Научная статья на тему 'Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы'

Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы»

Фролова С.А.,

Преподаватель ГБ ПОУ КК КПТ, г.Кореновск, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Метод проблемного обучения исследовался в работах Ма-хмутова М.И., Маранцмана В.Г, Реза З.Я. и др., в которых раскрывается сущность элементов технологии проблемного обучения.

Обращение к данной теме продиктовано необходимостью подготовки обучающихся к дальнейшей самостоятельной деятельности.

Процесс проблемного обучения порождает различные интеллектуальные затруднения учащихся при изучении нового материала. На основании применения разных видов творчества, можно выделить три основных вида проблемного обучения.

Первый вид («теоретическая плоскость») - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие обучающимся нового правила, конструктивного решения конкретной ситуации. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид ( «практическая плоскость») - поиск практического решения, то есть поиск способа применения знаний в новой ситуации (составление тезисного плана, цитатных характеристик героев и т.д.). Постановка и решение практических учебных задач находится в основе этого вида проблемного обучения.

Третий вид («художественная плоскость») - это художественное отображение действительности на основе личных впечатлений, творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения.

Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может проходить с различной степенью познавательной активности обучающегося. Сама же степень активности определяется сфор-мированностью познавательной самостоятельности обучающихся.

Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения. К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1. Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся.

2.Второе требование к выдвигаемой проблеме - это по-сильность выполнения.

3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.

4.Немалую роль играет естественность постановки проблемы.

В связи с этим, следуя основным принципам проблемного метода обучения, уроки, посвященные жизнеописанию художников слова, называю «Литературной экскурсией». «Экскурсоводом» чаще всего бывает преподаватель. После лекции дается самостоятельная работа, которую называю «Путевые записки». Перед лекцией оговариваются условия, что все обучающиеся «отправляются» в путешествие и именно в той роли, которую они сами выберут. Задание имеет несколько вариантов:

1. Воспроизведение лекционного материала (можно использовать учебник). Это должны быть тезисы или конспекты.

2. «Путевые записки» с использованием дополнительной, заранее прочитанной учащимися литературы. Список книг рекомендует преподаватель.

3. Работа творческого характера «Мысли в пути».

4. Работа над иллюстрациями к биографии или произведениям писателя.

Урок по произведению М. Горького «Три правды» в пьесе «На дне» целесообразно, на мой взгляд, проводить в форме урока - суда, поскольку методика проведения занятия дает возможность более полно выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принцип героев.

Работа над романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» привела к пониманию того, чтобы метод проблемного обучения наиболее целесообразный для раскрытия идейного содержания романа. В начале своей работы я следовала советам Маранцмана В.Г, который предлагал отдельные вопросы и задания для проблемного анализа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», разделив их на три блока.

«Двоящийся мир»: найдите в романе сцены разоблачений, когда действия одного персонажа опровергают утверждения другого. Для начального примера проанализируйте сцену разоблачения Лужина Лебезятниковым и Раскольниковым, выступившим в роли судьи (ч. 5, гл. 3). Приведите примеры того, как меняется оценка людей в речах Катерины Ивановны.

Перечитайте 4 главу, часть 3 и объясните, почему Расколь-никову приснился страшный сон о старушонке.

На мой взгляд, при рассмотрении второго блока «Явка без покаяния» на уроке может быть организована исследовательская работа над текстом. Учащимся предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. И как итог - оформление таблицы (Таблица 1).

Таблица 1 - Анализ развития идеи литературного героя

Развитие идеи Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной Брезгливость

Случайно подслушанный в трак тире разговор студента и офицера Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук Нарастающая тоска

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик Отвращение к старухе и «предприятию», «неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

Также возможны вопросы проблемного характера:

Какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Рас-кольникова и как они им принимаются?

Почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольнико-

вым?

Как Соня содействовала тому, что Раскольников сделал « явку с повинной»? Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?

Третий блок «На рубеже добра и зла» целесообразнее начинать с обращения к «вечной» проблеме «маленького человека».

Один из главных вопросов может звучать следующим образом: чем «маленький человек» в романе Достоевского отличается от Акакия Акакиевича и героев « Петербургских повестей » Гоголя?

На одном из уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Христианская основа романа» проводится

кропотливая работа с текстом при обозначенной проблеме. Сопоставляя текст Евангелия и текст романа, озвучиваются преподавателем проблемные вопросы: « Как этот эпизод Евангелия связан с сюжетом романа? Какие детали связывают историю Лазаря и духовное воскресение Раскольникова?» Или, отвечая на проблемный вопрос «Можно ли Петербург считать действующим лицом романа?», учащиеся, анализируя текст, выполняют следующее задание: какие детали повторяются в описании Петербурга; какова их роль в создании образа в романе?

Были проведены уроки по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», общая цель которых - применение элементов проблемного обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 2.

Таблица 2 - Структура урока, разработанного по методу «проблемного обучения»

Тема и тип урока Задачи урока Методы проблемного обучения Вопросы проблемного характера

Ф.М Достоевский. Этапы жизни и творчества. Урок объяснения нового материала. 1.познакомить обучающихся с судьбой и творчеством Ф. М. Достоевского; 2. пробудить интерес к его творчеству; 3.выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время. метод монологического изложения, диалогический метод обучения, эвристический метод изложения. Что является главной ценностью человека? В чем причины огромной популярности писателя в наше время? Почему Ф. М. Достоевский отказался от первоначального названия романа «Пьяненькие»?

В бинарном уроке (русский язык, Кубановедение) «Традиционная народная культура казаков. Кубанские говоры и литературная норма» были использованы элементы проблемного метода, благодаря которому обучающиеся, разбившись на группы и получив задания, детально изучили все особенности по шести микромодулям:

1. «С чего начинается Родина?»

2. «Жилище казаков»

3. «Кубанские говоры и литературная норма»

4. «Одежда казаков»

5. «Семейный и общественный быт казаков»

6. «Фольклор»

Таким образом, проблемное обучение имеет место быть на уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учащихся.

Список использованной литературы

1. Жуйкова Н. В. Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы в 7-8 классах // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 6.

2. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010.

3. Маранцман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе// Просвещение - 1977.

© Фролова С.А.,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.