Научная статья на тему 'Применение факторного анализа для оценки эффективности обучения взрослых с использованием инновационных методов обучения'

Применение факторного анализа для оценки эффективности обучения взрослых с использованием инновационных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СКОРОЧТЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / TEACHING ADULTS / SPEED READING / INNOVATIVE INSTRUCTION / FUNCTIONAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ландо Ирина Александровна

Проведен анализ факторов, влияющих на процесс обучения взрослых людей с использованием инновационных методов обучения, включающим в себя скорочтение, методы быстрого запоминания (с применением ассоциативного и образного мышления), методы структурирования текстовой информации (с применением логико-графических схем). Установлены основные показатели, оказывающие существенное влияние на обучение взрослых. При проведении анализа учитывались показатели групп как в городах, так и в регионах. В статье обобщен опыт обучения 2400 взрослых человек, прошедших обучение с применением инновационных методов обучения. Исследование проводилось в ноябре декабре 2008, в январе феврале 2011 года. Для исследования использовались анкеты, которые были затем обработаны с использованием программы SPSS. Факторы, по которым обучаемые отметили наибольшую степенью удовлетворенности: отношения внутри группы (атмосфера); теоретическое обоснование курса; практические упражнения; содержание обучения; стиль и методы работы преподавателя; наименьшую – цена обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of factor analysis in the assessment of efficiency of teaching adults using innovative methods of instruction

The analysis of factors influencing the process of teaching adults using innovative methods of instruction, including speed reading, fast memorisation techniques (applying associative and visual thinking), techniques for text structuring (using logicographic symbols), has been carried out. The main indicators having a significant influence on teaching adults have been identified. Group indicators both in the cities and in the regions were taken into account when conducting the analysis. The article summarises the experience of teaching 2,400 adults who were taught using innovative methods of instruction. The research was conducted in November and December 2008, January and February 2011. For the research, questionnaires were developed the data of which were afterwards processed using the SPSS software. The learners expressed the greatest satisfaction with such factors as relationships within a group (the atmosphere), theoretical substantiation of the course, practical exercises, the syllabus, the style and methods of the teacher’s work; whereas, they were least satisfied with the cost of instruction.

Текст научной работы на тему «Применение факторного анализа для оценки эффективности обучения взрослых с использованием инновационных методов обучения»

ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

© И. А.Ландо

Ландо Ирина Александровна

директор Лицензированного Учебного Центра LANDO® Лицензированный учебный центр «Школа быстрого запоминания LANDO ®» г.Рига, Латвия [email protected]

Проведен анализ факторов, влияющих на процесс обучения взрослых людей с использованием инновационных методов обучения, включающим в себя скорочтение, методы быстрого запоминания (с применением ассоциативного и образного мышления), методы структурирования текстовой информации (с применением логико-графических схем). Установлены основные показатели, оказывающие существенное влияние на обучение взрослых. При проведении анализа учитывались показатели групп как в городах, так и в регионах. В статье обобщен опыт обучения 2400 взрослых человек, прошедших обучение с применением инновационных методов обучения. Исследование проводилось в ноябре — декабре 2008, в январе — феврале 2011 года. Аля исследования использовались анкеты, которые были затем обработаны с использованием программы БРББ. Факторы, по которым обучаемые отметили наибольшую степенью удовлетворенности: отношения внутри группы (атмосфера); теоретическое обоснование курса; практические упражнения; содержание обучения; стиль и методы работы преподавателя; наименьшую — цена обучения.

Ключевые слова: обучение взрослых, скорочтение, инновационное обучение, функциональная грамотность.

Введение

Экономика, базирующаяся на знаниях, требует от взрослых людей навыков эластичности, для гибкого реагирования на быстро изменяющиеся условия внешней среды, умения много учиться и быстро переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями.

