Научная статья на тему 'Применение эстетической географии в урочной и внеурочной деятельности как пример реализации краеведческого компонента рабочей программы учителя географии'

Применение эстетической географии в урочной и внеурочной деятельности как пример реализации краеведческого компонента рабочей программы учителя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОЦЕНКА ЛАНДШАФТА / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КЕЙС-МЕТОД / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / AESTHETIC GEOGRAPHY / LANDSCAPE ASSESSMENT / SUBJECT RESULTS / RECREATIONAL RESOURCES / CASE METHOD / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдоров Игорь Владимирович

В статье показано применение научного направления эстетическая география для учащихся 8-9-х классов. Материалы статьи можно включить в рабочую программу учителя географии и использовать на уроках или внеурочно, а также они хорошо вписываются в региональный компонент (краеведение) программы. Примеры демонстрируют работу эстетической оценки пейзажа и помогают решить проблемы понимания, личного присвоения знания, качественного освоения материала учащимися в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Usage Of Aesthetic Geography At Lessons And Extracurricular Activity, As An Example Of Implementation Of The Regional Component Of The Working Programme Of Any Teacher Of Geography

The article shows the usage of application of the scientific direction aesthetic geography for students of 8-9 grade. The materials of the article one can include in the working programme of any teacher of geography and can be used at lessons and at extracurricular time, and also, they can be successfully included in the regional component of the working programme. The examples demonstrate the work of assessment of the landscape and help to solve the problem of understanding personal adaptation of knowledge, qualitative studying of the material by students in the context of requirement of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «Применение эстетической географии в урочной и внеурочной деятельности как пример реализации краеведческого компонента рабочей программы учителя географии»

УДК 372.8

\

ПРИМЕНЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

Фёдоров Игорь Владимирович,

учитель географии, МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12», г. Новосибирск, e-mail: igor1988krimm@mail.ru

В СТАТЬЕ ПОКАЗАНО ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9-Х КЛАССОВ. МАТЕРИАЛЫ СТАТЬИ МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ ИЛИ ВНЕУРОЧНО, А ТАКЖЕ ОНИ ХОРОШО ВПИСЫВАЮТСЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (КРАЕВЕДЕНИЕ) ПРОГРАММЫ. ПРИМЕРЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ РАБОТУ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕЙЗАЖА И ПОМОГАЮТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ, ЛИЧНОГО ПРИСВОЕНИЯ ЗНАНИЯ, КАЧЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

• эстетическая география • оценка ландшафта • рекреационные ресурсы • кейс-метод

• краеведение • предметные результаты

Введение

Природа играет большую роль в формировании эстетических представлений человека. На уроках литературы, ИЗО, биологии и других предметов (формы рельефа отображают художники в своих пейзажах, поэты и писатели описывают горы, равнины и более мелкие объекты), учителя и учащиеся обсуждают понятия эстетики со своих субъективных позиций. На уроках географии можно с научных позиций анализировать эстетику ландшафта, формируя научную картину мира. Тем самым получить предметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования, установленные ФГОС, а именно: географические знания «для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования» [9], формирование географического мышления, понимание экологических проблем, использование географических знаний в повседневной жизни и др. Каждый учитель географии может включить в свою рабочую программу

элементы эстетической географии — науки с объективными и проверяемыми фактами. Данный материал отлично впишется в региональный (краеведческий) компонент рабочей программы учителя. Дети получат возможность знать свою малую Родину «профессионально» и любить её, так как эстетическая география начинается с вида из окна детской комнаты, сменяемых ландшафтов по дороге в школу, прогулок с друзьями по придомовой территории, парков, набережных и других родных мест.

В 1930 г. в СССР вышла книга немецкого учёного Альфреда Геттнера, в которой эстетическая география уже выступает не как география-искусство с субъективными оценками, подверженным течениям моды, а как новое направление географических исследований. Эстетическая география «взвешивает эстетическую ценность или красоту явлений природы: форм поверхности, вод, флоры и фауны, человеческих поселений и вообще появляющихся в ландшафте произведений и следов деятельности человека с точки зрения их формы и окраски; при этом нужно заранее, на почве

эстетики решить, существуют ли вечные эстетические ценности, или же различие и изменчивость эстетических ценностей скорее указывают на то, что происхождение их субъективно и основано на психологии и что поэтому эстетическая ценность ландшафта всегда возможна только с какой-нибудь определённой точки зрения» [3, с. 140-141].

