Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ФИДЖИТАЛ-ФОРМАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ФИДЖИТАЛ-ФОРМАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИДЖИТАЛ-ФОРМАТ / VR И AR ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко А.Ю., Жалбэ М.Г., Гладышева А.А., Гладышев А.А.

Цель исследования - оценка степени осведомленности студентов о появлении нового формата занятий физической культурой и спортом - фиджитал-спорта. Изучение заинтересованности в использовании фиджитал-формата на аудиторных занятиях в вузе. Методика и организация исследования. Исследование было проведено в период ноябрь 2022 г. - март 2023 г. в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) и Нижневартовском государственном университете (НВГУ). В исследовании использовалась специально разработанная анкета. В анкетировании приняло участие 127 человек. Из них 50 девушек и 77 юношей 1-3-го курсов различных направлений подготовки. В пилотном проведении занятий в фиджитал-формате участвовало 10 учебных групп юношей и девушек. Результаты исследования и выводы. Развитие фиджитал-спорта решает сложившуюся проблему, объединяя достижения молодых людей в области компьютерных игр и двигательную нагрузку, тем самым способствуя повышению уровня двигательной активности, развитию новых навыков и совершенствованию уже имеющихся. Цифровая трансформация, со стороны педагогического сообщества вызывала резкое неприятие своей непродуманностью, поспешностью решений и, главное, полнейшим игнорированием гигиенических, психологических и медицинских рекомендаций, связанных с особенностями возрастного развития обучающихся, при использовании цифровых устройств. Новый формат интеграции компьютерных игровых технологий и активной двигательной деятельности вызывает у студентов повышенный интерес и способен положительно повлиять на повышение у молодежи мотивации к выполнению физических упражнений и собственно уровня физической активности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пащенко А.Ю., Жалбэ М.Г., Гладышева А.А., Гладышев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE DIGITAL FORMAT IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF THE UNIVERSITY

Objective of the study was to assess the degree of students' awareness of the emergence of a new format of physical culture and sports - digital sports. The study of interest in the use of the digital format in the classroom at the university. Methods and structure of the study. The study was conducted in the period November 2022 - March 2023 at Irkutsk State Transport University (ISTU) and Nizhnevartovsk State University (NVSU). The study used a specially designed questionnaire. 127 people took part in the survey. Of these, 50 girls and 77 boys of 1-3 courses of various areas of training. 10 training groups of boys and girls participated in the pilot training in the phygital format. Results and conclusions. The development of digital sports solves the current problem by combining the achievements of young people in the field of computer games and physical activity, thereby contributing to an increase in the level of physical activity, the development of new skills and the improvement of existing ones against the background of increasing physical fitness. Digital transformation, on the part of the pedagogical community, caused sharp rejection by its ill-conceivedness, hasty decisions and, most importantly, the complete disregard for hygienic, psychological and medical recommendations related to the peculiarities of the age development of students when using digital devices. The new format for integrating computer gaming technologies and active motor activity arouses increased interest among students and can positively influence the increase in young people's motivation to perform physical exercises and increase the level of physical activity of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ФИДЖИТАЛ-ФОРМАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА»

ПРИМЕНЕНИЕ ФИДЖИТАЛ-ФОРМАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: lenanv2008@yandex.ru

Поступила в редакцию 08.06.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Пащенко1 Кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Жалбэ1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Гладышева2 Старший преподаватель А.А. Гладышев2 1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск 2Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

APPLICATION OF THE DIGITAL FORMAT IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF THE UNIVERSITY

PhD, Associate Professor A.Yu. Pashchenko1 PhD, Associate Professor M.G. Jalbe1 PhD, Associate Professor A.A. Gladysheva2 A.A. Gladyshev2

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk 2Irkutsk State Transport University, Irkutsk

Аннотация

Цель исследования - оценка степени осведомленности студентов о появлении нового формата занятий физической культурой и спортом - фиджитал-спорта. Изучение заинтересованности в использовании фиджитал-формата на аудиторных занятиях в вузе.