В большинстве случаев, в открытых группах взрослые учатся без отрыва от работы,

осваивая новые знания после рабочего дня. Таким образом, выявляется потребность в разработке таких учебных программ, которые помогли бы взрослым освоить новые знания в максимально короткие сроки и при этом дать максимальный эффект.

В современном мире на первый план вышли люди и знания. Знания стали более доступными и при необходимости можно получить доступ практически к любой информации. Проблема заключается в «пропускной способности»человека. Речь идет о возможности поиска, обработки, оценки, и дальнейшей передачи знаний.

Когда мы говорим о технологиях, мы понимаем, что если компьютер устарел и не справляется с поставленными задачами, ему делают «апгрейт» или заменяют. По скорости развития новых технологий можно судить о скорости устаревания существующих.

В последние два десятилетия человечество, впервые столкнулось с проблемой, что ограничивающим фактором стали люди с их способностями к обработке информации. Актуальным становится вопрос развития человека. Для решения этой проблемы автор предлагает использовать инновационные методы обучения взрослых людей.

Для выявления основных факторов, влияющих на такое обучение, был применен факторный анализ.

Исследования проводились на базе организованного автором лицензированного Учебного Центра Lando® (Лицензия Министерства Образования и Науки Латвийской Республики Nr.3360800220).

Актуальность исследования

Процессы, которые сейчас происходят в Европе: старение нации, увеличение уровня безработицы, снижение уровня образования делают актуальными исследования в направлении поиска наиболее эффективных путей обучения и переучивания взрослых.

Ряд государств ЕС уже ввели на уровне государств программы, которые ориентированы на повышение уровня функциональной грамотности, например, Германия включила навыки увеличения скорости чтения и улучшение понимания прочитанного в национальный план развития государства, Великобритания начала движение за функциональную грамотность с инициативы Get London reading (пусть Лондон начнет читать), которую поддержали мэр города Лондона и премьер-министр Великобритании.

Востребованность предложенных автором в данной статье подходов подтверждает возрастающий интерес к инновационным методам обучения среди крупных организаций, которые проводили обучение персонала за корпоративный счет.

Предложенные автором методы по скорочтению и быстрому запоминанию информации были использованы для обучения топ-менеджеров и руководителей высшего звена, владельцев бизнеса в Казахстане — угольно-добывающей градообразующей компании «Karazhira» компаний «Азия-Энерго», «Казах-транс». В России — «Российские железные дороги» (Москва), компаний «Россельмаш» (Воронеж), «Морозко», «Лингва линк»

(Самара), градообразующее предприятие «Металлургический комбинат»(Ли-пецк). В Латвии—банки «Norvik», «Swedbank», «Rietumu», «Eiroaptieka», «ВТА», проект «Open mind», «Латвийская ассоциация логопедов», 43 преподавателя латышского языка как иностранного (Резекне), а также для обучения студентов по программе быстрого запоминания — в Латвийском университете, по программе скорочтения — в „Stockholm School of Economics in Riga”, Высшей школы г. Резекне.

Описание проблемы

Повышение эффективности процессов обучения взрослых людей требует новых подходов и технологий, предъявляет высокие требования не только к программам обучения, но и преподавателям, которые реализуют эти программы на практике.

С одной стороны проблема заключается в людях, которые не в состоянии справиться с объемом нахлынувшей информации, испытывая эффект „перегруза знаниями” [7], с другой стороны - с нехваткой современных подходов к обучению и отсутствием достаточного количества преподавателей высокого уровня, которые являлись бы авторитетом для взрослых, которые проходят обучение [4].

Новизна

Методы обучения, на которые упоминаются в данной статье, автор называет инновационными, поскольку принципиально поменялась сама суть методов. То, что принято называть «скорочтением», с точки зрения автора, скорее стоит назвать «быстрым восприятием информации». Кардинально поменялась суть этого метода, поскольку скорость, на которой автор предлагает обучаемым воспринимать информацию на скорости в 208 ударов метронома в минуту, сохраняя при этом понимание как минимум на том же уровне, что и при обычном чтении (о чем свидетельствуют результаты тестов и анкетирования обучаемых). В результате целью становится не столько увеличение скорости чтения, сколько увеличение скорости мышления. Таким образом, с помощью текстовой информации в тренинговом режиме вырабатывается навык ускоренного восприятия информации.