В XX и XXI вв. эстетическая география развивалась и развивается среди учёных. Существуют работы, которые предлагают разные критерии оценивания пейзажа [1, 2, 4-6, 10], написанные научным языком, трудным для восприятия 8-9-классников. Поэтому необходимо предложить учащимся адаптированный вариант с учётом их возраста. За основу взята и переработана методика оценки пейзажа К.И. Эрингиса и А.-Р.А. Будрюнаса, обнаруженная в книге «Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология)» [7, с. 325-334] с дополнениями. Также в работе применяется кейс-метод — описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Суть этого метода заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию (видимый пейзаж и его оценка), описание которой не только отражает какую-либо практическую проблему, но и одновременно актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [8].

Как понимать и оценивать пейзаж

Ниже представлены специально разработанная теоретическая база и образцы того, как понимать и оценивать видимые ландшафты (пейзажи) для учащихся 8-9 классов.

Эстетика ландшафта для человека является ресурсом («красивый» ландшафт повышает настроение, даёт положительные эмоции, снимает усталость, обогащает общество, а «некрасивый» может вызвать депрессию). Этот рекреационный ресурс нужно охранять и оценивать, как нефть, уголь, золото и другие ресурсы. Только сначала необходимо понять, что перед взором человека, когда он смотрит на картину ху-

дожника, выглядывает из своего окна или наблюдает из окна автомобиля, а ещё лучше — всматривается из корзины воздушного шара.

Если спросить школьников о их путешествиях и послушать, что они отвечают, то можно получить ответы, которые будут краткими, отрывочными, непонятными или содержащими простое перечисление мест (названия стран, городов и других мест). На основе кратких ответов трудно создать диалог, спор, дискуссию или разговор: не хватает информации для создания в своей голове образа (предмета) разговора, трудно представить то, что непонятно.

Данный инструмент (текст) поможет учащемуся формировать свою точку зрения и давать оценку любому пейзажу художника (встать на место искусствоведа), любому ландшафту, городу, селу для понимания того, как использовать информацию в повседневной жизни, раскрыть свой потенциал и обогатить свой внутренний мир. Также тренировки, совершенствование этого инструмента и увлечённость работой по эстетической оценке ландшафта могут позволить быть профессионалом в следующих профессиях: эколог, архитектор, специалист по градостроительной политике (специалист в планирующей и проектной организациях), экскурсовод, фотограф, планировщик зон отдыха и туризма, учёный-ландшафтовед, ландшафтный дизайнер, искусствовед и др.

Сразу необходимо определиться со шкалой оценивания. «Очень красиво», «красиво», «средней красоты» и «некрасиво» — субъективные категории. Использование этих слов не даёт возможности применять их в практической деятельности и вызывает много вопросов. Поэтому придётся заимствовать шкалы оценивания у других специалистов (искусствоведов, экологов) или вырабатывать самостоятельно с доказательством своего варианта.

Все признаки и объекты (показатели) пейзажа, которые мы будем оценивать с эстетической точки зрения, могут иметь положительное или отрицательное значение для общества.

Оцениваемые признаки (показатели эстетичности) пейзажа можно разделить

Внедрение и пршшш

на: объекты пейзажа, которые можно сосчитать (например, озёра, памятники, растения); обладающие качественными (состояние объектов) признаками (например, площадь озера, памятники, нуждающиеся в ремонте, или их ценность местного, федерального значения, угнетённость растений); имеющие показатели эстетичности, наличие которых может либо увеличить, либо снизить эстетичность пейзажа (например, лебеди на озере, оформление окрестностей памятника, антропогенные включения в растения (скворечник)). К этим признакам необходимо применить балльную систему (шкалу оценки).

Прежде чем приступить к шкале оценок, определимся с точкой обзора пейзажа. Если с работой художника точка осмотра картины ясна (внимательно рассматриваем всё полотно), то с естественным пейзажем выбрать точку наблюдения сложнее (например, проблема — как установить лавочки на набережной, чтобы видеть больше рекреационных объектов). Во-первых, выбираем центр композиции. Во-вторых, лучше зафиксировать увиденное с помощью фотоаппарата. Желательно, чтобы все географические оболочки были в кадре (литосфера, биосфера, атмосфера, гидросфера). В-третьих, провести воображаемые 2 линии от места осмотра, угол, равный 90° (рис. 1). Таким образом мы получаем центр композиции и периферийную область осмотра (кулисы).