Методика и организация исследования. Исследование было проведено в период ноябрь 2022 г. - март 2023 г. в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) и Нижневартовском государственном университете (НВГУ). В исследовании использовалась специально разработанная анкета. В анкетировании приняло участие 127 человек. Из них 50 девушек и 77 юношей 1-3-го курсов различных направлений подготовки. В пилотном проведении занятий в фиджитал-формате участвовало 10 учебных групп юношей и девушек. Результаты исследования и выводы. Развитие фиджитал-спорта решает сложившуюся проблему, объединяя достижения молодых людей в области компьютерных игр и двигательную нагрузку, тем самым способствуя повышению уровня двигательной активности, развитию новых навыков и совершенствованию уже имеющихся. Цифровая трансформация, со стороны педагогического сообщества вызывала резкое неприятие своей непродуманностью, поспешностью решений и, главное, полнейшим игнорированием гигиенических, психологических и медицинских рекомендаций, связанных с особенностями возрастного развития обучающихся, при использовании цифровых устройств. Новый формат интеграции компьютерных игровых технологий и активной двигательной деятельности вызывает у студентов повышенный интерес и способен положительно повлиять на повышение у молодежи мотивации к выполнению физических упражнений и собственно уровня физической активности подрастающего поколения.

Ключевые слова: фиджитал-формат, V.Я и AR технологии, цифровая трансформация, физическая культура, мотивация.

Abstract

Objective of the study was to assess the degree of students' awareness of the emergence of a new format of physical culture and sports - digital sports. The study of interest in the use of the digital format in the classroom at the university. Methods and structure of the study. The study was conducted in the period November 2022 - March 2023 at Irkutsk State Transport University (ISTU) and Nizhnevartovsk State University (NVSU). The study used a specially designed questionnaire. 127 people took part in the survey. Of these, 50 girls and 77 boys of 1-3 courses of various areas of training. 10 training groups of boys and girls participated in the pilot training in the phygital format. Results and conclusions. The development of digital sports solves the current problem by combining the achievements of young people in the field of computer games and physical activity, thereby contributing to an increase in the level of physical activity, the development of new skills and the improvement of existing ones against the background of increasing physical fitness. Digital transformation, on the part of the pedagogical community, caused sharp rejection by its ill-conceivedness, hasty decisions and, most importantly, the complete disregard for hygienic, psychological and medical recommendations related to the peculiarities of the age development of students when using digital devices. The new format for integrating computer gaming technologies and active motor activity arouses increased interest among students and can positively influence the increase in young people's motivation to perform physical exercises and increase the level of physical activity of the younger generation.

Keywords: digital format, VR and AR technologies, digital transformation, physical culture, motivation.

Введение. Современные студенты не всегда мотивированы к занятиям физической культурой. Вместе с тем, наблюдается довольно выраженная зависимость от цифровых устройств различного формата, начиная со смартфонов, но на самом примитивном уровне. И юноши, и девушки проявляют заинтересованность в компьютерных играх, а для усиления своей физической активности им необходим стимул. По данным онлайн-университета Skypro, 83,9% выпускников школ и будущих студентов (16-18 лет) играют в компьютерные игры. В то же время уровень физической подготовленности студентов (что является жизненной потребностью), по дан-

ным ряда исследователей, находится в диапазоне: порядка 13-15% - высокий, 35-40% - средний и 46-50% - низкий уровень подготовленности [5].

Фиджитал-формат представляет собой технологию, интегрирующую потребность в физической активности и увлечение компьютерными играми в новую методику развития психофизических способностей.

Вне всякого сомнения, вновь появившийся формат практики физической культуры, объединяющий виртуальный и реальный мир, которые нервная система человека не различает, требует серьезного изучения, поскольку, задействуя

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ряд физиологических механизмов, оказывает воздействие и на психологическую, и физическую сферу человека [2, 3].

Исходя из вышесказанного, можно констатировать сложившуюся проблему: с одной стороны, у молодого поколения существует ярковыраженная потребность и заинтересованность, практически зависимость, в цифровых устройствах, компьютерных играх, а с другой - большинство овладело ими на уровне первичной грамотности. Молодые люди понимают важность физической активности для здоровья, но привычка к систематическим физическим занятиям не сформирована.