Методы быстрого запоминания с использованием ассоциативного мышления целенаправленно используются для изучения иностранных языков. Такой подход был опробован автором на практике в 2001—2003 годах при разработке программ обучения взрослых людей латышскому языку как иностранному по заказу «Государственной программы изучения латышского языка».

Использование метода логико-графических схем для структурирования текстовой информации принципиально отличается от известного подхода Mind Maps [1] тем, что основывается, прежде всего, на логике, позволяя структурировать и упрощать подачу материала, не упрощая при этом мысли автора [2].

Методика исследования

Целью данного обучения является овладение практическими навыками и изменение поведения обучаемых по отношению к обработке информации. Поэтому были выбраны активные формы обучения — тренинги. Данные, полученные в процессе обучения заносились в протоколы и обрабатывались на компьютере. После прохождения обучения взрослым людям предлагалось заполнить анкету, состоящую их трех блоков, включающую 15 факторов, которая была обработана с использованием программы БРББ.

Результаты исследования

Обучение проводилось в городах и регионах Латвии. Особенностью Латвии является неравномерное распределение ресурсов: человеческих, денежных, производственных, которые сконцентрированы в основном в столице. Поэтому проводя оценку по регионам можно наблюдать существенный разброс в показателях.

Факторы можно объединить в три группы (см. Рис.). Первая включает аспекты с наиболее высокой степенью удовлетворенности: отношения внутри группы (атмосфера); теоретическое обоснование курса; практические упражнения; содержание обучения; стиль и методы работы преподавателя.

А15 А14 А13 А12 А11 А10 А9 А8 А7 Аб А 5 А4 АЗ А2

X

□ Кеаргшеппгйо экайэ (° о)

□ Уёйё пейгаК (%)

■ Артіегішіїо экайэ (%)

П=

Ш® РО N013411, %

Рис. Удовлетворенность различными аспектами обучения среди взрослых людей, проходивших обучение с использованием инновационных методов обучения

Аспекты,связанные с обучением: А1 — моя активность во время обучения; А2 — практические упражнения; АЗ — получение знаний и умений, связанных с выполнением рабочих обязаностей; А4 — теоретическое обоснование; А5 — содержание обучения; А6 — цена обучения; А7 — возможность получить документ, подтверждающий прохождение обучения А8 — отношения внутри группы (атмосфера); А9 — стиль и методы работы преподавателя; А10 — новые идеи и креативность; А11 — индивидуальный подход; А12 — организация обучения (помещения, кофейные паузы и др.); А13 — количество человек в группе; А14 — время и формат обучения; А15 — раздаточные материалы.

Источник: Проведенные автором исследования

Более 70% опрошенных были выразили удовлетворение этими факторами и только 5 до 12% были недовольны. Вторую группу образуют факторы, по которым большинство обучаемых выразило удовлетворение, но по которым уровень недовольных был несколько выше, чем в первой группе: раздаточные материалы; время и формат обучения; количество человек в группе; моя активность во время обучения. Третью группу составляют факторы, по которым ответы были нейтральными: индивидуальный подход (24,5%) и время и формат обучения (23,1%). В четвертую группу в которой количество недовольных превысило тех, кто выразил удовлетворение вошли два фактора: цена обучения и возможность получить документ, подтверждающий прохождение обучения.