В системе баллов нужно определиться с оптимальным средним значением, так как большая сумма баллов приведёт к переизбытку объектов, «захламлённости» ландшафта, также существует вероятность большого количества одинаковых объектов, что тоже влечёт к потере эстетической ценности (например, вместо разнотравья присутствует один вид ценного, яркого, лекарственного растения на всей площади ландшафта). Экземпляры в единственном числе повышают эстетическую ценность пейзажа.

Количественные данные представлены в табл. 1. Данные таблицы нужно обсудить с одноклассниками, учителем, родственниками и сделать необходимые корректировки. Необходимо помнить, что формы рельефа могут быть одинаковыми (например, 3 пирамиды), поэтому нельзя объединять в одно число, а следует считать каждую по отдельности. В выводе или рекомендациях можно сделать примечание по содержанию пейзажа.

Оценка в баллах

Если сумма баллов отрицательна или равна 2 баллам, то пейзаж непривлекательный, не представляет эстетической ценности. Нуждается в улучшении рельефа.

Если сумма баллов равна 3-6 баллам,

то пейзаж привлекательный, представляет

Рис. 1. Выделение центра композиции и периферии (кулис)

эстетическую ценность. Данный пейзаж перенасыщен формами рельефа или на него влияет неблагоприятная деятельность человека.

Если сумма баллов равна 7 и более баллам, то пейзаж сильно привлекательный, не только представляет эстетическую ценность, но и может быть признан «памятником геоморфологии». Данный пейзаж нуждается в охране форм рельефа с учётом посещаемости людьми и в планировании зоны отдыха, а также хозяйственной деятельности.

Таким образом, мы определились с количественной характеристикой объектов пейзажа и выявили оптимальное количество

форм рельефа для решения целей в области эстетики ландшафта как ресурса.

Прежде чем приступить к качественной оценке рельефа, сделаем общую характеристику рассматриваемого пейзажа. Общая характеристика и качественная оценка также, как и последующие признаки пейзажа, должны составлять основу для эстетичности.

Общая характеристика

1. Присутствие доминантного объекта наблюдения в центре или кулисах. Доминантным может быть любой объект искусственного или природного происхождения, который привлекает внимание: озеро, пруд, холм, альпийская горка, мост, арка, дворец, муравейник и т.п.

2. Обязательное наличие фона доминантного объекта. Фоном является окружающий доминант: рельеф, почва, растения, небо, водный объект и др.

3. Могут присутствовать фрагменты объектов, загороженные фоном: крыша зданий за деревьями, часть скульптуры в кулисах, вход в пещеру, загороженный кустами, и др.

4. Из-за ограниченного угла обзора фотокамеры некоторые объекты, видимые человеком, могут не отобразиться на фотографии. Поэтому мы можем к каждой кулисе добавить изображение (общий угол осмотра составит 230-240°).

5. Удачно выбранное место съёмки. Если на переднем плане присутствует объект, загораживающий перспективу, то можно не увидеть общую картину пейзажа. Это приведёт к некачественной оценке ландшафта. Желательно, чтобы просматриваемое расстояние составляло 0,5-1 км.

6. Наличие планов. Присутствуют передний, средний и дальний планы. Многоплановость может выступать и своеобразной поясностью: травянистый ярус, лесная часть, горная часть.

7. Цветовая гамма. Изображение должно быть цветным. Пейзаж имеет набор цветных

Таблица 1

Количественная оценка обилия форм рельефа пейзажей в баллах

Объекты Число объектов Баллы

Природные мелкие формы рельефа (муравейники, кочки, карстовые воронки, вход в пещеру, полигональные грунты, останцы, рытвины и др.) 0 0

1-7 2

8-16 1

17 и более 0

Природные крупные формы рельефа (горы, холмы, овраги, речные долины, уступы и др.) 0 0

1-3 2

4-5 1

6 и более 0

Крупные сооружения, улучшающие пейзаж (дворцы, особняки, обелиски и др.) 0 0

1-2 2

3-5 1

6 и более 0

Крупные сооружения, ухудшающие пейзаж (линии электропередач с опорами, свалки и др.) 0 +1

1-2 -1

3-5 -2

6 и более -3

Мелкие сооружения, улучшающие пейзаж (скульптуры, скворечники и др.) 0 0

1-3 2

4-5 1

6 и более 0

Мелкие сооружения, ухудшающие пейзаж (мусор, остатки костра и др.) 0 +1

1-2 -1

3-5 -2

6 и более -3

Внедрение

пятен: зелёные растения, водная поверхность, голубое небо, белые облака, кирпичные или деревянные здания и др.