Цель исследования - оценка степени осведомленности студентов о появлении нового формата занятий физической культурой и спортом - фиджитал-спорта. Изучение заинтересованности в использовании фиджитал-формата на аудиторных занятиях в вузе.

Методика и организация исследования. Исследование было проведено в период ноябрь 2022 г. - март 2023 г. в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) и Нижневартовском государственном университете (НВГУ). В исследовании использовалась специально разработанная анкета. В анкетировании приняло участие 127 человек. Из них 50 девушек и 77 юношей 1-3 курсов различных направлений подготовки. В пилотном проведении занятий в фиджитал-формате участвовало 10 учебных групп юношей и девушек.

Результаты анкетирования студентов по вопросам осведомленности о фиджитал-спорте

Вопросы Процент от общего числа ответов

Юноши Девушки

Играете ли вы в видеоигры? 100 61

Вы так же хорошо играете в видеоигры, как в реальном спорте? 11 92

Какие платформы вы используете при игре в видеоигры? (несколько вариантов ответа) ПК (персональный компьютер) Xbox PlayStation Nintendo Switch Мобильный телефон Wii VR Свой вариант ответа 53,8 30,7 46,1 61,5 15,4 15,3 100 44,4

Какие жанры видеоигр вы предпочитаете? (несколько вариантов ответа) Action (шутеры) MMORPG MOBA RPG Аркады Стратегии Гонки Головоломки Спортивные Файтинги Симуляторы Приключения Хоррор Свой вариант ответа 15,3 15,3 61,5 38,5 7,7 53,8 38,5 30,7 77,8 33.3 44.4 44,4 33.3 55,6 44.4 33.3 44.4 44,4 22,2

Готовы ли вы принять роль главного героя или персонажа видеоигры в реальном мире? 55,5 23,0

Вы знаете, что такое фиджитал? 44,5 23,1

Фиджитал-спорт - это объединение результатов действий в компьютерной игре и последующих реальных соревнованиях в аналогичных видах спорта. Как вы полагаете, этот формат может быть использован в образовательном процессе (на занятиях физкультурой и спортом)? 88,9 61

Результаты исследования и обсуждение. Развитие фид-житал-спорта решает сложившуюся проблему, объединяя достижения молодых людей в области компьютерных игр и двигательную нагрузку, тем самым способствуя повышению уровня двигательной активности, развитию новых навыков и совершенствованию уже имеющихся на фоне повышения физической подготовленности. Симуляторы виртуальной реальности уже применяются в медицине и образовании. Как правило, в образовании они ориентированы на трехмерную среду и сетевые ресурсы [4].

Для выявления степени осведомленности студентов о появлении фиджитал-спорта было проведено анкетирование, результаты фрагментарно представлены в таблице.

Результаты анкетирования юношей и девушек не совпадают. Среди девушек играют в различные видеоигры 61%, а среди юношей - 100%. Так же хорошо играют, как реализуются в реальном спорте, 92% девушек, но только 11% юношей. Наиболее часто используются персональные компьютеры и мобильные телефоны - от 53,8% у девушек и до 100% у юношей. Наиболее популярный жанр - «action» у юношей и «гонки» у девушек. Однако принять на себя роль главного героя игры готовы только 23% девушек и 55,5% юношей. Студенты не осведомлены о появлении фиджитал-спорта: 76,9% девушек и 55,5% юношей не слышали о нем. После разъяснения 61% девушек и 88,9% юношей пожелали, чтобы этот формат использовался в образовательном процессе. Причем виды фиджитал-дисциплин называются самые разные.

Проведение занятий велось с использованием VR и AR технологий, PC и игровых приставок архитектур PS (игровая консоль Sony PlayStation 4) и XBOX. При использовании PC, XBOX, PS без VR и AR, в зависимости от направленности основного занятия (силовая или координационная), выбирается характер игры (единоборства, авто-, авио-, мотосимулятор, спортсимулятор).

