corporation Energia named after S.P. Koroiev, Koroiev, Russia

E-mail: sbronnik@maii.ru

Abstract. The article explores the application of geoinformatics in spacecraft flight control. The article introduces a new concept of "situational-dynamic model". Geoinformatics is considered as a management support system. The spacecraft flight control system is described. The importance of simulators for the training and practical activities of flight control operators is shown. The general principles of spacecraft flight control are described. The features of the collection and application of spatial information are described. It is noted that the input information for the operator is presented in the form of information units. It is shown that flight control models are closely related to models of spatial information situations. The systematics of situational spatial analysis is given. The application of geoinformatics methods in the development of simulators for training operators is described. The main aspects of the development of simulators are described. Most of the aspects are related to geoinformatics.

Keywords: geoinformatics, spatial control, geodata, training, simulators, spacecraft, flight control operator, control loop, information spatial situation, information perception channel, cognitive perception channel model, information units, cognitive model, decision making.

References

1. V.P. Savinykh, Space research as a means of forming a picture of the world, Prospects of science and education, 1(13) (2015)56-62.

2. I.N. Rozenberg, V.P. Savinykh, and V.Ya. Tsvetkov, Practical application of GLONASS, Russian space, 2 (2009) 24-27.

3. I.E. Mukhin and other, Methodological foundations of the synthesis of systems for diagnosing the technical condition of space and aircraft, 2018.

4. V. Barrile, A. Fotia, G. Bilotta, Geomatics and augmented reality experiments for the cultural heritage, Applied Geomatics, 10(4) 2018 569-578.

5. V.P. Savinykh, V.Ya. Tsvetkov, Geoinformatics as a system of sciences, Geodesy and cartography, 4 (2013) 52-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. A.V. Borodko, L.M. Bugaevsky, T.V. Vereshchaka, L.A. Zapryagaeva, L.G. Ivanova, Yu.F. Knizhnikov, V.P. Savinykh, A.I. Spiridonov, V.N. Filatov, V.Ya. Tsvetkov, Geodesy, cartography, geoinformatics, cadastre. Encyclopedia; in 2 t. Kartotsentr-geodezizdat, Moscow, 2008, Volume II, N-Ya.

7. V.M. Markelov, GIS as a transport management system, News of higher educational institutions. Geodesy and aerial photography, 2 (2013) 85-87.

8. V.Ya. Tsvetkov, Application of geoin-formation technologies for decision support, News of higher educational institutions. Geodesy and aerial photography, 4 (2001) 128-138.

9. V.Ya. Tsvetkov, Geoinformation systems and technologies, Finance and stati sti cs, Moscow, 1998.

10. S.V. Bronnikov, Training system for continuous monitoring and control of the level of prep aredness of operators: Ph.D. dis. specialty 19.00.03. NPO Energia, Moscow, 1987.

11. A. Yablokov, B. Fedorenko, M. Latyshev, Technical monitoring, diagnostics an d e quipment protection, 6 (2018) 32-34.

12. V.M. Markelov, V.Ya. Tsvetkov, Geomonitoring, Slavic Forum, 2(8) (2015) 177-184

13. P.Yu. Elsukov, Development of geomonitoring, Slavic forum, 4 (2020) 55-65.

14. S.A. Kudzh, Geomonitoring as a process of cognition, Perspectives of science and education, 1(13) (2015) 24-29.

1 5. N.A. Bakhareva, Geodata as a management tool, State, 2 (2016) 23-27.

16. V.G. Bondur, V.Ya. Tsvetkov, New Scientific Direction of Space Geoinformatics, European Journal of Technology and Design, 4(10)(2015)118-126.

17. E.E. Chekharin, Information units in complex systems, Educational resources and technol ogi es, 3(20) (2017) 93-99.

18. V.Ya. Tsvetkov, Information units as a means of building a picture of the world, International Journal of Applied and Fundamental Research, 8-4 (2014) 36-40.

1 9 . A.S. Potapov, Subsidiarity and complementarity of intelligent systems, Slavic Forum, 1(27) (2020) 77-86.

20. A.I. Pavlov, Spatial information situation, Slavic Forum, 4(14) (2016) pp. 198-203.

21. T.A. Ozherel'eva, Information situation as a management tool, Slavic Forum, 4(14) (2016) 176-181.

22. V.Ya. Tsvetkov, Systematics of information situations, Prospects of science and education, 5 (23) (2016) 64-68.

23. S.V. Bronnikov, A.L. Sudachenko, System for training personnel of the operational analysis of the systems of the first apparatus in flight. A.S. 145150 USSR, MKI2 V 64 G3/00. Claimed 08/23/79.

24. S.V. Bronnikov, V.P. Koreshkov, B.V. Krivosheev, Simulator for operators controlling the operation of aircraft systems, Rocket and space technology. Series 9, 4 (1983) 50-52.

25. S.V. Shaitura, Information situation in geoinformatics, Educational resources and technologies, 5 (17) (2016) 103-108.

26. V.Ya. Tsvetkov, Paralinguistic information units in education, Perspectives of science and education, 4(4) (2013) 30-38.

27. V.Ya. Tsvetkov, Theory of systems, MAKS Press, Moscow, 2018.

28. O.Yu. Nomokonova, Reception of information in medical diagnostics, Slavic forum, 4(10) (2015) 238-243.

29. O.Yu. Nomokonova, Perception of information in medical diagnostics, Slavic forum, 2 (28) (2020) 75-83.

30. V.A. Mordvinov, Information needs of ergatic systems, Slavic Forum, 4(18) (2017) 42-49.

31. V.Ya. Tsvetkov, Information Models and Information Resources, European Journal of Technology and Design, 2(12) (2016) 79-86.

32. N.A. Sknarina, Development of geoin-formation technology for the study of landslide processes: dis. ... Ph.D., 25.00.35. MIIGAiK, Moscow, 2012.

Contacts:

Sergey V. Bronnikov, sbronnik@maii.ru

© Bronnikov, S.V., 2022

Бронников С.В. Применение геоинформатики при управлении полетами космических аппаратов //Вектор ГеоНаук. 2022. Т.5. №3. С. 72-79. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-7279.

Bronnikov, S.V., 2022. Application of geoinformatics in spacecraft flight control. Vector of Geosciences. 5(3). Pp. 72-79. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.