8. Натуральность (девственность). Наличие или отсутствие следов человеческой деятельности: пашня, дороги, сооружения, мусор и др.

Приведённая табл. 2 показывает расстановку баллов общей характеристики пейзажа и поможет дать оценку.

Если сумма баллов равна от 8 до 13, то пейзаж представляет эстетическую ценность. Если сумма равна 7 и менее баллам, то пейзаж может не представлять эстетическую ценность. Поэтому следует проводить дальнейшую оценку (характеристику) ландшафтов (табл. 3-5) с учётом общей характеристики (необходим вывод по табл. 2).

Теперь дадим оценку выразительности рельефа (см. табл. 3), затем растительности на этом рельефе (см. табл. 4) и закончим объектами, созданными человеком (см. табл. 5).

Сумма баллов по табл. 3-5:

24 и более — эстетически сильно привлекательный, обладает рекреационным потенциалом. Нуждается в охране как образец «памятника природы» (природное или культурное наследие);

14-23 — эстетически привлекательный.

Возможна деятельность человека по улучшению качества пейзажа;

13 и менее — эстетически непривлекательный и не обладает рекреационными ресурсами. Нуждается в улучшении (изменение рельефа, растительных сообществ, следов человеческой деятельности) или использовании в других целях (создание сельскохозяйственных полей, постройки функциональных сооружений промышленности).

Эти критерии можно переработать для больших территорий.

Проведённую оценку рельефа оформляют в виде паспорта пейзажа с указанием даты съёмки, места съёмки и характеристики эстетичности. В последующем данная оценка

Таблица 2

Общая оценка эстетичности пейзажа в баллах

№ Характеристика (признак)пейзажа Присутствует Отсутствует Примечание

1 Доминантный объект 1 0

2 Фон 1 0 0 (если фон занимает около 30% и менее от всего изображения)

3 Объекты, загороженные фоном 2 0 Данный признак показывает «загадочность» пейзажа

4 Добавленные фотографии к кулисам 1 -

5 Перспектива 2 (средняя и дальняя) 0 1 (если видимое расстояние — около 200-300 м)

6 Многоплановость (обилие ландшафтов) 2 (если 4 и более планов), 1 (если 2-3 плана) 0 (если только 1 план) Данный признак можно не учитывать

7 Красочность (обилие цветов и оттенков) 2 (если 5 и более цветовых пятен), 1 (если 2-4 пятна) 0 (если присутствует 1 цвет + серый) Серый цвет приравниваем к отсутствию цвета пейзажа

8 Следы человеческой деятельности 0 (если изменённый), -1 (если частично изменённый) 2 Признак говорит о девственности пейзажа

Таблица 3

Выразительность рельефа пейзажа в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Неровная поверхность 2 (сильно холмистая, горная местность) 1 (волнистая или слабо холмистая) 0 (ровная местность)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Обилие склонов 3 (от 3 и более) 2 (2 склона) 1 (1 склон), 0 (нет)

3 Линия горизонта 2 (вся неровная) 1 (частично ровная) 0 (прямая)

4 Речная долина с рекой (видна вода) 2 (видны оба берега, пойма, террасы, коренной берег) 1 (виден 1 берег, коренного берега не видно) 0

5 Озеро 2 (2 и более) 1 (1 озеро) 0

6 Ледники 3 0

7 Овраги, балки 2 1 0

8 Наличие невыявленных форм рельефа (озёр) 1 0

9 Обнажение горной породы (нет растительности) 2 1 (небольшая площадь) 0

10 Водопад, пороги 3 1 0

11 Остров 2 0

12 Полуостров 2 1 0

13 Отражение воды 1 0

14 Прозрачность воды 1 (видно до глубины 50 см) 1 (если есть, но на фотографии не видно) 0

15 Пляж (песчаный, галечный) 1 0

16 Болото -1 0

17 Формы, созданные животными 3 1 0

18 Уникальные формы (редкие или единичные) 4 0

19 Карстовые, гляциальные, термокарстовые, эоловые и др. формы 2 1 0

20 Охраняемые объекты / территории 4 0

Выразительность растительного покрова в баллах

Таблица 4

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Деревья (лесистость) 2 1 0

2 Ярусность леса 2 1 0

3 Холмы и склоны с отдельно стоящим деревом 2 1 (от 2 до 5 деревьев) 0

Внедрение и пршшш

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

4 Травянистая растительность / смешанность леса 2(разнотравье / более 2 видов деревьев) 1 (преобладает 1 вид) 0