Построение студентов зависит от расположения устройства, воспроизводящего изображение, чтобы обеспечить отсутствие слепых зон при наблюдении. Двум обучающимся выдаются контроллеры для управления персонажами, и группа получает задание. Силовая направленность занятия предполагает использование статических упражнений в момент выполнения игрового действия (и.п. - полуприсед с различным положением стоп, с различным положением рук; и.п. - выпад вперед правой/ левой, с различным положением рук; широкая стойка, наклон прогнувшись, руки в стороны или руки вперед и т.д. Упражнение выполняется и игроками, и всей группой до окончания раунда, если выбор пал на единоборства; круга или трассы при работе с авто-, авио-, мотосимулятором; тайма, периода, конца матча в спортсимуляторе. После завершения раунда (или др.) выигравший, вместе со всей группой, выполняет серию динамичных упражнений (отжимания, приседания, выпрыгивания, наклоны и т.д.), а проигравший получает фору для начала следующего раунда. Время форы зависит от скорости выполнения серии упражнений выигравшим. После завершения игры производится замена игроков с прежним алгоритмом работы, но со сменой упражнения. По мере развития силовых способностей вводим отягощения, начиная с минимальных весов.

Координационная направленность занятия предполагает использование упражнений: с изменением площади опоры (например, на одной ноге), в том числе с помощью различного инвентаря. В нашем случае тестировалась группа упражнений на фитболе и на полусфере. Использование вида динамичных упражнений в данном случае зависело от исходного уровня физической подготовленности студентов, их способности выполнить координационно сложные упражнения типа прыжков с поворотов вокруг своей оси на 180° и 360°, кувырков, переворота боком. В противном случае применялись серии обще-развивающих упражнений.

24

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

Студенты высказали большую заинтересованность подобным форматом. Тем не менее, следует отметить, что использование VR и AR технологий на протяжении всего учебного времени занятия нерационально, так как вызывает у неподготовленных игроков быстроразвивающееся утомление.

Соединение двух различных видов нагрузки: обработка информации и воспроизведение необходимых игровых действий, связанных с выполнением игрового задания, и дополнительная двигательная задача создают сложную программу управления, состоящую из нескольких компонентов, которые предположительно ассоциируются, на фоне обработки игровой информации, объединяя управление крупной и мелкой моторикой. В процесс включаются скелетно-мышечная, высшая и вегетативная нервные системы, что способствует и обогащению двигательного опыта, и расширению психической сферы игрока [1]. Однако, из-за сложности этого процесса, такого рода занятия следует вводить постепенно.

Выводы. Цифровая трансформация со стороны педагогического сообщества вызывала резкое неприятие своей непродуманностью, поспешностью решений и, главное, полнейшим игнорированием гигиенических, психологических и медицинских рекомендаций, связанных с особенностями возрастного развития обучающихся, при использовании цифровых устройств.

Новый формат интеграции компьютерных игровых технологий и активной двигательной деятельности вызывает у студентов повышенный интерес и способен положительно повлиять на повышение у молодежи мотивации к выполне-

нию физических упражнений и повышение собственно уровня

физической активности подрастающего поколения.

Литература

1. Елисеева Т.П. Формирование двигательных действий волейболистов с точки зрения теории управления движениями / Т.П. Елисеева, О.Н. Федорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 4. - С. 270-279.

2. Зеленский М.М. Виртуальная реальность (VR) в клинической медицине: международный и российский опыт / М.М. Зеленский, С.А. Рева, А.И. Шадеркина // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2021. - № 7 (3). - С. 7-20.

3. Овчаров Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: анализ и оценка: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Овчаров. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. - 237 с.

References

1. Eliseeva T.P., Fedorova O.N. Formirovaniye dvigatelnykh deystviy voley-bolistov s tochki zreniya teorii upravleniya dvizheniyami [Formation of motor actions of volleyball players from the point of view of the theory of motion control]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2017. No. 4. pp. 270-279. EDN KWXYCD.