Степень удовлетворенности по первым пяти факторам очень высокая (чаще всего в анкете встречается «6»баллов из 7). Больше всего понравился аспект отношения в группе. Наименьшее удовлетворение вызвал фактор цена обучения. Почти 50% респондентов оценили этот фактор от 1 до 3 по 7-бальной шкале. Чтобы определить наиболее значимые факторы, респондентам предлагалось выбрать 8 из 15 предложенных аспектов. Обобщая результаты можно отметить, что наибольшее количество обучаемых отметило как важный аспект — цену за обучение (88,2%), содержание обучения (63,6%), отношения в группе (атмосферу) (63,3%), практические упражнения (56,3%), время и формат обучения (53,1%), теоретическое обоснование (50,3%). Наименее важные аспекты: возможность получить удостоверяющие документы (27,7%) и индивидуальный подход (21,8%).

Сравнивая факторы, которые были отмечены как наиболее значимые и уровень удовлетворенности по этим аспектам, можно выделить два аспекта: цена курса и время и формат занятий. Так 88,2% отметили важность цены, а 49,3% неудовлетворенны этим аспектом. Время и формат занятий важны для 53,2%, а неудовлетворенны - 26,3%.

С точки зрания автора важно оценить отношение к следующим факторам: получение знаний и умений, связанных с выполнением рабочих обязаностей; практические упражнения; активность во время занятий.

По важности практические упражнения занимают 4 место среди 15 факторов, затем следуют получение знаний и умений, связанных с выполнением рабочих обязаностей (7 место) и активность во время занятий (10 место). В оценке степени удовлетворенности: практические упражнения — 3 место, получение знаний и умений, связанных с выполнением рабочих обязаностей — 6 место и активность во время занятий — 13 место.

Фактор «Моя активность во время обучения». Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о средней степени удовлетворенности 53,6%. Ситуация в регионах существенно не отличается. Больше всего удовлетворены обучаемые по программе «Как запомнить текст на 100%». По категориям работников наиболее удовлетворены административные работники.

Фактор «Практические упражнения». Общее количество удовлетворенных 77,3%. Больше удовлетворенных, проходивших обучение по программам «Быстрое запоминание 1 и 2». Самые позитивные отзывы от директоров и 1Т специалистов. Наиболее позитивно этот фактор оценили респонденты с высшим образованием.

Фактор «Получение знаний и умений, связанных с выполнением рабочих обязаностей». Удовлетворение выразили 67,7%. Оценки по уроню образования статистически значимо не отличаются. Наиболее позитивно фактор оценили респонденты в возрасте 26—35 лет.

Фактор «Теоретическое обоснование». Общее число удовлетворенных данным аспектом — 82,7%. Удовлетворенность этим фактором выражена очень ярко. Среди обучающихся по программам «Как запомнить текст на 100%»и «Быстрое запоминание 2».

Фактор «Содержание обучения». 77,8% выразили удовлетворенность этим фактором. По значимости этот фактор находится на 2 месте (63%). По уровню удовлетворенности аспект занимает 4 место. Меньше всего недовольных среди юристов и бухгалтеров.

Фактор «Цена курса». Большинство 88,2% отметило этот фактор как самый важный. В Столице наибольшее количество респондентов, которые удовлетворены этим фактором. Наиболее низкая степень удовлетворения этим аспектом среди технических специалистов и специалистов сферы обслуживания.

Фактор «Возможность получить доку мент,подтверждающий прохождение обучения». Как важный этот аспект оценили 40% респондентов, 1еппс1о1ре5 Ика1 11. vietв.

Количество недовольных (39,5%) превысило количество удовлетворенных (36,2%). Мода — Мо — (наиболее часто встречающаяся оценка) — 4 (нейтрально) из 7.

Фактор «Отношения внутри группы (атмосфера)». Общее количество удовлетворенных 85,7%. Этот аспект важен для 63% респондентов. По этому аспекту выражена наибольшая удовлетворенность, только 5,2% были недовольны и 85,7% удовлетворены. Наиболее часто встречающаяся оценка Мо — 6 («удовлетворен»).