5 Эндемики / охраняемые (если нет возможности определить, то не учитывается) 3 1 0

6 Инвазивные виды (если нет возможности определить, то не учитывается) -3 -1 0

7 Сельскохозяйственные или культурные растения -1 0 0

8 Линия горизонта из-за деревьев (леса) 1 0

9 Водная растительность 2 1 0

Таблица 5

Выразительность следов деятельности человека (антропогенное влияние) в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Населённый пункт -2 -1 0

2 Дороги -2 0

3 Тропа 1 0

4 Линии электропередач (ЛЭП) -2 -1 (видны только провода) 0

5 Следы костра -1 -1 (если есть, но на фотографии не видно) 0

6 Следы выпаса скота -1 0

7 Единичное строение, представляющее культурную ценность 3 1 (фрагмент) 0

8 Единичное строение, ухудшающее облик / инженерные строения -3 -1 (фрагмент) 0

9 Канал 1 0

10 Памятники 3 1 (скрыт растительностью) 0

11 Исторические места 4 0

12 Кладбище / могила -1 0

13 Терриконы / мусорные отвалы -2 -1 0

14 Карьеры +1 (если вписывается в пейзаж), -1 (если нарушает композицию) 0

может быть использована при разработке мероприятий по улучшению состояния наиболее привлекательных природных объектов, что вызывает необходимость инвестирования в их сохранение или улучшение. Примеры работ показаны в Приложении.

Заключение

Данная оценка рельефа способствует пониманию экологической геоморфологии, пониманию сложности и многообразия окружающего мира, красоты форм рельефа, чувствительности природных и антропогенных систем к воздействию. Она может помочь человеку познать своё место в окружающей среде и найти конкретные рекреационные ресурсы, которые могут восстановить здоровье.

Кроме того, у учащихся формируются личностные качества выпускника школы, который любит свой край, креативно и критически мыслит, активно и целенаправленно познаёт окружающий мир, мотивирован на творчество [9].

Учителям важно не столько дать учащимся как можно больше знаний (рассказать о многочисленных формах рельефа без примеров), сколько обеспечить ребёнку общекультурное, личностное и познавательное развитие, совместно с учениками получать современные научные факты, анализировать их, ставить цели и задачи, делать выводы, чтобы дети самостоятельно применяли знания не только на уроках, но и вне стен школы.

Учителю необходимо подготовить методическое обеспечение (образцы см. в Приложении) и выступить со вступительным и заключительным словом, организовать обсуждение результатов, а также поддерживать деловой настрой учащихся на уроке или во внеурочное время. Педагог выступает в роли куратора-корректора. Важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нельзя на высказываемые предположения и идеи говорить «нет». Нужно работать с каждой оценочной характеристикой, искать доказательства, а не задавать наводящие вопросы или сообщать, подсказывать «правильный» ответ. Необходимо проводить рефлексию не только в конце работы,

а на всём протяжении эстетической оценки

пейзажа. □

Литература

1. Бредихин А.В. Рельеф как условие и ресурс рекреационной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. — 2003. — № 1. — С. 58-59.

2. Бредихин А.В. Эстетическая оценка рельефа при рекреационно-геоморфоло-гических исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. — 2005. — № 3. — С. 7-13.

3. Геттнер А. География. Её история, сущность и методы. — Л.-М.: «Государственное издательство», 1930. — С. 140-141.

4. Дирин Д.А., Попов Е.С. Оценка пейзаж-но-эстетической привлекательности ландшафтов: методологический обзор // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 120124.

5. Мотошина АА, Вдовюк Л.Н. Оценка эстетических свойств ландшафтов Тобольского района Тюменской области в рекреационных целях // Географический вестник. — 2012. — № 4 (23). — С. 10-20.

6. Назаров Н.Н., Постников Д.А. Оценка пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов Пермской области для целей туризма и рекреации // Изв. РГО. — 2002. — Т. 134, вып. 4. — С. 3-18.

7. Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология) / Отв. ред. Э.А. Лихачева, Д.А. Тимофеев. — М.: Медиа-ПРЕСС, 2002. — С. 325-334.

8. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. — М., 2010. — 67 с.

10. Фролова И.В., Якимова Л.В. Рекреационный потенциал берегов Воткинского водохранилища // Географический вестник. — 2013 — № 4(27). — С. 92-99.