2. Zelensky M.M., Reva S.A., Shaderkina A.I. Virtualnaya realnost (VR) v klinicheskoy meditsine: mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt [Virtual Reality (VR) in Clinical Medicine: International and Russian Experience]. Rossiyskiy zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya. 2021;7(3):7-20; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-3-7-20

3. Ovcharov E. A. Zdorovye naseleniya Rossiyskoy Federatsii: analiz i otsenka [Health of the population of the Russian Federation: analysis and assessment]. Study guide for students. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk pedagogicheskiy institute publ., 1997. 237 p.

4. Fominykh M., Prasolova-Firland E., Morozov M., Smorkalov A., MolkaDanielsen J. Increasing immersiveness into a 3D virtual world: motion-tracking and natural navigation in vAcademia. Ieri Procedia 2014(7): 35-41. D0I:10.1016 /J.IERI.2014.08.007.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЛЫЖНОГО ХОДА СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ ДВОЕБОРЬЕМ

Аспирант А.Н. Белёва1

Кандидат педагогических наук Н.Б. Новикова1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

УДМ^С 796.922.093.612

Ключевые слова: лыжное двоеборье, техническая подготовка, тренировочный этап, кинематические показатели техники лыжного хода, координационные способности, скорост-но-силовые способности.

Введение. Практический опыт показывает, что в настоящее время в технической подготовке лыжников-двоеборцев основное внимание уделяется прыжковому компоненту. В связи с чем разработка и научное обоснование методики технической подготовки в гоночном компоненте является актуальной задачей и существенным резервом повышения результативности.

Цель исследования - оценка эффективности методики технической подготовки лыжников-двоеборцев.

Методика и организация исследования. В начале и конце педагогического эксперимента 2020-2022 гг. были проведены педагогические тестирования на лыжах, включающие три контрольных упражнения. Рекомендованные упражнения [1] выполнялись на равнинной местности, спусках и подъемах небольшой крутизны. Их координационная сложность и вариативность обеспечивались за счет изменения внешних факторов, взаимодействия с партнерами и применения дополнительного инвентаря.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты в КУ «челночный бег на лыжах» показали, что юные лыжники-двоеборцы после эксперимента стали активно переступать ногами с наклоном туловища в сторону поворота, а также перестали совершать высокий замах палками. Вследствие этого спортсме-

IMPROVING THE SKIING TECHNIQUE OF ATHLETES ENGAGED IN NORDIC COMBINED

Graduate student A.N. Belyova1 PhD N.B. Novikova1

1Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg

Поступила в редакцию

ны значимо быстрее (p<0,05) стали преодолевать заданное расстояние - 24,87±1,7 с и 20,30±0,98 с - до и после занятий. При передвижении одновременным бесшажным ходом у спортсменов ЭГ снизились продолжительность цикла движений - с 0,82±0,10 с до 0,70±0,08 с - и время отталкивания руками - с 0,45±0,07 с до

0.37±0,02 с. В КУ передвижение коньковым ходом без отталкивания палками лыжники-двоеборцы ЭГ стали устойчивее стоять на опорной ноге, своевременно и полностью перемещать массу тела с одной ноги на другую, что положительно выразилось в снижении времени подседания - с 0,48±0,11 с до 0,31±0,13 с - и увеличении длины шага - с 3,66±0,36 м до 4,02±0,47 м. Уменьшение излишних колебаний туловища способствовало развитию большей скорости и меньшему времени передвижения. Все изменения в КУ статистически значимы, p<0,05.

Вывод. Целенаправленные занятия технической направленности, включающие упражнения на гоночных лыжах, лыжероллерах, роликовых коньках, имитацию лыжных ходов, а также игры и эстафеты с элементами техники лыжного хода, позволили повысить уровень технической подготовленности лыжников-двоеборцев, занимающихся на тренировочном этапе.

Литература

1. Белёва А.Н. Контроль технической и физической подготовленности лыжников-двоеборцев при передвижении на лыжероллерах / А.Н. Белёва, Н.Б. Новикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 38-42.

Информация для связи с автором: belyova.anka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.