Фактор «Стиль и методы работы преподавателя». Общее количество удовлетворенных 72,5%. Больше всего удовлетворенных среди владельцев бизнеса и руководителей высшего звена.

Фактор «Новые идеи и креативность». Общее количество удовлетворенных 65,6%, большинство из них жители Риги и ее окрестностей, это в основном владельцы бизнеса или руководители высшего звена.

Фактор «Индивидуальный подход». Общее количество удовлетворенных 64,5%. Этот фактор по значимости занимает последнее, 15-е место, только 21,8 респондентов выделили этот аспект как важный.

Фактор «Организация обучения (помещения,кофейные паузы и др.)». Общее количество удовлетворенных 63,7%. Важность этого аспекта отметили только 39% респондентов.

Фактор «Количество человек в группе». Общее количество удовлетворенных 55,3%. FaJciors «Время и формат обучения». Общее количество удовлетворенных 50,6%. Важность фактора отметили 53% респондентов. Фактор занимает 5 место по важности. FaJciors «Раздаточные материалы». Общее количество удовлетворенных 50,6%. Важность аспекта отметили только 28% респондентов.

Обсуждение результатов

По мнению автора именно тренинговая форма обучения максимально подходит для реализации процесса обучения с использованием методов быстрого запоминания, скорочтения и логико-графических схем, поскольку обучение носит прикладной характер и направлено на достижение определенных конкретных результатов. Во время занятий преподавателю необходимо постоянно получать обратную связь от обучаемых. При подобной организации обучения реализуются сразу несколько принципов. Поскольку существует разница между тем, что человек говорит с тем, что он делает [6]. Можно проверить начинает ли он применять новые методы или все еще цепляется за старые. У группы есть возможность учиться друг у друга, при этом для обучения можно использовать как положительный опыт (как у кого стало получаться), так и отрицательный (ошибки другого сразу заметны). Именно оценка обратной связи помогает сделать процесс обучения максимально эффективным.

Выводы

Таким образом, создание непринужденной атмосферы, является очень важным для любого вида обучения. Если группа учится с удовольствием, то обучение проходит легко и эффективно. Создание такой атмосферы требует от педагога очень большой отдачи. Подобный эффект описывал Лозанов в своей работе по суггестопедии [3].

В ходе тренингового обучения быстрому запоминанию и скорочтению обучаемым предлагается испробовать на практике множество разных методов и только после практического применения того или иного приемы они могут сделать вывод какой из предложенных методов был для каждого из них наиболее удобным. Люди с гибким мышлением могут использовать с одинаковой эффективность все предложенные методы, но бывает так, что кто-то отдает предпочтение только одному из предложенных вариантов запоминания или стратегий быстрого чтения. Поэтому именно при таком обучении профессионализм преподавателя заключается в том, чтобы поддержать обучаемого в тот момент, когда у него не получается что-то применить на практике. Нужно использовать и особенности стиля обучения взрослого человека [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бьюзан T.,Бьюзан Б. Супер-мышление. — Минск : Popurri, 2007. — С. 320.

2. Егидес A.,Егидес E. Лабиринты мышления или учеными не рождаются. — M. : ART-Пресс-книга, 2011. — С. 320.

3. Лозанов, Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. — М., 1973. — С. 7—16.

4. Brockbank,A. McGill Facilitating Reflective Learning Through Mentoring & Coaching. Kogan Page: London & Philadelphia, 2006. — Р. 366.

5. Honey P.,Mumford A. The leaning styles Questionnaire 80 item version 2006. — Р. 67.

6. Pfeffer J.,Sutton R. J. (1999) Knowing “What” to Do is Not Enough: Turning Knowledge into Action. California Managing Review, v. 42, ц 1. — Pp. 83—108.

7. Coates, K. Knowledge Overload, Inside Higher Ed, March 23, 2009. URL: http://www.insidehighered.com/views/2009/03/23/coates

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.