Внедрение

Literatura

1. Bredikhin A.V. Rel'yef kak usloviye i resurs rekreatsionnoy deyatel'nosti // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Ser. 5. Geografiya. — 2003. — № 1. — S. 58-59.

2. Bredikhin A.V. Esteticheskaya otsenka rel'yefa pri rekreatsionno-geomorfologi-cheskikh issledovaniyakh // Vestnik Mosko-vskogo universiteta. Ser. 5. Geografiya. — 2005. — № 3. — S. 7-13.

3. Gettner A. Geografiya. Yeyo istoriya, sush-chnost' i metody. — L.-M.: «Gosudarstven-noye izdatel'stvo», 1930. — S. 140-141.

4. Dirin D.A., Popov Ye.S. Otsenka peyza-zhno-esteticheskoy privlekatel'nosti lands-haftov: metodologicheskiy obzor // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2010. — № 3. — S. 120-124.

5. Motoshina A.A., Vdovyuk L.N. Otsenka es-teticheskikh svoystv landshaftov Tobol'sko-go rayona Tyumenskoy oblasti v rekreat-sionnykh tselyakh // Geograficheskiy vestnik. — 2012. — № 4 (23). — S. 10-20.

6. Nazarov N.N., Postnikov D.A. Otsenka peyzazhno-esteticheskoy privlekatel'nosti landshaftov Permskoy oblasti dlya tseley turizma i rekreatsii // Izv. RGO. — 2002. — T. 134, vyp. 4. — S. 3-18.

7. Rel'yef sredy zhizni cheloveka (ekologi-cheskaya geomorfologiya) / Otv. red. E.A. Likhacheva, D.A. Timofeyev. — M.: MediaPRESS, 2002. — S. 325-334.

8. Situatsionnyy analiz, ili Anatomiya keysmetoda / Pod red. Yu.P. Surmina. — Kiyev: Tsentr innovatsiy i razvitiya, 2002. — 286 s.

9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya, utverzhdon prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. — M., 2010. — 67 s.

10. Frolova I.V., Yakimova L.V. Rekreatsionnyy potentsial beregov Votkinskogo vodokhra-nilishcha // Geograficheskiy vestnik. — 2013 — № 4(27). — S. 92-99.

Приложение

Паспорт пейзажа №1

1. Дата съёмки: 8.07.2018 г.

2. Географическое положение: окрестности г. Искитима (мрн Ложок), правый берег реки Койниха, Новосибирская область, 54° с.ш. и 83° в.д.

3. Условные обозначения: см. в табл. 1.1-1.5.

Таблица 1.1

Количественная оценка обилия форм рельефа пейзажей в баллах

Объекты Число объектов Баллы

Мелкие формы рельефа (кочка — *, ложбина — ~) 2 2

Крупные формы рельефа (речная долина, склон коренного берега, балка — б) 3 2

Крупные сооружения, улучшающие пейзаж (религиозное сооружение за лесом — ф) 1 2

Крупные сооружения, ухудшающие пейзаж (линии электропередач с опорами — ¥) 1 -1

Мелкие сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Мелкие сооружения, ухудшающие ландшафт (мусор — м, остатки костра — к, грунтовая дорога) 3 -2

Сумма 3

Вывод: пейзаж привлекательный, с негативным влиянием человека на рельеф.

Таблица 1.2

Общая оценка эстетичности пейзажа в баллах

№ Характеристика(признак) пейзажа Присутствует Отсутствует Примечание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Доминантный объект 0

2 Фон 1

3 Объекты, загороженные фоном 2 Религиозное сооружение

4 Добавленные фотографии к кулисам -

5 Перспектива 2 (средняя и дальняя)

6 Многоплановость (обилие ландшафтов) 2

7 Красочность (обилие цветов и оттенков) 2

8 Следы человеческой деятельности -1 (частично изменённый)

Сумма 9

Вывод: представляет эстетическую ценность.

Таблица 1.3

Выразительность рельефа пейзажа в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Неровная поверхность 1 (волнистая или слабо холмистая)

2 Обилие склонов 2 (2 склона)

3 Линия горизонта 2 (вся неровная)

Внедрение и прпмш

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

4 Речная долина с рекой (видна вода) 1 (виден 1 берег)

5 Балка (б) 1

6 Наличие невыявленных форм рельефа 1 (х) (может быть, есть овраг)

7 Прозрачность воды 1 (есть, но на фотографии не видно)

Таблица 1.4

Выразительность растительного покрова в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Деревья (лесистость) 2

2 Холмы и склоны с отдельно стоящим деревом 2

3 Травянистая растительность / смешанность леса 2 (разнотравье)

4 Линия горизонта из-за деревьев (леса) 1

5 Водная растительность 1

Таблица 1.5

Выразительность следов деятельности человека (антропогенное влияние) в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Дороги -2

2 Линии электропередач (ЛЭП) -2

3 Следы костра -1

4 Единичное строение, представляющее культурную ценность 1 (фрагмент)

Вывод: сумма баллов табл. 1.3-1.5 = 13, эстетически непривлекательный и не обладает рекреационными ресурсами.

Рекомендации: необходимо ликвидировать следы деятельности человека.

Таким образом, показано негативное влияние человека на рекреационные ресурсы местности при наличии природной (геоморфологической) выразительности.

1. Дата съёмки: 2.08.2018 г.

2. Географическое положение: окрестности с. Поповка, берег озера Большое Поповское, Новосибирская область, 53° с.ш. и 77° в.д.

3. Условные обозначения: см. в табл. 2.1-2.5.

Таблица 2.1

Количественная оценка обилия форм рельефа пейзажей в баллах

Объекты Число объектов Баллы

Мелкие формы рельефа (выбросы грунта жуков — *) Более 20 0

Крупные формы рельефа (котловина озера) 1 2

Крупные сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Крупные сооружения, ухудшающие пейзаж (линии электропередач с опорами на противоположном берегу озера — ¥) 1 -1

Мелкие сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Мелкие сооружения, ухудшающие ландшафт 0 1

Сумма 2

Вывод: пейзаж непривлекательный, однообразный, с линией электропередач вдали.

Внедрение и прпмш

Таблица 2.2

Общая оценка эстетичности пейзажа в баллах

№ Характеристика (признак) пейзажа Присутствует Отсутствует Примечание

1 Доминантный объект 1 Озеро

2 Фон 1

3 Объекты, загороженные фоном 0

4 Добавленные фотографии к кулисам -

5 Перспектива 2 (средняя и дальняя)

6 Многоплановость (обилие ландшафтов) 1

7 Красочность (обилие цветов и оттенков) 1

8 Следы человеческой деятельности 0 Линия электропередач

Сумма 6

Вывод: может не представлять эстетическую ценность.

Таблица 2.3

Выразительность рельефа пейзажа в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Неровная поверхность 0

2 Обилие склонов 0

3 Линия горизонта 0 (колки слабо меняют)

4 Озеро 1 (1 озеро)

5 Обнажение горной породы 2 (песчано-солевая корка солончака)

6 Отражение воды 1

7 Прозрачность воды 1 (есть, но на фотографии не видно)

8 Формы, созданные животными 1 (много выбросов насекомых)

Таблица 2.4

Выразительность растительного покрова в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Деревья (лесистость) 1 (колки на заднем плане)

2 Травянистая растительность / смешанность леса 1 (на переднем плане преобладает Сарсазан шишковатый)

3 Эндемики / охраняемые 3 (Сарсазан шишковатый занесён в Красную книгу Новосибирской области)

4 Линия горизонта из-за деревьев (леса) 1

Таблица 2.5

Выразительность следов деятельности человека (антропогенное влияние) в баллах

Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

Линии электропередач (ЛЭП) -1

Вывод: сумма баллов табл. 2.3-2.5 = 11, эстетически непривлекательный и не обладает рекреационными ресурсами, но присутствует растение, занесённое в Красную книгу Новосибирской области.

Рекомендации: из-за охраняемого растения нельзя вмешиваться в ландшафт.

Таким образом, показано, что данная местность однообразна, отсутствуют рекреационные ресурсы, слабая природная выразительность с незначительным антропогенным влиянием.

Паспорт пейзажа № 3

Данный паспорт пейзажа подготовлен учеником 9-го класса МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12» Субботиным Ильёй.

1. Дата съёмки: 22.06.2018 г.

2. Географическое положение: Новосибирск, правый берег реки Обь, городская набережная, 55° с.ш. и 82° в.д.

Внедрение и прпмш

Таблица 3.1

Количественная оценка обилия форм рельефа пейзажей в баллах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объекты Число объектов Баллы

Мелкие формы рельефа 0 0

Крупные формы рельефа (террасы речной долины) 1 2

Крупные сооружения, улучшающие пейзаж (мосты) 3 1

Крупные сооружения, ухудшающие пейзаж (техническое сооружение с граффити) 1 -1

Мелкие сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Мелкие сооружения, ухудшающие ландшафт 0 1

Сумма 3

Вывод: пейзаж привлекательный, с ярко выраженным влиянием человека на рельеф.

Таблица 3.2

Общая оценка эстетичности пейзажа в баллах

№ Характеристика (признак) пейзажа Присутствует Отсутствует Примечание

1 Доминантный объект 0

2 Фон 1

3 Объекты, загороженные фоном 2 На переднем фоне мост загораживает 2 моста

4 Добавленные фотографии к кулисам -

5 Перспектива 2 (средняя и дальняя)

6 Многоплановость (обилие ландшафтов) 2

7 Красочность (обилие цветов и оттенков) 1

8 Следы человеческой деятельности 0 (изменённый)

Сумма 8

Вывод: представляет эстетическую ценность.

Таблица 3.3

Выразительность рельефа пейзажа в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Неровная поверхность 1 (речная долина: пойма+ террасы)

2 Обилие склонов 1 (1 склон)

3 Линия горизонта 2 (вся неровная)

4 Речная долина с рекой (видна вода) 1 (виден 1 берег)

Таблица 3.4

Выразительность растительного покрова в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Деревья (лесистость) 2

2 Травянистая растительность / смешанность леса 2(разнотравье / более 2 видов деревьев)

3 Линия горизонта из-за деревьев (леса) 1

Таблица 3.5

Выразительность следов деятельности человека (антропогенное влияние) в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Населённый пункт -2

2 Набережная -2

3 Инженерные строения -1

4 Единичное строение, представляющее культурную ценность 1 (фрагмент)

Вывод: сумма баллов табл. 3.3-3.5 = 6, эстетически непривлекательный и не обладает рекреационными ресурсами.

Рекомендации: из-за больших антропогенных изменений, которые ухудшили пейзаж, можно добавить скульптуры, фонтан, спрятать за деревьями техническое сооружение. Лавочки стоят правильно, так как взор сидящих людей направлен на реку и левый берег Оби. Таким образом, показано негативное влияние человека на рекреационные ресурсы местности при наличии природной (геоморфологической) выразительности.

Паспорт пейзажа № 4

Картина голландского живописца Якоба Исакса ван Рейсдала «Болото». 1665-1669. Холст, масло. 72,5x99 см

Внедрение и прпмш

Таблица 4.1

Количественная оценка обилия форм рельефа пейзажей в баллах

Объекты Число объектов Баллы

Мелкие формы рельефа (возвышения, на которых растут дубы) 3 2

Крупные формы рельефа 0 0

Крупные сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Крупные сооружения, ухудшающие пейзаж 0 1

Мелкие сооружения, улучшающие пейзаж 0 0

Мелкие сооружения, ухудшающие ландшафт 0 1

Сумма 4

Вывод: пейзаж привлекательный и представляет эстетическую ценность. Отсутствуют следы деятельности человека.

Таблица 4.2

Общая оценка эстетичности пейзажа в баллах

№ Характеристика(признак) пейзажа Присутствует Отсутствует Примечание

1 Доминантный объект 1 (упавшее дерево)

2 Фон 1

3 Объекты, загороженные фоном 0

4 Перспектива 1

5 Многоплановость (обилие ландшафтов) 1

6 Красочность (обилие цветов и оттенков) 2

7 Следы человеческой деятельности 2

Сумма 8

Вывод: представляет эстетическую ценность.

Таблица 4.3

Выразительность рельефа пейзажа в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Неровная поверхность 1

2 Обилие склонов 2 (2 склона)

3 Линия горизонта 0 (загорожена деревьями)

4 Видна вода 2

5 Отражение воды 1

Таблица 4.4

Выразительность растительного покрова в баллах

№ Признак пейзажа Присутствует (ярко, выразительно) Фоновое присутствие (непримечательно) Отсутствует

1 Деревья (лесистость) 2

2 Ярусность 2

3 Травянистая растительность / смешанность леса 2

4 Линия горизонта из-за деревьев (леса) 1

5 Водная растительность 2

Вывод: сумма баллов табл. 4.3-4.4 = 15, эстетически привлекательный и обладает рекреационными ресурсами. На картине присутствует утка с утятами, что можно расценивать как дополнительный положительный элемент пейзажа. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.